Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2016 в 23:30, курсовая работа
Обобщение материалов судебной, прокурорской и следственной практики последних лет со всей очевидностью показывает, что в досудебных стадиях уголовного процесса по уголовным делам допускается немалое количество всякого рода ошибок, связанных с нарушениями закона.
Как результат этого в Средне-Сибирском регионе (Красноярском крае и Республике Хакасия) ежегодно четверть уголовных дел возвращается судами и прокурорами для дополнительного расследования.
Введение
Глава I
ХАРАКТЕРИСТИКА СЛЕДСТВЕННЫХ ОШИБОК И ИХ ПРИЧИНЫ
1.1. Понятие и классификация следственных ошибок
1.2. Следственные ошибки, связанные с несоблюдением в уголовном процессе конституционных прав и свобод человека и гражданина
1.6. Причины следственных ошибок
Глава II
ВЫЯВЛЕНИЕ, УСТРАНЕНИЕ И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ СЛЕДСТВЕННЫХ ОШИБОК В УГОЛОВНОМ ПРОЦЕССЕ
2.1. Проблемы совершенствования правовых основ выявления, устранения и предупреждения следственных ошибок в уголовном процессе
2.2. Ведомственный контроль как средство выявления, устранения и предупреждения следственных ошибок
2.3. Прокурорский надзор как средство выявления, устранения и предупреждения следственных ошибок
2.4. Судебный контроль как средство выявления, устранения и предупреждения следственных ошибок
1) физического насилия, т.е. с причинением вреда здоровью различной тяжести, нанесением побоев или совершением иных насильственных действий, доставивших физическую боль;
2) психического насилия, т.е. издевательств, тяжких оскорблений, иных противоправных или аморальных действий (бездействия), а также угроз совершения физического или психического насилия над личностью;
3) пыток, т.е. различных лишений и тягот: лишение сна, пищи, воды, медицинской помощи, шумовое воздействие и др., применение изощренного насилия;
4) жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения, т.е. помещения в опасные для жизни и здоровья условия содержания, не соответствующие международно-правовым стандартам обращения с заключенными;
5) научных и иных опытов, т.е. гипноза, медикаментозного воздействия и других опытов, не получивших официального признания, или без согласия участников уголовного судопроизводства, подвергаемых допустимым опытам.
Все доказательства, полученные с применением незаконных методов расследования, являются недопустимыми и не могут быть использованы при доказывании".
Актуальность данной статьи в российском УПК диктуется крайне неблагополучными условиями, в которых проводится расследование по уголовным делам.
В международном праве отличают три категории запрещенного поведения:
1. Пытка — намеренное бесчеловечное обращение, вызывающее весьма серьезные и жестокие страдания.
2. Бесчеловечное обращение — нанесение сильных физических и нравственных страданий.
3. Унижающее достоинство обращение — плохое обращение, направленное на то, чтобы вызвать у жертв чувство страха, боли и неполноценности, которые могут унизить, опозорить и, возможно, сломить их физическое или моральное сопротивление.
К сожалению, все эти три варианта недозволенного поведения присутствуют в нашем уголовном процессе и оказывают искажающее воздействие на результаты расследования, т.е., способствуют появлению по уголовным делам следственных ошибок.
Ненормальна ситуация, когда внешне вполне законно орган дознания, следователь, прокурор, суд на досудебный и судебный период во время действия презумпции невиновности, применяя меры процессуального принуждения, помещают подозреваемого, обвиняемого, подсудимого под стражу в условия, которые с позиций цивилизационных европейских и мировых стандартов, Конституции РФ можно отнести к перечисленным трем вариантам запрещенного поведения.
Официальные власти России, ученые-юристы, международные эксперты признают, что места предварительного содержания подследственных переполнены. В них не созданы надлежащие бытовые и санитарно-гигиенические условия, наличествует скудное питание, низкое медицинское обслуживание, распространены инфекционные, кожно-венерические заболевания, процветает произвол администрации.
Доклады представителей комиссии ООН по правам человека содержат в большом изобилии такие изречения:
"Специальному докладчику понадобились бы поэтический талант Данте и художественное мастерство Босха, чтобы точно изобразить адские условия, с которыми он столкнулся в этих камерах. Восстают чувства обоняния, осязания, вкуса и зрения. Условия являются жестокими, бесчеловечными и унижающими достоинство; они сами по себе являются пытками. Поскольку подозреваемые лица содержатся там, чтобы ускорить проведение следствия, сломив их волю с целью получения признания и информации, вполне можно считать, что они подвергаются пыткам".
