Взаимосвязь мотивации достижения и саморегуляции у студентов-психологов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2011 в 14:39, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования и выдвинутая гипотеза обусловили постановку и
решение следующих конкретных задач:

1.Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
2.Дать анализ современного состояния проблемы исследования и провести уточнение базовых понятий, необходимых для рассмотрения
вопросов саморегуляции и мотивации;
3. Изучить уровень сформированности саморегуляции студентов и мотивации достижения, выявить взаимосвязь между саморегуляцией и мотивацией достижения.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3

Глава I: Теоретическое исследование проблемы мотивации достижения и саморегуляции в психологии…………………………………………………………6

1.Понятие мотива, мотивации, мотивации достижения .…………………….6
2.Понятие саморегуляции в психологии. Взаимосвязь мотивации достижения и уровня саморегуляции………………………………………………22
Глава II: Эмпирическое исследование проблемы мотивации достижения и уровня саморегуляции студентов-психологов……………………………………..36

2.1 Описание использованных методик……………………………………….36

2.2 Анализ и интерпретация результатов……………………………………...44

Заключение………………………………………………………………………53

Библиографический список…………….………………………………………56

Приложение ……………………………………………………………………..60

Файлы: 1 файл

в печать готовая.doc

— 454.00 Кб (Скачать файл)

    Мотив как устойчивое свойство личности. Подобный взгляд на мотив особенно характерен для западных психологов, которые полагают, что устойчивые черты личности обусловливают поведение и деятельность человека в той же мере, что внешние стимулы. Р. Мейли относит к мотивационным чертам личности тревожность, агрессивность, уровень притязаний и сопротивляемость фрустрации. Подобной точки зрения придерживаются и ряд отечественных психологов, в частности К.К. Платонов, М.Ш. Магомед-Эминов, В.С. Мерлин [35].

    Мотив как побуждение. Наиболее распространенной и принимаемой точкой зрения является понимание мотива в качестве побуждения. Поскольку мотивация детерминирует не столько физиологические, сколько психические реакции, то она связана с осознанием стимула и приданием ему какой-либо значимости. Поэтому большинство психологов считают, что мотив - это не любое, а осознанное побуждение, отражающее готовность человека к действию или поступку. Таким образом, побудителем мотива является стимул, а побудителем поступка - внутреннее осознанное побуждение. В этой связи В.И. Ковалев определяет мотивы как осознанные побуждения поведения и деятельности, возникающие при высшей форме отражения потребностей, т.е. их осознании. Из данного определения вытекает, что мотив - это осознанная потребность. Побуждение рассматривается как стремление к удовлетворению потребности [9].

    Попытка найти при определении мотива одну единственную детерминанту - это  тупиковый путь, поскольку поведение  как системное образование, обусловлено  системой детерминант, в том числе и на уровне мотивации. Поэтому монистический подход к пониманию сущности мотива не оправдывает себя, что вынуждает заменить его плюралистическим. Для правильного понимания психологического содержания мотива необходимо использовать все перечисленные выше психологические феномены. При таком понимании правомерно рассмотрение мотива в качестве сложного интегрального психологического образования.

    Следовательно, мотив личности - это и потребность, и цель, и намерение, и побуждение, и свойство личности, детерминирующие поведение человека. [43]

    При рассмотрении мотивации человека как  психологического феномена, приходится сталкиваться со многими трудностями. Прежде всего, возникает терминологическая  неясность в определении "мотивации".

    Впервые термин "мотивация" употребил в своей статье А. Шопенгауер. Сегодня этот термин понимается разными учеными по-своему. Например, мотивация, по В.К. Вилюнасу  [5], это совокупная система процессов, отвечающих за побуждение и деятельность. А К.К. Платонов [9] считает, что мотивация, как явление психическое есть совокупность мотивов.

    Слово «мотивация» выступает в психологии в качестве обобщающего обозначения  многочисленных процессов и явлений, суть которых сводится к тому, что  живое существо выбирает свое поведение, исходя из его ожидаемых последствий, и управляет им в аспекте его направления и затрат энергии. Наблюдаемая целенаправленность поведения, начало и завершение более крупных фрагментов поведения, его возобновление после прерывания, переход к какому-то новому фрагменту поведения, конфликт между различными целями и его разрешение — все это относится к проблемной области, называемой «мотивация» [40].

    Мотива́ция (от lat. «movere») — побуждение к действию; динамический процесс физиологического и психологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость; способность человека через труд удовлетворять свои материальные потребности.

    Виды  мотивации

    Внешняя мотивация (экстринсивная) — мотивация, не связанная с содержанием определенной деятельности, но обусловленная внешними по отношению к субъекту обстоятельствами.

