Анализ региональной политики в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2010 в 09:08, Не определен

Описание работы

Введение…………………………………………………………………………….3
1 Основы региональной политики………………………………………………...5
1.1 Сущность региональной политики……………………………………………5
1.2 Нормативно-правовая база.……………………………………………………6
1.3 Типология регионов…………………………………………………………..10
2 Анализ региональной политики в России……………………………………..14
2.1 Система государственных органов, осуществляющих региональную политику………………………………………………………………………………….14
2.2 Основные направления современной региональной политики……………17
3 Совершенствование региональной политики…………………………………30
Заключение………………………………………………………………………...37
Список использованных источников и литературы…………………………….39

Файлы: 1 файл

Курсовая работа. Анализ региональной политики в РФ.doc

— 218.50 Кб (Скачать файл)

     2.2.9 Оффшорные зоны

     Из  мировой практики известно, что данная форма используется для привлечения финансового капитала, как правило, островными государствами или на островах с особой юрисдикцией. Регистрируемые в оффшорных зонах фирмы свою основную деятельность в большинстве случаев осуществляют в других странах (регионах). Главным экономическим стимулом оффшоров являются низкие налоги. Многие международные организации и деловые круги развитых стран негативно оценивают последствия деятельности оффшорных зон с точки зрения рыночной конкуренции и глобализации экономики.

     В России есть единственный пример официального создания оффшорной зоны. По специальному Федеральному закону в 1996 г. оффшорная зона учреждена в Ингушетии. Главными результатами функционирования зоны стали приток налогоплательщиков (юридических лиц) из других российских регионов и «отмывание» нелегальных доходов. Значительные иностранные капиталы в Ингушетию не пришли.

     Федеральные органы и власти других регионов, несущие налоговые потери, неоднократно сигнализировали о нецелесообразности сохранения оффшорной зоны в ее нынешнем виде. Перспективы создания других оффшорных зон в России пока не ясны.

     Подведем  итог, в последние годы важнейшую роль в федеративном процессе играл механизм заключения договоров между центром и субъектами РФ. В ходе достижения политического консенсуса центр и регионы решали часто противоположные задачи. Центр стремился обеспечить соблюдение конституционного права на всей территории страны и реализовать единый унифицированный подход к форме и содержанию подписываемых документов, затрагивающих прежде всего вопросы разграничения полномочий. Регионы же старались добиться включения в документы положений, позволяющих обеспечивать региональные интересы, мотивируя это необходимостью учета местных особенностей и экономической целесообразностью. Как показал анализ и опыт развития регионов, у данного механизма есть свои плюсы и минусы. В результате сформировалась асимметричная федерация со всеми вытекающими политическими и экономическими последствиями.

     Действующие подходы и механизмы финансового  регулирования не только не способствовали уменьшению дифференциации между регионами, а, наоборот, обусловили ее усиление. Одним из критериев эффективности нынешней политики является динамика различий между лидирующими и отстающими регионами. В России эти различия традиционно велики, и они продолжают расти. В 2000 г. по объему промышленного производства на душу населения различия между самым благополучным и самым неблагополучным субъектом составляли 64 раза, а к 2005 г. они выросли до 281 раза. Разница в доходах бюджетов богатейшего и беднейшего регионов на душу выросла за пять лет с 50 раз до 194 раз; объем инвестиций на душу – с 30 раз до 44 раз, уровень безработицы – с 29 раз до 33 раз (по данным Госсовета). Действующая региональная политика создает слишком большие антистимулы для развития. Определенные положительные сдвиги в решении текущих (на один год) задач путем выделения трансфертов не могли оказать существенного влияния на решение стратегических задач снижения дефицитности региональных бюджетов и обеспечения экономического роста. Последние пытались решать на основе механизмов дотаций и финансирования федеральных программ путем выделения средств министерствам и ведомствам, а также правительствам субъектов Российской Федерации на цели развития социальной инфраструктуры и экономики. Несогласованность механизмов финансирования, а главное, преобладание узкоотраслевого подхода к распределению средств, слабый контроль за их использованием помешали достижению поставленных целей в большинстве регионов РФ [7].

 

     3 Совершенствование региональной политики

 

     Вышеизложенный  анализ обнаруживает существенные пробелы  как в системной организации  регулирования регионального развития и региональной политики, так и в составе важнейших блоков функционирующей системы (нормативно-правового, институционального, инструментального).

