Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2010 в 07:30, Не определен
Проблема агрессивного поведения остается актуальной на протяжении всего существования человечества в связи с его распространенностью и дестабилизирующим влиянием. Имеются представления о том, что агрессивность имеет исключительно биологическое происхождение, а так же о том, что она связана главным образом с проблемами воспитания и культурой.
Для чего вообще борются друг с другом живые существа? Борьба – вездесущий в природе процесс; способы поведения, предназначенные для борьбы, как и оружие. Наступательное и оборонительное, настолько высоко развиты и настолько очевидно возникли под селекционным давлением соответствующих видосохраняющих функций, что мы, вслед за Дарвином, несомненно, должны заняться этим вопросом.
Для обычного человека криминальная сторона правовой системы является по разным причинам наиболее знакомой стороной права, и дело тут отнюдь не в том, что каждый гражданин является «потенциальным преступником». Дело в том, что когда упоминается право и правовая система, на память людям приходят институты правовой юстиции – милиция, залы суда, судебные слушанья, тюрьмы и места заключения.
влияние конкретной ситуации и т.д.
У разных людей этот конфликт протекает с различной быстротой и степенью осознания всех его элементов.
В сознательной деятельности, в том числе и в мотивации, всегда имеются неосознаваемые или не вполне осознаваемые компоненты.
Мотивация
поведения может протекать в
различных психологических
Уже в
процессе мотивации индивид ставит
себе двоякую задачу: во-первых,
осуществить цель преступления и, во-вторых,
избежать за это наказания. Нормы уголовного
права выполняют при этом мотивационно-предупредительную
функцию. Перспектива привлечения к уголовной
ответственности, естественно, создает
психологический барьер на пути достижения
задуманной цели и порождает в психике
лица соответствующий мотив в пользу воздержания
от действия. Между тем успех достижения
цели преступления нередко бывает настолько
заманчив, что ради него лицо идет на риск,
пренебрегая грозящим ему наказанием.
И страх наказания, как отдаленное зло,
преодолевается желанием достичь результатов
преступления. Мотивационное давление
угрозы наказания оказывается недостаточным
для того, чтобы предотвратить преступную
деятельность. Описанное мотивационное
воздействие норм уголовного права имеет
место при расчетливом преступном поведении.
Но
мотивация может протекать и
в иных психологических условиях:
при сильном эмоциональном
В процессе
мотивации могут происходить
явления противодействия и
После
принятия решения наступает этап
реализации сформированной воли лица
в действиях. Исполнение преступления
требует соответствующих
Достижение цели означает окончание действия как волевого акта. Лицо оценивает достигнутый результат, сопоставляя его с намеченной целью. При этом оно констатирует его удачу или неудачу, успех или неуспех.
Таким образом, нужно различать функции мотива на стадиях подготовки и исполнения преступного действия. На первой стадии он формирует решение и порождает волю лица; в стадии исполнения преступления - определяет содержание уже сформированной воли лица, выступая ее смысловой стороной. Благодаря этому обеспечивается претворение мотива в действие и через него - в реальные факты действительности.
Преступная деятельность как форма преступного поведения представляет собой совокупность ряда действий, объединенных общим мотивом и целью. В мотивации преступной деятельности различаются мотивы и цели отдельного действия, мотивы и цели преступной деятельности в целом. Они занимают самостоятельное место в механизме преступного поведения и не могут подменяться один другим: установление мотивации действия, входящего в преступную деятельность, неравнозначно выяснению содержания мотивации деятельности в целом, и наоборот.
Структура мотивации преступной деятельности обычно складывается из совокупности мотивов и целей, составляющих ее действия (эпизоды). Подобная структура мотивации выявлена в подавляющем большинстве уголовных дел об умышленных преступлениях, лишь в незначительном количестве дел мотивация охватывает одноразовое преступное действие.
Структура мотивации в преступной деятельности различается и в зависимости от вида преступления. Так, структура мотивации по делам об умышленном убийстве и умышленном причинении тяжких телесных повреждений, как правило, охватывает 3-4 действия-эпизода, в том числе непреступные (предшествующие) действия, конфликтные действия, подготовительные (не всегда) и исполнительные действия.
Достоверно выявлено, что мотивы отдельных действий (эпизодов) находятся в подчинении и зависимости от общего мотива деятельности. По отношению к отдельному действию общий мотив занимает доминирующее место и выступает в качестве силы, детерминирующей их на осуществление конечной цели деятельности. Лишь взятые вместе, мотивы действий-эпизодов и общий мотив деятельности определяют смысловую линию (содержание) преступного поведения.
