Получение свидетельских показаний

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2016 в 13:08, курсовая работа

Описание работы

Целью всестороннее изучение особенностей статуса свидетеля, порядка получения и использования в уголовном процессе его показаний и выработка на этой основе предложений по оптимизации действующего законодательства и практики его применения.
Для реализации поставленных целей исследования было необходимо разрешить следующие задачи:
- раскрыть понятие правового статуса гражданина, привлекаемого к свидетельствованию;
- проанализировать права и обязанности гражданина, привлекаемого к свидетельствованию на досудебных и судебных стадиях;
- проанализировать свидетельские показания и раскрыть их роль в уголовном процессе;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О СТАТУСЕ ГРАЖДАН, ПРИВЛЕКАЕМЫХ К СВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЮ В УГОЛОВНОМ ПОЦЕССЕ …………………………………………………………………….6
§ 1. Структура процессуального статуса свидетеля в уголовном процессе ……………………………………………………………………………..6
§ 2. Права и обязанности гражданина, привлекаемого к свидетельствованию ……………………………………………….…20
ГЛАВА 2. ПОЛУЧЕНИЕ СВИДЕТЕЛЬСКИХ ПОКАЗАНИЙ ИХ ОЦЕНКА И ПРОВЕРКА
§ 1. Получение свидетельских показаний…………………………58
§ 2. Оценка и проверка свидетельских показаний
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………72
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…..…………………...…79

Файлы: 1 файл

УГОЛОВНО ПРОЦ ПРАВО.docx

— 126.66 Кб (Скачать файл)

Результаты такого допроса фиксируются в протоколе судебного заседания.

 

§ 2. Оценка и проверка показаний свидетеля

 

Показания  гражданина, привлекаемого к свидетельствованию – это сведения, сообщенные им на допросе, проведенном в ходе досудебного производства по уголовному делу или в суде в порядке, предусмотренном законом. Показания гражданина, привлекаемого к свидетельствованию, являются самостоятельным широко распространенным видом доказательств, специфика которого определяется процессуальным положением свидетеля. Показания гражданина, привлекаемого к свидетельствованию выступают в качестве одного из средств установления материальной истины по делу, т. е. призваны восстановить картину того, что имело место в действительности; доказать те обстоятельства, которые стали предметом исследования, дать им правильную юридическую оценку.

Согласно ст. 79 УПК РФ показания свидетеля - это сведения, сообщенные им на допросе, проведенном в ходе досудебного производства по уголовному делу или в суде в соответствии с требованиями ст. ст. 187 - 191 и 278 УПК РФ.

Гражданин, привлекаемый к свидетельствованию, не относится ни к стороне обвинения, ни к стороне защиты. Он - иной участник процесса, непричастный к совершению преступления, но располагающий сведениями о нем или об обстоятельствах, установление которых необходимо для правильного разрешения уголовного дела. Он может давать любые показания, как уличающие, так и оправдывающие обвиняемого. Предмет свидетельских показаний определяется ч. 2 ст. 79 УПК РФ, где сказано, что свидетель может быть допрошен о любых относящихся к делу обстоятельствах, в том числе о личности обвиняемого, потерпевшего и своих взаимоотношениях с ними и другими свидетелями. Показания о подготовке, месте, времени, способе, лице, совершившем преступление, о работе обвиняемого, семейном состоянии и т.п. должны в протоколе записываться подробно для того, чтобы иметь возможность их проверить, сопоставляя с другими доказательствами.31

Иногда свидетель высказывает свое мнение о возможном участнике преступления, умозаключение о том, когда происходило событие, и т.д. Выводы свидетеля, его умозаключения не являются сами по себе доказательствами, так как доказательственное значение в свидетельских показаниях имеют сведения о конкретных фактах. Следователь должен выяснить, на основании каких фактов свидетель мог прийти к высказанным выводам. Например, свидетель сообщает о том, что драка началась "примерно в 14 часов дня". Следователь обязан поинтересоваться, на основании чего свидетель определил время события. Один из вариантов ответа на этот вопрос может выразиться в уточнении свидетеля, что он пошел в магазин, который открывается в 14 часов дня, и увидел, как началась потасовка.

Предмет свидетельских показаний связывается в первую очередь с предметом доказывания или обстоятельствами, подлежащими доказыванию, перечень которых обозначен в ст. 73 УПК РФ. Среди указанного перечня решающее место определяют показания свидетеля как сообщаемые ими сведения об обстоятельствах преступления.

Однако Н.В. Сидорова, например, включает «в предмет показаний свидетеля кроме обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу, также обстоятельства, характеризующие личность обвиняемого и личность потерпевшего, обстоятельства, характеризующие взаимоотношения свидетеля и обвиняемого, свидетеля и потерпевшего, свидетеля с другими свидетелями, а также любые иные обстоятельства, имеющие отношение к данному уголовному делу»32.

