Причины преступного поведения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2010 в 07:30, Не определен

Описание работы

Проблема агрессивного поведения остается актуальной на протяжении всего существования человечества в связи с его распространенностью и дестабилизирующим влиянием. Имеются представления о том, что агрессивность имеет исключительно биологическое происхождение, а так же о том, что она связана главным образом с проблемами воспитания и культурой.
Для чего вообще борются друг с другом живые существа? Борьба – вездесущий в природе процесс; способы поведения, предназначенные для борьбы, как и оружие. Наступательное и оборонительное, настолько высоко развиты и настолько очевидно возникли под селекционным давлением соответствующих видосохраняющих функций, что мы, вслед за Дарвином, несомненно, должны заняться этим вопросом.
Для обычного человека криминальная сторона правовой системы является по разным причинам наиболее знакомой стороной права, и дело тут отнюдь не в том, что каждый гражданин является «потенциальным преступником». Дело в том, что когда упоминается право и правовая система, на память людям приходят институты правовой юстиции – милиция, залы суда, судебные слушанья, тюрьмы и места заключения.

Файлы: 1 файл

причины и условия преступного поведения.doc

— 264.50 Кб (Скачать файл)

   Психологическая природа чувств как мотивов поведения  характеризуется рядом признаков. Они появляются в известной мере непреднамеренно: “чувству не прикажешь”. Лишь определенная жизненная ситуация, затрагивающая человека, вызывает их появление. Проявление чувств происходит в форме переживаний, которые могут достигать большого накала. При этом нередко происходит “сдвиг” чувств, в результате которого они становятся мотивами поступка.  “Сдвиг” чувств может происходить также в результате их накопления, когда достаточно незначительного события, чтобы чувство превратилось в мотив действия. В этих случаях кажется, что характер эмоциональной реакции, проявившейся в преступлении, неадекватен характеру непосредственного повода. Однако повод здесь выступает по существу лишь как “последняя капля, переполнившая чашу терпения”. В результате чувства побуждают к непосредственному действию и ведут к срыву в поведении, становясь мотивом противоправного поступка.

   Чувство как мотив большей частью проявляется  в преступлениях против личности. Должностной подлог, хищение, взяточничество нельзя объяснить в плане эмоционального конфликта. Тут чувства не определяют, а лишь сопровождают мотив преступления.

   Некоторые юристы считают, что роль мотива преступления могут выполнять только чувства (эмоции). Так, Б. В. Харазишвили пишет: “Мотив это эмоциональное состояние лица, выражающееся в проявлении воли, связанной с пониманием необходимости данного поведения и желанием его осуществить”. На этой же позиции стоит Я. М. Бранин: “Мотив с точки зрения уголовного права есть чувство (переживание), превратившееся в стимул к виновному поведению”. Подобного взгляда на мотивы преступления придерживался и Л. И. Петражицкий. Он считал “истинными мотивами, двигателями нашего поведения” эмоции. Однако, чувства, конечно, не исчерпывают всех побуждений, выступающих в качестве мотивов преступлений.

   Ряд авторов  сводит мотивы преступления к двум видам побуждений:

  • потребностям;
  • чувствам.

   Так, И. Лекшас пишет: “Цели, которые действующий  человек перед собой ставит, не всегда возникают непосредственно из материальных или культурных потребностей. Очень часто отдельные цели порождаются также отдельными чувствами”.

   В качестве мотивов преступлений выступают  разные “элементы” сознания личности. Среди мотивов преступлений первое место занимают интересы личности (материальные, служебные, личные, родственные, жилищные и т. п.), за ними идут чувства (месть, ревность, зависть, ненависть и пр.), далее – потребности, взгляды, убеждения, идеалы и привычки личности.

   Наиболее  распространенным мотивом совершения преступлений выступают интересы личности. Интерес можно определить как специфическое отношение личности к объекту в силу его жизненной значимости и эмоциональной привлекательности.

   Уголовный закон иногда выделяет интересы лица в качестве самостоятельного мотива преступления. Например, корыстные и иные личные интересы являются специальными мотивами при злоупотреблении властью или служебным положением (ст. 161 УК РФ).        Многочисленны случаи, когда интересы не указаны непосредственно в законе в качестве мотивов преступления. К ним, например, относятся корыстные интересы при совершении грабежа (ст.140 УК РФ), разбоя(141), мошенничества(143).

