Творческие особенности рисунков Рембрандта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Августа 2011 в 16:00, курсовая работа

Описание работы

Рембрандт принадлежит к числу великих художников прошлого, в творчестве которых рисунок занимал особенно большое место. Один из самых глубоких психологов в истории мирового искусства, Рембрандт расширил рамки рисунка, придав ему, так же как своей живописи и офортам, психологическую направленность.Графическое наследие Рембрандта огромно. Его отличает редкое тематическое разнообразие, а также то, что развитие некоторых жанров, например, пейзажа, приходится у него на определенные годы творчества.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Стилевые особенности рисунков Рембрандта 6
1.1 Отличительные черты рисунков Рембрандта 6
1.2 Особенности техники рисунков Рембрандта 12
Глава 2. Жанровое многообразие рисунков Рембрандта 17
2.1 Сюжеты и композиция рисунков 1620-1640-х гг. 17
2.2 Автобиографические мотивы творчества Рембрандта 24
2.3 Обнаженная натура в рисунках Рембрандта 29
2.4 Пейзажные композиции. Анималистическое творчество Рембрандта 32
2.5 Библейские сюжеты в рисунках Рембрандта 39
Заключение 43
Список литературы: 44
Приложение 47

Файлы: 1 файл

Рисунки Рембрандта.doc

— 309.00 Кб (Скачать файл)

      Библейские  композиции демонстрируют неисчерпаемое  богатство художественных замыслов Рембрандта. В «Несении креста» (ок. 1635, Берлин Кабинет гравюр) (См. Приложение).художник решает в рисунке тему, которая не встречается в его живописи и офортах. Центр композиции составляет падающий под тяжестью креста Христос и перед ним потерявшая сознание Мария, которую поддерживает женщина. Фигуры лежащей Марии, а также оказывающей ей помощь женщины, возможно, вдохновлены образами итальянского искусства. Голова Христа прорисована более тщательно, чем его фигура, но и здесь несколькими только намечающими форму штрихами убедительно выражено движение «надломившегося» под тяжестью груза человека. Фигуры заднего плана набросаны еще более схематично, обычным рембрандтовским приемом. Христос движется параллельно картинной плоскости, Мария же развернута в ракурсе, на зрителя, что создает пространственную динамику форм. Слева лист замыкается движущейся вперед, бросающей длинную падающую тень фигурой. Поверх перового наброска эта фигура пройдена несколькими мазками полусухой кисти, создающими энергично подчеркнутый темный передний план, усиливающий пространственную глубину композиции. Для общей связи той же полусухой кистью брошена тень на втором плане, под крестом.

      В библейских рисунках наиболее ясно раскрывается характер композиционного мышления Рембрандта. Интересным примером его композиционной гибкости и динамичности, а также умения в зависимости от состояния работы перестраиваться на ходу служит «Се человек» (1630-1637, Дрезден, Кабинет гравюр). Первоначально этот лист, вероятно, был задуман художником как один из серии «Казней обезглавливанием» - сюжет, который он неоднократно варьировал в рисунках и офортах, изображая как саму казнь, так и предшествующие ей моменты. На такой первоначальный замысел указывает очевидное сходство между центральной фигурой рисунка и изображениями ведомых на казнь в ряде графических листов Рембрандта. Фигура эта - назовем ее «осужденный»  - показана обессилевшей от страха перед казнью, в согнутом положении, в то время как Христа в сюжете «Се человек» Рембрандт обычно изображал в спокойной позе, без признаков страха и унижения. Справа от осужденного художник пририсовал подталкивающего его вперед вооруженного мечом палача и слева - уговаривающего осужденного  «утешителя».

      Затем мысль Рембрандта пошла дальше, и  он широко развернул сцену, добавив  другие фигуры: группу из нескольких сопровождающих справа и поджидающего слева. Последнюю  фигуру он для придания композиции пространственности выдвинул на передний план и по контрасту с ней поместил в глубине справа за палачом стражника с пикой.

