Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2010 в 20:25, Не определен
Курсовая работа
3. В конце XIX в. в Швейцарии развиваются новые отрасли промышленности: машиностроительная, химическая, электротехническая и др.; определяется промышленная специализация страны (станкостроение, фармацевтика, производство часов, красителей и ядохимикатов и др.). За 1888 — 1910 число лиц, занятых в промышленности, выросло с 543 тыс. чел. до 811 тыс. чел.; значительно возрос приток иностранной рабочей силы (100—150 тыс. чел. в 90-х гг. 19 в., 300—500 тыс. чел. в 1910—14).
К началу XX в. усилился процесс концентрации банковского капитала, в 1905 был основан Национальный банк. Швейцария стала одним из крупнейших экспортёров капитала на мировом рынке (в начале 20 в. его ежегодный экспорт — свыше 3 млрд. франков), швейцарские активы за границей к 1914 составили 7,5 млрд. франков. Рабочее движение достигло значительного размаха в 60—70 гг. ХIХ в. Крупнейшее выступление - всеобщая политическая стачка 1912 в Цюрихе. В результате длительной и упорной борьбы рабочего класса правительство было вынуждено в 1877 г. законом ограничить рабочий день 11 часами, а в 1890 г. ввести страхование от болезней и несчастных случаев на производстве. После начала 1-й мировой войны 1914—18 правительство Швейцарии объявило (декларация от 3 августа 1914) о намерении сохранять нейтралитет. Монополистическая буржуазия воспользовалась войной для получения прибылей от военных поставок обеим воюющим сторонам. В 1931 экономику охватил мировой кризис 1929—33. В 1932 г. зарегистрировано около 2500 банкротств, 124 тыс. безработных. Обострилась классовая борьба (забастовки в Базеле, Цюрихе, Женеве, других городах). В 1936—39 происходил подъём швейцарской экономики, обусловленный главным образом предвоенной мировой конъюнктурой. Промышленность Швейцарии выполняла военные заказы фашистской Германии и Италии. Швейцарские тресты и концерны создали филиалы за пределами страны (трест «Нестле» в 1937 имел 86 филиалов). В 1937 в металлообрабатывающей промышленности между предпринимателями и профсоюзами подписано соглашение о «трудовом мире» (отказ от забастовочной борьбы, исключительно арбитражное решение трудовых конфликтов и т.п.), вскоре распространившееся на другие отрасли промышленности. В 1938 правительство провозгласило доктрину «интегрального нейтралитета», фактически означавшую отказ Швейцарии участвовать в экономических и финансовых санкциях против фашистской Германии и Италии [9].
4. В предвоенное десятилетие экономика Швейцарии переживала значительные трудности, связанные с последствиями мирового экономического кризиса 1929—1933 гг. Вплоть до начала второй мировой войны промышленность, сельское хозяйство и кредитная система находились в состоянии глубокой депрессии. Национальный продукт за этот период не только не увеличился, но даже уменьшился. В 1938 г. в стране насчитывалось почти на 200 промышленных предприятий меньше, чем в 1929 г. Объем сельскохозяйственного производства также снизился. Постоянно имелось от 50 тыс. до 100 тыс. только официально зарегистрированных безработных. По занятости уровень 1929 г. был впервые превзойден лишь в 1941 г. [29, стр. 10].
Производственный
потенциал Швейцарии еще далеко
не исчерпан. Однако очевидно, что наиболее
динамичный этап в ее развитии уже
пройден. За последнее десятилетие
наблюдается более низкие темпы
роста выпуска промышленной продукции.
1.2.2.Образование Швейцарской федерации
Швейцарская конфедерация возникла более семи веков тому назад. До 1848 г. этот союз оставался непрочным объединением [35, стр.81]. «В конце XVIII века, пишет швейцарский историк Дж. Оберт, - Швейцарская Конфедерация представляла собой странную амальгаму маленьких государств». Отношения между кантонами не всегда были гладкими; соперничество, войны, сепаратизм не раз разводили их жителей в противоположные лагеря. В ХIХ, и ХХ веке через противоречия и споры ясно пробивала дорогу тенденция к укреплению «центра» [26, стр.7]. Только после принятия единой Конституции в 1879 г. конфедерация стала постепенно преображаться в современное федеральное государство [35, стр.81] (см. прилож.1, рис.4).
В Швейцарии в отличие от других европейских стран уже в те времена обеспечивалось то, что позже назовут правами человека – право на частную собственность, право на личную свободу и на свободу вероисповедания. Терпимое отношение швейцарцев к религии превратило страну в крупнейший центр иммиграции континента. А приток квалифицированных кадров и капиталов способствовал интенсивному экономическому развитию [19, стр. 18].
