Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2011 в 11:26, реферат
уголовно-процессуальное з-ство вкл. состяз-ть сторон в систему осн. принципов угол. судопр-ва. КРФ признает состяз-ть и =правие сторон одним из ведущих начал организации угол. судопр-ва (ч. 3 ст. 123). Осущ-ие принципа состяз-ти означ. такое построение угол. судопр-тва, когда ф-ии обвинения и защиты разграничены м/у собой, отделены от судеб. деят-сти и выполняются сторонами, использующими =ные процесс. Пва для отстаивания своих интересов. Соединение процесс. функций обвинения, защиты и разрешения дела в одном органе или должн. лице несовместимо с законами логики и психологии. Стороны в угол. процессе - уч-ки угол. судопроизв., имеющие п/воположные процесс. интересы и наделяемые Зном необх-ми Пми для их отстаивания. З. опр-ет носителей основных процесс. функций. Размежевание процесс. ф-й выражается в том, что ф-я обвинения осущ-тся одной стороной (к ней причастны прокурор, потерпевший, частный обвинитель, гражданский истец), а ф-я защиты-др. стороной, предст-ной обвиняемым, подсудимым, его защитником, предст-лем, гражданским ответчиком.
— удостоверение (фиксацию) результатов док-венной деят-ти, которая создает условия для проверки собранных док-в и на этой основе достоверного познания обстоятельств дела не т/о субъектом доказывания, непосредственно собирающим док-ва, но и вышестоящими процессуальными инстанциями (Пр-ром, судом) и другими уч-ми угол. судопр-ва. Удостоверительная деят-ть субъекта доказывания включает: составление протоколов следственных действий, привлечение понятых, использование технических средств фиксации док-венной иинфы (аудио-, видеозапись и т.д.).
5. Т.к. всякое угол. дело обязательно завершается тем или иным официальным решением, принятие которого к тому же нередко должно укладываться в установленные законом сроки, доказывание также имеет срочный характер. При этом оно всегда должно приводить к обоснованию определенного вывода относительно
обстоятельств, которые должны служить фактическим основанием для вынесения решения по делу. Однако познание обстоятельств угол. дела в полном соответствии с действительностью, т.е. установление материальной, или объективной истины, возм/о не во всех случаях. Позитивное познание обстоятельств прест-я порой сталкивается с неодолимыми трудностями, такими, как утрата его следов, сокрытие пдзр-го, либо с препятствиями юридического порядка (например, наличие ранее состоявшегося и вступившего в законную силу приговора по тому же обв-ию, которым обстоятельства дела установлены иначе, чем в дан. случ). Тогда доказывание прибегает к обоснованию вывода о соответствующих обстоятельствах не т/о посредством получения док-в, но и с F1ю юридических фикций — презумпций и преюдиций, благодаря которым фактически не познанные или оставляющие сомнения обстоятельства условно принимаются за истину. Поэтому цель доказывания может состоять не т/о в фактическом установлении (познании) истины по делу, т.е. обосновании с F1ю док-в достоверного знания относительно искомьгх обстоятельств, но и в юридическом установлении этих обстоятельств, когда: а) неустранимые сомнения относительно этих обстоятельств толкуются в пользу обвиняемого (бремя доказывания при презюмировании невиновности); б) они уже установлены док-вами, на которых основан вступивший в законную силу приговор (при использовании преюдиций). Конечно, фактическое установление обстоятельств угол. дела в соответствии с действительностью (достижение истины) является наиболее желательным результатом тл главной целью доказывания. Установление же обстоятельств дела на основе презумпций и преюдиций становится целью доказывания лишь в том случ, если главная цель доказывания (объективная истина по делу) не м.б. достигнута. Таким образом, процессуальное доказывание нельзя полностью отождествлять лишь с познавательной деят-тью — его сущность состоит в обосновании выводов об обстоятельствах дела как познавательными (гносеологическими), так и юридическими способами. Истина как цель доказывания включает в себя не т/о объективную, или материальную истину, но и истину юридическую, или формальную1.
Итак, доказывание
— это урегулированная законом деят-ть
по установлению и обоснованию обстоятельств
угол. дела, на основе которьгх м.б. разрешен
вопрос об уголовной ответственности.
25. Принцип публичности в угол процессе
Угол. процесс имеет ярко выраженный публичный характер. Во-первых, потому, что он как совокупность правовых норм принадлежит к публичным отраслям права, т.е. отраслям, регулирующим деят-ть государственных органов и их взаимоотношения с гражданами.
Во-вторых, угол. пресл-ие и обв-ие преступников и преступлений рассматривается прежде всего как публичная (т.е. исходящая из общественных, а не частных интересов) задача государства в лице прокуратуры и органов предварительного расследования. Они обязаны возбуждать угол. дела, раскрывать прест-я и изобличать виновных в каждом случ обнаружения признаков прест-я (ч. 2 ст. 21 УПК), независимо от того, просит ли об этом заинтересованная сторона, т.е. в силу служебного долга, или ех о(рао (лат.) — официальным порядком. Участие государственного обвинителя в суд. разбирательстве уголовных дел публичного и частно-публичного обвинения обязательно (ч. 2 ст. 246).
