Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2011 в 11:26, реферат
уголовно-процессуальное з-ство вкл. состяз-ть сторон в систему осн. принципов угол. судопр-ва. КРФ признает состяз-ть и =правие сторон одним из ведущих начал организации угол. судопр-ва (ч. 3 ст. 123). Осущ-ие принципа состяз-ти означ. такое построение угол. судопр-тва, когда ф-ии обвинения и защиты разграничены м/у собой, отделены от судеб. деят-сти и выполняются сторонами, использующими =ные процесс. Пва для отстаивания своих интересов. Соединение процесс. функций обвинения, защиты и разрешения дела в одном органе или должн. лице несовместимо с законами логики и психологии. Стороны в угол. процессе - уч-ки угол. судопроизв., имеющие п/воположные процесс. интересы и наделяемые Зном необх-ми Пми для их отстаивания. З. опр-ет носителей основных процесс. функций. Размежевание процесс. ф-й выражается в том, что ф-я обвинения осущ-тся одной стороной (к ней причастны прокурор, потерпевший, частный обвинитель, гражданский истец), а ф-я защиты-др. стороной, предст-ной обвиняемым, подсудимым, его защитником, предст-лем, гражданским ответчиком.
39. проверка док-в. Понятие и способы
Проверка док-в, так же как и их собирание, является необходимым элементом процесса доказывания. Способами проверки док-в, как следует из содержания ст. 87, признаются: а) сопоставление проверяемых док-в с другими док-вами, б) установление источников док-в, в) получение иных док-в, подтверждающих или опровергающих проверяемое док-во. По смыслу дан. нормы целью проверки док-в является подтверждение или опровержение проверяемого док-ва. Следует иметь в виду, что достижение этой цели невозм/о также без F1 оценки док-в, т.е. мыслительной логической деят0ти, которая рассматривается как отдельный элемент процесса доказывания (ст. 88). Поэтому проверку док-в необходимо отличать от их оценки, хотя они сопутствуют друг другу' и могут осуществляться практически одновременно. Если речь идет о физ. сопоставлении предметов (например, при их осмотре, в ходе экспертного исследования следов, образцов почерка), имеет место проверка док-в. Когда же сопоставление сведений имеет мысленный характер, следует говорить об оценке. Мысленное сопоставление может иметь место как при физическом сопоставлении предметов (как отражение этого процесса в сознании субъекта доказывания), так и вне его (в ходе оперирования мысленными образами предметов, логического анализа показаний и т.д.) Непосредственная задача собственно проверки док-в состоит в том, чтобы обеспечить условия для их оценки в совокупности. При этом совок-ть док-в может пониматься не т/о как их общая совокупность, позволяющая проверить все док-ва, собранные по дан.у делу, но и как совокупность док-в в пределах их локальных проверочных комплексов, создающая условия для проверки отдельных док-в. Например, показания свидетеля о том, что он слышал голоса людей, которые кричали друг на друга, м.б. проверены совокупностью док-в, подтверждающих, что с того места, где находился свидетель, действительно м/о было слышать голоса людей, разговаривающих на повышенных тонах; что данный свидетель обладает нормальным слухом; что он не заинтересован в исходе данного дела. Комплекс названных док-в позволяет прийти к достаточно обоснованному выводу, что показания свидетеля о том, что он слышал, соответствуют действительности и им м/о доверять. Таким образом, задачей проверки док-в является формирование совокупности док-в, достаточной для вывода об их достоверности.
В статье 87 говорится, в частности, о проверке док-в путем «установления» их источников. Однако если источник сведений неизвестен, сведения не признаются док-вами. Так, не м.б. допущены в качестве док-в показания птрп-го., свидетеля, основанные на догадке, предположении, слухе, а также
показания свидетеля, который не может указать источник своей осведомленности (п. 2 ч. 2 ст. 75). Поэтому названное положение следует понимать в том смысле, что при неизвестности или неопределенности источника полученных сведений или их происхождения необходимо восполнять этот недостаток путем собирания дополнительных док-в.
