Мотивы игры и учения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2011 в 10:14, курсовая работа

Описание работы

Цель данного исследования: выявить и изучить взаимосвязь учебной мотивации у старших дошкольников с влиянием на неё сюжетно-ролевых игр.

Объект исследования: старшие дошкольники.

Предмет исследования: учебная мотивация.

Гипотеза исследования: Учебная мотивация дошкольника значительно повышается при использовании сюжетно-ролевых игр в процессе подготовки ребёнка к школе.

Задачи исследования:

1. Изучить отечественную и зарубежную литературу по данной проблеме.

2. Изучить уровень учебной мотивации дошкольников.

3. Исследовать мотивационную готовность ребенка к школе, исследовать уровень сформированности "внутренней позиции школьника".

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. МОТИВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

1.1 Характеристика игровой деятельности в младшем и среднем дошкольном возрасте

1.2 Характеристика игровой деятельности в старшем дошкольном возрасте

1.3 Развитие мотивационно-потребностной сферы дошкольников

1.4 Мотивы учения в дошкольном возрасте

1.5 Мотивационная готовность к обучению в школе

Выводы по 1 главе

Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ НА МОТИВАЦИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ

2.1 Цели, задачи, методы, база исследования и организация практической работы по изучению мотивации старших дошкольников

2.2 Описание полученных результатов

2.3 Описание программы с использованием сюжетно-ролевых игр

Выводы по 2 главе

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ

Файлы: 1 файл

Мотивы игры и учения.doc

— 520.00 Кб (Скачать файл)

     Когда дети играют в ролевые игры, они  одновременно находятся на двух смысловых уровнях - с одной стороны, на уровне реальных действий, а с другой стороны на уровне вымышленных действий. Играя, дети должны сохранять две системы отсчета: реальную и игровую. Находясь в реальной системе отсчета, дети, знают, что они - всего лишь дети и поэтому не могут летать или превращаться во что-нибудь. Но они одновременно пребывают и в другой, вымышленной реальности, разыгрывая какую-нибудь историю, в которой в очередной раз спасают мир или побеждают врагов. Когда в ходе игры между детьми возникает спор, они могут легко изменить систему отсчета и перейти на реальный уровень, чтобы разрешить спор, а потом снова продолжают свою игру, действуя понарошку, то есть дети могут легко переключаться с игровой ситуации на реальную и обратно, все это время, помня, в какой смысловой системе они находятся.

     Дошкольники способны изобразить понарошку самые  разные вещи. Они могут перенести  свойства одного объекта на другой, представить себя или другого  человека в роли кого-то, разыграть  какие-то события или сценку. Становясь старше, дети начинают реже пользоваться разными бутафорскими предметами. Еще один аспект их игрового развития - все возрастающая гибкость при смене ролей. Сначала он - одновременно и субъект и объект действия в игре, в которую он играет в одиночку, например, он делает вид, что ложится спать, что ест, что печет куличи и др. Затем он начинает использовать игровой объект (игрушку) в роли субъекта - укладывает куклу спать так, как будто она делает это самостоятельно.

     Дети  создают свой собственный мир, свою собственную субкультуру, в которой, конечно, воспроизводят типичные роли и отношения между взрослыми.

     Как уже отмечалось, игра “вырастает”  из предметной деятельности в конце  раннего детства. Первоначально  ребенок был поглощен предметом и действиями с ним. Когда он овладел действиями, вплетенными в совместную деятельность с взрослыми, он начал осознавать, что он действует сам и действует как взрослый. Собственно, и раньше он действовал как взрослый, подражая ему, но не замечал этого. Как пишет Д.Б.Эльконин, он смотрел на предмет через взрослого, “как через стекло”. В среднем дошкольном возрасте аффект переносится с предмета на человека, благодаря чему взрослый и его действия становятся для ребенка образцом не только объективно, но и субъективно.

     Помимо  необходимого уровня развития предметных действий, для появления игры нужно  коренное изменение отношений ребенка  с взрослыми. Около 4 лет ребенок  становится гораздо более самостоятельным, и его совместная деятельность с  близким взрослым начинает распадаться. В то же время, игра социальна и по своему происхождению, и по содержанию. Она не сможет развиваться без частого полноценного общения с взрослыми и без тех разнообразных впечатлений от окpyжающего мира, которые ребенок пpиобpетает тоже благодаря взрослым.

     Для того чтобы ребенок взял на себя роль какого-либо другого человека, необходимо выделить в этом человеке характерные признаки, присущие только ему, правила и способы его  поведения. Только тогда, когда ребенок  достаточно четко представляет рисунок поведения персонажа, роль может быть взята и выполнена ребенком в игре. Если мы хотим, чтобы дети брали на себя роли врачей, летчиков или учителей, нужно, прежде всего, чтобы они выделили для себя правила и способы поведения этих персонажей. В том случае, если этого нет, если то или иное лицо просто обладает известной привлекательностью для ребенка, но его функции, его отношения с другими и правила его поведения не ясны, роль не может быть выполнена. В одном из исследований Д.Б. Эльконина предлагалась игра “в самих себя”, в кого-либо из хорошо известных товарищей и в кого-либо из взрослых (маму или воспитательницу). Дети отказались играть “в самих себя”. Этим дети показывали, что без роли, т.е. без воспроизведения действий какого-то другого человека, не может быть игры.