     Интересы  занимают большой удельный вес  среди изученных мотивов совершения  преступлений. Так, они являлись основным мотивом совершения краж, членовредительств, занимали заметное место среди мотивов умышленных убийств и умышленного причинения тяжких телесных повреждений.

   Чтобы понять природу интереса как мотива преступления, следует различать понятия личного и общественного интереса.

   Личный  интерес - это интерес отдельного лица в виде его желаний и стремлений.

   Мотив преступления - это по большей части узколичный интерес, не согласующийся и противостоящий интересам общества.

   В результате расхождения личного и общественного интересов личность стоит перед выбором между желаемым и должным.

   Общественный  интерес выступает как долг, которому необходимо подчиниться. Однако конкретное соотношение этих интересов нередко приводит к перевесу личного интереса. Лицо игнорирует общественные интересы и предпочитает им свои узколичные интересы. В результате "конфликта интересов" последние побеждают  и становятся мотивом преступного поведения. Таким образом, личный интерес как мотив преступления всегда является результатом сознательного расчета лица. Типичным видом подобных "конфликтов интересов" является совершение преступлений, связанных с присвоением чужого имущества.

   Важную  роль в мотивации поведения играют ценностные ориентации, - социально  обусловленная система отношений личности к явлениям и событиям окружающей ее социальной среды.

   Ценностные  ориентации - составной элемент общей социальной направленности личности, которая представляет собой формирующийся в процессе жизнедеятельности социально детерминированный, относительно устойчивый тип отношения личности к социальным ценностям общества. Разновидностью ценностных ориентаций являются социальные установки личности, которые формируют определенное восприятие и оценку окружающих событий и явлений, а также готовность действовать соответствующим образом.

   Именно  в свете присущей ей общей системы  ценностей (социальной направленности) и конкретных социальных установок  личность воспринимает реальную действительность - людей, явления, факты. Общая социальная направленность неизбежно связывается с пристрастностью (позицией) личности и с субъективным видением ею конкретных ситуаций.

   Ценностные  ориентации личности (в виде социальной направленности и отдельных установок) влияют не только на ее восприятие и  даваемые ею социальные оценки. Они самым непосредственным образом определяют характер мотивации лицом своих действий. Именно ценностные ориентации личности лежат в основе содержания совершаемых ею поступков, как социально позитивных, социально нейтральных, так и социально вредных.

   Нередко ценностные ориентации характеризуются  своей противоречивостью, (общепринятые положительные ценности чередуются с антисоциальными, противоправными). Подобная противоречивость является одним  из свойств мотивационной сферы  подростков-правонарушителей. Противоправное поведение вызывается по существу не отдельными мотивами, а социально-психологическими качествами личности.

   Ценностные  ориентации тесно связаны с мировоззрением личности, т.е. с системой ее взглядов и убеждений. Мировоззрение определяет основную направленность личности и может подчинять все иные виды побуждений.

   Мировоззрение как мотив включает в себя взгляды и воззрения отдельного человека, побуждающие его к действию. Искаженное индивидуальное миропонимание, "личная философия", которая существенно расходится с мировоззрением  и моралью общества и по своему содержанию является антиобщественной, нередко встречаются у преступников. Взгляды и убеждения типа "работа дураков любит", "главное - не попадаться", "бери от жизни все что можно" и т.п. могут стать мотивами совершения преступлений.

   Дальнейшим  развитием мировоззренческих элементов  поседения является идеал, под которым  понимается высшее воплощение человеческих желаний и конечная цель устремления  личности.

   В качестве мотива-идеала может выступать возвышенная идея, которой личность руководствуется в своей деятельности и к достижению которой стремится. Это может быть образ или конкретный человек, который служит примером. Идеал является мотивом многих социально полезных поступков. Однако, будучи направлен на антиобщественные цели, идеал становится мотивом, порождающим опасные формы преступного поведения, расходящиеся с идеалом общества. Так, например, у заключенных преобладают идеалы "вора в законе", "пахана" и т.п.

   Привычки как мотив поведения не имеют самостоятельного психологического содержания. В их основе лежат те же потребности, интересы, чувства, взгляды и убеждения. Однако по мере формирования привычка превращается в субъективный фактор - в мотив определенного стереотипного поведения. При частом удовлетворении определенного побуждения при одних и тех же обстоятельствах стадия мотивации преступления постепенно угасает. Между побуждением и действием устанавливается прямая связь, при которой привычка выполняет роль мотива, непосредственно порождая действие.

