Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2011 в 11:26, реферат
уголовно-процессуальное з-ство вкл. состяз-ть сторон в систему осн. принципов угол. судопр-ва. КРФ признает состяз-ть и =правие сторон одним из ведущих начал организации угол. судопр-ва (ч. 3 ст. 123). Осущ-ие принципа состяз-ти означ. такое построение угол. судопр-тва, когда ф-ии обвинения и защиты разграничены м/у собой, отделены от судеб. деят-сти и выполняются сторонами, использующими =ные процесс. Пва для отстаивания своих интересов. Соединение процесс. функций обвинения, защиты и разрешения дела в одном органе или должн. лице несовместимо с законами логики и психологии. Стороны в угол. процессе - уч-ки угол. судопроизв., имеющие п/воположные процесс. интересы и наделяемые Зном необх-ми Пми для их отстаивания. З. опр-ет носителей основных процесс. функций. Размежевание процесс. ф-й выражается в том, что ф-я обвинения осущ-тся одной стороной (к ней причастны прокурор, потерпевший, частный обвинитель, гражданский истец), а ф-я защиты-др. стороной, предст-ной обвиняемым, подсудимым, его защитником, предст-лем, гражданским ответчиком.
— процессуальные гарантии защиты, действующие в силу закона даже при отсутствии волеизъявления заинтересованных лиц. Это презумпция невиновности, включая возложение бремени доказывания на обвинителя и толкование сомнений в пользу
обвиняемого; правила о недопустимости док-в, полученных в нарушение закона (ст. 75), правило о недопустимости поворота обвинения к худшему (ст. 385,387, 405); нормы, обеспечивающие свободу обжалования в апелляционном и кассационном порядке приговора и других суд. решений (ст. 370, ч. 1 ст. 385) и др.
Как следует из содержания ч. 2 ст. 16, подозр-ый и обвиняемый вправе защищаться всеми не запрещенными УПК РФ способами и средствами. В этой норме реализован правовой принцип — «разрешено все, что не запрещено законом». На деле запрет может устанавливаться не т/о нормами самого УПК, как м/о было бы понять из буквального прочтения текста указанной статьи, но и некоторыми другими законами. Например, ни обвиняемый, ни защитник, ни иные лица не вправе
применять методы
и средства, отнесенные Федеральным
законом «Об оперативно-розыскной деят-ти»
к исключительной компетенции оперативно-розыскных
органов (оперативно-розыскные мероприятия).
При отсутствии запрета может использоваться
любой способ и средство зашиты (см. об
этом также § 2 гл. 2 учебника).
4. Поянтие собирания док-в
Собирание док-в — элемент процесса доказ-я, вкл. обнаружение, получение и фиксацию (закрепление) док-в. Обнаружение док-в представляет собой поиск док-в, осущ-емый в ходе следственных действий (например, обыска, осмотра места происшествия). Вместе с тем имеющая значение для угол. дела иинфа м.б. обнаружена не т/о в ходе следственных, но и других действий, в том числе непроцессуальных (оперативно-розыскных и розыскных мероприятий), однако в этих случаях обнаружение не является частью процесса доказывания, а предшествует ему, имея ориентирующее значение. Т.к. непроцессуалыюе обнаружение иинфы не обеспечено достаточными гарантиями ее достоверности, оно не имеет непосредственного док-венного значения. Так, например, не может служить док-вом и заменить собой протокол осмотра рапорт сотрудника органа дознания, обнаружившего следы престуатения в ходе оперативно-розыскного обследования помещения; не является док-вом справка, составленная след-лем, о результатах беседы с очевидцами прест-я — док-венное значение имеет т/о протокол допроса этих лиц в качестве свидетелей и т.д.
Получение док-в есть переход док-венной иинфы от ее источника к субъекту доказывания. Оно может состоять в изъятии обнаруж-х предметов в процессе осмотра, обыска, выемки. Однако изъятие, всегда предполагающее возм/ость принудительного осуществления, не является непременным атрибутом получения док-в. Некоторые док-венные сведения по самой своей природе не должны изыматься, а переходят к субъекту доказывания лишь по воле источника док-в (дача показаний свидетелем, представление заключения экспертом и т.д.). По этой причине недоп-мо, например, получение показаний под воздействием гипноза, хотя в качестве ориентирующей иинфы такие сведения м.б. использ-ны. Фиксация док-в состоит в закреплении и оформлении док-венной иинфы посредством занесения ее в протокол следственного действия, а в определенных случаях — также путем предъявления обнаруженных предметов понятым, фотографирования или звуко- и видеозаписи, упаковки и опечатывания веществен-
ных док-в. В фиксации док-в реализуется удостоверительная сторона доказывания. Закон предусматривает определенные способы собирания док-в. Это система познавательных приемов и операций, предусмотренных законом для обнаружения, изъятия и фиксации док-венных сведений определенного вида. К их числу относятся следственные н иные процессуальные действия; истреоование и представление док-в; получение защитником предметов, документов и иных сведений, опрос лиц с их согласия (ст. 86).