     Роль  для ребенка становится тем легче, чем более очевидными были для  него особенности поведения изображаемого  персонажа и отличия от него собственного. Поэтому все дети охотно играли во взрослых.

     Конечно, дошкольник и до принятия роли кое-что знает о тех людях, которых он будет изображать в игре. Но только в игре правила поведения этих людей и их функции становятся предметом его активного отношения и сознания. Через игру мир социальных отношений, значительно более сложных, чем те, что доступны ему в его неигровой жизни, проникает в сознание ребенка и поднимает его на более высокий уровень.

     1.2 Характеристика игровой деятельности в старшем дошкольном возрасте

 

     В процессе развития игры ребенок переходит  от простых, элементарных, готовых сюжетов к сложным, самостоятельно придуманным, охватывающим практически все сферы действительности. Он учится играть не рядом, с другими детьми, а вместе с ними, обходиться без многочисленных игровых атрибутов, овладевает правилами игры и начинает следовать им, какими бы сложными и неудобными для малыша они ни были. И это далеко не все, что ребенок приобретает в игре. Вместе с тем игру рассматривают как деятельность однородную, имеющую в дошкольном возрасте единственную форму выражения. Действительно, если посмотреть, например, "Программу обучения и воспитания в детском саду", то там речь идет в основном о сюжетно-ролевой игре. Это наиболее доступный и понятный нам, взрослым, вид игры. Вот девочки играют в магазин. Одна — продавец, она взвешивает товар, заворачивает его в бумагу, получает деньги. Другая — покупатель, она выбирает, что и сколько купить, оплачивает покупку, кладет ее в сумку, несет домой. Другими словами, берется какой-то сюжет — тема (в данном случае — магазин) и разыгрывается, оживляется с помощью ролей (продавец и покупатель). Соединение этих двух линий (сюжета и ролей) и дает название игре — сюжетно-ролевая.

     Как усложнение в подготовительной группе отметим еще один вид игр, который  довольно близок к сюжетно-ролевым. Это игра-драматизация. Отличие ее состоит в том, что дети должны разыграть сценку по какому-нибудь произведению, например, по сказке. Каждому ребенку подбирается занятие – кто-то играет, кто-то готовит костюмы. Обычно сами дети выбирают себе подходящую роль. Игра-драматизация предполагает, что ребенок должен как можно точнее и правильнее сыграть своего персонажа. На практике получается, что неконтролируемая игра-драматизация постепенно превращается в сюжетно-ролевую игру. И, наконец, отметим важную роль взрослого в сюжетно-ролевых играх. Мы должны мягко управлять детьми в игре, не нарушая самого действия. Копируя взрослого, ребенок зачастую примеряет на себя асоциальные роли. Например, мы видим детей, изображающих пьяных или злодеев, причем часто реакция детей не та, которую мы бы хотели видеть – дети смеются, геройствуют. Задача взрослого состоит в том, чтобы помочь ребенку выработать негативное отношение к данному образу.

     1.3 Развитие мотивационно-потребностной сферы дошкольников

 

     Мотивационно-потребностная  сфера дошкольников изменяется с возрастом. Если на ранних этапах дизонтогенеза преобладают биологические потребности, то на более поздних этапах начинают доминировать социальные и идеальные потребности.

     Ряд авторов (А.В. Петровский, В.А. Петровский) указывают на существование у ребенка особой потребности в персонализации, т.е. потребности стать личностью и занять определенную позицию в человеческом сообществе. Только став полноценным членом общества, ребенок может удовлетворить все другие свои потребности, в том числе и органические. При этом следует подчеркнуть, что в ходе онтогенетического развития идет не простое добавление новых, социальных потребностей к уже существующим биологическим, а преобразуется вся система потребностей.

     Социальные  способы и средства удовлетворения органических потребностей человека качественно изменяют сами эти потребности и предметы, способные их удовлетворить.

     Развитие  потребностей означает и развитие потребности  в самоактуализации (по А. Маслоу). А. Маслоу отмечает, что «…в момент самоактуализации индивид является целиком и полностью человеком» [10, с. 111]. По мнению Л.И. Анцыферовой, потребность в самоактуализации является врожденной, но удовлетворяется она только после того, как удовлетворены потребности более низкого уровня [1].

     Мотивы поведения ребенка существенно изменяются на протяжении дошкольного детства. Младший дошкольник большей частью действует, как и ребенок в раннем возрасте, под влиянием возникших в данный момент ситуативных чувств и желаний, вызываемых самыми различными причинами, и при этом не отдает себе ясно о отчета в том, что заставляет его совершать тот или иной поступок. Поступки старшего дошкольника становятся гораздо более осознанными. Во многих случаях он может вполне разумно объяснить, почему поступил в данном случае так, а не иначе.

