Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2016 в 13:08, курсовая работа
Целью всестороннее изучение особенностей статуса свидетеля, порядка получения и использования в уголовном процессе его показаний и выработка на этой основе предложений по оптимизации действующего законодательства и практики его применения.
Для реализации поставленных целей исследования было необходимо разрешить следующие задачи:
- раскрыть понятие правового статуса гражданина, привлекаемого к свидетельствованию;
- проанализировать права и обязанности гражданина, привлекаемого к свидетельствованию на досудебных и судебных стадиях;
- проанализировать свидетельские показания и раскрыть их роль в уголовном процессе;
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О СТАТУСЕ ГРАЖДАН, ПРИВЛЕКАЕМЫХ К СВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЮ В УГОЛОВНОМ ПОЦЕССЕ …………………………………………………………………….6
§ 1. Структура процессуального статуса свидетеля в уголовном процессе ……………………………………………………………………………..6
§ 2. Права и обязанности гражданина, привлекаемого к свидетельствованию ……………………………………………….…20
ГЛАВА 2. ПОЛУЧЕНИЕ СВИДЕТЕЛЬСКИХ ПОКАЗАНИЙ ИХ ОЦЕНКА И ПРОВЕРКА
§ 1. Получение свидетельских показаний…………………………58
§ 2. Оценка и проверка свидетельских показаний
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………72
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…..…………………...…79
Главное условие для включения проверочных фактов в допрос свидетеля в качестве относящихся к делу состоит в том, чтобы они действительно соответствовали цели установления истины. Простое же «подлавливание» свидетеля на мелких неточностях, объясняемых естественными причинами человеческой памяти, выражениями словами мыслей и прочим, не должно допускаться председательствующим.
Каждое доказательство, в том числе и показания свидетелей, в силу ч. 1 ст. 88 УПК РФ подлежит оценке с точки зрения относимости, допустимости, достоверности, а все собранные доказательства в совокупности должны удовлетворять требованиям достаточности для разрешения уголовного дела.
Недопустимые доказательства не имеют юридической силы и не могут быть положены в основу обвинения, а также использоваться для доказывания любого из обстоятельств, предусмотренных ст. 73 УПК РФ.
Показания свидетелей ускоряют процесс раскрытия и расследования преступлений, снижают сроки рассмотрения дел в судах, сокращают временные промежутки с момента совершения преступления до наказания, назначаемого по приговору суда, что способствует более скорому привлечению виновных к уголовной ответственности и восстановлению нарушенных преступлением прав граждан.
Современное уголовно-процессуальное законодательство Российской Федерации определяет, что при проверке показаний свидетеля должны учитываться все факторы, которые могли повлиять на их доброкачественность: условия восприятия, свойства памяти, состояние здоровья, зрение, опыт, темперамент, склонность к преувеличению или преуменьшению увиденного и т.п. Кроме того, при оценке свидетельских показаний учитываются также природные условия, при которых свидетель воспринимал явление (время, место, погода, видимость, слышимость, продолжительность восприятия, расстояние до объекта), время, прошедшее с момента восприятия явления, обстановка дачи показаний и др. Несмотря на то что показания свидетеля имеют доказательственное значение независимо от пола, возраста, рода занятий, профессиональной подготовки, увлечений, необходимо учитывать перечисленные обстоятельства при определении объема и качества показаний.
Каждое доказательство, в том числе и показания свидетелей, в силу ч. 1 ст. 88 УПК РФ подлежит оценке с точки зрения относимости, допустимости, достоверности, а все собранные доказательства в совокупности должны удовлетворять требованиям достаточности для разрешения уголовного дела.
Недопустимые доказательства не имеют юридической силы и не могут быть положены в основу обвинения, а также использоваться для доказывания любого из обстоятельств, предусмотренных ст. 73 УПК РФ.