     Более благоприятные условия для активизации региональной политики создаются благодаря стабилизации политической ситуации в стране, возобновлению экономического роста, усилению стратегических приоритетов в деятельности федеральных и региональных органов власти.

     Ряд авторов предположили новую концепцию региональной политики [17]. Она опирается на следующие принципы:

     - ослабление региональной дифференциации  возможно только на основе  экономического роста и развития  всех регионов;

     - государство должно не "обирать"  богатые территории в пользу  бедных, а стремиться к разумному  компромиссу между поддержкой бедных и созданием условий для развития остальных регионов;

     - право на федеральную поддержку  имеют не только бедные депрессивные районы, но и богатые, вложения в которые оказываются высокоэффективными;

     - помощь отсталым регионам исходит в первую очередь из критерия экономической эффективности с учетом поддержания социальной справедливости;

     - интересы Федерации имеют приоритет  перед интересами отдельных ее  регионов;

     - перспективные интересы Федерации и регионов имеют приоритет перед текущими.

     Суть  предполагаемой концепции заключается  в смене парадигмы региональной политики – переходе от методов временного ослабления региональной дифференциации, базирующихся преимущественно на территориальном перераспределении ресурсов, к методам, ориентированным на региональное развитие с опорой прежде всего на собственные силы. Концепция исходит из необходимости жить по средствам и их приумножать, что относится как к Федерации в целом, так и к отдельным регионам.

     При выделении федеральных средств  регионам необходимо различать направляемые на текущие цели регионального выравнивания и предназначенные для решения задач социально-экономического развития. Федеральная поддержка оказывается регионам на принципиально иной основе, чем ныне. Учитывается главным образом не столько бедственное положение региона в прошлом и даже в настоящем, сколько то, какой эффект федеральная поддержка даст в будущем.

     В чрезвычайных обстоятельствах регионам может предоставляться специальная помощь. Она осуществляется с целью достижения краткосрочных результатов и объективно носит гуманитарный характер, преследуя в первую очередь социальные цели. Ее природа не предполагает решения задач регионального выравнивания.

     В отличие от такой помощи федеральная  поддержка, в которой инвестиционная составляющая играет все большую роль, преследует цели ослабления региональных диспропорций, достижения долгосрочных устойчивых социально-экономических результатов. Государство должно помогать слабым регионам и опираться на сильные, поддерживая территории, обеспечивающие собственное развитие, формирующие условия и стимулы для постепенного перехода от пассивного использования финансовой помощи к созданию конкурентоспособных производств, пополняющих доходную базу территорий.

     Этой  концепцией предусматривается два способа оказания федеральной поддержки. В первом случае центр выделяет средства субъекту РФ, во втором - непосредственно локальным объектам и местным органам власти.

     При выделении средств регионам следует  руководствоваться параметрами их социально-экономической эффективности, в том числе в масштабах региона и Федерации в целом. Приоритет нужно отдавать тем направлениям, которые обеспечивают наибольший охват населения, снижение текущих расходов в местных бюджетах, расширение доходной базы региона и Федерации. Основными инструментами решения названных задач должны стать Фонд регионального развития и Федеральный фонд поддержки регионов. При этом Фонд регионального развития целесообразно разбить на несколько фондов в соответствии с важнейшими целями и приоритетами региональной политики. В частности, можно выделить интеграционный фонд, главной функцией которого должна стать поддержка инфраструктурных и межрегиональных проектов, имеющих общефедеральное значение.

     Федеральная поддержка предоставляется только при наличии договора-контракта между центром и субъектом РФ, в котором оговариваются условия ее оказания и взаимные обязательства сторон. Основная идея такого договора – увязать предоставление федеральной поддержки с улучшением экономического (социального) положения в регионе, в частности, расширением в перспективе налогового потенциала субъекта РФ. В соответствии с данной схемой федеральная поддержка будет напоминать по своим условиям предоставление кредитов международными финансовыми институтами.

     Выделим главные тенденции, усиливающие действенность региональной политики: 

     1. Государственная поддержка регионов  должна в большей степени направляться на стимулирование экономического развития регионов и в относительно меньшей степени – на удовлетворение бюджетных потребностей, пассивную финансовую помощь. Такая ориентация социально-экономической политики предполагает улучшение бюджетной самообеспеченности регионов (путем изменения структуры налогов, распределения государственных расходов между бюджетными уровнями и т.д.), сокращение числа регионов – получателей трансфертов из федерального фонда финансовой поддержки субъектов федерации, увеличение инвестиционной составляющей расходов федерального бюджета.