В данном случае предмет показаний свидетеля расширяется и включает в себя не только обстоятельства расследуемого уголовного дела, а также сведения об участниках уголовного судопроизводства.

Содержание показаний свидетеля заключается в том, что они относятся к предмету, и ограничены возможностями восприятия органами чувств свидетеля или лиц, от которых он узнал относимые к делу сведения.

Показание гражданина, привлекаемого к свидетельствованию, проходит трансформацию от сообщения до факта. Показания свидетеля становятся фактом после их проверки в суде (в первую очередь, перекрестным допросом) и в результате оценки в системе с другими доказательствами, собранными по делу. Как показывает изучение материалов уголовных дел, в нашем процессе перекрестный допрос не имеет исключительного фактообразующего значения.

Они служат средством для формирования внутреннего убеждения судьи. Согласно риторике показания свидетелей считаются нетехническими доказательствами, т. е. примерами, которые оратор берет вне речи, и строит на них, как не выводимых из другого знания данных, свой вывод.

Не могут служить доказательством данные, которые свидетель сообщил вне допроса. Но такие сведения могут являться основанием для вызова его для получения свидетельского показания.

Предметом свидетельских показаний должностных лиц, участвовавших в досудебном производстве по уголовному делу, могут быть обстоятельства, связанные с выполнением оперативно-розыскных мероприятий, задержанием подозреваемого, совершением ими самими каких-либо действий, связанных с выполнением обязанностей по службе. Пробелы протоколов следственных действий также могут быть восполнены последующими показаниями лиц, присутствовавших при производстве следственного действия ex officio33. Однако обвиняемый не может быть изобличаем своими собственными заявлениями, которые передаются показаниями лиц, проводивших в отношении него следственные действия или оперативно-розыскные мероприятия. Должностные лица органов уголовного преследования не могут своими свидетельскими показаниями восполнять протоколы допросов обвиняемого или других документов, которые составлялись со слов обвиняемого в ходе предварительного расследования. Показания сотрудников органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, работников правоохранительных органов по предмету их непосредственной деятельности должны оцениваться исходя из презумпции в добросовестности государственного служащего, а не из предположения об их заинтересованности в исходе дела в пользу обвинения.

Деление граждан, привлекаемых к свидетельствованию на свидетелей защиты и обвинения, на первый взгляд, вытекает из части 4 статьи 220 УПК.34 Однако, природа нашего уголовного процесса такова, что не позволяет рассматривать свидетелей в качестве процессуальных слуг сторон. В современном российском уголовном судопроизводстве назначение свидетелей состоит в том, чтобы содействовать установлению материальной истины по делу. Показание свидетеля только тогда имеет юридическую силу, когда обладает способностью правильно, объективно раскрывать обстоятельства дела. Вместе с тем на силу показаний свидетеля оказывает влияние его личность и поведение во время допроса на суде.

Часто судьи больше доверяют показаниям, которые получены органом предварительного расследования. Между тем протокол допроса свидетеля, составленный органом предварительного расследования, не может приниматься судом к использованию в качестве доказательства до тех пор, пока председательствующий с участием сторон не придет к выводу о допустимости его оглашения ввиду наличия специальных оснований, предусмотренных законом.

Особенность свидетельских показаний как отдельного вида доказательств состоит в незаменимости свидетеля. Свидетель порождается событием, по поводу которого ведется уголовное дело. Одно и то же лицо в одном и том же уголовном деле не может быть одновременно свидетелем и обвиняемым, свидетелем и экспертом и, очевидно, свидетелем и специалистом, хотя в последнем случае, ввиду отсутствия в УПК указаний на порядок получения показаний специалиста, допрос его проводится по правилам допроса свидетеля и эксперта. Если лицо, совершившее преступление, находилось в положении обвиняемого, подсудимого или осужденного, если виновность этого лица доказана с несомненностью, если в связи с этим оно пользовалось правами обвиняемого (подсудимого), оно должно в необходимых случаях допрашиваться не по правилам допроса свидетеля, а по правилам допроса обвиняемого (подсудимого), что должно быть отражено в уголовно-процессуальном законодательстве.

Важнейшей видовой чертой свидетельского показания является то, что это личное доказательство, а значит - устное. Это доказательство должно быть, по общему правилу, получено из уст самого свидетеля в зале суда.

Протоколы допроса свидетеля, составленные на предварительном расследовании, или письменные акты опроса адвокатом лиц с их согласия, нотариально или иным образом удостоверенные публичной властью, могут претендовать лишь на роль производного источника доказательства данного вида и использоваться лишь в тех случаях, когда у суда нет возможности обратиться к первоисточнику.35

Оглашение протокола допроса граждан, привлекаемых к свидетельствованию, не делает автоматически содержащиеся в нем сведения доказательством. Прежде всего, потому, что чаще всего это процессуальное действие связано с критическим исследованием показаний, непосредственно данных свидетелем в судебном заседании. Оно не служит заменой допросу, а дополняет его. Однако и в том случае, когда суд лишен возможности заслушать свидетеля (например, по причине смерти последнего), оглашение протокола допроса этого свидетеля не может заменить собой судебного допроса. Свидетельское показание в силу этого существенно теряет в своей силе, поскольку противная сторона может утверждать о наличии неразрешимых сомнений в достоверности и полноте показаний свидетеля.

