Коррекция эмоционального состояния дошкольников с ЗПР с помощью сказкотерапии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 19:44, дипломная работа

Описание работы

Современные специальная психология и педагогика в поиске эффективных средств коррекции все больше ориентируются на использование искусства в процессе обучения и воспитания детей с проблемами. На важную роль искусства в воспитании и обучении детей с отклонениями в развитии указывали представители зарубежной специальной педагогики прошлого Э. Сеген, Ж. Демор, О. Декроли, а также отечественные психологи и врачи Л. С. Выготский, А. И. Граборов, В. П. Кащенко и др.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теоретическое исследование эмоционального состояния дошкольников с ЗПР 9
1.1 Понятие «эмоции» в различных концепциях. Обзор исследования по исследованию эмоций. Психолого-педагогическая модель эмоциональной сферы личности 9
1.2 Развитие эмоций у детей с нормальным развитием и с задержкой психического развития 26
Выводы по главе 1 36
Глава 2. Исследование сказок и сказкотерапии в современных психологических исследованиях 37
2.1 Сказка, виды и функции сказок, значение сказки для развития личности ребенка, психологическая сказка как средство развития самосознания 37
2.2Сказкотерапия как направление современной практической психологии 45
Выводы по главе 2 52
Глава 3. Экспериментальное исследование особенностей эмоциональной сфены детей с ЗПР 53
3.1 Методика констатирующего эксперимента 53
3.2Особенности эмоциональной сферы детей с ЗПР. Проведение констатирующего эксперимента 57
3.3 Методика работы по коррекции нарушений эмоциональной сферы дошкольников с ЗПР 59
3.4Коррекция эмоционального состояния дошкольников с ЗПР 78
Выводы по главе 82
Заключение 83
Список литературы 85

Файлы: 1 файл

дипломная работа Сказкотерапия.doc

— 379.50 Кб (Скачать файл)

     С другой стороны, культурное наследие человечества находит свое отражение в сказке, и через сказку оно сообщается ребенку. Особенно важна именно народная сказка, потому что она передается из уст в уста, из поколения в поколение. Она претерпевает изменения, вносимые очень многими людьми. Но это не просто изменения. Они вносятся рассказчиком, исходя из реакций слушающего. Это изменения, которые человек считает для себя наиболее важными. Над народной сказкой, по словам Б. Бетельхейма, "трудятся" миллионы людей, отбрасывая неважные детали, прибавляя важные. Это делает сказку действительно сгустком человеческой мудрости, опыта, результатом работы человеческого сознания и подсознания. Именно поэтому в сказках отражены осознаваемые и неосознаваемые проблемы человека на протяжении всей его жизни, а также показан процесс разрешения этих проблем.

     Язык  сказки доступен ребенку. Сказка проста и в то же время загадочна. Сказка способствует развитию воображения, а  это необходимо для решения ребенком его собственных проблем. Стиль  сказки также понятен ребенку. Ребенок еще не умеет мыслить логически, и сказка никогда не утруждает ребенка какими-то логическими рассуждениями. Ребенок не любит наставлений, и сказка не учит его напрямую. Сказка предлагает ребенку образы, которыми он наслаждается, незаметно для себя усваивая жизненно важную информацию.

     Сказка  ставит и помогает решить моральные  проблемы. В ней все герои имеют  четкую моральную ориентацию. Они  либо целиком хорошие, либо целиком  плохие. Это очень важно для  определения симпатий ребенка, для  разграничения добра и зла, для упорядочения его собственных сложных и амбивалентных чувств. Ребенок отождествляет себя с положительным героем. По мнению Б. Бетельхейма, это происходит не потому, что ребенок хороший по своей природе, а потому, что положение этого героя среди других — более привлекательно. Таким образом, считает Б. Бетельхейм, сказка прививает добро, а не только поддерживает его в ребенке.

     К Бюлер называл дошкольный возраст  возрастом сказок. Это наиболее любимый  ребенком литературный жанр.

     Ш. Бюлер специально изучала роль сказки в развитии ребенка. По ее мнению, герои сказок просты и типичны, они лишены всякой индивидуальности. Часто они даже не имеют имеа Их характеристика исчерпывается двумя-тремя качествами, понятными детскому восприятию. Но эти характеристики доводятся до абсолютной степени: небывалая доброта, храбрость, находчивость. При этом герои сказок делают все то, что делают обыкновенные люди: едят, пьют, работают, женятся и т.п. Все это способствует лучшему пониманию сказки ребенком.30

     Привлекательность сказок для психотерапии, психокоррекции и развития личности ребенка, достоинство сказок заключаются в следующем:

  • Отсутствие в сказках дидактики, нравоучений.
  • Неопределенность места действия главного героя.
  • Образность языка. Кладезь мудрости. Метафоричность языка.
  • Победа Добра. Психологическая защищенность.
  • Наличие Тайны и Волшебства.

