Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2011 в 12:49, курсовая работа
Цель исследования: выявить объекты детских страхов детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
В качестве гипотезы можно предположить,что у детей младшего школьного возраста с ЗПР объекты страхов носят особый характер:это проявляется как, страх воды и темноты; боязнь смерти и потери родителей; боязнь природных катастроф; боязнь войны, значительно острее, чем у здоровых детей того же возраста.
Задачи:
1.Изучить и проанализировать работы отечественных и зарубежных учёных о проблеме страхов у детей
2.Изучить психолого-педагогическую характеристику детей с ЗПР
3.Изучить психологические объекты формирования страхов у детей младшего школьного возраста с ЗПР
4.Эмпирическим путем выявить особенности детских страхов у детей с ЗПР.
Введение…………………………………………………………………………...3 3
Глава I. Теоретическое исследование особенностей страхов у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития……………………...6
1.1 Страх как внутреннее состояние у детей младшего школьного возраста.. 6
1.2 Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития (ЗПР)…………………………..16
1.3 Особенности страхов в эмоциональном мире ребенка с задержкой психического развития ЗПР………………………………………………. ……27
Глава II. Эмпирическое исследование особенностей младшего школьного возраста с задержкой психического развития (ЗПР)……………………….... 37
2.1 Организация и ход исследования…………………………………………...37 38
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования……………………. 40
Заключение……………………………………………………………................ 50
Список использованной литературы ............................................................... 53
55
На патологический страх указывают его выражения: ужас, эмоциональный шок, потрясение или затяжное, навязчивое, труднообратимое течение, непроизвольность, то есть полное отсутствие контроля со стороны сознания, как и не благоприятное воздействие на характер, межличностные отношения и приспособление человека к социальной действительности.
В психолого – педагогической литературе рассматривается и иная точка зрения, классифицирующая страхи. По мнению некоторых ученых, страх условно делится на ситуативный и личностный[20,с.12].
Ситуативный страх возникает в необычной, крайне опасной или шокирующей взрослого или ребенка обстановке, например, при нападении собаки. Часто он появляется в результате психического заражения паникой в группе людей, тревожных предчувствий со стороны членов семьи, конфликтов и жизненных неудач.
Личностно обусловленный страх предопределен характером человека, например, его повышенной мнительностью, и способен проявляться в новой обстановке или при контактах с незнакомыми людьми.
Ситуативный
и личностно обусловленный
Страх реальный и воображаемый, острый и хронический. Реальный и острый страхи предопределены ситуацией, а воображаемый и хронический – особенностями личности.
Страх — психическое состояние, возникающее на основе инстинкта самосохранения как реакция на действительную или воображаемую опасность. Страх имеет много объектов как субъективного (мотивация, эмоционально-волевая устойчивость и др.), так и объективного порядка (особенности ситуации, сложность задач, помехи и т. д.). Страх проявляется как у отдельных лиц, так и у групп, больших масс. Степень, формы его проявления разнообразны, но это — область прежде всего индивидуальной психологии. Существуют различные формы страха: испуг, боязнь, аффективный страх — самый сильный. Страх, возникающий из-за серьезного эмоционального неблагополучия, может иметь крайние формы выражения (ужас, эмоциональный шок, потрясение), затяжное, трудно преодолимое течение, полное отсутствие контроля со стороны сознания, неблагоприятное воздействие на формирование характера, на отношения с окружающими и приспособление к внешнему миру.
Объектами страха могут быть события, условия или ситуации, являющиеся началом опасности. Как указывает Боулби, объектом страха может быть присутствие чего-то, что обеспечивает безопасность. Страх может иметь своим предметом какого-либо человека или объект. Иногда страх не связан ни с чем конкретным, такие страхи переживаются, как беспредметные. Страх может вызываться страданием, это связано с тем, что в детстве сформировались связи между этими чувствами.
По мнению А.И.Захарова иногда выражения страха так очевидны, что не нуждаются в комментариях, например, ужас, оцепенение, растерянность, плач, бегство. Перечисленные симптомы острого беспокойства говорят о перенапряжении психофизиологических функций организма, их расстройстве[12, с.15].
