Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2010 в 17:10, Не определен
Монография
Следует отметить и то существенное обстоятельство, согласно которому отечественная культура в силу своего громадного потенциала способна не только адекватно реагировать на происходящие изменения в мире, но и упреждать ход событий. Мировая динамика сейчас органически связана с такими параметрами, как «геополитика», «геоэкономика», «геокультура»138. Поэтому эффективность государственной идеологии России зависит также и от динамики отечественной культуры. Это значит, что необходимо переходить от культуры реагирования к культуре предотвращения нежелательных для нашей страны явлений139. С этим тесно связано оптимальное использование временного ресурса служащими государственного аппарата. Исследования показывают значимость временного ресурса в развитии творческого потенциала личности, необходимого для ее профессиональной деятельности, что требует использования основных технологий рационального использования временного ресурса140. Нерациональное расходование временного ресурса государственными служащими приводит к большим потерям в развитии страны, является одним из источников коррупции.
Действительно, общественное время аккумулировано в различного рода социальных структурах и организациях, причем существенное значение имеет время сконцентрированное в государственных структурах141. Именно расходование временного ресурса государственной организации выполняет существенную функцию в структурировании поведения людей, социальных групп. Так, государственный служащий может принять решение по тому или иному вопросу, имеющего важное значение для человека или негосударственной организации, не откладывая дело в ящик, может принять это решение через год, через десять лет, о чем свидетельствует наша повседневная практика. Именно стремление к принятию необходимого решения служит одним из источников коррупции в государственном аппарате. Выход здесь состоит в том, что на основе использования новейших информационных технологий сделать деятельность государственных служащих прозрачной, поставить ее под общественный контроль, что повысить уровень безопасности личности, государства и общества.
Необходимо учитывать в цивильной прочности России и роль ее внутреннего динамизма, представляющего собой ответную реакцию на изменяющиеся социокультурные условия. В социокультурной истории исследователи выделяют десять «разных Россий», отличающихся друг от друга культурно-историческими парадигмами и стилями культуры, а именно: 1) крещение Руси и создание восточными славянами централизованного государства; 2) завоевание монголами Руси; 3) возникновение Московского государства и становление самодержавия; 4) смутное время, характеризующееся кризисом российской государственности; 5) религиозный раскол и петровские реформы; 6) отмена крепостного права; 7) ряд русских революций 1905 и 1917 годов; 8) «великий перелом» 1929 г. 8) хрущевская оттепель; 9) распад Советского Союза; 10) начало постсоветской эпохи. Понятно, что все эти перечисленные десять «разных Россий» представляют собой различные фазы одной и той же цивилизации142. Данная особенность социокультурной истории России также свидетельствует о ее цивильной прочности. Эта уникальная черта российской цивилизации означает ее способность впитывать в себя культурные паттерны других цивилизаций, как губка впитывает в себя воду, отторгая те из них, которые несовместимы с ней.
Действительно, идеология России основана на культурных традициях нашей истории, она представляет собой набор таких ценностей и идей, как коллективизм, поиск смысла жизни, терпимость к представителям других народов, социальная справедливость, всечеловечность, самоотверженность и т.д. В системе идеологических ценностей и идеалов российских культурных традиций нет места культу наживы, индивидуализму в его крайних проявлениях, потребительскому подходу к миру. Идеология представляет собою социальный фильтр - совокупность «выраженных идей», блокирующих на уровне сознания и подсознания человека информацию потенциальных и актуальных противников нашей цивилизации. Это имеет особое значение сейчас, когда необычайную мощь приобрели электронные масс-медиа и целый ряд других психотехнологий, использующие информацию в качестве оружия массового поражения человеческого сознания143. Не случайно, в научной литературе особое внимание обращается на «промывание мозгов», когда на психику индивида воздействуют путем нейролингвистического программирования, средствами трансактного анализа и гештальт-терапии, СМИ, ньюс-румов – интегрированных с Интернетом масс-медиа. Поэтому заслуживают внимания проблема использования растущей на основе культурных традиций российской цивилизации идеологии посредством информационных технологий, чтобы обеспечить безопасности личности, общества и государства. Другое дело, что следует вполне сознательно в эту идеологию внести фундаментальную идею превращения разрушенной псевдореформами Россию в экономическую сверхдержаву, процветающую страну.
Для этого необходимо выстроить государственную идеологию современной России, отменив как противоречащую национальным интереса страны ст. 13 Конституции Российской Федерации, запрещающую существование государственной идеологии и используя геополитический подход к идеологии. Ведь Россия (и Советский Союз) является не империей, а — государством-континентом. На это обращает особое внимание известный ученый Ю.А.Жданов: «В отличие от империй, государство-континент России не имеет этнокласса, т.е. экономически, политически господствующей нации. Все представленные в ней народы, этносы равны. Это государство в равной степени русское, татарское, бурятское, башкирское, аварское, осетинское, чеченское, ингушское, мордовское, чувашское, лезгинское, карелофинское, украинское, армянское, еврейское, казахское, калмыцкое, узбекское, якутское, таджикское, грузинское – в нем все равны перед законом без каких-либо дискриминаций, ограничений. В то же время, как целостная страна, она обладает единой, органической, историко-культурной, социально-экономической, оборонной, геополитической общностью, перед которой ответственны все ее граждане»144.
