Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 19:44, курс лекций
Линейная алгебра
I. ПРЕДМЕТ ЛИНЕЙНОЙ АЛГЕБРЫ
ал... а
/ап ... Я]
Таким образом, не только доказана обратимость матрицы Л, но и дано явное выражение ей обратной матрицы Л-1 (единственной!)
Если рассматриваемое кольцо является полем, то так как в поле все ненулевые элементы делят единицу, условия теоремы 3, 3 можно упростить.
Именно,
для обратимости матрицы Л
необходимо и достаточно, чтобы она
была квадратной и чтобы ее опреде-
литель был отличен от нуля11. Как это указывалось в параграфе 2, если А, В обратимы, то
(Л-1)-1 = Л, (Л5)-1 = Д-М-1.
Теперь будет введена еще одна вспомогательная операция над матрицами — их транспонирование.
Пусть А — матрица; матрица полученная из А перестановкой всех строк (в их порядке) на место столбцов, называется транспонированной и будет обозначаться А1.
Легко проверяется (проверить!), что
(Л!)! = Л, (А +В)1=А1 +В1, [AB)1 — 5'Л1.
Используя понятие транспонирования, как и в теории определителей, можно использовать „равноправность" строк и столбцов для сокращения некоторых доказательств. Например, пусть доказано первое утверждение теоремы 3, 1; пусть теперь г < k. Но тогда матрица Л1 удовлетворяет условиям первой части теоремы и, следовательно, по доказанному, существует ненулевой столбец В такой, что А1В=0; но тогда, транспонируя, ВХА— 0 и 51 = 0; это доказывает второе утверждение теоремы 3, 1.
IV. ЛИНЕЙНЫЕ УРАВНЕНИЯ
В этом параграфе будут рассмотрены системы линейных уравнений
aiA-b • ■ + a\nxti —
ak\x\ + • . • + aknxn = bk.
Для полного исследования этих уравнений будут сделаны следующие ограничительные предположения. Пусть Н — аддитивная коммутативная группа с коммутативным кольцом линейных операторов R, отображающих Н в И.
Дальнейшая теория, во всяком случае, верна в следующих трех основных случаях: R — коммутативное поле; R — кольцо целых чисел; R -- кольцо полиномов одного аргумента X с коэффициентами из некоторого коммутативною поля.
Общие для этих трех случаев свойства, которые используются в дальнейшем доказательстве, следующие:
1. В R введена некоторая упорядоченность элементов, которая будет выражаться словами „элемент aeR меньше beR'1-, при ней нулевой элемент меньше всякого другого, делимое, отличное от нуля, не меньше делителя и всякая последовательность уменьшающихся элементов конечна"-.
Коммутативные кольца, для которых выполняются эти требования, принято называть эвклидовыми (так как в этих кольцах проводится алгорифм Эвклида нахождения общего наибольшего делителя).
Сделаем
еще несколько замечаний
Два ненулевые элемента из R, которые делят друг друга (такие элементы будут называться эквивалентными), отличаются друг от друга множителями, являющимися делителями единицы: если а\Ь и Ь\а (а ф О, ЬФ 0), то a=pb, b~qa, где р и q — делители единицы; таким образом, в R существуют р~1 и q~l; обратное заключение также справедливо.
В кольце целых чисел два делителя единицы: 1 и — 1. В кольце полиномов делителями единицы являются все ненулевые постоянные полиномы. В поле делителями единицы являются все элементы, кроме нуля.
Каждый ненулевой элемент а из R может быть представлен в виде а — гр1...рп, где s — делитель единицы, ри .. ., рп — простые элементы R (в случае, если R есть поле, а = г), при этом простые множители р1,...,рп определяются элементом а однозначно, с точностью до порядка следования и эквивалентности (иначе говоря, в дв}-х разложениях элемента количество простых множителей одинаково и они попарно эквивалентны в некоторой последовательности).
Для всякого конечного множества элементов из R — alt . . .,а„, — однозначно, с точностью до эквивалентности, определяется их общий наибольший делитель d\ при этом в R можно подобрать такие элементы рг . . ,рп, что d = = Piai Н- • • • + Рпап (проверить это свойство для случая, когда R есть поле). Из определения линейных операторов, в том числе единичного, нулевого, их суммы и произведений, следует, что для любых a, $eR и abeH,
a(a±b) = aa±ab, (а + |3)а = аа ± [За, (ар)а = «(ра), 1 а = а, 0а = 0, «0 = 0.