Показания свидетелей ускоряют процесс раскрытия и расследования преступлений, снижают сроки рассмотрения дел в судах, сокращают временные промежутки с момента совершения преступления до наказания, назначаемого по приговору суда, что способствует более скорому привлечению виновных к уголовной ответственности и восстановлению нарушенных преступлением прав граждан. Вместе с тем в рамках УПК РФ отсутствуют четкие правила, которые позволили бы полноценно проверять качество свидетельских показаний, что предполагает дальнейший поиск путей совершенствования регламентации процессуального порядка их получения, закрепления и оценки.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Гражданином, привлекаемым к свидетельствованию, является лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для расследования и разрешения уголовного дела, и которое вызвано для дачи показаний.
Вызов и допрос граждан, привлекаемых к свидетельствованию, осуществляются в порядке, установленном статьями 187 – 191 УПК РФ.
Гражданин, привлекаемый к свидетельствованию вправе:
1) отказаться свидетельствовать
против самого себя, своего супруга
(своей супруги) и других близких
родственников, круг которых определен
пунктом 4 статьи 5 настоящего Кодекса.
При согласии свидетеля дать
показания он должен быть
2) давать показания на родном языке или языке, которым он владеет;
3) пользоваться помощью переводчика бесплатно;
4) заявлять отвод переводчику, участвующему в его допросе;
Пункт 5 части четвертой статьи 56 и статья 119 с учетом их нормативной взаимосвязи предполагают наличие у свидетеля, равно как и у всех лиц, законные интересы которых затрагиваются в ходе уголовного судопроизводства, права заявлять ходатайства о производстве процессуальных действий или принятии процессуальных решений, в том числе о возврате до вступления в законную силу приговора суда признанного вещественным доказательством по уголовному делу имущества, подверженного быстрому моральному старению.
5) заявлять ходатайства и приносить жалобы на действия (бездействие) и решения дознавателя, следователя, прокурора и суда;
6) являться на допрос с адвокатом в соответствии с частью пятой статьи 189 настоящего Кодекса;
Однако ч. 2 ст. 278 УПК РФ устанавливает, что председательствующий разъясняет свидетелю права, обязанности и ответственность, предусмотренные ст. 56 УПК РФ, в том числе свидетелю разъясняется и право являться на допрос с адвокатом. Следовательно, рассматриваемое право может быть реализовано и в стадии судебного разбирательства, поскольку, во-первых, прямого запрета на это закон не содержит, во-вторых, присутствие адвоката свидетеля при его допросе в суде никак не нарушает права сторон, в случае, конечно, если такой адвокат преследует цель исключительно защиты прав свидетеля.
7) ходатайствовать о применении мер безопасности, предусмотренных частью третьей статьи 11 УПК РФ.
не может быть принудительно подвергнут судебной экспертизе или освидетельствованию, за исключением случаев, предусмотренных частью первой статьи 179 УПК РФ.
Гражданин, привлекаемый к свидетельствованию не вправе:
1) уклоняться от явки по вызовам дознавателя, следователя или в суд;
2) давать заведомо ложные показания либо отказываться от дачи показаний;
3) разглашать данные
В случае уклонения от явки без уважительных причин свидетель может быть подвергнут приводу.
За дачу заведомо ложных показаний либо отказ от дачи показаний свидетель несет ответственность в соответствии со статьями 307 и 308 Уголовного кодекса Российской Федерации.
При наличии достаточных данных об угрозе причинения вреда правам и законным интересам свидетеля, а также его родственникам или близким он имеет право ходатайствовать о применении мер безопасности, перечисленных в ст. 11 УПК РФ (изъятие сведений о защищаемом лице из материалов уголовного дела с указанием псевдонима; контроль и запись телефонных переговоров этих лиц; опознание в условиях, исключающих наблюдение опознающего опознаваемым; рассмотрение дела в закрытом судебном заседании; допрос в суде при условиях, исключающих визуальное наблюдение свидетеля другими участниками судебного разбирательства). Основанием для применения дополнительных мер безопасности является наличие сведений о возможности угрозы свидетелю или иным участникам процесса со стороны лица, в отношении которого решается вопрос о применении меры пресечения (п. 3 ч. 1 ст. 97 УПК). УПК устанавливает характер угрозы более определенно, чем уголовный закон. В ст. 309 УК РФ состав преступления связывается с точно перечисленными видами посягательства - шантажом, с угрозой убийства, причинением вреда здоровью, уничтожением или повреждением имущества свидетеля, потерпевшего, эксперта или их близких. Следовательно, другой способ воздействия, не подпадающий под перечень видов угрозы в диспозиции ч. 1 ст. 309 УК РФ, не влечет уголовной ответственности. В ч. 3 ст. 11 УПК РФ устанавливаются, кроме перечисленных и совпадающих с УК РФ оснований (угроза уничтожением или повреждением имущества, применением насилия, убийством), дополнительные - "иные опасные противоправные деяния".