      Но  получившаяся в результате всего  этого монументальная композиция, в  которой чувствуются отзвуки  искусства итальянского Возрождения, более уже не соответствовала  теме простой казни, и у Рембрандта возникла мысль о Христе. Он поместил всю группу на возвышение и набросал снизу толпу, на суд перед которой был выставлен Христос. То, что фигуры осужденного, палача и утешителя стали не вполне соответствовать новому повороту сюжета, окончательно определившегося теперь как «Се человек», по-видимому, не имело для Рембрандта решающего значения: композиция уже двигалась собственной логикой, внутренними закономерностями развития, возникли определенные обратные связи, которым и подчинялась рука художника. Оставалось только наметить замыкающий сцену в глубине архитектурный фон  - и рисунок был закончен.

      К числу любимейших сюжетов Рембрандта принадлежит притча о милосердном самаритянине. Этот мотив он много раз обдумывал с пером или офортной иглой в руках или же стоя перед начатым холстом, разворачивая всякий раз несколько строк библейского текста в эпическое повествование о милосердии, в котором нуждается и которым должен обладать каждый. Одно из лучших воплощений этой темы - рисунок пером 1650-1652 годов из музея в Веймаре. Художник выбрал момент, когда самаритянин привез подобранного им без сознания раненого на постоялый двор. С величайшей осторожностью, чтобы не повредить раненому, распутывает самаритянин веревки, которыми привязал его к мулу. Лицо самаритянина выражает доброту и сочувствие; поразительно, как сумел передать Рембрандт легкие, едва касающиеся тела раненого движения пальцев рук. С недетской серьезностью и собранностью, исполненный понимания значительности возложенного на него поручения, придерживает мула уличный мальчишка, случайно оказавшийся рядом. Из дверей постоялого двора выходят его хозяева, они по-разному реагируют на происходящее: старик потрясен увиденным, он плачет, от горя не в силах сдвинуться с места, старуха же смотрит недоверчиво и настороженно.

      Композиция  листа построена на двух уравновешивающих друг друга диагональных движениях: от находящегося на самом переднем плане мальчика к самаритянину - и через расположенное в ракурсе тело раненого к группе стариков на заднем плане. Поместив самую крупную в рисунке форму - фигуру мула - параллельно картинной плоскости, художник придал композиции спокойствие и монументальность.

      Один  из наиболее впечатляющих листов в  библейском цикле Рембрандта – «Св. Петр у смертного ложа Тавифы» (1660-1665, Дрезден, Кабинет гравюр). Петр, прежде чем опуститься на колени с молитвой о воскрешении усопшей - этот последующий момент запечатлен в другом, находящемся во Франции, не менее великолепном рисунке, - решительным жестом отсылает из комнаты скорбящих женщин. Если в ранних «Воскрешениях Лазаря» художник изображал сам момент возвращения усопшего к жизни - Лазаря, подымающегося из могилы, то здесь, что характерно для позднего Рембрандта, передается уже не столько само действие, сколько психологическая подготовка к нему. Неземная умиротворенность Тавифы, лицо которой для придания ему смертельной бледности смягчено белилами, испуганные женщины, перед уходом бросающие последние взгляды на смертное ложе, исполненное скрытого напряжения и веры в возможность чуда, лицо Петра - все это глубоко выразительно и волнующе. Трудно понять, как удалось Рембрандту незабываемое лицо Петра, набросанное всего двумя или тремя движениями пера. Основная часть рисунка выполнена широкими движениями грубого инструмента, оставляющего зернистые сероватые штрихи, часто встречающиеся у позднего Рембрандта. Так же как и в «Милосердном самаритянине», глубина содержания и ясность построения сцены достигнуты здесь при лишь бегло намеченных деталях изображения.

 

Заключение

 

      Мир Рембрандта был большим, земным - и в то же время возвышенным. Подобно Шекспиру и Бетховену, он ставил перед собой в искусстве самую великую задачу - выразить жизнь человеческого духа во всей его сложности и многообразии, показать человека с его мыслями, чувствами, страстями и переживаниями. И он достиг этой цели, широко раздвинув границы эстетического освоения мира. В своем реализме он поднимается не только над своими современниками, но и над многими мастерами последующих эпох, его рисунки вечно будут служить источником вдохновения для художников.