   Как мотивы привычки лица характеризуются тем, что они действуют в известной  мере автоматически, при отсутствии или при сокращенной фазе мотивации  поведения. Это ведет к уменьшению контроля со стороны сознания. При  этом у лица отпадает необходимость в постоянных апелляциях к "моральным"  доводам. Привычки как мотивы поведения уподобляются, таким образом, определенной, выработанной годами реакции человека при таких-то обстоятельствах действовать только так. В качестве мотивов совершения преступлений наиболее часто выступает привычка к употреблению спиртных напитков и другие антиобщественные привычки.

   Такова  психологическая классификация  побуждений, являющихся мотивами преступного  поведения. В реальной действительности перечисленные виды мотивов выступают как в чистом виде, так и в различных, иногда довольно сложных, комбинациях, включая не одно, а два-три и более побуждений. Их анализ как субъективных элементов механизма преступного поведения приводит к выводу о том, что побудительными силами в преступном поведении выступают многообразные формы сознания личности: интересы, чувства, потребности, взгляды, идеалы, привычки. Рассмотрим теперь, как это реализуется в преступных действиях субъекта.     
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Роль  мотива в преступном поведении 
 

   Первый, подготовительный этап преступного  действия обычно состоит из осознания  мотива и цели действия, борьбы мотивов  и принятия решения действовать. В этом смысле мотив является двигателем преступного поведения и стимулирует  волевую активность лица.

   На  этапе мотивации (психологической  подготовки) преступного действия нередко  возникает внутренний (в сознании лица) конфликт противоречивых побуждений, так называемая борьба мотивов в  виде столкновения нескольких несовместимых  побуждений лица. Как правило, конкурирующие мотивы являются побуждениями разного социального и психологического уровня. Ими могут быть, например, низменные чувства и доводы разума; чувство мести  и интересы дела; органическая потребность и гражданский долг; корыстный интерес и должностная обязанность и т.д.

   В мотивационном  конфликте сталкиваются оценки рационального  и эмоционального уровней. Это объясняется  отражением содержания конкретной ситуации на двух уровнях - смысловом и эмоциональном. Эмоциональные оценки относятся к эмотивному (недифференцированному) аспекту оценок на уровне "симпатий - антипатий", приятно - неприятно. Рациональные оценки относятся к более высокому уровню. Эмоциональные и рациональные оценки могут совпадать (как параллельно идущие процессы), быть в единстве, дополняя друг друга. Эмоционально-оценочные процессы и порождаемые ими оценки могут подавлять противоположные оценки рационального характера. Нередко же, наоборот, рациональные оценки подавляют противоположные им эмоции, т.е. выступают как мотивообразующие факторы.

   В содержание борьбы мотивов входит не просто борьба двух несовместимых побудителей  к действию, но и социальная оценка борющихся мотивов - как мотива должного, социально полезного поведения, так и мотива антиобщественного, преступного поведения. Иногда такая борьба длится довольно долго, вызывая у лица определенные психические состояния (подавленность, замкнутость, скрытность и пр.).

   Недопустимо упрощенное представление о мотивационном  механизме как одномоментном  проявлении изолированного и единственного побуждения преступного действия. Психологической наукой установлено, что человеческое поведение  полимотивировано. Оно порождается не одним, а несколькими мотивами, при доминировании одного или группы взаимодополняющих и подкрепляющих друг друга побуждений. Поэтому мотивацию следует понимать как систему мотивов, побуждающих к определенному поступку.

   Процесс возникновения мотива преступления в мотивационном конфликте не носит прямолинейного характера. Представление  о простом "перевешивании" в конфликте мотивов того или иного побуждения не соответствует психической реальности. Лицо при этом руководствуется определенной системой оценок, в которых можно выделить:

  • ценность желаемого результата преступного действия;
  • значимость ситуации, как препятствующей, затрудняющей, так и способствующей достижению цели;
  • эффективность намеченного способа действия в данной ситуации;
  • вероятность наступления нежелательных последствий (наказание), и т.д.

    В конфликте разных мотивов участвуют  все личностные факторы:

  • характерологические и интеллектуальные особенности субъекта;
  • переживаемые им психические состояния;

Информация о работе Причины преступного поведения