Следственные действия представляют собой такие процессуальные действия, которые: а) производятся след-лем, дозн-лем , органом дознания и судом, б) направлены на собирание и проверку док-в, в) обеспечены возм/остью применения мер принуждения и г) подробно регламентированы законом. Уголовно-процессуальный закон предусматривает такие следственные действия: осмотр, освидетельствование, следственный эксперимент, обыск, выемка, наложение ареста на почтово-телеграфные отправления, их осмотр и выемка, контроль и запись телефонных и иных переговоров, допрос обвиняемого, пдзр-го, птрп-го., свидетеля, эксперта, специалиста, очная ставка, предъявление для опознания, проверка показаний на месте, суд. экспертиза. Следственные действия проводятся не т/о на предварительном расследовании, но и в суд. стадиях. Истребование док-в может осуществляться в форме направления Пр-ром, след-лем, дозн-лем , органом дознания требований, поручений и запросов, которые обязательны для исполнения всеми учреждениями, предприятиями, организациями, должностными лицами и гражданами (ч. 4 ст. 21)
Субъектом собирания док-в является и защитник. Способами собирания им док-в служат: Получение предметов, документов и иных сведений как способ собирания док-в защитником может осуществляться любыми способами, не запрещенными законом, в частности, путем: добровольной передачи ему предметов и документов подзащитным и другими гражданами как по просьбе защитника, так и по их собственной инициативе; передачи заключений специалистов, а также материалов, добытых с F1ю лиц, занимающихся частной детективной (сыскной) деятельностью в соответствии с Законом РФ от 11.03.92 г. «О частной детективной и охранной деят-ти в РФ». Опрос лиц с их согласия представляет собой получение защитником письменных объяснений, которые м.б. представлены следователю, дозн-лю и в суд в качестве иных документов (ст. 84 УПК). Истребование защитником документов от органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и организаций порождает обязанность указанных органов и организаций в соответствии с порядком, установленным законодательством, предоставить ему запрашиваемые документы и их копии.
Получаемые защитником предметы и документы, иные сведения должны отвечать требованиям допустимости док-в. Так, д.б. известен, зафиксирован и проверяем их первоисточник; они д.б. получены т/о тем защитником, который допущен к участию в дан. угол деле; лица, у которых получены сообщ. в порядке опроса, д.б. информированы о том, что эти данн. необходимы для оказания юридической F1 и представления в качестве суд. док-в. Опрос лиц производится т/о с их согласия. Адвокат не вправе опрашивать уже допрошенных дозн-лем , органом дознания, след-лем или судом лиц с целью склонить их к отказу от показаний или их изменению. Защитник не может производить или использовать результаты негласных действий, которые м/о квалифицировать как оперативно-розыскные, т.к. Пна проведение оперативно-розыскной деят-ти в силу ст. 13 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деят-ти» принадлежит т/о подразделениям определенных государственных органов.
Подозр-ый, обвиняемый,
а также потерпевший, гражданский
истец, гражданский ответчик и их представители
не могут собирать непосредственно док-ва.
Они вправе собирать и представлять
письменные документы и предметы для приобщения
их к уголу делу в качестве док-в (ч. 2 ст.
86 УПК).
20. Первоначальные и производные док-ва. Правила работы с производными док-вами
В зависимости от количества источников сведений об искомом обстоятельстве док-ва делятся на первоначальные и производные. Первоначальные — это такие док-ва, когда между искомым обстоятельством и субъектом доказывания имеется один источник сведений, например очевидец события лрестуатения. Производные док-ва предполагают наличие в распоряжении субъекта доказывания источника, производного от первоначального, — например, свидетеля, ссылающегося на получение сведений об искомом обстоятельстве от другого лица; копии документа; слепка со следа, обнаруженного на месте происшествия, и т.д. Значение дан. классификации тесно связано с принципом непосредственности исследования док-в. В силу этого принципа при наличии производного док-ва субъект доказывания непосредственности исследования док-в должен стремиться к получению док-ва первоначального — показаний свидетелей-очевидцев, подлинника документа и др., при условии, если т/о они достижимы (свидетель может явиться в суд, подлинник документа существует, местонахождение его известно). Если производный свидетель не может указать источник своей осведомленности, его показания недопустимы в качестве док-ва (п. 2 ч. 2 ст. 75). Стороны могут потребовать в суде непосредственного допроса свидетеля, птрп-го., подсудимого, не ограничиваясь оглашением протоколов его предшествующих допросов, которые по отношению к устным показаниям могут рассматриваться как производные док-ва (ст. 281).