     Один  и тот же поступок, совершенный  детьми разного возраста, часто имеет  совершенно разные побудительные причины. Трехлетний малыш бросает курам  крошки, чтобы посмотреть, как они  сбегаются и клюют, а шестилетний  мальчик - чтобы помочь матери по хозяйству.

     Вместе  с тем можно выделить некоторые  виды мотивов, типичных для дошкольного  возраста в целом, оказывающих наибольшее влияние на поведение детей. Это  прежде всего мотивы, связанные с  интересом детей к миру взрослых, с их стремлением действовать как взрослые. Желание быть похожим на взрослого руководит ребенком в ролевой игре. Нередко подобное желание может быть использовано и как средство, позволяющее добиться от ребенка выполнения того или иного требования в повседневном поведении. «Ты ведь большой, а большие одеваются сами», - говорят ребенку, побуждая его к самостоятельности. «Большие не плачут» - сильный аргумент, заставляющий ребенка сдерживать слезы [21].

     Другая  важная группа мотивов, постоянно проявляющихся  в поведении детей,— мотивы игровые, связанные с интересом к самому процессу игры. Эти мотивы появляются в ходе овладения игровой деятельностью и переплетаются в ней со стремлением действовать как взрослый. Выходя за пределы игровой деятельности, они окрашивают все поведение ребенка и создают неповторимую специфику дошкольного детства. Любое дело ребенок может превратить в игру. Очень часто в то время, когда взрослым кажется, что ребенок занят серьезным трудом или прилежно чему-либо учится, он в действительности играет, создавая для себя воображаемую ситуацию.

     Большое значение в поведении ребенка-дошкольника  имеют мотивы установления и сохранения положительных взаимоотношений  со взрослыми и другими детьми. Хорошее отношение со стороны  окружающих необходимо ребенку. Желание  заслужить ласку, одобрение, похвалу взрослых является одним из основных рычагов его поведения. Многие действия детей объясняются именно этим желанием. Стремление к положительным взаимоотношениям со взрослыми заставляет ребенка считаться с их мнениями и оценками, выполнять устанавливаемые ими правила поведения.

     По  мере развития контактов со сверстниками для ребенка становится все более  важным их отношение к нему. Когда  ребенок трехлетнего возраста приходит, впервые в детский сад, он может  в течение первых месяцев как бы не замечать других детей, он действует так, как будто их вовсе нет. Он может, например, потащить стульчик из-под другого ребенка, если сам хочет сесть. Но в дальнейшем положение изменяется. Развитие совместной деятельности и образование детского обществу приводят к тому, что завоевание положительной оценки сверстников и их симпатии становится одним из действенных мотивов поведения. Особенно стараются дети завоевать симпатию тех сверстников, которые им нравятся и которые пользуются популярностью в группе [21].

     В дошкольном детстве развиваются  мотивы самолюбия, самоутверждения. Их исходный пункт — возникшее на рубеже раннего детства и дошкольного  возраста отделение себя от других людей, отношения к взрослому  как к образцу поведения. Взрослые не только ходят на работу, занимаются почетными в глазах ребенка видами труда, вступают между собой в различные взаимоотношения. Они также воспитывают его, ребенка, предъявляют требования и добиваются их выполнения. И ребенок начинает претендовать на то, чтобы и его уважали и слушались другие, обращали на него внимание, исполняли его желания.

     Одно  из проявлений стремления к самоутверждению  — притязания детей на исполнение главных ролей в играх. Показательно, что дети, как правило, очень не любят брать на себя роли детей. Всегда гораздо привлекательнее роль взрослого, облеченного уважением и авторитетом.

     У детей трех — пяти лет самоутверждение  обнаруживается и в том, что они  приписывают себе все известные  им положительные качества, не заботясь о соответствии их действительности, преувеличивают свою силу, смелость и т. п. На вопрос, сильный ли он, ребенок отвечает, что, конечно, он сильный, ведь может поднять даже слона.

     Стремление  к самоутверждению при известных  условиях может приводить к отрицательным  проявлениям в форме капризов и упрямства.

     Капризы дошкольников очень напоминают проявления негативизма, который наблюдается  у многих детей в период кризиса  трех лет. Капризы нередко и являются следствием неправильного подхода  к ребенку в этот период, закрепления  возникших отрицательных форм взаимоотношений. Но психологическая природа капризов отличается от кризисных форм поведения, в которых ребенок пытается утвердить свою самостоятельность. Каприз — средство обратить на себя общее внимание, «взять верх> над взрослыми. Капризными, как правило, становятся ослабленные, безынициативные дети, которые не могут удовлетворить стремление к самоутверждению другими путями, в частности в общении со сверстниками [7].

Информация о работе Мотивы игры и учения