     Каждая  сказочная ситуация имеет множество  граней и смыслов. Ребенок, читая  сказку, бессознательно выносит для  себя тот смысл, который наиболее актуален для него в данный момент. Со временем человек меняется, и ту же самую сказку он может понять по-разному… Часто дети просят своих родителей и воспитателей читать им одну и ту же сказку. Вероятно, эта сказка наиболее соответствует мировосприятию ребенка в данный момент и помогает ему понять важные для себя вопросы. Благодаря многогранности смыслов, одна и та же сказка может помочь ребенку в разные периоды жизни решать актуальные для него проблемы.

     Когда ребенок начинает осознавать себя и  исследовать устройство окружающего  Мира, у него возникает множество вопросов ко взрослым. Многие детские вопросы ставят родителей в тупик. Не так-то просто объяснить ребенку, почему все происходит так, как происходит, и «что такое хорошо, а что такое плохо». Наблюдая за судьбами героев, проживая сказочные ситуации, воспринимая язык сказочных образов, ребенок во многом формирует для себя картину Мира, и в зависимости от этого ребенок будет воспринимать разные ситуации и действовать различным образом.

     Признак настоящей сказки – хороший конец. Это дает ребенку чувство психологической защищенности. Что бы ни происходило в сказке, все заканчивается хорошо. Оказывается, что все испытания, которые выпали на долю героев, были нужны для того, чтобы сделать их более сильными и мудрыми. С другой стороны, ребенок видит, что герой, совершивший плохой поступок, обязательно получит по заслугам. А герой, который проходит через все испытания, проявляет свои лучшие качества, обязательно вознаграждается. В этом заключается закон жизни: как ты относишься к Миру, так и он к тебе.

     Детям 3-5 лет наиболее понятны и близки сказки о животных и сказки о взаимодействии людей и животных. В этом возрасте дети часто идентифицируют себя с  животными, легко перевоплощаются  в них, копируя их манеру поведения.

     Начиная с 5 лет, ребенок идентифицирует себя преимущественно с человеческими персонажами: Принцами, Царевнами, Солдатами и пр. Чем старше становится ребенок, тем с большим удовольствием он читает истории и сказки про людей, потому что в этих историях содержится рассказ о том, как человек познает Мир. Примерно с 5-6 лет ребенок предпочитает волшебные сказки. В подростковом возрасте могут быть интересны сказки-притчи и бытовые сказки. Сказки-страшилки и сказки про нечисть могут быть полезны при работе над детскими страхами.

     Исследователями были выделены несколько видов сказки: психосказки, медитативные и дидактические сказки, психокоррекционные и психотерапевтические сказки.31

     Сходство  психосказок с дидактическими сказками заключается в том, что:

     1) форма сказки нужна для преподнесения некоторых новых знаний;

     2) используется тот же прием одушевления абстрактных символов и создается образ сказочного мира, в котором они живут;

     3) оба вида сказок раскрывают смысл и важность определенных знаний.  

       Различия между ними определяются  следующими моментами:

     1) если в дидактических сказках «упаковывается» учебный материал, связанный с объектами внешнего мира, то психосказки являются носителями материала о внутреннем мире человека – его душе, психике, и этот материал может быть как учебным (например, при изучении «Психологической азбуки»), так и личностно развивающим;

     2) в дидактических сказках одушевляются абстрактные символы «внешнего» для ребенка характера (цифры, звуки, буквы, арифметические действия и т.п.), в психосказках – абстрактные символы, обозначающие «внутренние» психические феномены (мышление, память, способности, переживания и т.д.);

     3) дидактические сказки практически всегда содержат определенное задание учебного характера, которое должен выполнить ребенок, а для психосказок это не является обязательным.

     Согласно  Т.Д.Зинкевич-Евстигнеевой, психокоррекционные сказки создаются для мягкого  влияния на поведение ребенка; при  этом под коррекцией она понимает «замещение» неэффективного стиля  поведения на более продуктивный, а также объяснение ребенку смысла происходящего. Такая трактовка понятия психокоррекции представляется не вполне справедливой, поскольку изменение поведения выступает целью ряда бихевиористски ориентированных направлений психотерапии (именно поэтому такие сказки на Западе носят название психотерапевтических историй), а значит, стирается грань между терапией и коррекцией, теряется основание для выделения психокоррекционных сказок в отдельную группу. Однако если принять несколько иное понимание психокоррекции – как психологического воздействия на отдельные структуры психики с целью позитивного изменения, – то такой вид сказок, как психокоррекционные, обретает право на существование. Под целями таких сказок мы будем подразумевать продуктивное влияние на решение детьми и подростками психологических проблем, одним из последствий которого должно стать изменение поведения.