      Ученики Рембрандта Гербрандт ван Экхоут, Филипс Конинк, Фердинанд Бол, Никлас Мае, Самюэль ван Хоогстратен  и другие довольно близко овладели манерой, внешними приемами рисунка  учителя. Но никто из них не смог достичь глубины его мысли, силы поэтического претворения действительности. И хотя им порой удавались отличные листы, штрих их рисунков обычно более вял и лишен безошибочной точности Рембрандта, светотень грубее и схематичнее, пластика слабее, в композиции отсутствуют непоколебимая цельность и волнующий ритм, - «отраженный свет» всегда бывает бледнее. Эстафету Рембрандта было суждено поднять позже более значительным мастерам, его большое влияние ощущается в рисунках Гойи и Фрагонара, в графике романтизма от Делакруа до Домье, у раннего импрессиониста Ионкинда и у Ван Гога. В ХХ веке отзвуки графики Рембрандта можно увидеть в некоторых листах Пикассо из серии рисунков «Художник и модель».

      Бернард Шоу как-то сказал, что великие  поэты так умеют говорить сами с собой, что к их словам прислушивается весь мир. Таким редким даром в высшей степени обладал Рембрандт. Рисунки, которые он выполнял для самого себя, принадлежат к числу величайших ценностей мирового искусства.

 

Список  литературы:

