Социально-психологические факторы аддиктивного поведения у подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2011 в 14:53, курсовая работа

Описание работы

Целью данного исследования было изучение социально-психологических факторов влияющих на возникновение аддиктивного поведения в отрочестве. Этим определяется круг конкретных задач данного исследования, а именно:

1.Теоретический анализ состояния проблемы аддиктивного поведения в психолого–педагогической литературе.
2.Изучение отношения подростков к употреблению психоактивных веществ.
3.Выявление факторов, которые могут вызвать аддиктивное поведение подростков.
4.Раскрытие основных направлений профилактической работы в условиях МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 30» г. Курска.

Содержание работы

Введение.


Глава 1. Современное состояние проблемы формирования аддиктивного

поведения в подростковом возрасте.

1.Общая психологическая характеристика аддиктивного
поведения.

1.2 Теоретический анализ социально-психологических факторов аддиктивного поведения.

1.3 Медико-психологические аспекты влияния психоактивных веществ на психику человека.


Глава 2. Экспериментальное исследование социально-психологических

факторов формирования аддиктивного поведения

у подростков.

1.Организация и содержание экспериментальной работы.
2.Анализ анкетных данных группы испытуемых.
3.Основные направления профилактической работы по предупреждению аддиктивного поведения среди подростков в условиях МОУ «Средняя общеобразовательная школа №30» г. Курска.


Заключение.

Список литературы.

Приложения.

Файлы: 1 файл

Курсовая по девиантному поведению.doc

— 678.50 Кб (Скачать файл)

           Семейное общение в подростковом  возрасте имеет одну особенность:  оно носит противоречивый характер. Подростки, с одной стороны, стремятся к общению со взрослыми, в том числе с родителями, а с другой – у них наблюдается снижение интереса к семейному общению, уменьшение его удельного веса при всевозрастающей роли семьи в жизни подростка.

          ___________________

  1. Буянов М.И.   Ребенок из неблагополучной семьи. – М., 1988. – С. 38.

         Наиболее важной частью внутрисемейных взаимоотношений является эмоциональное общение – обмен эмоциями, включающий три основных компонента: когнитивный – восприятие эмоций чувств партнерами по интеракции; субъективный– переживание межличностных отношений; экспрессивный – вербальное и невербальное выражение эмоций по отношению к партнеру.

          Здоровая семья является одним  из важнейших факторов социализации. Родители, выполняя функции воспитания, обучения, контроля, поддержки, препятствуют тем самым употреблению несовершеннолетними табака, алкоголя, наркотиков. Однако существуют и семьи способствующие возникновению аддиктивного поведения. Это во-первых – семья с грубыми нарушениями общения родителей и детей, во-вторых – семья, в которой один из родителей подростка алкоголик или наркоман.

          Согласно  психодинамической теории, нарушение межличностных отношений  родителей и детей является, одной из основных причин формирования алкоголизма и наркомании. Создатель трансактного анализа Э.Берн полагает, что существует игра «алкоголик», сценарий которой формируется в раннем детстве с помощью поощрения – толчка со стороны родителей в форме высказываний: «Он у нас дурачок, ха – ха», «Она у нас грязнуля, ха – ха»1 и т.д.   

         И в зрелом возрасте ребенок,  выросший в такой среде, следует  сценарию, предписанному родителями  «убей себя», заложенному ими  еще в детские годы, используя  для этой цели алкоголь и наркотики.

           «Согласно точке зрения австрийского психоаналитика В.Буриана, решающим фактором формирования зависимости от психоактивных веществ в подростковом возрасте является алекситимия – трудности в вербализации ___________________

  1. Берн  Э.   Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений: Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы / Пер. с англ. – М., 1988. – С. 227.
 

 чувств.

         Он считает, что этот дефект возникает в раннем детстве в общении с матерью. В этот период соматическое выражение аффекта – единственная форма коммуникации матери и ребенка. Большинство матерей воспринимают его как требование поддержки. При этом они способствуют формированию у ребенка навыков самонаблюдения и вербального отчета о своих эмоциях. В результате аффект у детей вербализуется и дифференцируется. Ребенок становится более терпеливым к своим переживаниям. Если же интеракция ребенка и матери нарушена, то аффект вербализуется неадекватно, остается недифференцированным и воспринимается как угрожающий, усиливает опасность инфантильных мечтаний. Особую опасность подобный аффект представляет в подростковом возрасте, когда  инфантильная связь с родителями должна прекратиться и заместиться зрелыми связями с другими людьми. Разрыв близости с родителями вызывает у подростка, как правило, депрессивные переживания, а невербализованность и недифференцированность делает эту депрессию труднопереносимой; он может начать бороться с ней с помощью алкоголя и наркотиков. В.Буриан подчеркивает, что психоактивные вещества, заменив подростку, мать как объект привязанности, носят, как и мать, амбивалентный характер: с одной стороны оказывают поддержку, с другой – представляют опасность. Таким образом, в теории В.Буриана нарушения процесса воспитания – выражения эмоций в общении матери с детьми, невербализованность аффекта являются решающим фактором формирования зависимости, приобщения к потреблению психоактивных веществ.

