Основные тенденции на рынках контрафактной продукции и возможное влияние Таможенного cоюза

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 14:35, курсовая работа

Описание работы

Исследовательский коллектив Государственного университета – Высшей школы экономики (ГУ-ВШЭ) по заказу Содружества производителей фирменных торговых марок (Русбренд) провел исследование на тему «Основные тенденции на рынках контрафактной продукции и возможное влияние Единого Таможенного Союза». В данном отчете представлены основные результаты исследования, а также краткое обобщение взглядов представителей компаний-правообладателей и экспертов по поводу изменения ситуации за период 2008-2010 гг., а также новых проблем и рисков, возникших в связи с введением Единого таможенного союза.

Содержание работы

Введение. Характер и задачи исследования
I. Борьба с подделками: торможение позитивных тенденций
II. Параллельный ввоз: столкновение права и экономики
III. Единый таможенный союз: новые проблемы и риски
IV. Основные выводы и рекомендации

Файлы: 1 файл

ГУ ВШЭ.doc

— 2.59 Мб (Скачать файл)

     Теперь  у компании-правообладателя будет  два пути. Она может регистрировать свои товарные знаки в любом из национальных реестров (или во всех трех реестрах), а может зарегистрировать его в едином Таможенном реестре. В последнем случае товарный знак будет охраняться на всей территории Таможенного союза. Правда, чтобы товарный знак попал в единый реестр, нужно будет пройти длительную и не до конца понятную процедуру согласования в национальных реестрах стран-участниц54. Но если этого не сделать, то появятся «дыры» для контрафакта, который можно будет завозить через страны, в чьи реестры товар не попал. Например, товарный знак, зарегистрированный в российском реестре, но не зарегистрированный в белорусском (и, соответственно, в едином реестре), будет более уязвим к контрафакту, идущему в Россию через белорусскую таможню55.

     Было  решено, что требования к регистрации  товарных знаков в национальных реестрах не будут унифицироваться, и придется в каждом случае соблюдать особые условия. Но это не слишком серьезное препятствие. Более важно то, что не совсем ясны будущие практики правоприменения к товарным знакам, попавшим в единый реестр, в частности, чем они будут отличаться от практик правоприменения в каждой из стран-участниц. Сохраняется проблема с ограничением территориальности уполномоченных импортеров и дистрибьюторов, с координированием соответствия сроков действия локальных регистраций на товарный знак со сроком действия реестра, не до конца ясны процедуры информирования правообладателей о задержании продукции. При условии решения указанных проблем создание единого реестра следует считать позитивным шагом.

     Конечно, данный шаг не решает всех проблем. Например, существует около 5 тыс. советских  товарных знаков, зарегистрированных разными правообладателями в разных странах участницах Таможенного союза. Речь идет в первую очередь о кондитерских изделиях, алкогольных напитках, фармацевтической продукции. Решить эту проблему формально весьма трудно. Поэтому в отношении таких исторически производимых торговых марок, скорее всего, использование товарного знака данным правообладателем будет законным лишь в рамках страны, в которой этот товарный знак зарегистрирован. А на другой национальной территории будут защищаться права другого правообладателя. Это означает, что, по-видимому, советские марки других стран-участниц будут приравниваться к контрафакту в данной стране и отслеживаться на внутреннем рынке правоохранительными органами56. В этих сегментах ожидается борьба между правообладателями, где более мощные компании будут стараться выдавить конкурентов со смежных национальных рынков.

     Проблемы  таможенного контроля в рамках ЕТС

     Помимо  формальных различий в законодательных  и нормативных актов в сфере  охраны интеллектуальной собственности, есть серьезные различия в практиках и формах контроля за соблюдением законодательства.

     Например, таможенные реестры существуют во всех трех странах, и различия в порядке  регистрации в этих реестрах не столь  значительны. Однако, уровень их развитости весьма неодинаков. Если в России к концу 2009 г. в таможенном реестре было зарегистрировано 1574 товарных знаков, то в Беларуси их было всего 39, а в Казахстане – лишь несколько превышало 100 товарных знаков.

     Сильно  различаются и практики работы таможенных органов. Если в России ФТС, по общему признанию, работает достаточно активно, задерживая значительные объемы контрафактного товара, сотрудничая с правообладателями и передавая дела в суды, то в других странах-участницах работа таможни и активность правообладателей напоминают ситуацию в России как минимум десятилетней давности.