При состояниях хронического беспокойства и страха ребёнок находится в напряжённом ожидании, легко пугается, редко улыбается, всегда серьёзен и озабочен. Он не может полностью расслабить мышцы, излишне устаёт, ему свойственны приходящие головные боли и спазмы в различных участках тела. Несмотря на усталость, не удаётся сразу заснуть, так как ребёнку мешают всякого рода навязчивые мысли, догадки предчувствия.
По мнению Г.Эберлейна наличие устойчивых страхов у детей говорит о неспособности их справиться со своими чувствами, контролировать их, когда дети пугаются, вместо того, чтобы действовать, и не могут остановить «разгулявшиеся» чувства.
Психологи и психиатры (Л.А. Петровская, Т.М. Мишина, А.С. Спиваковская) подчеркивали, что одним из самых распространенных объектов появления детских страхов является неправильное воспитание ребенка в семье, сложные семейные отношения.
Так,
представители различных
Среди
объектов формирования и развития различных
патологических черт характера и
невротических симптомов, лежащих
в области семьи, выделяют следующие:
внутрисемейные конфликты; неадекватные
воспитательские позиции
Необходимо отметить, что боязливость и страх в младшем школьном возрасте не являются устойчивой чертой характера и относительно обратимы при адекватном к ним подходе со стороны взрослых. Тем не менее, важность активной работы с детскими страхами обусловлена тем, что сам по себе страх способен оказывать патогенное влияние на развитие различных сфер личности. К.Д. Ушинский отмечал, что именно страх способен спровоцировать человека на низкий поступок, изуродовать его морально и убить душу.
В научно-методической литературе выделяются и социально-культурные и психологические предпосылки развития страха[22,с.16].
По мере развития психики человека и усложнения форм его жизни страх приобретал социально опосредованный характер и выражал все более психологически тонкую гамму нравственно-этических чувств и переживаний. Как и человек на ранних ступенях своего социального развития, ребенок первых лет жизни боится всего нового и неизвестного, одушевляет предметы и сказочные персонажи, опасается незнакомых животных и верит, что он и его родители будут жить вечно.
Эгоцентрические, основанные на инстинкте самосохранения, страхи дополняются социально-опосредованными, затрагивающими жизнь и благополучие других, вначале родителей и ухаживающих за ребенком, а затем и людей вне сферы его непосредственного общения. Рассмотренный процесс дифференциации страха в историческом и личностном аспектах — это путь от страха к тревоге, о которой можно уже говорить в младшем школьном возрасте и которая как социально-посредованная форма страха приобретает особое значение в старшем школьном возрасте.
В разных цивилизациях дети в своем развитии испытывают ряд общих страхов: в дошкольном возрасте — страх отделения от матери, страх перед животными, темнотой, в младшем школьном возрасте — страх смерти. Это служит доказательством общих закономерностей развития, когда созревающие психические структуры под влиянием социальных факторов становятся основой для проявления одних и тех же страхов. Насколько будет выражен тот или иной страх и будет ли он выражен вообще, зависит от индивидуальных особенностей психического развития и конкретных социальных условий, в которых происходит формирование личности ребенка.
Страх, беспокойство у детей могут вызвать постоянно испытываемые матерью нервно-психические перегрузки вследствие вынужденной или преднамеренной подмены семейных ролей (прежде всего роли отца).
Так, мальчики и девочки боятся чаще, если считают главной в семье мать, а не отца. Работающая и доминирующая в семье мать часто беспокойна и раздражительна в отношениях с детьми, вызывая у них ответные реакции беспокойства. Доминирование матери также указывает на недостаточно активную позицию и авторитет отца в семье, что затрудняет общение с ним мальчиков и увеличивает возможность передачи беспокойства со стороны матери. Если мальчики 7—9 лет в воображаемой игре «Семья» выбирают роль не отца, как это делают большинство их сверстников, а матери, то страхов у них больше.