Централизации в стране немного. Каждый здесь не просто гражданин своей страны и житель одного из кантонов, но в первую очередь – член местной общины, порой состоящей из нескольких десятков человек [13, стр111].
В развитии единого экономического рынка сыграло создание единой системы денежного оборота. Финансовая система находится под полным контролем федерального правительства. Оно осуществляет выпуск денег и изъятие ценных бумаг, определяет условия кредитования и основы функционирования банковской системы. Субъекты федераций лишены каких-либо реальных финансовых рычагов. Подтверждением этому служит конституционная регламентация Швейцарии: "Союз пользуется всеми правами, предоставляемыми монетной монополией. Союз один имеет право чеканить монету. Он устанавливает денежную систему и издает, в случае необходимости, предписания о курсе иностранных монет" (ст. 38). "Право эмиссии банковских билетов и других такого же рода денежных знаков принадлежит исключительно Союзу... Банк, которому доверена монополия эмиссии банковских билетов, имеет главной целью регулировать денежный рынок страны, облегчить платежные операции и право дать в рамках союзного законодательства кредитную и валютную политику, которая служит общим интересам страны" (ст. 39) [6].
Есть сферы, где общее руководство осуществляют федеральные органы, а конкретное воплощение - за местными: трудовое законодательство, социальное страхование, гражданское и уголовное право. Ряд вопросов полномочны решать и «центр» и «регионы»: налогообложение, дорожное строительство, образование [26,стр.7]. Такой принцип разделения государственных задач между политическими единицами часто именуют “принципом субсидарности” [2].
Конституция стоит на страже единства государства, запрещая «особые союзы и договоры политического характера» между кантонами [26, стр.7].
Политический механизм Альпийской республики основан на достижении баланса интересов. В случае возникновения напряженности в отношениях «центр - регионы» в действие вступает оглаженная система страховки, основанная на конституции (она постоянно совершенствуется и «осовременивается» путем принятия поправок).
Таким образом, Швейцария дает наглядный пример того, что острый вопрос о взаимоотношениях «центра» и «регионов» вполне разрешим на демократической основе [6].
Исторический
опыт Швейцарии свидетельствует, что в
целом развитие федераций идет по линии
централизации. Судя по всему, в этом единственно
возможный путь к сохранению жизнеспособности
федераций в условиях всевозрастающей
конкуренции в рамках мирового сообщества.
1.2.3.
Первые отрасли
Швейцария известна всему миру качеством производимой продукции. Получили широкое развитие туризм и курортно-гостиничное дело. Именно в Швейцарских Альпах зародился популярный ныне вид спорта – альпинизм [21, стр.7-8].
Одновременно с альпинизмом появилась новая профессия: гид-проводник. На территории этой маленькой страны — 48 пиков выше 4000 метров. А Церматт, раскинувшийся у подножия Маттерхорна, — самый популярный центр альпинизма [13, стр. 134].
Накопив капитал, вложив его в легкую промышленность, которая нуждалась в красителях для пряжи и ткани – в стране возникло химическое производство. В XIX веке некий Гейги торговал в Базеле красителями с Дальнего Востока и Ямайки, позже в этом городе вырос один из крупнейших химических концернов не только Европы, но и всего мира.
На основе химического производства развивалась фармацевтика. Текстильное машиностроение со временем переросло в широко разветвленную промышленность: электроника, часы, судовые двигатели.
Перекачивая средства из отрасли, где положение упрочилось, в новые, перспективные, добились хороших результатов.
Бедность ресурсов издавна заставляла искать и изобретать что-то свое, особое, или быстро развивать то, что изобретено другими. Изобретательность швейцарского народа, высочайшее качество продукции определили особо большую роль “пищевых производств”. В нескольких из них сложились не только отечественные монополии, но и транснациональные концерны, такие, как “Нестле” в пищевой промышленности. Концерн имеет филиалы более чем в 100 странах мира, а его центром является город Веве на берегу Женевского озера [22, стр. 8]. Начало развиваться тысячи мелких, но хорошо оборудованных сыроварен и маслобоен. И до сих пор держат по качеству своих сыров первое место в мире [17, стр.7].
Из природных богатств только гидроэнергия участвовала в становлении швейцарской индустрии [22,стр. 8]. Горный рельеф, наличие в Альпах бурных рек, питаемых большими массами льда и снега, создавали для этого большие возможности. И швейцарцы широко использовали эти природные данные [21,стр. 98]. Созданная в конце XIX- начале XX века мощная гидроэнергетическая база свою очередь способствовала развитию электрохимии и электрометаллургии. Железные дороги страны электрифицированы практически на 100 % [21, стр.98-99].