Иногда свидетель высказывает свое мнение о возможном участнике преступления, умозаключение о том, когда происходило событие, и т.д. Выводы свидетеля, его умозаключения не являются сами по себе доказательствами, так как доказательственное значение в свидетельских показаниях имеют сведения о конкретных фактах.
Предметом свидетельских показаний должностных лиц, участвовавших в досудебном производстве по уголовному делу, могут быть обстоятельства, связанные с выполнением оперативно-розыскных мероприятий, задержанием подозреваемого, совершением ими самими каких-либо действий, связанных с выполнением обязанностей по службе. Пробелы протоколов следственных действий также могут быть восполнены последующими показаниями лиц, присутствовавших при производстве следственного действия ex officio36. Однако обвиняемый не может быть изобличаем своими собственными заявлениями, которые передаются показаниями лиц, проводивших в отношении него следственные действия или оперативно-розыскные мероприятия. Должностные лица органов уголовного преследования не могут своими свидетельскими показаниями восполнять протоколы допросов обвиняемого или других документов, которые составлялись со слов обвиняемого в ходе предварительного расследования. Показания сотрудников органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, работников правоохранительных органов по предмету их непосредственной деятельности должны оцениваться исходя из презумпции в добросовестности государственного служащего, а не из предположения об их заинтересованности в исходе дела в пользу обвинения.
Порой судьи больше доверяют показаниям, которые получены органом предварительного расследования. Между тем протокол допроса свидетеля, составленный органом предварительного расследования, не может приниматься судом к использованию в качестве доказательства до тех пор, пока председательствующий с участием сторон не придет к выводу о допустимости его оглашения ввиду наличия специальных оснований, предусмотренных законом.
Немой (глухонемой) свидетель не может дать показания устно. Он не имеет физической возможности воспроизвести звуки речи, с помощью языка выразить словами свои мысли и таким путем сообщить имеющие отношения к уголовному делу сведения. Обычно немой (глухонемой) свидетель в состоянии дать показания с помощью жестов или дактилологии. Тогда его показания - это не устная, а жестовая либо воспроизводимая пальцами рук речь. Но нельзя отрицать ситуацию, когда свидетель стал немым (глухонемым) недавно. Он в состоянии изложить письменно в протоколе допроса свои показания, но не владеет техникой жестовой речи и (или) дактилологии. Что же, в такой ситуации, лишен возможности получить у свидетеля показания? Конечно же, нет. Такой свидетель все равно может дать показания. Показания в этом и только в этом случае он может дать письменно, собственноручно записав их в протоколе допроса. В такой ситуации показаниями последовательно именовать письменно, с соблюдением требований уголовно-процессуального законодательства сообщенные, имеющие отношение к уголовному делу сведения.
Получение показаний с применением полиграфа на досудебном производстве надо развивать в целях раскрытия преступления, выявления скрываемой информации, сбора дополнительной информации, установления обвиняемого и прочего, но доказывать в суде с помощью полиграфа нельзя.
Подводя итоги настоящему исследованию, необходимо отметить, что современное российское законодательство, в определенной степени, отвечает потребностям регламентирования процессуального положения свидетеля. Однако достижению целей уголовного судопроизводства, обеспечению законности при производстве по уголовным делам и охране прав свидетелей могли бы способствовать устранение существующих в законе противоречий, а также учет изложенных в настоящей работе предложений.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХИСТОЧНИКОВ
Международные договоры
Законы и иные нормативные акты