"... При входе в общую камеру в лицо ударяет волна душного, тяжелого и зловонного газа с запахами пота, мочи и испражнений, которыми здесь дышат люди. В таких общих камерах находится один грязный рукомойник с краном, из которого не всегда течет вода, а на уровне пола расположен унитаз, который заключенные иногда отгораживают куском материи, чтобы иметь минимум уединения и скрыть жалкий вид этого "сооружения". Через закрытые или зарешеченные окна сюда практически не попадает дневной свет и не поступает свежий воздух. Электрическое освещение очень тусклое и подается с перебоями".
Во всех местах предварительного заключения задержанным разрешается лишь часовая прогулка на свежем воздухе. Принять душ они могут раз в неделю. Пища, которая не всегда имеется в достаточном количестве из-за задолженности учреждений, примитивна и состоит из жирной супообразной массы. Кормят заключенных в камере, и в камере же они испражняются".
Безусловно, пенитенциарная система нуждается в коренной технической реконструкции. И это одна из целей при передаче ее из ведения МВД в ведение Министерства юстиции.
В то же время уже сегодня можно улучшить положение следственных заключенных, если более тщательно и гибко относиться к выбору меры пресечения: не только содержание под стражей, но и залог, личное поручительство; если применять содержание под стражей, то лишь в исключительных случаях и ограничить применение ареста к лицам, впервые совершившим преступления, к несовершеннолетним, к совершившим ненасильственные преступления, по возможности брать под стражу в случае назначения наказания, связанного с лишением свободы, только после вступления приговора в законную силу.
Вне всякого сомнения, эффективной представляется в проекте УГТК РФ (ст. 103) мера пресечения в виде домашнего ареста.
Проявлять гибкость лиц, ведущих расследование по делу, заставило бы следующее предлагаемое нами дополнение в Закон РФ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений".
"Ст. 50-1. Недопустимость сверхнормативного содержания следственных заключенных в ИВС и СИЗО Количество содержащихся под стражей подозреваемых и обвиняемых в ИВС и СИЗО должно соответствовать санитарно-гигиеническим нормам и количеству мест в указанных учреждениях.
Начальник ИВС, СИЗО на основании вынесенного им мотивированного постановления имеет право не принимать в ИВС и СИЗО задержанных и арестованных до появления в учреждении свободных мест".
Подобное полномочие начальника места содержания под стражей было бы вторым значимым шагом по соблюдению прав человека, после его полномочия освобождать из ИВС, СИЗО своим постановлением лиц, у которых истекли законные основания для содержания их под стражей (ст.
ст. 49, 50 Закона).
Таким образом, незаконные методы проведения расследования, применяемые, как правило, работниками полиции в тайне от следователя, прокурора, приводят к серьезным следственным ошибкам. Применение этих методов является причиной получения следователем не соответствующих действительности доказательств, препятствует всестороннему, полному и объективному исследованию обстоятельств дела.
Следователь при расследовании дела и надзирающий прокурор должны незамедлительно реагировать на заявления подследственных о применении к ним со стороны работников милиции, "сокамерников" насилия, не оставлять
без внимания наличие у содержащихся под стражей телесных повреждений, интересоваться их психическим состоянием.
Своевременные и объективные проверки всех этих фактов, наказание виновных лиц, допускающих произвол при исполнении служебных обязанностей, являются эффективным способом предупреждения следственных ошибок как последствий такого произвола.
1.6. ПРИЧИНЫ СЛЕДСТВЕННЫХ ОШИБОК
Стремление свести к минимуму допускаемые в практике
Расследования преступлений следственные ошибки обязывает исследователя рассмотреть их причины.
Правоведы, чьи научные труды были связаны с проблемами качества предварительного расследования, его недостатками, допускаемыми нарушениями законности, всегда каким-то образом касались вопросов о причинах низкого качества следствия, об условиях, которые способствуют этим недостаткам, нарушениях законов и т.п.
Так, А. Т. Дугин выделяет объективные и субъективные причины процессуальных правонарушений. В объективных причинах нарушений уголовно-процессуального закона А. Т. Дугин рассматривает профессиональную характеристику особенностей следственной работы, предопределяющую возможности допущения следователями ошибок. Причины субъективного характера, называемые А. Т. Дугиным, представляют собой определенную профессиограмму некоторых отрицательных качеств следователя, безусловно, сказывающихся на допускаемых им следственных ошибках.
В. И. Власов по-своему рассматривает причины следственных ошибок, называя среди них такие:
1) низкий уровень деловых качеств следователя;
2) отсутствие должных политических, моральных, а
также некоторых специальных, необходимых для профессии следователя качеств, их недостаточное развитие;
3) организационные недостатки, перегрузки в работе следователя. Кроме того, он выделяет условия, способствующие совершению следственных ошибок:
а) недостатки в осуществлении прокурорского надзора;
б) недостатки участия адвокатов в предварительном расследовании.