     2. Прямое, адресное государственное  регулирование регионального развития в виде дотаций, субвенций на конкретные объекты экономики и социальной сферы регионов будет в большей степени осуществляться на совместной основе (федеральный центр, субъект федерации, муниципалитет) в сочетании с механизмами государственных гарантий, целевого кредитования и т.п. Целесообразно существенно сократить число федеральных программ регионального развития (в первую очередь программ по отдельным субъектам федерации), сосредоточив ресурсы на программах общегосударственного и межрегионального значения и сократив сроки их реализации.

     3. Более широкое использование  дифференцированных по регионам  макроэкономических регуляторов (льготного налогообложения, кредитования и т.п.) имеет смысл только после создания действенного контроля за использованием экономических льгот и не в ущерб другим регионам, работающим в стандартных условиях. Только тогда целесообразно создание новых СЭЗ и других территориальных образований с особым экономическим статусом [18].

     Также, перспективным направлением региональной политики является формирование конкурентоспособных кластеров, способствующих эффективной межотраслевой и межрегиональной интеграции, сглаживанию диспропорций в социально-экономическом развитии региона.

     Кластеры представляют собой сконцентрированные по географическому признаку группы промышленных компаний и связанных с ними организаций (финансовых, торговых, исследовательских и т.д.), характеризующихся общностью экономических интересов и взаимодополняющих друг друга. Для развитых кластеров характерно наличие и вертикальных (покупатель – продавец), и горизонтальных (общие потребители, технологии производства, каналы распространения товаров) связей [19]. С учетом этого определения можно утверждать, что формирование кластеров:

     - способствует развитию тех регионов, на территории которых они расположены;

     - является важным условием углубления межрегиональной экономической интеграции;

     - является катализатором размещения тех производств и объектов инфраструктуры, которые содействуют развитию кластера.

     Как это не парадоксально, применительно к современной России и ее регионам роль кластерной политики лучше осознается зарубежными экономистами. Например, П. Фишер прямо отмечал, что именно на кластерном подходе должны формироваться вырабатываемые совместно государством и бизнесом приоритеты привлечения прямых иностранных инвестиций. Это тем более удивительно, если принять во внимание тот факт, что в бывшем СССР был накоплен богатейший теоретический и практический опыт формирования территориально-производственных комплексов (ТПК), которые могут рассматриваться в качестве своеобразного прототипа кластеров. Так, еще Н.Н. Колосовский ввел понятие производственно-территориального сочетания, возникающего в экономическом районе на основе объединения природных и материально-технических ресурсов, населения и его трудового потенциала, транспортных коммуникаций и других ценностей.

     Принципиальные отличия кластеров от ТПК заключаются в следующем:

     •  краеугольным камнем концепции создания ТПК была их работа в условиях централизованного планирования, в то время как кластеры функционируют исключительно на рыночных принципах;

     • при создании ТПК ведущей являлась производственная доминанта, в то время как обеспечивающие их эффективное функционирование нематериальные активы могли быть рассредоточены по территории всей страны. Для кластеров географическая концентрация всех элементов кластера является своего рода «визитной карточкой»;

     • ТПК, в основном, создавались для освоения крупных сырьевых месторождений или строительства заводов-гигантов совместно с обеспечивающей их инфраструктурой. Работа ТПК сопровождалась получением мультипликативного эффекта, который не обязательно локализовывался на территории его создания. Функционирование кластеров характеризуется синергетическим эффектом, который генерируется непосредственно на «кластерообразующей» территории.

     Мультипликативный эффект проявляется в том, что результаты осуществления конкретного проекта не исчерпываются получением доходов от его реализации, способствуя вовлечению в орбиту деловой активности возможно большего количества смежных производств. Что же касается эффекта синергетического, то он будет иметь место в том случае, когда общий эффект,  получаемый группой предприятий, входящих в кластер, превышает сумму эффектов, получаемых каждым из них в отдельности. То есть получение синергетического эффекта является родовым признаком эффективности кластера. Причем в отличие от эффекта масштаба, в кластерах большую роль играет так называемый управленческий синергизм, связанный с использованием нематериальных активов.

Информация о работе Анализ региональной политики в РФ