Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 14:35, курсовая работа
Исследовательский коллектив Государственного университета – Высшей школы экономики (ГУ-ВШЭ) по заказу Содружества производителей фирменных торговых марок (Русбренд) провел исследование на тему «Основные тенденции на рынках контрафактной продукции и возможное влияние Единого Таможенного Союза». В данном отчете представлены основные результаты исследования, а также краткое обобщение взглядов представителей компаний-правообладателей и экспертов по поводу изменения ситуации за период 2008-2010 гг., а также новых проблем и рисков, возникших в связи с введением Единого таможенного союза.
Введение. Характер и задачи исследования
I. Борьба с подделками: торможение позитивных тенденций
II. Параллельный ввоз: столкновение права и экономики
III. Единый таможенный союз: новые проблемы и риски
IV. Основные выводы и рекомендации
Кодекс РФ об административных правонарушениях (ст. 14.10) предполагает:
КоАП РФ (ст. 14.33) о недобросовестной конкуренции предусматривает:
Уголовная ответственность наступает в случае, если деяние совершено неоднократно или причинило крупный ущерб. Уголовный кодекс РФ (ст. 180) предусматривает:
Данные изменения призваны были усилить защиту объектов интеллектуальной собственности.
Сохранение проблем в законодательстве
В законодательстве, регулирующем вопросы охраны интеллектуальной собственности, сохраняются определенные несоответствия и пробелы, зафиксированные в наших предшествующих исследованиях. За последние 2-3 года здесь серьезных изменений не произошло.
Так, в новой четвертой части ГК РФ четко не определено незаконное использование товарного знака. В правовых нормах РФ нет точного разведения таких понятий как контрафакт, товар-имитация и фальсификат, наказание и ответственность за данные действия не дифференцированы.
Сохраняется неопределенность с измерением ущерба для правообладателя. Единая методика его измерения отсутствует. Чаще всего используется показатель стоимости задержанного товара. Однако, не всегда ясно, следует ли считать ущерб по цене аналогичной оригинальной продукции правообладателя или по цене контрафакта (разница может достигать сотен процентов).
Реализация
нормы о конфискации
Таблица 3
Сведения о количестве осужденных лиц по статье 180 УК РФ
2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | |
Ст.180 ч.1 УК РФ | 8 | 13 | 32 | 41 | 59 | 92 |
Ст.180 ч.2 УК РФ | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 2 |
Ст.180 ч.3 УК РФ | 10 | 9 | 8 | 13 | 29 | 10 |
Источник:
данные МВД
Из приведенных данных видно, что наблюдается рост числа осужденных по ч. 1 ст. 180 УК РФ (незаконное использование товарного знака): в 2009 г. по сравнению с 2004 г. этот показатель вырос в 12 раз.
Гражданско-правовая ответственность. В деле осуществления гражданско-правовой ответственности сохраняется множество проблем. Например, если в административных и уголовных делах обнаруженная продукция надлежит аресту на первоначальном этапе, то в арбитражных делах этого не происходит. Поэтому в последнем случае правонарушители могут беспрепятственно ее реализовать. Другое затруднение связано с тем, что иски во многих случаях возбуждаются против юридических лиц, которые зачастую оказываются подставными фирмами или фирмами-однодневками.
Если взглянуть на практику правоприменения в целом, то компании-правообладатели указывают на три проблемы, а именно:
Проблема уничтожения конфискованной продукции. Данная проблема существует почти уже 10 лет, и пока ее решения не предвидится. Можно выделить несколько пунктов, вызывающих беспокойство участников рынка и экспертов:
Проблема уничтожения оборудования для производства контрафакта. В той же или даже большей степени указанные проблемы касаются уничтожения оборудования, используемого для производства контрафактной продукции. Реализации нормы о конфискации оборудования препятствует то, что большинство нарушителей не оформляют оборудование в собственность, а берут его в аренду (которая часто является фиктивной). Введение же нормы о конфискации оборудования, на котором производилась поддельная продукция, вне зависимости от формы собственности, вызывает множество возражений, поскольку вопрос об ответственности фактического собственника в данном случае не является однозначным.