При рассмотрении системы (4,1) будем предполагать, что Ьъ . . ,,bkeH, аи, . . ., akneR\ решения будут разыскиваться также среди элементов И.
Примеры. 1. Пусть ау, bl(i = 1 k;J=l,..., ri)
суть целые числа (R — кольцо целых чисел, Н— аддитивная группа целых чисел); определяются целочисленные решения системы (4, 1).
Основной вопрос, рассматриваемый в этом параграфе, — приведение системы уравнений (4, 1) путем преобразования уравнений и неизвестных к простейшему виду; соответственно упрощению будет подвергаться матрица системы (4, 1)
I аи ... ain\
\aki ■ ■ ■ aknl •
Одним из основных преобразований системы (4, 1) является (при k > 1) замена одного из уравнений системы суммой этого уравнения и произведения какого-либо оператора из R и какого-либо другого из этих уравнений (подобным преобразованием достигается исключение неизвестных). Например, прибавляя к первому уравнению произведение второго на р, получаем следующую систему:
(Дц + P<h\)X\ + • ■ • + [а1п + раъп)хп = b1 + pb2,
а21-*г1+ • • • + а2пхП —
0*1*1+ • • • + aknxn=bk.
Очевидно, каждое решение системы (4,1) является решением также и полученной системы. Обратно, вычитая из первого уравнения полученной системы произведение р на второе уравнение (или, что равносильно, прибавляя произведение-?? и второго уравнения), можно восстановить первоначальную систему. Итак, каждое решение полученной системы является также решением первоначальной.
Таким образом, рассматриваемое преобразование обратимо, и это обстоятельство обеспечивает неизменность решений в результате такого преобразования.
.
Проведенное преобразование
Для получения простейшей формы системы приходится заменять также и неизвестные; основным преобразованием такого вида (при га> 1) является замена одного из неизвестных суммой нового неизвестного и произведения какого-либо оператора peR на другое из неизвестных. Например, замена х2—у2+рх1.
Система (4, 1) тогда принимает следующую форму:
{аи + ра12)хх + д12у2 + • • • + а1пхп = Ьи
(aki+PakJxi + V2 + • • • + V. = bk
Легко видеть, что и это преобразование обратимо (заме- на у2 = х2 — рхг). Это позволяет, по формуле х2=у2-\-рхх, легко подсчитать решение одной системы по известному решению другой системы. Матрица системы А при этом преобразуется так: к элементам первого столбца прибавляются произведения р на соответствующие элементы второго столбца.
Очевидно,
проще проводить такие
1
(2). Прибавление к какой-либо
3 (4). Умножение какой-либо строки (столбца) матрицы на делителя единицы.
5
(6). Перестановка двух строк (
Все эти преобразования обратимы (проверить, почему в преобразованиях 3, 4 допускается умножение только на делитель единицы?).
Будем называть некоторую матрицу В эквивалентной матрице А, если матрицу В можно получить посредством конечного количества элементарных преобразований из матрицы А (по схеме А Л2 -> . . . -> As~ -> В. Каждая следующая матрица получается из предыдущей посредством одного из шести элементарных преобразований).
Благодаря обратимости элементарных преобразований, если матрица В эквивалентна А, то А эквивалентна В\ далее, легко видеть, что две матрицы, эквивалентные третьей, эквивалентны между собой (доказать!); наконец, ненулевря матрица эквивалентна самой себе (доказать!). Очевидно, эквивалентные матрицы имеют одинаковый размер.
Основной
в рассматриваемом вопросе
Теорема 4, 1. Посредством конечного количества последовательных элементарных преобразований всякую матрицу, с элементами из эвклидова кольца, можно привести к („каноническому") виду
Здесь ти .. ., тг отличны от нуля, прочие элементы матрицы равны нулю; в случае г = О, все элементы матрицы —
нули; при r> 1, m^m^i <, _ \ ,._!)»**
Если обозначить через уг,..., уп неизвестные, возникающие после всех проделанных элементарных преобразований системы (4, 1), через сх ck — свободные члены полученной системы, то систему (4, 1) можно, таким образом, привести к виду
тг У! = съ т-гУг = сг,
0=см ь (4,31
О = с- .
Доказательство. Если все элементы матрицы Л равны нулю, то справедливость теоремы очевидна.