     Далее, существует проблема переноса таможенных постов на границы Таможенного союза. Есть опасения, что до 2011 г. не удастся  подготовить эти таможенные посты, способные справляться с существующим потоком грузов. А заторы на границах, помимо убытков компаниям-импортёрам, создадут благоприятную почву для параллельного импорта и контрабанды даже в среде добросовестных участников рынка. Причем, проблемы могут возникнуть не только в сфере нарушения правил таможенного оформления грузов, но и в сфере защиты прав интеллектуальной собственности – подделок товарных знаков и параллельного импорта.

     В межгосударственных переговорах поставлена проблема о выдвижении международных  наблюдателей из стран-участниц ЕТС на внешние границы (в этом прежде всего заинтересована Россия). Но данный вопрос пока не решен.

     Между тем, существует разная степень проницаемости  внешних границ. Главные опасения компаний-правообладателей связаны  с упразднением границы России и Казахстана. Беларуси в этом смысле опасаются в меньшей степени. Многие компании-правообладатели опасаются, что из Казахстана в Россию хлынет поток параллельного импорта и скрывающихся под его видом подделок. Дело в том, что граница Казахстана с Киргизией слабо защищена от контрабанды, которая относительно свободно попадает на рынки Казахстана. Контрабанда эта, главным образом, китайского производства, которая зачастую представляет собой также и поддельную продукцию. Киргизия является членом ВТО, имеет очень низкие ввозные таможенные пошлины, так что часто китайские товары поступают в Киргизию вполне легально. В связи с тяжелым политическим и экономическим положением в Киргизии, трудно ожидать там улучшения ситуации в ближайшее время. Таможенные пошлины на импортные товары в Киргизии почти символические, точнее, самые низкие в Средне-Азиатском регионе, не говоря уже о возможности их не платить, поскольку развал власти способствует контрабанде. Если прежде объемы такого импорта сдерживались покупательной способностью казахских потребителей, то теперь к ним прибавятся россияне и белорусы. 

     Возможно, для Казахстана это и не было большой  проблемой, т.к. контрабандные товары не конкурировали с местными производителями. Однако для российских производителей проникновение возрастающего количества китайских товаров может стать серьезным ударом.

     В части усиления эффективности деятельности таможенных органов предполагается введение принципа ex-officio (он введен в Казахстане, предусмотрен в новом российском законе «О таможенном регулировании», но пока отсутствует в Беларуси). Речь также идет о том, чтобы ранее апробированная упрощенная система таможенного оформления распространялась только на уполномоченных грузополучателей, что должно стимулировать деятельность добросовестных участников рынка.

     Проблема  контроля на внутренних рынках

     По  оценкам ряда экспертов, в связи  с созданием Таможенного союза  борьба с контрафактом во многом переместится на внутренние рынки. Этому будет  способствовать и снятие предварительного санитарного контроля в связи с введением единых норм. Соответственно, и нагрузка перераспределится на органы внутренних дел57. А законодательство и, главное, правоприменительные практики в трех странах существенно отличаются.

     В Российской Федерации сохраняется упомянутая выше противоречивость законодательства и правоприменения в отношении параллельного импорта. Кроме того, вызывает дополнительные опасения ослабление внутреннего контроля за контрафактом со стороны правоохранительных органов в связи с поднятием порога ответственности и упразднением (пока в Москве) части этих органов. В то же время есть надежда на усиление контроля за цепями поставок со стороны мировых компаний-производителей, которые все более активно переносят на территорию России собственные производства.

     В Республике Беларусь государство обладает относительно мощными правоохранительными органами58. И считается, что Республика Беларусь – довольно «чистая» от контрафакта территория в части подделок. А вот проблема параллельного импорта здесь сохраняется. Параллельный импорт, как правило, поступает в Республику Беларусь с территории Польши, Украины и Российской Федерации. Однако контрафакт, ввозимый из Российской Федерации, является наиболее «проблемным», в связи с отсутствием таможенной границы между Беларусью и Россией. Сколь либо надежные данные, по свидетельству белорусских экспертов, отсутствуют. Но объем параллельного импорта, по оценкам, может составлять от 20 до 60% в той или иной категории товаров, импортируемых на территорию Республики Беларусь.