  1. Автономова (отв. ред.) и др. ; Публ., коммент. И пер.: Н.Б. Автономова и др.]. - М. : Гилея, 2001.- Т.2.- С.64.
  2. Андронов С. А.   Рембрандт: о социальной сущности творчества художника. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Знание, 1981. - 136 с.
  3. Верхарн Э. Рембрандт / Эмиль Верхарн;  [пер. В. Брюсова, И. Брюсовой]. - Киев : ВиАн : МП "Феникс", 1995. - 75 с.
  4. Все офорты Рембрандта : кат. выст. / [авт.-сост. Н.Ю. Маркова;  вступ. ст. Е.С. Левитина]. - М. : РА "Сорек", 1992. - 48 с.
  5. Гонкур  Э.  Дневник братьев Гонкур: записки лит. жизни / пер. с фр. Е.К. - Санкт-Петербург : ред. журн. "Сев.-Т.  II.-  М., 1964.- С.  455
  6. Григорьев Р. Г.    Рембрандт - гравер / Гос. Эрмитаж;  [авт. текста Р.Г. Григорьев]. - Санкт-Петербург: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2006. – 47 с.
  7. Даниэль С. М. Рембрандт: [альбом] / Сергей Даниэль СПБ : Аврора, 2002.- 158 с.
  8. Декарг П.   Рембрандт / Поль Декарг;  [науч. ред. И предисл. засл. деят. науки Рос. Федерации А.П. Левандовского]. - М.: Мол. Гвардия: Палимпсест, 2000. - 293 с.
  9. Егорова К.С. Портрет в творчестве Рембрандта /К.С. Егорова.- М.: Искусство, 1975.- 230 с.
  10. Западно-европейская жанровая живопись: [альбом] / [текст и сост. Е. Г. Мещериной] Москва : ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2006.- 197 с.
  11. Калинина А.. Рембрандт, его жизнь и художественная деятельность : биогр. очерк А. Калининой : с портр. Рембрандта и 5 снимками с его произведений. - Санкт-Петербург : тип. Ю.Н. Эрлих, 1894. - 77 с.
  12. Кандинский В. В.  Избранные труды по теории искусства : [В 2 т.] / В.В. Кандинский ; [Редкол. и сост.: Н.Б.
  13. Левитин Е. С. О рисунках Рембрандта // Рембрандт. Художественная культура Западной Европы XVII века.-М.: Издательство  ГМИИ,  1970.-С.  52-59.
  14. Маннеринг Д. Рембрандт: [альбом] / Дуглас Маннеринг; [пер. с англ. С. Леднева]. - М.: Лабиринт-К, 1998. - 79 с.
  15. Медкова Е. Особенности художественного языка //Искусство.- 2005.- №18.- С.6.
  16. Нувен Г. Возвращение блудного сына / Генри Нувен;  [пер. с англ. О. Корнеев, Э. Янзина]. - М. : Библейс.-Богослов. ин-т св. ап. Андрея, 2002. - 169 с.
  17. Полное собрание гравюр Рембрандта со всеми разницами в отпечатках : 1000 фототипий без ретуши : Атлас. Т. 1-3 / Собрал и привел в порядок Д. Ровинский.- Санкт-Петербург: тип. Акад. наук, 1890. - Т. 3. [Объяснительный текст].- 188 стб., 2 л. ил.
  18. Портрет в западноевропейской живописи : [альбом] / [текст и сост. М. Ю. Торопыгиной] ; ОЛМА МЕДИАГРУПП М : ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2005.- 95 с.
  19. Рембрандт : [альбом] / Авт.-сост. Ю.И. Кузнецов. - М. : Изобраз. искусство, 1982. - 16 с.
  20. Рембрандт и золотой век голландской живописи [Электронный ресурс]: [всего более 1500 репродукций более 50 художников] Москва : Директмедиа Паблишинг, 2007.-  (DVD-ROM).
  21. Рембрандт. Евангельские сюжеты: избр. офорты : Собр. отд. гравюры и рис. ГМИИ им. А.С. Пушкина / Гос. музей изобраз. искусств им. А.С. Пушкина. Фонд "Рус. культуры инициатива"; [Н. Маркова ] М. : Константа, 2000.- 8 л.
  22. Рембрандт: [книга-альбом / авт. текста и сост. Нина Викторовна Геташвили]. – Москва: ОЛМА-Пресс Образование, 2005. – 127 с.
  23. Рембрандт: время и окружение : Голландия  XVII века в зеркале офорта : кат. выст. грав. из част. собр. / [введ.- Сергей Старолдубцев]. - М. : Макцентр, 2002. – 96 с.
  24. Роден О.  Беседы об искусстве / Огюст Роден ; [пер. с фр. Л. Ефимова, Г. Соловьевой]. - Санкт-Петербург: Азбука-классика, 2006. – С.112.
  25. Сидоров А. А.  Рисунки старых мастеров.- М.-Л.:Искусство, 1940.- 245 с.
  26. Соколова И. А. Рембрандт. Афина Паллада: из собр. Музея Г. Гюльбенкяна / И. А. Соколова.- Санкт-Петербург: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2005.- 19 с.
  27. Соколова И. А. Рембрандт. Ослепление Самсона (1636): из собр. Штеделев. худож. ин-та, Франкфурт-на-Майне : [выставка, Санкт-Петербург, 10 авг.-10 нояб. 2004г.].- СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2004.- 18 с.
  28. Соколова И.А. Рембрандт. Жертвоприношение Авраама: две версии одной композиции / Гос. Эрмитаж ; [И. А. Соколова].- СПб. : Изд-во Гос. Эрмитажа, 2004 .- 16 с.
  29. Тадзартес М. Рембрандт / [текст: Мауриция Тадзартес;  пер.: А. Сабашникова, Е. Сабашникова]. - М.: Белый город, 1997. - 63 с.
  30. Уоллэйс Р. Мир Рембрандта : 1606-1669 / Роберт Уоллэйс;  [пер. с англ. Л. Каневского]. - М.: ТЕРРА - Кн. клуб, 2003. - 189с.
  31. Федотова Е. Д. Рембрандт: [жизнь и творчество / авт. текста Елена Федотова]. - Москва : Белый город, 2005. - 47 с.
  32. Флекель М.И. Великие мастера рисунка – Рембрандт, Гойя, Домье /ред. Ю.А. Молок.- М.: Искусство, 1974.- 266 с.
  33. Фрис Т. де. Рембрандт / Тейн де Фрис;  [Пер. с гол. А. Кобецькой и И. Горкина]. – Киев: Мистецтво, 1995. - 298 с.
  34. Фромантен   Э . Старые мастера : [Пер. с фр. /   Э .  Фромантен , Вступ.ст.и коммент.В.С.Турчина, с.5-36. - М. : Изобразит. искусство, 1996. – 280 с.
  35. Шварц Г. Ночной дозор: [о картине Рембранта] /Гари Шварц;  [пер.: Вавил, Утрехт]. - Амстердам : Гос. музей;  Зволле : Ваандерс, 2003. - 48 с.
  36. Шмитт Г. Рембрандт / Гледис Шмитт;  науч. ред. и авт. послесл. И.В. Линник, с. 614-632]. - [3-е изд., испр. и доп.]. - М.: Искусство, 1991. - 638 с.- (Жизнь в искусстве).

 

Приложение

Информация о работе Творческие особенности рисунков Рембрандта