    Внутренняя  мотивация (интринсивная) — мотивация, связанная не с внешними обстоятельствами, а с самим содержанием деятельности.

    Мотивация как психическое явление трактуется по-разному. В одном случае – как  совокупность факторов, поддерживающих, определяющих и направляющих поведение (К. Мадсен; Ж. Годфруа), в другом случае – как совокупность мотивов (К.К. Платонов), в третьем – как побуждение, вызывающее активность организма и определяющее ее направленность.

    М.Ш. Магомед-Эминов [5] считает, что мотивация является процессом психической регуляции конкретной деятельности.

    И.А. Джидарьян [5] говорит о том, что мотивация выступает как процесс действия мотива и как механизм, определяющий возникновение, направление способы осуществления конкретных форм деятельности.

    А В.К. Вилюнас [5] представляет мотивацию как совокупную систему процессов, отвечающих за побуждение и деятельность.

    Х. Хекхаузен [40], считает, что мотивация – побуждение к действию, вызванное определенным мотивом. Мотивация представляется им как процесс выбора между различными возможными действиями, процесс, регулирующий, направляющий действие на достижение специфических для данного мотива целевых состояний и поддерживающий эту направленность. Мотивация не является единым процессом, равномерно от начала и до конца пронизывающим поведенческий акт, она складывается из разнородных процессов, осуществляющих функцию саморегуляции на отдельных фазах поведенческого акта, прежде всего, до и после выполнения действия.

    В современной психологии термин «мотивация»  трактуется двояко: как обозначающее систему факторов, детерминирующих  поведение (потребности, мотивы, цели, намерения, стремления и другое) и как характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне  [10].

    В.Г. Асеев [2] считает, что важной особенностью мотивации человека является двумодальное, положительно-отрицательное ее строение. Эти две модальности побуждений (в виде стремления к чему-либо и избегания, удовлетворения и страдания, в виде двух форм воздействия на личность – поощрения и наказания) проявляются в потребностях и в необходимости их удовлетворения.

    А.Н. Зерниченко и Н.В. Гончаров [8] выделяют в мотивации три стадии: формирование мотива, достижение объекта потребности и удовлетворение потребности.

    Итак, мотив является компонентом мотивационной  сферы личности, которая в свою очередь включает всю совокупность мотивов, формируется и развивается в течение жизни. Развитие мотивационной сферы происходит по принципу «напластывания» одних мотивов на другие. Динамичным является уровень осознания различных потребностей, лежащих в основе мотивов.

    Таким образом, мотивация – это процесс образования мотивов,  то есть побуждение к действию, вызванное определенным мотивом.

    Мотивация ориентированного на достижение поведения  определенно заслуживает внимания. Она исторически связана с  исследованиями мотивации, проводимыми  двумя пионерами немецкой психологии – Нарциссом Ахом и Куртом Левином. У первого попытки объяснения направленного на достижение, поведения испытуемых его лаборатории, были связаны с концепцией «детерминирующей тенденции», у второго – с использованием понятия «квазипотребности». [40]

    Первым, кто выделил данный вид мотивации, был Г.Мюррей. Мюррей дал следующее  определение:

    «…справляться с чем-то трудным. Справляться с  физическими объектами, людьми или  идеями, манипулировать ими или организовывать их. Делать это настолько быстро и независимо, насколько это возможно. Преодолевать препятствия и достигать высокого уровня. Превосходить самого себя. Соревноваться с другими и превосходить их. Увеличивать свое самоуважение благодаря успешному применению своих способностей» [41].

    Далее разработка проблематики мотивации  достижения продолжалась многими психологами. Американский ученый Д. МакКлелланд  полагает, что потребность в достижении «является бессознательным побуждением  к более совершенному действию, к  достижению стандарта совершенства» [24].

    В психологии создана и детально разработана  теория мотивации достижения успехов  в различных видах деятельности. Основателями этой теории считаются  американские ученные - упомянутый нами Д.Макклелланд и Д.Аткинсон, а  также немецкий ученный Х.Хекхаузен. Рассмотрим основные положения:

    У человека есть два разных мотива, функционально  связанных с деятельностью, направленной на достижение успеха. Это – мотив  достижения успеха и мотив избегания  неудач. Поведение людей мотивированных на достижение успеха и на избежание неудачи различается следующим образом.