В ряде случв
закон предполагает или прямо
устанавливает определенную послед-льность
действий по проверке док-в.
32. уголовно-процессуальная форма
Сказанное выше не означает, что угол. судопроиз-во, понимаемое как фор-ма, лишено собственного содержания, которое состоит из трех элементов: юридических процедур, условий и гарантий, предусмотренных нормами уголовно-процессуального права, которые и составляют содержание понятия процессуальной формы. Процедуры — это послед-льность, очередность совершения тех или иных процессуальных действий. Например, предъявление обвинения предполагает определенную очередность совершаемых след-лем действий: вынесение мотивированного постановления о привлечении лица в качестве обвиняемого, вызов или привод обвиняемого, предъявление ему постановления, разъяснение прав на предварительном следствии, допрос обвиняемого и т.д. Если взглянуть на угол. процесс в целом, то м/о увидеть, что он складывается из стадий — следующих друг за другом отрезков процессуальной деят-ти, отличающихся особыми целями и задачами, процессуальной формой, кругом уч-ков и принимаемыми в итоге решениями.
В российском угол процессе в настоящее время имеется девять стадий. Досудебное произ-во составляют: 1) возб-е угол. дела и 2) предварительное расследование. Судебное произ-во включает в себя: 3) подготовку к суд.у заседанию; 4) судебное разбирательство; 5) апелляционное произ-во; 6) кассационное произ-во; 7) исполнение приговора; 8) надзорное произ-во; 9) возобновление произв-ва ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств. Первые семь стадий принято считать обычными (ординарными), а две последних — исключительными (экстраординарными), так как в них происходит пересмотр уже вступившего в силу приговора.
Стадии, в свою очередь, обычно разделяются на этапы, или части. Например, стадия суд. разбирательства состоит из следующих этапов: подготовительная часть суд. заседания, судебное следствие, суд. прения и последнее слово подсудимого, вынесение и провозглашение приговора.
Процессуальные условия — это нормативные предписания: а) устанавливающие основания произв-ва процессуальных действий; б) обязывающие лиц, ведущих процесс, в установленных законом случаях получать предварительное разрешение (решение суда, санкцию Пр-ра и др.) на осущ-е определенных процессуальных действий (например, закл-е под стражу, произ-во обыска или выемки в жилище, выемки предметов и документов, содержащих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, и т.п.); в) вводящие различные запре-
ты и ограничения на совершение ряда действий (например, запрет домогаться показаний обвиняемых, подозреваемых, свидетелей и других уч-ков процесса путем насилия, угроз и иных незаконных мер; воспроизводить аудио- или видеозапись допросов без предварительного оглашения соответствующего протокола и др.); г) определяющие круг уч-ков процессуатьных действий и их правовой статус; д) устанавливающие в определенных законом случаях место или время, или сроки проведения процессуальных действий (например, осмотра места происшествия, сроки содержания под стражей и предварительного расследования; срок для обжалования приговора и т.д.)- Процессуальные условия проведения следственных действий м.б. общими (например, общие правила произв-ва процессуальиьгх действий — ст. 164 УПК) и специальными, предусмотренными законом для совершения каждого вида процессуальных действий.