Однако это лишь беглый взгляд на сложную проблему причин следственных ошибок в уголовном судопроизводстве.
Множество причин, каждая из которых в отдельности, безусловно, правильная, выделяют Л. Д. Калинкина и А. А. Ширванов, изучавшие существенные нарушения уголовно-процессуального закон.
Однако, на наш взгляд, наиболее полно, логично и научно обоснованно дана характеристика причин следственных ошибок в исследованиях, проведенных в 1980-е годы учеными-процессуалистами НИИ Генеральной прокуратуры РФ, которые все многообразие этих причин подвергли ранжировке:
• непосредственные причины, которые характеризуют недостатки в расследовании конкретных дел (первый уровень причин);
• причины следственных ошибок, связанные с деятельностью следователя, с личностью следователя (субъективные причины) и условиями, в которых осуществляется данная деятельность (объективные причины). Эти субъективные и объективные причины составили второй уровень причин, или "причины причин первого уровня";
•факторы, обусловливающие причины первого и второго уровней и связанные с условиями деятельности органов предварительного следствия в целом в России (третий уровень причин).
Классификация причин следственных ошибок по схеме "дело — следователь — следственный аппарат" позволяет глубоко их исследовать, а самое главное, научно обосновать рекомендации по нейтрализации действия данных причин.
Проведенное в конце 1980—начале 1990-х годов исследование НИИ Генеральной прокуратуры РФ причин следственных ошибок не потеряло своей актуальности.
В то же время "нельзя не учитывать, что в последние годы в связи с изменением социально-экономического строя, перераспределением собственности, обнищанием значительной части населения серьезно изменилась криминальная обстановка в стране. Эти годы характеризуются появлением новых, представляющих значительную общественную опасность, трудных для раскрытия и расследования преступлений в экономике и банковской сфере, размахом коррупции ственные нарушения уголовно-процессуального закона как основание возвращения дел для дополнительного расследования и организованной преступности, широким использованием в преступной деятельности оружия и технических средств, распространенностью насилия по отношению к участникам уголовного судопроизводства''.
Рост и усложнение структуры преступности, многократное повышение профессионализма, технической оснащенности, вооруженности преступников и их сообществ не получили адекватной реакции со стороны государства.
Более того, недопустимое с профессиональной точки зрения несоответствие служебного и бытового, материально-технического и кадрового обеспечения правоохранительных органов с многократно усложнившимися условиями труда повлекли неизбежные при таком положении отрицательные результаты борьбы с преступностью. Эти просчеты и неудачи, сопровождающиеся несбалансированной, часто несправедливой, огульной критикой в средствах массовой информации, привели к потере престижности работы в правоохранительных органах, что не только заметно ослабило приток в органы талантливых молодых специалистов, но и спровоцировало массовый уход опытных квалифицированных кадров в другие отрасли, замещение их работниками без опыта работы и необходимых специальных знаний, особенно в следственном аппарате органов внутренних дел.
Нарушилась преемственность поколений практических работников, а вместе с ней почти иссяк и наиболее эффективный способ обучения менее опытных более опытными профессионалами в процессе повседневной практической деятельности. Это привело к ослаблению и даже утрате профессиональных традиций, воспитывающих уважение к закону, правам и интересам, добросовестное отношение к исполнению служебного долга и профессиональную гордость, настойчивость в достижении поставленной цели и иные необходимые для надлежащей эффективной работы профессиональные качества.
Из-за многочисленных вакансий и преобладания малоопытных незрелых работников сократился, а в некоторых местах и вовсе иссяк резерв для выдвижения на руководящие должности, многие из которых оказались занятыми по этой причине неподготовленными работниками либо пенсионерами, мало заинтересованными в работе на перспективу.
В то же время нельзя признать положительной деятельность самих правоохранительных органов в целом.
Так, в Красноярском крае за 1997 г. за должностные преступления привлечено к уголовной ответственности 11 работников правоохранительных органов, что составляет 18% от числа привлеченных к ответственности коррумпированных лиц.
Статистические данные прокуратуры Красноярского края отмечают устойчивую тенденцию роста количества жалоб граждан на действия и решения следователей (1995 г. —218 жалоб, 1996 г. - 269,1997 г. - 291).
Увеличилось количество удовлетворенных жалоб (в 1995г. — практически каждая девятая, в 1996 г. — каждая восьмая,в 1997 г. — каждая пятая).
Информация о работе Следственные ошибки в уголовном процессе