    Люди, мотивированные на успех обычно ставят перед собой в деятельности некоторую  положительную цель, достижение которой  может быть однозначно расценено  как успех. Они отчетливо проявляют  стремление, во что бы то ни стало добиваться только успехов в своей деятельности, ищут такой деятельности, активно в нее включаются, выбирают средства и предпочитают действия, направленные на достижение поставленной цели. У таких людей в их когнитивной сфере имеется ожидание успеха, так берясь за какую-нибудь работу, они обязательно рассчитывают на то, что добьются успеха, уверенны в этом. Они рассчитывают получить одобрение за действия, направленные на достижение поставленной цели, а связанная с этим работа вызывает у них положительные эмоции. Для них, кроме того характерна полная мобилизация всех своих ресурсов и сосредоточенность внимания на достижении поставленной цели.

    Совершенно  иначе ведут себя индивиды, мотивированные на избежание неудачи. Их явно выраженная цель в деятельности заключается не в том, чтобы добиться успеха, а в том, чтобы избежать неудач. Все их мысли и действия в первую очередь подчинены именно этой цели. Человек изначально мотивированный на неудачу проявляет неуверенность в себе, не верит в возможность добиться успеха, боится критики. С работой, особенно такой, которая чревата возможностью неудачи, у него обычно связаны отрицательные эмоциональные переживания, он и не испытывает удовольствия от деятельности, тяготится ею. В результате он часто оказывается не победителем, а побежденным, в целом – жизненным неудачником.

    Индивиды, ориентированные на достижение успеха, способны правильнее оценивать свои возможности, успехи и неудачи и  обычно выбирают для себя профессии, соответствующие имеющимся у  них знаниям, умениям и навыкам. Люди, ориентированные на неудачу, напротив не редко характеризуются неадекватностью профессионального самоопределения, предпочитая для себя или слишком легкие или слишком сложные виды профессий. При этом они нередко игнорируют объективную информацию о своих способностях, имеют заниженную или завышенную самооценку, нереалистичный уровень притязаний.

    Люди, мотивированные на успех проявляют  большую настойчивость в достижении поставленных целей. При слишком  легких и очень трудных задачах они ведут себя иначе, чем те, кто мотивирован на неудачу. При доминировании мотивации достижения успеха человек предпочитает задачи средней или слегка повышенной степени трудности, а при преобладании мотивации избегании неудачи – задачи наиболее легкие и наиболее трудные.

    Интересным  представляется еще одно психологическое  различие в поведении людей мотивированных на успех и неудачу. Для человека, стремящегося к успеху в деятельности привлекательность некоторой задачи, интерес к ней после неудачи  в ее решении возрастает, а для человека, ориентированного на неудачу – падает. Иными словами, индивиды, мотивированные на успех, проявляют тенденцию возвращения к решению задачи, в которой они потерпели неудачу, а изначально мотивированные на неудачу - из бегания ее, желание больше к ней никогда не возвращаться. Оказалось также, что люди, изначально настроенные на успех, после неудачи обычно добиваются лучших результатов. Отсюда можно сделать вывод, что успех в учебной и других видах деятельности тех детей, которые имеют выраженные мотивы достижения успеха и избегания неудачи, может быть на практике обеспечен по-разному.

    Значимая, отдаленная во времени цель в большей  степени способна стимулировать  деятельность человека с развитым мотивом  достижения успехов, чем с выраженным мотивом избегания неудач. 

    Имеются определенные различия в объяснениях  своих успехов и неудач людьми с выраженными мотивами достижения успехов и избегания неудачи. В то время как стремящиеся  к успеху чаще приписывают свой успех  имеющимися у них способностями, избегающие неудачи обращаются к анализу своих способностей как раз в противоположном случае – в случае неудачи. Наоборот, опасающиеся неудачи свой успех скорее склонны объяснять случайным стечением обстоятельств, в то время как стремящиеся к успеху подобным образом объясняют свою неудачу. Таким образом, в зависимости от доминирующего мотива, связанного с деятельностью, направленной на достижение успехов, результаты этой деятельности люди с мотивами достижения успехов и избегания неудач склонны объяснять по-разному. Стремящиеся к успеху свои достижения приписывают внутриличностным факторам (способностям, старанию и т.д.), а стремящиеся к избеганию неудач – к внешним факторам (легкости или трудности выполняемой задачи, везению и т.п.). Вместе с тем люди, имеющие сильно выраженный мотив избегания неудачи, склонны недооценивать свои возможности, быстро расстраиваются при неудачах, снижают самооценку, а те, кто ориентирован на успех, ведут себя противоположным образом; правильно оценивают свои способности, мобилизуются при неудачах, не расстраиваются.

Информация о работе Взаимосвязь мотивации достижения и саморегуляции у студентов-психологов