          Американский психоаналитик Л.Вюрсмер  в отличие от Э.Берна и В.Буриана полагает, что патологию семейного общения, влияющую на формирование зависимости, нельзя свести к какому-нибудь одному фактору, и выделяет четыре основных нарушения эмоционального общения, способствующих возникновению наркологических заболеваний, и соответственно четыре разновидности семьи, где имеют место нарушения общения детей и родителей.  К первой он относит семьи «с травматизацией детей». Люди, испытавшие насилие в детском возрасте, могут затем идентифицировать себя либо с агрессором, либо с жертвой. Но в том и другом случае чувства боли, стыда, ужаса, беспомощности после насилия, особенно со стороны родителей могут стать причинами злоупотребления алкоголем и наркотиками в подростковом и взрослом возрасте. Вторая разновидность семьи – «навязчивая». В ней родители навязывают себя ребенку, они навязчиво контролируют его поведение, что вызывает у него стыд и злобу. У родителей в такой семье часто встречаются грандиозные, нереалистические ожидания применительно к детям. В таких условиях могут возникнуть маска фальшивой идентичности, лицемерные родители, которые дети используют для защиты. Фальшивые идентификации, несоответствие своему истинному Я, могут компенсаторно привести к употреблению алкоголя и наркотиков. Третья разновидность семьи – «лживая». В результате постоянной лжи, культивируемой в ней, доминирующей эмоцией у ребенка становиться стыд, происходит деперсонализация, утрачивается чувство реальности. Нарастающие отчуждения, фальшивость отношений в семье могут стать одним из факторов приобщения и потребления психоактивных веществ. Четвертая разновидность семьи – «непоследовательная, ненадежная». В ней то, что сегодня одобряется, завтра порицается, что хвалит отец, то ругает мать. В результате нарушается стабильность сверх-Я. Это может стать одной из причин нарушения социализации ребенка и злоупотребления психоактивными веществами.

          В отечественной литературе также  указывается на нарушения межличностных  отношений родителей и детей:  конфликты, гипо- и гиперопеку  как факторы формирования аддиктивного поведения.

           Следует остановиться на анализе  эмоционального общения как одной  из причин возникновения зависимости  в семье второго типа, где один  из родителей болен алкоголизмом  или наркоманией.    В настоящее  время одной из наиболее популярных в мире является теория созависимости, используемая для объяснения формирования различных заболеваний, в том числе и наркологических, у детей. Созависимостью называется поведение, которое имеет две стороны: попытки члена семьи приспособиться к зависимому от психоактивных веществ и препятствие созависимого своим поведением продуктивному развитию личности алкоголика или наркомана. Дети в семье зависимого принимают, как правило, одну из следующих ролей: «герой» защищает своих родственников, в первую очередь братьев и сестер, от родителей алкоголиков или наркоманов; «козел отпущения» ведет себя плохо, чтобы отвлечь внимание от семейных конфликтов, связанных со злоупотреблением родителями психоактивными веществами; «потерянный ребенок» помогает семье тем, что ничего не требует; «талисман» (весельчак, клоун) делает то же самое с помощью шутовства. Впоследствии «герой» может стать трудоголиком, «козел отпущения» - изгоем общества, «потерянный ребенок» - заболеть депрессией; «талисман» - остаться шутом, которого никто не воспринимает всерьез.

          В семьях с родителями –  наркоманами или алкоголиками  первичным фактором, способствующим  возникновению зависимости у  детей, является злоупотребление  психоактивными веществами, а нарушения  эмоционального общения – конфликты, гипоопека – носят вторичный характер. Особенно важную роль при этом играет негативный пример родителей по употреблению алкоголя и наркотиков. Так, Л.И.Булотайте с помощью методов идентификации и аутоиндентификации по словесным портретам установила, что подросток 11-14 лет не имитирует своего отца алкоголика, хотя к семнадцати годам отрицательное отношение к отцу меняется на положительное и появляется позитивная установка на потребление алкоголя»1.

___________________

1. Булотайте Л.И.   Медико-психологическое обследование семей больных алкоголизмом: Автор. канд. дис. – Л., 1988. – С. 136.

        

         Однако и нарушения эмоционального  общения в семьях алкоголиков  и наркоманов могут сыграть  отрицательную роль в формировании  наркотических заболеваний у детей. Алкоголизм или наркомания становятся «центром» семьи, вокруг которого сосредоточены все мысли, чувства, действия и поступки остальных ее членов. Независимо от того, употребляет ли психоактивные вещества в семье только один из родителей или еще и другие члены семьи, алкоголизм и наркомания – семейные болезни. Для таких семей характерны: недостаток еды и одежды, социальная изоляция детей, атмосфера боязливого ожидания ссор, конфликтов, драк и развода, страх и стыд детей за родителей. Часто дети вынуждены часть родительских обязанностей брать на себя. Все это крайне отрицательно влияет на их отношения с родителями, психическое состояние, развитие личности.