Немой (глухонемой) свидетель не может дать показания устно. Он не имеет физической возможности воспроизвести звуки речи, с помощью языка выразить словами свои мысли и таким путем сообщить имеющие отношения к уголовному делу сведения. Обычно немой (глухонемой) свидетель в состоянии дать показания с помощью жестов или дактилологии. Тогда его показания - это не устная, а жестовая либо воспроизводимая пальцами рук речь. Но нельзя отрицать ситуацию, когда свидетель стал немым (глухонемым) недавно. Он в состоянии изложить письменно в протоколе допроса свои показания, но не владеет техникой жестовой речи и (или) дактилологии. Что же, в такой ситуации, лишен возможности получить у свидетеля показания? Конечно же, нет. Такой свидетель все равно может дать показания. Показания в этом и только в этом случае он может дать письменно, собственноручно записав их в протоколе допроса. В такой ситуации показаниями последовательно именовать письменно, с соблюдением требований уголовно-процессуального законодательства сообщенные, имеющие отношение к уголовному делу сведения.

Объектом показаний являются «обстоятельства» по смыслу статьи 73 УПК, предмет показаний составляют сведения об обстоятельствах, т. е. ответы свидетеля на поставленные ему допрашивающим вопросы.

В показания свидетеля может входить проверка репутации свидетеля. Все значение свидетеля зависит от того, говорит он правду или нет. Поэтому вопрос о достоверности свидетели всегда имеет отношение к делу. Проверка свидетеля может идти в двух направлениях. Во-первых, можно допросом доказывать внутреннюю несостоятельность его показаний, их неточность, неправдоподобие или несогласие с другими доказательствами; это будет опровержение свидетельства. Во-вторых, можно опорочивать самого свидетеля как человека и личность, не внушающую к себе доверие, в силу той или иной физической или нравственной черты.

Получение показаний с применением полиграфа на досудебном производстве надо развивать в целях раскрытия преступления, выявления скрываемой информации, сбора дополнительной информации, установления обвиняемого и прочего, но доказывать в суде с помощью полиграфа нельзя.

Такой порядок получение свидетельских показаний уголовно-процессуальным законодательством не предусмотрено. Но, в рамках взаимодействия следственных и оперативно-розыскных органов при раскрытии и расследовании преступлений законом не запрещает.

Данные, полученные в результате оперативно-розыскных мероприятий, чтобы стать доказательствами должны быть введены в уголовный процесс в соответствии с положениями уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации, регламентирующими собирание, проверку и оценку доказательств в соответствии ч. 2 ст. 11 Закона «Об оперативно-розыскной деятельности», то есть получить статус одного или нескольких доказательств, предусмотренных ст. 74 УПК РФ.

В ходе оперативно-розыскной деятельности оперативный работник или лицо, оказывающее ему содействие, может лично, непосредственно наблюдать те или иные факты, события, действия, имеющие значение для дела, входящие в предмет доказывания в соответствии со ст. 73 УПК РФ. Например: опрос – специальная беседа, проводимая с гражданами, которым могут быть известны сведения об исследуемом событии или причастных к нему лицах. Объектами опроса могут быть любые лица, располагающие значимой информацией. Опрос допускается только при добровольном согласии лица на беседу. Он может проводиться как по месту жительства граждан, так и в служебном помещении правоохранительного органа. Результаты опроса, при согласии опрашиваемого могут быть оформлены объяснение. При проведении опроса с согласия его участников может использовать полиграф-специальное устройство, регистрирующее психологические реакции опрашиваемого на задаваемые вопросы и позволяющие выявить тщательно скрываемые им факты. Процедура полиграфного опроса предусмотрена Инструкцией, утвержденной Приказом МВД России от 28 декабря 1994 года. Результаты такого опроса оформляются заключением оператора, которое может передаваться следователю только для учета в процессе доказывания.   

Пределы показаний гражданина, привлекаемого к свидетельствованию составляет весь тот информационный материал, который производится и воспринимается судьями (присяжными) в ходе судебного допроса (допросов) при речевом взаимодействии допрашивающего (-их) и допрашиваемого. В этих пределах заключается вся объективная реальность показания свидетеля, из которой формируется общее впечатление судьи, присяжного о правдоподобии сообщаемого и делается вывод о признании его фактом. В эти пределы входит деятельность переводчика, действия сторон и суда по снятию вопросов и прочее.

Информация о работе Получение свидетельских показаний