Шпаргалка по "Политической регионалистике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 20:28, шпаргалка

Описание работы

Ответы на вопросы к экзамену по дисциплине "Политическая регионалистика"

Файлы: 1 файл

Ответы к экзамену полные1.docx

— 204.78 Кб (Скачать файл)

Шестой этап (с мая 2000 г. по август 2004 г.) централизация и упорядочение федеративных отношений. Начало этому этапу было положено созданием семи федеральных округов и введением в них института полномочных представителей Президента РФ. Эта мера внесла изменения в структуру территориального управления страной. Между представителями властных структур федерального и регионального уровней появилось еще одно назначаемое управленческое звено. Возможность создания подобных территориальных структур не оговорена ни в Конституции, ни в федеральных законах. Тот факт, что границы федеральных округов не совпадают с границами экономического взаимодействия субъектов РФ, по мнению некоторых исследователей, должен обеспечить независимость полномочных представителей Президента в этих округах от региональных элит и подчеркнуть принципиальную новизну созданного управленческого звена. Второй шаг на пути реформирования российской государственности был связан с изменением порядка формирования Совета Федерации Федерального Собрания РФ, что стало одним из наиболее существенных моментов федеративной реформы. Президентом РФ В. В. Путиным подписан Федеральный закон от 5 августа 2000 г. ¹ 113-Ф3 «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации», в соответствии с которым членами Совета Федерации становятся представители законодательного и исполнительного органов власти субъекта РФ. Представитель от законодательного органа избирается законодательным органом региона на срок полномочий этого органа, а представитель от исполнительного органа государственной власти субъекта РФ назначается главой региона на срок его полномочий. Таким образом, в результате реформы из состава Совета Федерации были выведены региональные лидеры и заменены представителями законодательной и исполнительной власти субъектов. Эта мера входила в состав инициатив В. В. Путина, отражающих линию, связанную с укреплением вертикали власти, а в более широком плане — с укреплением государства.

Седьмой этап (с  сентября 2004 г. по настоящее время) — дальнейшая централизация и унитаризация. Наиболее активная стадия преобразований началась осенью 2004 г. Она была связана с принятием пакета президентских законопроектов по переходу к новому порядку избрания глав субъектов федерации, а также с усилением пропорционального элемента в формировании законодательных органов субъектов федерации.

В рассматриваемых хронологических  рамках развитие российского федерализма носило волнообразный характер, имело свои пики подъема и спада децентрализации и централизации власти и управления. На каждом из этапов эволюции была или избыточная децентрализация, или избыточная централизация. Однако ни на одном из них концептуально не осмысливалась и не решалась задача достижения их оптимального сочетания.

Исследование развития российского  федерализма показывает, что формирование эффективной модели федеративного  устройства предполагает, во-первых, системный  подход к осмыслению и решению  этой задачи, во-вторых, ориентацию различных  уровней власти на взаимодействие и  поиск компромиссов в рамках равноправного  диалога и, в-третьих, взаимное стремление федерального центра и субъектов федерации к обеспечению оптимального сочетания принципов централизации и децентрализации власти.

 

15.Становление  системы федеральных округов  в России в 2000-2001 годах.

Система федеральных округов, образована согласно Указу Президента России № 849 от 13 мая 2000 г. и представляет собой совокупность семи (по числу  округов) структурных единиц нового политического деления России.

Каждый федеральный  округ оказался ареной деятельности одного из семи полномочных представителей Президента. Каждый такой представитель назначается на должность Президентом и ответственен исключительно перед ним. Полномочный представитель обеспечивает реализацию конституционных полномочий главы государства в пределах своих «владений». В задачи этого должностного лица входит, прежде всего, организация контроля над исполнением в федеральном округе решений федеральных органов власти, представление Президенту регулярных докладов о положении дел в регионе, посредничество во взаимодействии президентских структур с органами государственной власти субъектов федерации. По-видимому, президентские доверенные лица в регионах стали обладать более широкой властью, нежели это было до появления соответствующего указа.

Круг полномочий представителей Президента  в федеральных округах  довольно широк и затрагивает  контрольные  функции,  информационные, координационные, но в  большей степени  характер этих полномочий представлен  исполнительскими функциями.

Основная цель этих преобразований – усиление влияния Президентской власти на местах, централизация управления и заметное снижение независимости многих глав регионов. Не следует забывать о том, что одновременно с этой реформой проходила ещё одна, которая запретила непосредственным главам законодательной и исполнительной власти субъектов представлять свой регион в Совете Федерации, институт сенаторства был поставлен на основу постоянных представителей от субъектов федерации.

Эта реформа также упрочила власть Президента – с одной стороны, лишив глав местных администраций  возможности проводить «свою» политику с использованием механизмов, предоставляемых  должностью спикера верхней палаты; с другой – обеспечив возможность  политического влияния на членов Совета Федерации, которые с этого  момента стали в известной  степени зависимы от федеральной  власти.

Таким образом становится ясно, что введение полномочных представителей Президента РФ на ооснове федеральных  округов – очередной шаг к  упрочению Президентской власти в России. Исходя из этого и следует  рассматривать функции и задачи полпредов – как направленные прежде всего на выражение воли Президента. Основные задачи полномочного представителя носят чисто исполнительный характер. Например, обеспечение реализации в федеральном округе кадровой  политики Президента РФ, реализации основных направлений внутренней и внешней политики государства. Институт полномочных предсттавителей в данном контексте выступает в качестве структуры исполнительной власти, реализующей веления Президента на местах. Положение определило и функции полномочного представителя Президента РФ: 

*обеспечивает координацию  деятельности федеральных органов  исполнительной власти в соответствующем  федеральном округе;

*анализирует эффективность  деятельности правоохранительных  органов в федеральном округе, а также состояние с кадровой  обеспеченностью в указанных  органах, вносит Президенту Российской  Федерации соответствующие предложения; 

*организует взаимодействие  федеральных органов исполнительной  власти с органами государственной  власти субъектов Российской  Федерации, органами местного  самоуправления, политическими партиями, иными общественными и религиозными  объединениями; 

*разрабатывает совместно  с межрегиональными ассоциациями  экономического взаимодействия  субъектов Российской Федерации  программы социально-экономического  развития территорий в пределах  федерального округа

 

16. Разграничение  предметов ведения и полномочий  между федерацией и ее субъектами: характерные модели и типичные  практики.