Уголовно-процессуальные гарантии — это специальные правовые средства, обеспечивающие реализацию прав и законных интересов уч-ков процесса, а равно выполнение ими своих обязанностей. Специальный характер этих средств закл. в том, что они позволяют управомоченному лицу принудительно защитить свое Пили добиться выполнения кем-либо его обязанности, независимо от воли п/востоящих ему субъектов. Этим гарантии отличаются от процедур и процессуаль-1Ш1Х условий, ибо соблюдение процедур и условий само нуждается в гарантиях. Например, такое процессуальное условие, как участие защитника при проведении следственных действий в отношении своего подзащитного (п. 5 ч. 1 ст. 53), вряд ли могло бы предотвратить нарушения прав обвиняемого (пдзр-го), если бы не было гарантировано, в частности, правилом о недопустимости док-в, полученных с нарушением закона (ст. 75). Другой пример. Презумпция невиновности, т.е. принцип, в сил>' которого обвиняемый считается невиновным, пока его виновность не доказана и не установлена вступившим в законную силу приговором суда, оставалась бы простой декларацией, если бы на ее страже не стояло правило о толковании всех неустранимых сомнений в пользу обвиняемого. Правило о толковании сомнений выступает в дан. случ как главная гарантия презумпции невиновности, которая, в свою очередь, есть важное условие процессуальной деят-ти.
Смешение процессуальных гарантий с условиями и процедурами опасно, так как чревато оставлением последних без реальной защиты под тем предлогом, что они
сами уже являются гарантиями. Конечно, любые правовые предписания, запреты или дозволения имеют целью обеспечить некий интерес, однако делают они это по-разному: одни создают необходимые предпосылки для правильной реализации интереса (процессуальные условия), другие описывают конкретные шаги по его реализации (процедуры), а третьи предусматривают санкции за их неисполнение. Последние и есть юридические гарантии. Нетрудно заметить, что членение законодательного материала на условия, процедуры и гарантии воспроизводит внутреннюю логическую структуру правовых норм, состоящих из гипотез, диспозиций и санкций. Однако следует иметь в виду, что в реальных нормативных правовых актах в силу особенностей законодательной техники гипотезы, диспозиции и санкции логических норм, как правило, рассредоточены, т.е. м.б. выражены фрагментарно, в виде отдельных правоположений. В частности, санкции логических норм часто образуют так называемые охранительные нормы-предписания либо нормы-запреты, которые и служат конкретными гарантиями. Последние м/о считать технико-юридической формой выражения нормативных санкций.
В качестве примеров
важнейших процессуальных гарантий
следует назвать прежде всего
следующие нормы и институты,
которые будут более подробно
рассмотрены нами в последующих
разделах учебника: искл. док-в, полученных
с нарушением закона; толкование сомнений
в пользу обвиняемого; свобода от самообвинения;
правило о недопустимости поворота обвинения
к худшему; Пна отвод; меры пресечения
и иные меры процессуального принуждения
и др. Иногда процессуальные гарантии
подразделяют на гарантии правосудия
и гарантии личности1. Однако грань
между ними весьма условна, ибо то, что
гарантирует законные интересы личности
в судопр-ве, тем самым гарантирует правосудие,
и наоборот. Так, применение к обвиняемому
меры пресечения (например, заключения
под стражу и т.д.), с одной стороны, гарантирует,
что он не сможет скрыться от правосудия,
а с другой — что потерпевший и гражданский
истец смогут реально рассчитывать на
удовлетворение своих требований к конкретному
лицу.
43. Гласность вугол удопроизв-ве
Гласность так же, как и устность, в целом производна от принципов независимости суда и равенства сторон, но лишь при определенных условиях. Сама по себе состязательность как способ решения проблем путем контролируемого п/воборства сторон не обязательно предполагает, что этот процесс д.б. вы- несен на всеобщее обозрение.
Это м/о сказать о российском законодательстве и поныне, однако в п. 1 ст. 6 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод сказано, что «каждый человек имеет Ппри определении его гражданских прав и обязанностей или при рассмотрении люб. угол. обвинения, предъявляемого ему, на справедливое и публичное разбирательство дела».
Гласность м.б. общая
и гласность сторон. Общая
гласность — это открытость суд. разбирательства,
т.е. возм/ость присутствия на суде всех
желающих, а также освещения всего происходящего
на суде СМИ, прежде всего в печати. Согласно
ч. 1 ст. 123 Конституции РФ «разбирательство
дел во всех судах открытое. Слушание дела
в закрытом заседании допускается в случаях,
предусмотренных федеральным законом».