         Известно, потребность в общении  является важнейшей особенностью  подросткового возраста. Желание занять определенное, удовлетворяющее подростка  место среди ровесников, заслужить их уважение и одобрение во многом определяет его поведение. Общение представляется детям сверхценным именно в подростковом возрасте, поскольку в этот период такая новая форма межличностных отношений является своего рода учебной моделью будущих взрослых отношений. Взаимодействуя со сверстниками, подростки глубже познают себя, сравнивают себя с другими ребятами, получают друг от друга информацию, которую не могли получить от взрослых, вступают в эмоциональные контакты, которые в подростковой группе имеют особый специфический тип, не такой, как в семье.

          Удовлетворение потребности в  общении у подростков обычно  происходит в группах, причем  стихийно образовавшихся. В этом возрасте особенно ярко выражена реакция группирования, хотя она наблюдается и у 8-13 летних. Такие объединения детей и младших подростков имеют ряд специфических особенностей: они возникают там, где дети оказываются по воле обстоятельств (двор, улица, класс), в них отсутствует организация продуктивной деятельности, она заменяется бесцельным времяпровождением и игровой активностью. Общение в таких группах не индивидуализировано, скорее наоборот, личность подавляется групповыми нормами поведения, которые становятся обязательными для новичка.

          Подростка 14-15 лет такая группа  не удовлетворяет. На этом этапе  психического развития сознание  индивидуализируется, общение становиться  избирательным, а деятельность  целенаправленной, продуктивной, стремящейся к творчеству. Старший подросток уже сам выбирает себе друга, исходя из своих симпатий и интересов, а не из близости места его жительства. Друг может жить в другом районе города, учиться в другой школе. Такие подростки редко объединяются в группы численностью более 3-4 человек, предпочитая массовому общению более близкие духовные связи. Совместное пребывание старших подростков наполнено содержательной и заранее планируемой, организованной деятельностью в соответствии с их общими интересами. Старшие подростки предпочитают демократически устроенные группы, где нет четко определившегося постоянного лидера, жесткой структуры, где все вопросы решаются коллегиально, а отношения подростков строятся на равноправии, взаимопонимании, взаимопомощи, общих интересах и социально одобряемой деятельности. Эта небольшая группа обычно не противопоставляет себя взрослым, наоборот, подростки нередко активно сотрудничают с кем-либо из старших (родители, учителя) на основе взаимных интересов.

          Процесс освоения общественных норм и ценностей у подростков с отклоняющимся поведением происходит через неформальную группу. Отверженность в семье, изоляция в классном коллективе вынуждают их искать среду обитания вне больших, организованных коллективов, в кругу себе подобных, во внешкольной среде, в сфере стихийно -  группового общения.

          Стихийно – групповое общение  – важный фактор социализации  несовершеннолетних, здесь подростки  находят условия и возможности  для собственной самореализации  и самоутверждения. Стихийно – групповое общение ведет к усилению отклоняющегося поведения, но все зависит от характера и направленности группы: если она просоциальная, положительно ориентированная, возникла на основе совместных коллективных интересов (к музыке, спорту, конструированию и др.), то процесс формирования личности несовершеннолетнего получает положительный заряд, компенсирует личностные деформации положительным видом деятельности, конструктивным содержанием общения. Если групповое общение носит асоциальное или общественно нейтральное содержание, то многое будет зависеть от личности лидера группы, от структуры группового общения, от социальной ситуации, складывающейся вокруг данной группы.

          Проблема групп и группового  общения подростков   нашла  отражение в многочисленных исследованиях (И.П.Башкатов, А.Д.Гонеев, Е.М.Данилин, И.С.Полонский, А.Е.Тарас), в которых определены наиболее важные параметры внешкольного группового общения подростков с отклоняющимся поведением, объем групп, их возрастной и социальный состав, место и время общения, направленность и содержание деятельности, их влияние на формирование такого рода поведения. Так, А.Д.Гонеевым и Н.В.Ялпаевой были выделены « три основных типа группового общения педагогически запущенных  подростков: общественно нейтральный, асоциальный и переходный, включающий отдельные элементы как одного, так и другого типа.

          Первый тип группового общения  – общественно нейтральный. Такой  тип общения характерен для  групп, которые только начинают  формироваться и уровень педагогической запущенности подростков, входящих в них, еще невысок. Структура круга внешкольного общения в этих группах неустоявшаяся, пространственно – временные параметры общения только определяются, ценностные ориентации еще не асоциальны, но уже и не общественно значимы. Группа пока не имеет общих интересов и единого вида деятельности. Общение непостоянно, ситуативно, часто меняется. Темы разговоров случайны, эпизодичны. Характер межличностных взаимоотношений в ней по отдельным параметрам схож с диффузной группой.

Информация о работе Социально-психологические факторы аддиктивного поведения у подростков