Уже к концу младшего школьного возраста дети в этих условиях эмоционально «закаляются» до такой степени, что перестают реагировать на излишне требовательное отношение матери, отгораживаясь от нее стеной равнодушия, упрямства и негативизма. Они погружаются в свой мир переживаний, а иногда их поведение становится похожим на поведение матери. Другие устраивают истерики по поводу недостаточного внимания матери или, переживая, ее отношение к себе, становятся беспокойными, подавленными, неуверенными. Возрастающая из поколения в поколение эмоциональная чувствительность детей и потребность в теплом и заботливом отношении вступают, таким образом, в противоречие со стремлениями некоторых матерей освободиться от ухода за ребенком и формализовать процесс его воспитания.
Наиболее чувствительны к конфликтным отношениям родителей дети-школьники. Если они видят, что родители часто ссорятся, то число их страхов выше, чем когда отношения в семье хорошие. Девочки более эмоционально ранимо, чем мальчики, воспринимают отношения в семье. При конфликтной ситуации девочки чаще, чем мальчики, отказываются выбирать роль родителя того же пола в воображаемой игре «Семья», предпочитая оставаться сами собой. Тогда мать может надолго потерять свой авторитет у дочери.
Заслуживает внимание обнаружение у младших школьников из конфликтных семей более частых страхов перед животными (у девочек), стихий, заболеванием, заражением и смертью, а также страхов кошмарных снов и родителей (у мальчиков). Все эти страхи являются своеобразными эмоциональными откликами на конфликтную ситуацию в семье [21,с.123].
У девочек не только больше страхов, чем у мальчиков, но и их страхи более тесно связаны между собой, то есть в большей степени влияют друг на друга как в дошкольном, так и в школьном возрасте. Другими словами, страхи у девочек более прочно связаны с формирующейся структурой личности, и прежде всего с ее эмоциональной сферой. Как у девочек, так и у мальчиков интенсивность связей между страхами наибольшая в 6-7лет. Это возраст, когда страхи «цепляются друг за друга» и составляют единую психологическую структуру беспокойства. Поскольку это совпадает с интенсивным развитием эмоциональной сферы личности, то можно предполагать, что страхи в данном возрасте наиболее скреплены и мотивированы.
Максимум страхов наблюдается в 7-8 лет, при уменьшении интенсивности связей между страхами, но страх при этом более сложно психологически мотивирован и несет в себе больший познавательный заряд.
Как известно, эмоциональное развитие в основных чертах заканчивается к 7 годам, когда эмоции уже отличаются известной зрелостью и устойчивостью. Начиная, с 6 лет на первый план выходит интеллектуальное развитие, в первую очередь мышление (вот почему во многих странах с этого возраста начинается обучение в школе).
Ребенок в большей степени, чем раньше, начинает понимать, что способно причинить ему вред, чего следует бояться, избегать. Следовательно, в возрасте наиболее часто выявляемых страхов, то есть в младшем школьном возрасте, можно уже говорить не только об эмоциональной, но и о рациональной основе страхов как новой психической структуре формирующейся личности.
Говоря, об объектах возникновения страхов у детей, отметим, что на количество страхов оказывает влияние состав семьи. У девочек и мальчиков младшего школьного возраста число страхов заметно выше в неполных семьях, что подчеркивает особую чувствительность этого возраста к разрыву отношений между родителями. Именно, в 6-7 лет дети в наибольшей степени стремятся идентифицировать себя с родителем того же пола, то есть мальчики хотят быть во всем похожими на наиболее авторитетного для них в эти годы отца, как представителя мужского пола, а девочки — на свою мать, что придает им уверенность в общении со сверстниками своего пола. Если у мальчиков отсутствие отца, незащищенность им и чрезмерно опекающее, замещающее отношение матери ведут к несамостоятельности, инфантильности и страхам, то у девочек нарастание страхов зависит скорее от самого факта общения с беспокойной, лишенной опоры матерью.
Наиболее подвержены страху единственные дети в семье как эпицентр родительских забот и тревог. Единственный ребенок находится, как правило, в более тесном эмоциональном контакте с родителями и легче перенимает их беспокойство.
Родители,
нередко охваченные тревогой не успеть
что-либо сделать для развития ребенка,
стремятся максимально
Увеличение
числа детей в семье, когда
есть с кем пообщаться, поиграть,
обычно способствует уменьшению страхов,
в то время как увеличение числа
взрослых может действовать
Информация о работе Характеристика страхов у детей младшего школьного возраста с ЗПР