     ВНИМАНИЕ! ЭТО ДЕМОНСТРАЦИОННАЯ РАБОТА ВЫПОЛНЕННА АВТОРАМИ NEZACHETOV.NET

     МАТЕРИАЛ  НЕПОЛНЫЙ

     у психосказки – на личностное развитие путем осознания своих особенностей, у психокоррекционной сказки – на изменение психических структур ребенка в сторону, желательную для психолога;

     3) более объемной области предполагаемых изменений ребенка в результате воздействия психосказки – не только в конкретных поведенческих проявлениях, как в случае психокоррекционных сказок, но и в изменении смыслов и ценностей.  

     Сходство  психосказок психотерапевтических сказок, пожалуй, более значительно, чем различие. Его можно увидеть при анализе следующих моментов:

     1) обращение к глубинному Я ребенка, его важнейшим смыслообразующим содержаниям;

     2) стремление помочь в более осознанном отношении к самому себе, миру, другим людям, а при необходимости – в изменении этого отношения;

     3) оказание психологической поддержки и избавление от страданий и негативных переживаний, связанных с какой-либо проблемной жизненной ситуацией или психоэмоциональной травмой.

     Различия  психологических и психотерапевтических сказок имеют, по-видимому, не принципиальный характер и заключаются в следующем:

     1) психологические сказки не являются прямой аналогией индивидуальных эгопроцессов конкретного человека (разумеется, если не брать во внимание неизбежные проекции самого автора), а для многих психотерапевтических сказок это очень важно;

     2) психологические сказки в большей степени ориентированы на задачи улучшения качества обычной жизни ребенка и его развитие по сравнению с психотерапевтическими, особенно нужными именно в ситуации жизненных трудностей;

     3) психологические сказки, как правило, пишутся автором-психологом, а психотерапевтические часто создаются самим клиентом.    

     Сходство  психологических и медитативных сказок заключается, прежде всего в  том, что:

     1) и в тех, и в других происходит глубокое погружение слушающего в сказочный процесс через обращение к своим внутренним состояниям и пробуждение личностных потенциалов человека;

     2) эти сказки необходимо читать и слушать не походя, не между делом, а в специально созданных условиях;

     3) и те, и другие сказки содержат в себе позитивные модели внутренних состояний, сообщаемые бессознательному.  

     Психологические сказки при этом могут быть медитативными (их также стоит слушать под  музыку, закрыв глаза и погружаясь в состояние релаксации), а могут  и не быть таковыми. В последнем случае легко обнаружить различия между этими типами сказок:

     1) в медитативных сказках отсутствуют  конфликты и отрицательные персонажи,  а в психосказках они вполне  возможны;

     2) достижение релаксационного состояния  при слушании психологических сказок, в отличие от медитативных, не является обязательным, напротив, психосказки могут иметь мобилизующий характер;

     3) медитативные сказки могут иметь  своим материалом не только  явления внутреннего мира человека, как психосказки, но и образцы  внешних для него отношений между людьми.

     Психологические сказки, таким образом, можно выделить как отдельный, самостоятельный  тип сказок, применяемый в области  сказкотерапии. Их использование возможно при работе с детьми в рамках специальных  программ (например, программы «Психологическая азбука»). А можно сочинять психологические сказки для конкретных случаев детских трудностей.

     Сказки  ни в коей мере нельзя рассматривать  только как интересное времяпрепровождение, как приятное, доступное ребенку  занятие; напротив, они очень существенный механизм развития в Ребенке тонкого понимания внутреннего мира людей, способ снятия тревоги и воспитания уверенности в своем будущем. С помощью сказок можно метафорично воспитывать ребенка, помогать преодолеть негативные стороны его формирующейся личности. Например, жадному, эгоистичному ребенку полезно послушать сказку «О рыбаке и рыбке», «О трех жадных медвежатах»; пугливому и робкому – «О трусливом зайце»; шаловливому и доверчивому помогут «Приключения Буратино», капризуле «Принцесса на горошине», активному и подвижному непоседе – «Кот в сапогах», сказки о храбрых богатырях и рыцарях, посвятивших жизнь подвигам во имя людей и т.д. 

2.2Сказкотерапия как направление современной практической психологии 

Информация о работе Коррекция эмоционального состояния дошкольников с ЗПР с помощью сказкотерапии