Именно понятие государства-континента в применении к России имеет важное идеологическое значение и существенно для политической философии, которая дает концептуальную картину будущего развития нашего отечества. В этом плане неоценимой является идея В.И. Вернадского о России как государстве-континенте, высказанная им еще в феврале 1917 г. В ней он также указывает на общечеловеческий характер российского государства-континента: «Мы недостаточно оцениваем значение огромной непрерывности нашей территории. Подобно Северо-Американским Соединенным Штатам мы являемся государством-континентом... Огромная сплошная территория, добытая кровью и страданиями нашей истории, должна нами охраняться как общечеловеческое достижение, делающее более доступным, более исполнимым наступление единой мировой организации человечества»145. И далее В.И. Вернадский отмечает, что полиэтнический характер и разнообразие физико-географических условий нашего отечества служит основой сильных центробежных сил. Поэтому для сохранения единства Российского государства необходима не грубая сила, а соответствующее требованиям мировой цивилизации равноправное существование «всех народов и всех граждан». На наш взгляд, правящей элите России следовало бы воспользоваться весьма плодотворной идеей В.И. Вернадского, которая отвечает геополитическим интересам России как евразийского государства-континента.
Не менее существенно и то, что объективные тенденции на территории постсоветского пространства приведут в конечном счете к восстановлению почти всего Советского Союза, но уже на принципиально новой, экономической основе. Это значит, что должно возродиться государство-континент Россия в плане идеи В.И. Вернадского. Здесь символом отношений России с Западом и Востоком служит герб в виде двуглавого орла — оптимальное положение России состоит в во взаимовыгодных отношениях с ними и использование своего геостратегического и культурного потенциала для развития по собственному пути. Только интеграция материального и духовного богатств Запада и Востока позволит человечеству избежать тупиков своего развития. И если правящая элита России осознает значимость нашего отечества и сумеет осуществить выбор пути развития, адекватный цивилизационным традициям, геополитическим и геоэкономическим интересам страны, тогда она станет процветающей и богатой и займет достойное место в мировом сообществе цивилизаций.
И наконец, идеология современной России не может не учитывать вызовы XXI столетия – глобализация и регионализация, противоположных процессов, когда унифицирующая глобализация вызывает усиление самобытности этнонациональных культур. Так как Россия представляет собою полиэтническую цивилизацию, то ее идеология должна для своего эффективного функционирования использовать сформулированный Сергием Радонежским принцип «единство неслиянного, но неразъединенного». Только в этом случае, идеология современной России будет адекватной отечественным социокультурным традициям и тенденциям развития человечества. Без общенациональной, государственной идеологии наша страна подобна кораблю без руля и ветрил, что может привести в условиях грозных вызовов XXI века к ее гибели. Сама государственная идеология должна определяться базовыми параметрами существования и функционирования России как государства-континента, так как она органически связана с жесткой составляющей программы развития страны. Иное дело, что с мягкой составляющей этой программы могут быть связаны идеологии различных социальных групп, социальных слоев и классов, выражающие их потребности и интересы. Здесь можно привести аналогию с китайцами, которые могут быть даосами, конфуцианцами, буддистами, мусульманами, христианами и пр., однако прежде всего они являются китайцами. Так, каждый гражданин России свободен ориентироваться на ту или иную идеологию, но в первую очередь ему следует исходить из интересов своей страны.
Необходимость государственной идеологии обусловлено также и тем, что современные общества основаны на знании, они политически хрупки и социально непрочны – ведь они сами воспроизводят себя вместе со своими структурами и институтами, сами определяют свое будущее, что влечет за собой значительное увеличение потенциала самодеструкции. В современных обществах и культурах (цивилизациях) распространение знаний ведет к «непредвидимым» рискам и неопределенности, создает освобождающий потенциал действий человека и социальных групп146. Современные цивилизации – западная, российская, китайская, исламская, индуистская, японская, латиноамериканская и африканская – подвержены возрастанию их хрупкости. Данная хрупкость может быть в определенной степени преодолена при помощи идеологии, ориентирующей человека, общество и государство в сложном, неопределенном, полном рисков социальном мире.
Из всего спектра существующих идеологий наиболее перспективной нам представляется идеология либерального консерватизма. Подъем России, который обеспечит ей достойное место в сообществе цивилизаций современного мира, вполне возможен в рамках идеологии либерального консерватизма, означающей по существу осуществление симфонизма взаимодействия и синтеза разных по своей природе культур Запада и Востока в опоре на значимую цивильную прочность нашего суперэтноса.
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие
1. Природа идеологии
2. Идеалы общественного устройства в истории культур Востока и Запада
3. Своеобразие культуры России и идеалы общественного устройства
4. Альтернативные пути развития императорской России и идеалы общественного устройства
5. Идеалы общественного устройства и пути развития России на рубеже XX и XXI веков
6. Идеология, культура и безопасность России.
Научное
издание
Поликарпов Виталий Семенович
Поликарпова
Валентина Александровна
ИДЕОЛОГИЯ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
(эссе)
Редактор
Л.Ф. Белова
Компьютерная
верстка С.В. Поликарпов
Сдано в набор 20.03.02. Подписано в печать 27.03.02.
Формат 60х1/16. Офсетная печать.
Усл. печ. л. 5,5. Уч. изд. л. 5,5.
Тираж
300 экз. Заказ 134.
Издательство Северо-Кавказского научного центра высшей школы
344006, Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 140
Тел.
64-30-52
Типография Таганрогского государственного радиотехнического университета
ГСП 17 А, Таганрог, 28, Энгельса, 1.