Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2011 в 22:13, реферат
Экономикой в России принято называть всю финансово-хозяйственную сферу - нам привычен штамп: «темпы развития экономики». Здесь экономика является одновременно и материальным производством, и народным хозяйством, и товарообразующей системой.
Первым известным нам автором, положившим начало дискуссии о первоисточнике богатства, был Фома Аквинский18. Признавая божественную природу богатства (все принадлежит Богу, а человек только пользователь), он делил его на естественное (плоды земли и ремесла) и искусственное (золото).
Уже упоминавшийся ранее Монкретьен не только впервые ввел в оборот термин «политическая экономия», но и был первым исследователем, который предложил свою версию земного источника формирования богатства. Согласно разработанной им и его приверженцами теории, получившей название «меркантилизм» (от итальянского «mercante» - торговец, купец), рост богатства государства своим источником имеет внешнюю торговлю.
Вильям Петти19 объяснял возникновение богатства взаимосвязью труда и природы (земли). Крылатым стало его изречение: «Труд есть отец и активнейший принцип богатства, а земля - его мать».
Дальнейшее развитие этой идеи нашло свое отражение в учении физиократов (от греческого physis - природа и kratos - сила), которое базировалась на том, что истинным богатством нации являются не деньги, а продукты сельского хозяйства.
Адам Смит20 предложил трудовую теорию стоимости, суть которой сводилась к тому, что единственным источником стоимости является труд, причем в образовании стоимости участвует не только живой, но и овеществленный труд, т. е. «перенесенная стоимость» примененных средств производства.
Давид Рикардо21 считал, что единственным источником стоимости товара является труд. Он пришел к выводу, что прибыль капиталиста есть неоплаченный труд рабочего.
К. Маркс и Ф. Энгельс22 развили трудовую теорию стоимости и показали происхождение прибавочной стоимости, как исторической формы прибавочного продукта и форм её проявления: прибыли, процента, ренты.
На Марксе и Энгельсе дискуссия об источнике человеческого богатства практически прервалась.
Представители
экономической мысли более
Идея об эксплуатации человека человеком политически весьма продуктивна, и попытки её опровержения наталкиваются на непреодолимую «правду жизни», демонстрирующую нам примеры вопиющего имущественного неравенства реальных производителей и максимальных потребителей.
Но когда К.Маркс писал об эксплуатации, то он был прав ровно наполовину. Эксплуатация действительно существует. Только это не эксплуатация человека человеком, а эксплуатация Человеком Природы. И всё, что было названо классовой борьбой, является ничем иным, как борьбой за перераспределение между конкурирующими социальными группами энергетического «пирога», отобранного совместными усилиями всего человечества у природы.
Сегодня человеческое общество делит (чаще по правилам, а иногда и без них) то же самое, что делило и в момент его зарождения – трудом добытый у природы продукт, а если дойти до конца, то энергию, взятую у природы.
Со времён первобытного стада продукт этот не только неизмеримо увеличился количественно, но и изменился качественно. Мясо диких животных теперь не составляет и тысячной доли процента в совокупном общественном потреблении. Человечество, изначально борясь за выживание, и теперь, ускоренно развиваясь, идет по пути колонизации природы. Совместно, общими усилиями всех живущих человечество берет у природы всё более возрастающие объемы энергии. Именно энергетическая «дань» покоренной части природы даёт человечеству основу для формирования его постоянно растущего богатства.
Достаточно давно замечено, что уровень благосостояния, достигнутый той ли иной страной, самым тесным образом связан с удельными показателями энергопотребления23. Это связь имеет не формальный, а содержательный характер.
Физическая сила человека, насыщенная его интеллектом, превратилась в труд, который, будучи оснащенным капиталом и находясь в обрамлении общественных институтов, оказался способен неограниченно черпать энергию из природы.
Источником
богатства человеческого
Труд человека не является источником богатства, поскольку в процессе трудовой деятельности человек никогда не прибавляет дополнительную энергию к той исходной величине, которую он взял у природы. Он, применяя для преобразования, использования и потребления энергии технологические способы и машины, лишь уменьшает величину изначально добытой природной силы за счет неизбежных трансформационных потерь. Поэтому человеческий труд не источник, а способ формирования общественного богатства. Труд одними видами природной энергии воздействует на другие, добиваясь приведения последних к форме, способной удовлетворить потребности человека. Этим же методом он способствует более полному извлечению энергии природы в потребляемых продуктах,
Труд человека не является источником богатства и потому, что совокупное богатство человечества растет по мере того, как человек медленно, но верно сокращает свое трудовое присутствие в сфере материального производства. Значительная и все возрастающая часть активности человека направлена на прямую замену его трудовых усилий работой, совершаемой за счет использования природных сил. Количество собственной энергии, затрачиваемой человечеством в процессах производительной деятельности, уменьшается относительно энергетической ценности потребляемых и накапливаемых им благ.
Труд человека не является источником богатства еще и в силу того, что создание материального богатства не является конечной целью общественной деятельности. Рост объема материальных благ позволяет сократить присутствие человека в процессах репродуктивной (т.е противоположной творческой или инновационной) деятельности, что обеспечивает достижение истинной и высшей ценности, высшего уровня богатства – увеличения массы свободного времени, т.е. времени, используемого для творческого и интеллектуального развития человека.