Зарождению и развитию часового дела способствовало то, что здесь поселились бежавшие из Франции в конце ХVI века гугеноты, среди которых было немало искусных часовых мастеров. Часовщики-ремесленники работали на дому, причем часто бывало так, что они сочетали эту профессию с другой.
В 1793 году появилась первая часовая фабрика с 60 рабочими, и все ее станки приводились в движение парой быков, безостановочно ходивших по кругу. Затем стали возникать другие часовые фабрики все в той же Западной Швейцарии. Центрами фабрично-заводской промышленности стали Ла-Шоде-Фон, Ле-Локль, Биль, Гранж и Женева. Например, с Ле-Локлем связана история таких марок, как Tissot и Zenith, с Ла Валле - Patek Philippe, с Ля-Шо-де-Фон - Girrard-Perregaux и Daniel JeanRichard [7].
Однако часовщик- кустарь еще долго играл видную роль в производстве часов. В ХIX веке обычно существовала такая практика: детали изготовлялись на фабриках, а сборку и выверку механизмов делали надомники или крохотные предприятия, где было всего по нескольку человек.
Швейцарские часы быстро завоевали мировую славу: “Сима” и “Лонжин”, “Омега” и “Филипп Патек”, “Зенит” и “Эгер Лекульт” стали синонимами высшей точности. Но и до сих пор в стране нет крупных часовых заводов; часовая промышленность представлена мелкими и средними предприятиями. Причем часто завод имеет узкую специализацию: производство только пружин, только стрелок, только корпусов и т. д. При этом предприятия отличаются очень высоким уровнем механизации и “сверхточностью” станков и контрольной аппаратуры. В 1967 году на здании фирмы “Филипп Патек” в Женеве были установлены часы, точность хода которых достигала 0,00001 сек. Высокой точностью отличаются и серийные часы швейцарского изготовления. Когда возник спрос на сверхточную и микрогабаритную аппаратуру для искусственных спутников Земли, шаров-зондов и т.п., некоторые часовые предприятия примерно с 1963 года стали специализироваться на “космической” продукции, продажная стоимость которой значительно выше любых часов [21, стр.58-60].
В связи с горным рельефом в Швейцарии главную роль в сельскохозяйственном производстве играет не земледелие, а молочное животноводство.
В стране издавна разводят породистый, молочный скот: знаменитых на весь мир коров симментальской и швицкой пород, дающих высокие удои [21, стр.40].
Несмотря на то, что в сельском хозяйстве занято лиши 5% (1999) населения, оно является высокопродуктивным и важным сектором экономики. Крестьяне объединены сельскохозяйственной кооперацией, подчиненной промышленным монополиям. Пашня занимает всего 7-8 % площади, но именно в силу “уникальности” пахотных угодий эта площадь почти не уменьшилась за последние 100 лет; каждый метр сельхозугодий находится на строжайшем учете. При помощи крупных субсидий государства и благодаря высокопроизводительному труду фермеров Швейцария вышла на уровень самообеспечения продовольствием [22, стр. 9].
Таким
образом, используя привозное сырье,
материалы, топливо, а из своих ресурсов
только гидроэнергию Альп, Швейцария сумела
развить собственную индустрию.
1.3. Особенности экономического развития после второй мировой войны
Для послевоенной швейцарской экономики характерны увеличение объема капиталовложений и строительства, рост занятости и производства, расширение товарооборота и кредитных операций. С 1945 по 1959 г. национальный продукт увеличился в неизменных ценах почти вдвое. Количество промышленных предприятий выросло примерно на 1/3, а число занятых в них — в 1,7 раза. Значительно расширился за после военные годы экспорт.
Следует,
однако, отметить, что швейцарская
экономика развивалась крайне неравномерно.
Специфику ее первых послевоенных кризисов
составляло то, что их возникновение не
было связано с общехозяйственной конъюнктурой
в Западной Европе, поскольку большинство
западноевропейских государств переживало
период восстановления разрушенной войной
экономики и постепенного налаживания
нормальных внешнеэкономических связей.
Первый послевоенный экономический кризис в Швейцарии начался во второй половине 1948 г. и продолжался около двух лет. В Западной Европе в эти годы происходил относительно быстрый рост промышленного производства, но к 1949 г. в большинстве стран оно едва достигало довоенного уровня.
Информация о работе Исследование становление экономики Швейцарии в течении 700 лет