Не решен вопрос уничтожения конфискованного оборудования, в случае, если не удается установить ее собственника. Отсутствует технический регламент подобной процедуры.
Проблема хранения вещественных доказательств. Довольно часто компании-правообладатели сетуют на тот факт, что нет четкого механизма решения проблемы хранения вещественных доказательств, из-за которой нередко правонарушителям удается избежать наказания и беспрепятственно пустить в оборот контрафактную продукцию:
Борьба с контрафактной продукцией
В данном разделе мы рассмотрим кратко деятельность Федеральной таможенной службы (ФТС), специальных подразделений МВД, Роспатента и Роспотребнадзора.
Деятельность Федеральной таможенной службы. Эксперты по-прежнему оценивают деятельность ФТС по пресечению потоков контрафактной продукции как эффективную. Так, по данным опроса Ассоциации европейского бизнеса, 45% правообладателей считают, что лучше всех работает ФТС, 21% отдали предпочтение ФАС, 13% – специальным подразделениям МВД19.
По данным ФТС, в 2009 г. ими было инициировано около 970 дел по административному правонарушению (ст. 14.10 и части 1 ст. 7.12 КоАП РФ). Также ими было выявлено и признано контрафактными в судебном порядке примерно 6,2 млн. единиц продукции.
По-прежнему основным инструментом защиты прав на интеллектуальную собственность является таможенный реестр, в который в настоящий момент внесено 1574 объектов интеллектуальной собственности. Как видно из ниже приведенной диаграммы, за последние два года количество внесенных в реестр объектов увеличилось более чем в полтора раза, а за последние пять лет – почти в 4 раза.
Рис. 2
Динамика процесса внесения объектов интеллектуальной собственности в таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности
в 2004 – 2009 годах
Источник:
данные ФТС.
В
товарной структуре таможенного
реестра преобладают
Рис. 3
Товарная
структура таможенного
реестра объектов
интеллектуальной собственности
Источник: данные ФТС.
Несколько приостанавливает вступление в Таможенный реестр некрупных участников рынка наличие страховых взносов, связанных с тем, что правообладатель должен брать на себя ответственность за причиненный ущерб в результате приостановления товаров на границе, если не будет установлен факт нарушения. Хотя предполагается снижение страховых сумм. «Страховая сумма при включении в национальный реестр снижена с 500 до 300 тысяч рублей, а в Единый реестр – будет составлять 10 тысяч евро»20.
Среди сохранившихся проблем экспертами еще в 2007-2008 гг. назывались введение принципа ex-officio и увеличение сроков посттаможенного аудита (с одного до трех лет). Что касается принципа ex-officio (разрешающего таможенным органам задерживать подозрительную продукцию на семь дней плюс три дня на оформление без заявления правообладателя), то в проекте ФЗ «О таможенном регулировании», наконец, прописана соответствующая норма. Но остается не вполне ясным, как она будет действовать в рамках Единого таможенного союза. По заявлению представителя ФТС, норма «ex-officio» будет применяться в каждой из трех стран в соответствии с национальным законодательством21 (в Казахстане она принята, а в Беларуси – нет). К тому же, введению этой нормы оказывается противодействие со стороны компаний, заинтересованных в сохранении параллельного импорта.
Посттаможенный аудит означает, что на протяжении года с момента ввоза товара таможенные службы могут осуществлять его проверки на внутреннем рынке. В реальности эта процедура применяется мало. По собственной инициативе таможенные органы делают постаудит относительно редко; а по заявлению правообладателя они могут прийти и проверить того или иного предпринимателя, но в таком случае на продукции должно быть указано место ее производства. А как правило, на подделках такая информация отсутствует22. В перспективе в связи с подчинением соответствующих структур финансовым службам ФТС, посттаможенному контролю вряд ли будет уделяться серьёзное внимание.