Публичность проявляет себя и в том, что государственные органы, ведущие угол. процесс (след-ль, дозн-ль, суд), а также адвокатура обязаны обеспечивать права лиц, участвующих в угол судопр-ве. Так, публичная роль суда состоит в бережном поддержании справедливого равновесия спорящих сторон, в создании необходимых условий для исполнения сторонами их процессуальных обязанностей и осуществления предоставленных им прав (ч. 3 ст. 15). Права уч-ков процесса не предполагаются, а разъясняются: «Суд, прокурор, след-ль, дозн-ль обязаны разъяснять пдзр-му, обвиняемому, птрп-му., гражданскому истцу, гражданскому ответчику, а также другим уч-кам угол. судопр-ва их права, обязанности и ответственность и обеспечивать возм/ость осуществления этих прав» (ч. 1 ст. 11). Должностные лица государственных органов— уч-ки угол. судопр-ва со стороны обвинения, несмотря на выполняемую ими функцию угол. пресл-я, не освобождены от выполнения при расследовании преступлений и суд. разбирательстве уголовных дел конституционной обязанности по защите прав и свобод человека и гражданина, в том числе от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, иного ограничения прав и свобод1.
Пдзр-му и обвиняемому обеспечивается Пна защиту, которое они могут осуществлять лично либо с F1ю защитника или законного предст-ля (ст. 16), причем в ряде случв участие защитника обязательно (ст. 51). Адвокат не вправе отказаться от принятой на себя защиты пдзр-го, обвиняемого (ч. 7 ст. 49). Публичность судопр-ва выражается также в обеспечении свободного доступа граждан (прежде всего птрп-х.) к правосудию и в праве обвиняемого на начало суд. разбирательства по его делу в разумные сроки.
Публичный подход к уголу пресл-ию и обеспечению прав уч-ков судопр-ва порождает публично-состязательную (публично-исковую) разно-
видиость состязательного процесса. В то же время УПК РФ предусматривает и произ-во по делам частного обвинения у мирового судьи (гл. 41), где обвинительная деят-ть осущ-ся частными лицами (потерпевшим или его предст-лем). Однако было бы неверно полагать, что публичность здесь полностью отсутствует, т.к. правообеспечительиая деят-ть судом и защитником осущ-ся в полной мере. Более того, публичная роль мирового судьи проявляется и в том, что он от имени государства принимает меры к восстановлению общественного (публичного) мира, к примирению сторон (ч. А—6 ст. 320). Однако восстановление общественного мира является публичной целью угол. судопр-ва не т/о в мировом суде. Примирение сторон так или иначе допускается и при произв-ве по делам публичного и частно-публичного обвинения (ст. 23, 25, ч. 1 ст. 28).
В этом же направлении ориентирует и опыт ряда развитых стран (Англии, США, Австралии, Японии и др.) в сфере так называемого альтернативного разрешения споров (ШетаИуе (И$ри1е гехоШНоп — англ., викай, шотей — яп.). Сущность альтернативных уголовной или гражданской юстиции методов решения дел закл. в отказе от ведения суд. состязания, взамен которого с разрешения и с участием
государственного органа (суд. или угол. пресл-я) используются различные неконфликтные и примирительные процедуры. Наиболее яркой формой альтернативы служит медиация (тесНапоп). Нарушитель угол. закона и потерпевший с разрешения органа угол. пресл-я или суда пытаются разрешить конфликт в рамках медиациониого соглашения, прибегая к посредничеству третьих лиц. Необходимым условием применения медиации является наличие убедительных док-в виновности, ее признание правонарушителем, а главное, готовность обеих сторон к примирительной процедуре. На основе примирительного соглашения при соблюдении ряда условий м.б. вынесено решение о прекращении угол. дела1.
Таким образом,
предметом публичного начала являются:
а) угол. пресл-ие; б) правообеспечительиая
деят-ть; в) примирительная деят-ть в угол
процессе по восстановлению общественного
(публичного) мира.
50. классификация док-в
Содержанием док-в является иинфа, которая, в свою очередь, есть отраженное разнообразие окружающего мира. Поэтому док-ва столь же многообразны, как сама жизнь. Они имеют различное происхождение, содержание, внутреннюю структуру, внешнюю форму, выполняют разную роль в процессе доказывания. Поэтому док-ва нуждаются в классификации, которая является одним из инструментов научного познания. Опираясь на сходство и различия исследуемых объектов, она добивается их распознавания, идентификации, а в своей теоретически развитой форме отображает внутреннее строение исследуемой системы, позволяет выявлять ее закономерности. Классификация док-в преследует именно эти цели. Отличаясь разнообразием, док-ва классифицируются по различным основаниям.