Общественное материальное богатство создается не из труда, а человеческим трудом, т.е. с помощью труда и орудий труда. Общественное богатство – это преобразованная и подготовленная к потреблению человеком энергия природы. В процессах энергетических преобразований применяются искусственные материальные продукты, при формировании которых используются природные материальные ресурсы24.
Природа сама дала мамонту энергетическую ценность в том виде, в котором он оказался доступным человеку для пропитания, природа наделила деревья энергетическим потенциалом, раскрывшемся в костре первобытного стада, природа создала пещеру с температурной средой, защитившей нашего пращура от холода. С тех пор изменения коснулись лишь длины цепи энергетических преобразований от исходного энергоемкого природного ресурса до конечного продукта, потребляемого человеком. Суть же этих преобразований со временем не меняется. Как потреблял человек преобразованную им энергию природы, так и потребляет её сегодня.
Крайне важно особо остановиться на соотношении таких категорий, как «источник» и «мера», когда речь идет об общечеловеческом богатстве. Интуитивно напрашивается прямая связь: чем больше взято из источника, тем больше и мера. Однако, это не так.
В процессе ценообразования мы находим отражение складывавшейся веками и постоянно эволюционирующей системы общественных отношений. Система цен, которыми мы все оперируем, настроена не только на соответствие производства потреблению, но и на поддержание социальной ауры, обеспечивающей сохранение и развитие общества во всех доступных ему направлениях.
Более того, существует значительный пласт общественных ценностей, которые сформированы исключительно затратами эмоциональной (творческой) энергии людей. Стоимость таких творений также вовлечена в общественный оборот. Этого нельзя отрицать, как нельзя отрицать и того, что любая интеллектуальная или творческая деятельность человека представляет собой процесс трансформации ранее добытой, видоизмененной, перераспределенной и потребленной интеллектуалом или творцом природной энергии в энергию эмоций25.
Поэтому
цена товара и величина природной
энергии, аккумулированная в конкретном
товаре, не совпадают, и только в массе
своей они тесно коррелируют между собой26.
Управление и экономика.
Вся цепь, от начального пункта – добычи природной энергии во всех формах её состояния, до конечного – потребления, составлена из непрерывных и возобновляемых процессов, включающих:
- общественное производство (воспроизводство),
- обращение и накопление,
-
распределение (
Проблемы организации процессов создания, накопления и распределения совокупного общемирового богатства на всех уровнях, от отдельной семьи до сообщества государств, решаются системой управления.
При анализе соотношения, в котором находятся управление и экономика, напрашивается вывод о том, что управление является инструментом экономики.
Однако не все так просто.
Экономика представляет собой единственную сферу человеческой деятельности, которая ведет себя подобно легендарному фригийскому царю Мидасу, который прославился тем, что мог превращать в золото все, до чего дотрагивался. Разница в том, что экономика превращает иные формы деятельности, с которыми она соприкасается в …экономику.
Почему
маркетинг, менджемент, управление предприятием,
государственное управление и т.д.
– это все экономические
Любая деятельность, применяющая в качестве инструментария рубль (доллар, фунт, франк, евро…), неизбежно становится частью экономики.
Стоимостные показатели, которыми вооружена экономика, играют в системе хозяйственного управления очень важную роль. Они, и только они позволили сформировать единые народнохозяйственные комплексы всех цивилизованных стран. Их повсеместное использование позволяет создать органичную систему управления, цементировать связи между её сферами и уровнями. Стоимостные показатели – основной и уникальный инструмент, позволяющей экономике выполнять свои функции, включая формирование прогнозов и рекомендаций.
Широкая экспансия экономики привела к тому, что сегодня в её лоне оказались различные области человеческой активности. Поэтому у многих создается впечатление, что экономика определяет направление процессов управления производством материальных благ и услуг, финансовой деятельностью и в государственной сфере.
Но это лишь иллюзия.
Никто и никогда, будучи в трезвом уме и твердой памяти, не принимал и не принимает ответственных управленческих (в том числе политических) решений, основываясь только на экономических доводах. Управление, т.е. власть, подразумевает ответственность. Экономика – безответственна, поэтому она лишь элемент управления, хотя и постоянно претендующий на большее.
Одно
из утилитарных назначений экономики
заключается в обеспечении
В процессах управленческой деятельности во всех сферах и на всех иерархических уровнях решается одна главная и принципиально важная проблема – обеспечение устойчивости хозяйственной системы в процессах её развития и трансформации. Количественные и качественные изменения, влекущие диспропорции в любой хозяйственной системе, являются как следствием её развития, так и реакцией на прямое или опосредованное влияние конкурирующих систем и внешних факторов. Сами усилия управления, направленные на приведение хозяйственной системы в равновесное состояние, также с завидной регулярностью создают и усиливают диспропорции.
Экономика обладает методами фиксации процессов возникновения и оценки уровней диспропорций в хозяйственно-финансовой системе общества.