     Добавим, что если Республика Беларусь будет выполнять обязательства в рамках Таможенного союза и произойдет частичная либерализация деятельности частных компаний в отношении импорта товара, соответственно, ослабнет государственный контроль над их деятельностью, то ситуация может быстро измениться и в отношении подделок товарных знаков59.

     Тем более, что белорусские эксперты обращали внимание на отсутствие достаточного понимания проблемы представителями  государственной власти60. И в отличие от России, ужесточения наказаний в Беларуси в ближайшее время не планируется. Впрочем, отмечается, что в последнее время процесс защиты товарных знаков на территории Республики Беларусь стал развиваться более активно. И число судебных дел против нарушителей понемногу растет.

     Но  более серьезные опасения у опрошенных нами экспертов вызывают недостаточно эффективные меры борьбы с поддельной продукцией со стороны казахстанских  правоохранительных органов61. Помимо высказанных выше опасений, что контрафакт и параллельный импорт через Казахстан пойдут в Россию, существует еще проблема оккупации недобросовестными игроками собственно казахстанского рынка.

     Масштабы  контрафактной продукции более  высоки и в целом соответствуют  российской ситуации начала 2000-х годов. Основная часть контрафактной продукции поставляется из Китая. На второе место казахские эксперты ставят локальные российские производства.

     Сейчас  борьба с контрафактом внутри Казахстана ведется относительно менее активно. Причем, дело не столько в нежелании властей Казахстана навести здесь порядок, сколько в отсутствии развитых практик правоприменении и недостатке опыта у правоохранительных органов. Административное и уголовное законодательство предусматривают и конфискацию, и уничтожение контрафактной продукции. Но фактически конфискованная продукция часто оказывается в свободном обращении на рынке.

     Правоохранительные  органы выполняют некие планы. Но они не слишком активны, поскольку  вопросы защиты товарных знаков пока не рассматриваются как важный элемент  национальной политики62. Наблюдается более высокий уровень клановости и коррупции среди представителей контролирующих и правоохранительных органов и, следовательно, более низкий уровень доверия правообладателей к тому, что можно принципиально изменить ситуацию.

     Проблемы информационного обеспечения

     Отмена  таможенных границ между Россией, Беларусью  и Казахстаном в первое время  может ухудшить качество статистической информации о внешнеэкономической  деятельности. Придется менять уже отработанную систему внешнеторговой информации, которая прописана в п. 2, ст. 47 Федерального закона «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» следующим образом:

     «Система  внешнеторговой информации включает в  себя следующие сведения:

     1) о российских лицах и об  иностранных лицах, осуществляющих внешнеторговую деятельность на российском рынке;

     2) о российских лицах и об  иностранных лицах, получивших  квоты и лицензии;

     3) о международных торговых договорах  и об иных договорах Российской  Федерации в области внешнеэкономических связей;

     4) о российском и об иностранном  законодательстве в области внешнеторговой  деятельности;

     5) о деятельности торговых представительств  Российской Федерации в иностранных  государствах;

     6) о деятельности Российского экспортно-импортного  банка и других организаций, оказывающих услуги по кредитованию и страхованию в области внешнеторговой деятельности;

     7) о таможенной статистике внешней  торговли Российской Федерации;

     8) о конъюнктуре на внешних рынках  по основным товарным группам;

     9) о законодательстве Российской  Федерации в области технического  регулирования;

     10) о правонарушениях в области  внешнеторговой деятельности;

     11) о перечне товаров, ввоз которых  на территорию Российской Федерации  или вывоз которых с ее территории  запрещен;

     12) другие полезные для осуществления  внешнеторговой деятельности сведения».

     Информацию  по многим вышеперечисленным пунктам  придется пересматривать. Прежде всего, будет сложнее получать информацию о транзитных грузах. Например, если товар попал в Россию через границу Казахстана, то он будет зафиксирован казахстанской таможней. Точно также будет с грузом, прошедшим границу Казахстана и идущем в Беларусь через территорию России. Необходимо будет налаживать обмен информацией и в первое время проблем будет не избежать.

Информация о работе Основные тенденции на рынках контрафактной продукции и возможное влияние Таможенного cоюза