В зависимости от отношения к обв-ию они разделяются на уличающие или оправдывающие. Так, согласно тексту присяги, приносимой присяжными заседателями, они обязуются «принимать во внимание все рассмотренные в суде док-ва, как уличающие подсудимого, так и оправдывающие его» (ч. 1 ст. 332 УПК). К оправдывающим док-вам относятся и те, которые указывают на наличие смягчающих наказание обстоятельств. Роль такой классификации док-в состоит в обеспечении всесторонности исследования обстоятельств угол. дела, предотвращении обвинительного уклона в деят-ти следователя, дозн-ля, Пр-ра, суда. Кроме того, она имеет значение для определения порядка исследования док-в в суд. следствии, т.к. первой должна представлять свои (уличающие) док-ва сторона обвинения, а второй (оправдывающие) — сторона защиты (ст. 274). По отношению к предмету доказывания различают /рямые и косвенные док-ва. Прямые док-ва сразу указывают на обстоятельства главного факта (прежде всего на виновность лица в совершении прест-я), косвенные же непосредственно указывают лишь на так называемые промежуточные (док-венные) факты и т/о ч/з них — на виновность. Практическое значение этой классификации состоит в следующем. Если прямое док-во дает основание для построения одной версии случившегося, то каждое косвенное док-во, взятое в отдельности, всегда предполагает возм/ость одновременного построения несколь-
ких версий. Поэтому при наличии косвенного док-ва необходимо искать и исследовать несколько версий случившегося. Так, например, прямым док-вом будут показания свидетеля А., который сообщил, что видел, как подозр-ый Б.
в ссоре ударил ножом В., который от этого умер. Косвенными док-вами по дан.у делу явятся показания свидетелей Г. и Д. о том, что они видели Б. с ножом в руке недалеко от места происшествия во время, близкое к тому, когда произошла указанная ссора, при этом его одежда была запачкана кровью. Нахождение Б. рядом с местом происшествия и наличие крови на его одежде — это промежуточные, или док-венные факты. Сами по себе они еще не равнозначны выводу о виновности Б. в совершении убийства, т.к. допускают и иные версии случившегося, например, что Б. обнаружил тело В., уже убитого кем-то другим, и вынул из раны нож, после чего его заметили свидетели Г. и Д. Однако в совокупности с показаниями свидетеля-очевидца А. и другими док-вами они могут изобличить Б. именно в совершении убийства. В зависимости от количества источников сведений об искомом обстоятельстве док-ва делятся на первоначальные и производные. Первоначальные — это такие док-ва, когда между искомым обстоятельством и субъектом доказывания имеется один источник сведений, например очевидец события престуатения. Производные док-ва предполагают наличие в распоряжении субъекта доказывания источника, производного от первоначального, — например, свидетеля, ссылающегося на получение сведений об искомом обстоятельстве от другого лица; копии документа; слепка со следа, обнаруженного на месте происшествия, и т.д. Значение дан. классификации тесно связано с принципом непосредственности исследования док-в (см. о нем § 7 гл. 4 учебника). В силу этого принципа при наличии производного док-ва субъект доказывания непосредственности исследования док-в должен стремиться к получению док-ва первоначального — показаний свидетелей-очевидцев, подлинника документа и др., при условии, если т/о они достижимы (свидетель может явиться в суд, подлинник документа существует, местонахождение его известно). Если производный свидетель не может указать источник своей осведомленности, его показания недопустимы в качестве док-ва (п. 2 ч. 2 ст. 75). Стороны могут потребовать в суде непосредственного допроса свидетеля, птрп-го., подсудимого, не ограничиваясь оглашением протоколов его предшествующих допросов, которые по отношению к устным показаниям могут рассматриваться как производные док-ва (ст. 281).
Качественная характеристика источников сведении является основанием для классификации док-в на показания пдзр-го, обвиняемого; показания птрп-го., свидетеля; закл-е и показания эксперта или специалиста; закл-е и показания специалиста; вещественные док-ва; протоколы следственных и суд. действий; иные документы. Дан. классификация получила название легальной, т.к. прямо закреплена в законе (ч. 2 ст. 74). Помимо названных видов док-в, в других нормах Кодекса указаны также показания и объяснения гражданского истца (п. 3, 5 ч. 4 ст. 44).
Значение легальной
классификации док-в особенно велико,
т.к. закон предъявляет к каждому из их
видов особые и разнообразные требования.
Рассмотрим их более подробно.
48. Прекращение угол. дела и прекращение угол. преследованя: понятие, основания.
Прекращение угол.
дела как форма окончания
прест-я (ст. 27, ч. 5 ст. 213). Прекращение угол. пресл-я без прекращения угол. дела возм/о в двух случаях:
— во-первых, когда
основания для прекращения
—во-вторых, угол. пресл-ие прекращается в части предъявленного обвинения — по отдельным эпизодам (прест-ям), если они не нашли подтверждения (ч. 2 ст. 175). Произ-во по делу в оставшейся части обвинения продолжается.
В случ прекращения угол. пресл-я в отношении всех подозреваемых или обвиняемых по дан.у уголу делу оно также целиком прекращается, за искл. случв, когда необходимо раскрыть преступление (ч. 4 ст. 24).