Гласность сторон
есть Побеих сторон присутствовать при
проведении процессуальных действий,
знакомиться со всеми материалами дела
и делать заявления. Гласность бывает
также полная и ограниченная.
Общая гласность может ограничиваться
по кругу лиц (например, для несовершеннолетних,
вооруженных, находящихся в нетрезвом
состоянии лиц и др.); по объему процессуальных
действий (если отдельные действия, этапы
или стадии процесса не допускают присутствия
посторонних лиц), а также по характеру
выясняемых обстоятельств (представляющих
государственную или личную тайну, оскорбляющих
нравственность либо способных вызвать
нарушение общественного спокойствия).
Гласность сторон ограничена, когда та
или иная сторона устранена от участия
в процессуальных действиях либо ограничена
в возм/ости знакомиться с материалами
дела. От ограничения принципа гласности
следует отличать его нарушения. Так, общая
гласность страдает, если судебное разбирательство
проводят не в зале суд. заседаний или
другом, специально объявленном для широкой
публики месте, а келейно, т.е. в помещении,
о котором публика не извещена и куда доступ
для нее неудобен или объективно затруднен
(к примеру, в кабинете судьи; в здании,
где действует пропускной охранный режим,
и т.п.).
2. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПДЗР-МУ И ОБВИНЯЕМОМУ ПРАВА НА ЗАЩИТУ
Ппдзр-го и обвиняемого на зашит)' непосредственно вытекает из принципа равенства сторон. Действительно, если в состязательном угол процессе имеются стороны обвинения и защиты, между которыми ведется процессуальное состязание по вопрос)' об уголовной ответственности, то праву обвинителя на угол. пресл-ие должно соответствовать равновеликое Ппдзр-го и обвиняемого на защиту от этого пресл-я. Пна защиту обеспечивается пдзр-му и обвиняемому законом от подозрения и обвинения. Зашита других прав и законных интересов этих лиц охватывается действием принципов уважения чести и достоинства личности, неприкосновенности личности, жилища, охраны прав и свобод человека и гражданина в угол судопр-ве, тайны переписки, телефонных и иных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Защита этих прав в рамках угол. процесса может осуществляться в порядке обжалования действий и решений должностных лиц, предусмотренном гл. 16 и ст. 108 УПК, а также путем возмещения вреда лицам, незаконно подвергнутым мерам процессуального принуждения (ч. 3 ст. 133). Пна защиту принадлежит не т/о обвиняемому и пдзр-му, которые официально признаны в этом процессуальном статусе, но и всякому лицу, в отношении которого совершаются действия в порядке угол. пресл-я (осущест-атяется допрос в качестве свидетеля, но по обстоятельствам его участия в совершении престуатения проводится обыск в жилище и т.д.). При этом указанные лица приобретают Пна получение F1 защитника1.
Принцип обеспечения права на защиту охватывает:
— права, которые подозр-ый и обвиняемый могут реализовать собственными действиями путем представления док-в, участия в суде в допросах других подозреваемых и обвиняемых (подсудимых), птрп-х., свидетелей и экспертов, подачи жалоб на действия и решения дозн-ля, следователя, Пр-ра и суда;
— права, которые могут осуществляться ими с F1ю защитника и законного предст-ля путем реализации прав и обязанностей этих лиц;
— обязанности дозн-ля, следователя, Пр-ра и суда, соответствующие правам пдзр-го, обвиняемого, законного предст-ля и защитника, если эти права м.б. реализованы лишь путем выполнения названными должностными лицами и органами определенных встречных действий (обеспечить участие защитника, предоставить в установленных законом случаях для ознакомления необходимые документы и материалы дела, дать возм/ость снятия с них копий, рассмотреть ходатайства и жалобы, заслушать показания путем проведения допроса и т.д.);