Принципы разграничения  полномочий между федерацией и ее субъектами:

1. иерархия уровней власти. Любое федеративное государство в той или иной степени предполагает верховенство федерального законодательства. Таким путем заранее устанавливается иерархия уровней власти, при которой федеральный уровень оказывается выше, чем региональный. Это позволяет обеспечивать превосходство центростремительных сил над центробежными, что является главным условием сохранения единства и территориальной целостности государства. В более жестком варианте уже на уровне конституции предполагается, что региональные законы, не соответствующие федеральным, автоматически не действуют. В Германии, Швейцарии и др. федеральное право имеет преимущество перед правом земель.

2.Наиболее распространенным принципом разграничения полномочий считают либеральный принцип, характерный для наиболее старых, "классических" федераций с развитыми демократическими институтами. Их примеру следуют и федерации с небольшой историей, хотя далеко не всегда.

Либеральный принцип соответствует "классическому", "идеальному" способу формирования федеративного государства, в соответствии с которым объединяющиеся в федерацию политико-территориальные сообщества отдают часть своих "изначальных" полномочий вновь создаваемому центру. Соответственно конституция такого государства содержит перечисление полномочий центра, предполагая, что все остальные полномочия изначально находятся (т.е. остаются) у регионов. На самом деле немногие федерации создавались через объединение государств, но многие из них считают концептуально верным имитировать этот принцип, пользуясь либеральной концепцией разграничения полномочий. 
Либеральный принцип является характерным для американских федераций, которые относятся к числу первых федераций в истории. Вслед за США аналогичной моделью пользуются такие страны, как Мексика, Бразилия и Аргентина. В то же время и европейские федерации, возникшие в XX в., такие, как Германия и Австрия, следуют либеральному принципу разграничения компетенции. Эту же модель воспроизвели некоторые новые федерации, например Нигерия, Пакистан, Микронезия. Разграничение полномочий является сложным процессом, и очень трудно провести четкую границу между компетенцией центра и субъектов федерации. Эти полномочия не могут не пересекаться. Поэтому многие государства вводят промежуточный уровень компетенции. Используется модель совместной компетенции, в рамках которой решения могут принимать и центры, и регионы. Эта модель может сочетаться с либеральным принципом: подразумевается, что в исключительном ведении регионов находятся вопросы, не входящие ни в федеральную, ни в совместную компетенцию. 
Наиболее типичным примером государства, которое использует институт совместной компетенции в сочетании с либеральным принципом, является Германия. То же самое характерно и для ряда относительно новых федераций, таких, как Нигерия и Пакистан. Наличие совместной компетенции не было предусмотрено в первых федерациях, которые возникали на американском континенте. В то же время, следуя веяниям нового времени, Бразилия, приняв новую конституцию в 1988 г., ввела институт совместной компетенции.

Как ясно из швейцарского опыта, отказ  от четкого деления полномочий на федеральные и региональные может иметь разные формы. Одна из них, как в Германии, — это выделение переходной зоны в виде совместной компетенции, где нормотворчеством занимаются и центр, и регионы. Другая, как в Швейцарии, — это выделение переходных "правовых зон", когда центр и регионы имеют свои права и функции при решении определенных вопросов (которые если не де-юре, то де-факто становятся совместными). Интересен в этой связи и пример Австрии. В австрийской конституции наряду с сугубо федеральной компетенцией определяются сферы, в которых центр берет на себя законотворчество (или определение общих рамок), а регионы отвечают за исполнение этих законов.

Либеральный принцип в целом характерен для менее централизованных федераций и, как правило, государств с развитыми демократическими традициями.

Некоторые федеративные государства  предпочитают более жестко определять рамки всех существующих сфер компетенции  и пользуются установочным принципом разграничения компетенции, когда общенациональное законодательство регламентирует все сферы, включая региональную.

Закономерно, что установочный принцип чаще используется в странах с менее развитыми демократическими традициями и более низкой политической стабильностью. В таких случаях правильнее четко определить, какие сферы деятельности к чьей компетенции относятся и, главное, обрисовать границы региональной компетенции, за которые территории не должны выходить. Типичным примером такой федерации является Индия, конституция которой содержит длинное перечисление всех трех уровней компетенции — федеральной, совместной и региональной (в то же время соседний Пакистан использует либеральный принцип, дополненный совместной компетенцией). Аналогичная модель используется в Малайзии. Региональная компетенция определена в ЮАР, которая официально не является федерацией, но имеет многие признаки таковой. Новая конституция Венесуэлы также ориентирована на установочный принцип.

Установочный принцип используется не только в развивающихся странах. Он свидетельствует не столько о политической нестабильности и желании ее минимизировать, сколько о стремлении максимально упорядочить отношения "центр — регионы". Например, Канада тоже устанавливает компетенцию для своих регионов. В канадском законодательстве предусмотрена и совместная компетенция для определенных сфер — сельского хозяйства и вопросов иммиграции.

Информация о работе Шпаргалка по "Политической регионалистике"