Качественная
характеристика источников сведений является
основанием для классификации док-в
на показания пдзр-го, обвиняемого; показания
птрп-го., свидетеля; закл-е и показания
эксперта или специалиста; закл-е и показания
специалиста; вещественные док-ва; протоколы
следственных и суд. действий; иные документы.
Дан. классификация получила название
легальной, т.к. прямо закреплена в законе
(ч. 2 ст. 74). Помимо названных видов док-в,
в других нормах Кодекса указаны также
показания и объяснения гражданского
истца (п. 3, 5 ч. 4 ст. 44).
12. Закл-е под стражу. Порядок, сроки
Закл-е под стражу — самая строгая мера пресечения, которая представляет собой содержание под стражей обвиняемого (пдзр-го) в целях обеспечения его надлежащего поведения. В соответствии с п. 42 ст. 5 УПК содержание под стражей — это пребывание обвиняемого (пдзр-го) в следственном изоляторе или ином месте, определенном Федеральным законом от 15.07.95 г. «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений». Закл-е под стражу необходимо отличать от задержания пдзр-го (ст. 91 УПК), домашнего ареста (ст. 107 УПК) и от угол. наказания в виде лишения свободы (ст. 56 УК РФ) или ареста (ст. 54 УК РФ). Во всех указанных случаях происходит содержание лица в условиях строгой изоляции. Тем не менее задержание пдзр-го не является мерой пресечения. Оно может предшествовать заключению под стражу как кратковременное (на 48 часов) помещение в изолятор пдзр-го или обвиняемого, производимое без суд. решения в случаях, не терпящих отлагательства. Лишение свободы и арест как виды угол. наказания регламентируются угол. правом и применяются т/о по приговору суда к виновному в совершении прест-я в целях восстановления социальной справедливости и исправления осужденного. Закл-е под стражу является мерой пресечения, регламентируется уголовно-процессуальным правом и применяется по решению суда к обвиняемому (пдзр-му), который презюмируется невиновным.
Дпя избрания заключения под стражу, как и для любой другой меры пресечения, необходимо наличие оснований, условий, мотивов и вынесение постановления или определения (ст. 97, 99, 101 УПК).
Закл-е под стражу, в отличие от других мер пресечения, максимально ограничивает свободу и личную неприкосновенность граждан. В связи с этим процессуальное законодательство устанавливает особые гарантии законности и обоснованности избрания дан. меры пресечения.
Во-первых, закл-е под стражу избирается т/о по суд.у решению (ч. 2 ст. 22 Конституции РФ; ч. 2 ст. 29 УПК). Это принципиальное положение получило статус конституционной нормы и почти 10 лет пробивало себе дорогу в практику, начав действовать с 1 июля 2002 г. Уголовно-процессуальный закон допускает избрание заключения под стражу и на основе решения иностранного суда без подтверждения судом РФ при исполнении запроса о выдаче (ч. 2 ст. 466 УПК).
Во-вторых, закл-е под стражу избирается при невозм/ости применения другой, более мягкой меры пресечения. «Содержание под стражей лиц, ожидающих суд. разбирательства, не д.б. общим правилом» — гласит ст. 9 Пакта о гражданских и политических правах. Согласно п. 6.1 Токийских правил «предварительное закл-е под стражу используется в судопр-ве по угол. делам как крайняя мера при условии должного учета интересов расследования предполагаемого правонарушения и зашиты общества и жертвы».
В-третьих, специальным условием избрания заключения под стражу является обв-ие (подозрение) в совершении прест-я, за которое предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок более 2 лет. Другими словами, по прест-ям небольшой тяжести (ч. 2 ст. 15 УК РФ) эта мера пресечения, как правило, не применяется. Закл-е под стражу может применяться т/о тогда, когда реально возм/о назначение наказания в виде лишения свободы, как правило, более чем на 2 года. Конституционный Суд РФ подчеркивает, что «не допускается закл-е под стражу., если лицу не м.б. назначено наказание в виде лишения свободы»1. Об отсутствии данного условия (и невозм/ости заключения под стражу) могут свидетельствовать:
1) недостаточная
обоснованность обвинения (
2) когда санкция
уголовно-правовой нормы
В качестве искл. закл-е под стражу м.б. избрано и при обв-ии (подозрении) в совершении престуатения, за которое грозит наказание в виде лишения свободы менее чем на 2 года, в одном из четырех случв (ч. 1 ст. 108):
а) обвиняемый (подозр-ый)
не имеет постоянного места