Установлено, что между конечной целью преступной деятельности и целью каждого входящего в нее действия также складываются отношения зависимости. Результат каждого действия по отношению к конечной цели преступной деятельности выступает в качестве средства ее достижения и вместе с тем является целью данного действия. В каждом действии-эпизоде преступной деятельности, таким образом, проявляются две цели: цель, непосредственно достигаемая этим действием, и общая (конечная) цель преступной деятельности, ради которой лицом и совершаются все действия.
В результате этого преступной деятельности соответствует определенная структура целей, входящих в нее действий. Развитие деятельности происходит как бы в форме определенных циклов (отрезков деятельности). При этом результаты одного цикла определяют условия для мотивации нового цикла. Мотивация, которая действовала сначала на уровне первого действия, переходит на качественно другую ступень - на уровень второго, затем третьего действия и т.д. При этом происходят определенные изменения в мотивации: первичная мотивация ослабевает, возникает своего рода "новая" (формируемая на базе достигнутого) мотивация каждого последующего противоправного действия.
В целом мотивация преступной деятельности происходит по закону мотивации достижения. Это означает, что каждая подцель (цель промежуточного действия) становится как бы автономной и независимой от конечной цели. Образование конечной цели одновременно происходит по двум направлениям - как образного представления о признаках конечного результата и как функционального определения цикла действий, ведущих к его достижению.
По своему содержанию мотивы и цели преступного действия и деятельности могут совпадать. Лишь при этом условии можно говорить о единой мотивации преступной деятельности лица. Однако мотивы и цели преступного действия и деятельности могут не совпадать. В этих случаях единой мотивации преступной деятельности не будет, так как нарушится смысловое единство деятельности и действия, в силу чего преступное действие выпадает из структуры мотивации данной деятельности и становится самостоятельным актом поведения.
Из сказанного следуют два принципиальных положения:
Несоблюдение
правил анализа процесса мотивации
в единицах "действия" и "деятельности"
приводит к серьезным ошибкам.
Б.
за умышленное причинение
тяжкого телесного
повреждения, повлекшего
смерть С., на основании
ч.2 ст.107 УК РФ был
осужден к пяти
годам лишения
свободы. По протесту
прокурора приговор
в отношении Б. был отменен.
При новом судебном
разбирательстве было
установлено, что Б.
применил перочинный
нож для отражения нападения,
т.е. действовал в состоянии
необходимой обороны,
ввиду чего суд оправдал
его. Кассационной инстанцией
оправдательный приговор
оставлен в силе.
В чем
же причина судебной ошибки? Причина
состояла в том, что разная по своему
содержанию мотивация действий Б. первоначально
рассматривалась как единая, что
нашло отражение в
Мотивационный процесс преступного поведения может включать в себя ряд психических фактов, каждый из которых обладает своей спецификой и выполняет определенные функции. При этом ни один из мотивационных фактов не является автономным, а связан с другими элементами мотивации. Поэтому процесс мотивации складывается в результате взаимодействия всех его элементов. Усиление (или ослабление) одного из элементов может вызвать соответствующее ослабление (или усиление) других элементов, что ведет к изменению содержания мотивации преступного поведения в целом. Так, обострение эмоционального состояния лица может привести к изменению смысловых функций, выполняемых чувствами в процессе мотивации, когда из эмоционального фона они превращаются в мотив преступления. С другой стороны (например, в мотивации ситуативных преступлений), при сильном душевном волнении ослабляется волевой контроль в поведении, что объясняется силой отрицательных эмоций, возникающих у личности под воздействием неблагоприятно сложившейся ситуации. Из этого следует сделать вывод, что все элементы процесса мотивации необходимо рассматривать в качестве целостной психологической структуры. Объединяющим фактором этой системы является одно общее-сознание личности.
В целом,
структуру мотивации
Сдвиги в структуре мотивации могут происходить за счет участия в них иных психических фактов и влияния внешних событий, например сильного душевного волнения (психологического аффекта), снижающего рассудочные способности лица, внешнего давления (со стороны соучастников), резкого изменения ситуации.
В результате
мотивации завершается
Модель
мотивационной стороны
Неадекватная
мотивация
Нередко
приходится встречаться с так
называемыми безмотитвными
Каков же механизм "безмотивного" преступления?
Действительно ли оно совершается без мотивов, как это принято считать?
Или
же в подобных случаях мы
имеем дело со специфическими
особенностями процесса
К
"безмотивным" преступлениям,
как правило, относят