Концептуальные модели в интерпретации политических решений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2011 в 17:33, реферат

Описание работы

В данной работе содержание концепций принятия решений будет рассмотрено на примере когнитивистской модели «ограниченной рациональности», моделей групповой репрезентации и модели политико-управленческих сетей.

Содержание работы

Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3

1. Когнитивистская модель «ограниченной рациональности». . . . . . . . . . . .5

2. Модели групповой репрезентации. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10

3. Модель политико-управленческих сетей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18

Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 27

Список использованной литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 28

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ НОВЫЙ ПО ПОЛИТОЛОГИИ2.docx

— 77.29 Кб (Скачать файл)

  Корпоративистский вариант согласования интересов при принятии государственных решений состоит в том, что:

  1. В отличие от плюрализма, элитизма и марксизма, где за государственным органом закреплены функции репрезентации интересов тех или иных общественных групп или классов, сторонники корпоративистской модели рассматривают государственные ведомства в качестве относительно автономного актора, а бюрократию - в виде отдельной корпорации.
  2. Государственные органы не должны быть пассивными «репрезентантами» чьих-то интересов, а призваны активно регулировать отношения между разными социальными группами и их политическими ассоциациями, как это происходит во многих развитых странах при взаимодействии предпринимателей-нанимателей и наемных работников, организаций бизнесменов и профессиональных союзов.
  3. Это влечет за собой создание корпоративистских агентств, находящихся между государством и обществом, в результате чего многие общественные объединения инкорпорируются в механизм принятия государственных решений для осуществления

    __________________________________________________________________________________________

    12См.: Перегудов С. П., Лапина Н. Ю., Семененко И. С. Группы интересов и российское государство. М., 1999

    совещательно-консультативных функций. Тем самым при государственных органах появляется целая система совещательных органов по различным направлениям государственной политики (экономической, социальной, молодежной, национальной и др.), куда входят представители порой противостоящих друг другу социальных групп и где происходят преодоление конфликтов, гармонизация интересов и выработка совместных вариантов политических решений. К примеру, государственные планово-бюджетные органы согласовывают инвестиционные решения и программы с крупным бизнесом в специальных совещательных комитетах, где оговариваются налоговые льготы, снижение тарифов, в то время как с профсоюзами достигаются соглашения о росте средней зарплаты и контроле над ценами.

   В целом же применение корпоративистской модели в государственной практике способствует созданию системы «окологосударственных» совещательных и согласительных агентств и как преодолению межведомственных барьеров, так и установлению «горизонтальных» связей между государственными и негосударственными агентами принятия решений. Корпоративистская модель тесно связана и оказала влияние на разработку другой достаточно новой концепции - политико-управленческих сетей.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Модель  политико-управленческих сетей 

    Модель  политико-управленческих сетей и  сетевой подход сложились относительно недавно в сравнении с марксизмом или плюрализмом. «Классовый, элитистский, плюралистский и корпоративистский подходы составляют четыре наиболее крупные объяснительные модели, - пишет один из основателей сетевого подхода Дэвид Ноук, продолжая далее: - … классовое, элитистское, плюралистическое и корпоративистское объяснение обосновали постановку ряда провокативных вопросов, хоть и не дали ответов относительно общего и особенного во властных процессах, разворачивающихся в различных развитых странах». И в то же время упомянутый, еще совсем «юный», подход уже успел завоевать довольно широкую популярность среди политологов, а затем и сам стал оказывать влияние на развитие привычных и укрепившихся теорий.

    Основные  истоки сетевого подхода:

  1. Идея существования сетей в обществе, которая вошла в оборот социальных наук в 1940-50-е годы, причем первоначально использовалась для анализа межперсональных взаимоотношений и взаимосвязей в областях, находящихся на стыке социальной психологии, социологии и теории организации.
  2. В 1960-70-е годы идея сетей начинает проникать в политологические исследования, и прежде всего в анализ государственно-публичной политики. У сетевого подхода в начале его продвижения в политологию имелось два основных источника формирования: во-первых, сетевой анализ, пришедший из смежных социальных дисциплин, и во-вторых, имелся собственный исток, начало которому положено еще в довоенный период.

В конце 1930-х годов известный для того времени в США политический аналитик Эрнст Гриффит замечал в своей книге «Демократия в тупике», что «в публичной политике существуют некие "вихревые образования", притягивающие представителей различных институтов, при этом в подобных "центрах активности" контакты людей происходят вокруг специфических проблем». Он добавляет далее, что «взаимоотношения между этими людьми - законодателями, администраторами, лоббистами и учеными, которых интересуют общие проблемы, складываются куда более тесные, чем в целом отношения между конгрессменами или администраторами»13.

    А в 1960-е годы была разработана непосредственно  предшествовавшая становлению современной теории политико-управленческих сетей концепция «железных треугольников». Она выражала стабильное структурное образование, состоящее из членов профильных комитетов или подкомитетов, отраслевых административных ведомств и лоббирующих групп интересов, которые действовали в одной политико-управленческой сфере (например, в обороне, здравоохранении или энергетике)14. Для «железных треугольников» были характерны ограниченный допуск новых членов, корпоративная солидарность и, наконец, захват и «тихое» распределение между своими участниками ключевых ресурсов общества в той или иной области.

    Концепция «железных треугольников» довольно скоро подверглась критике за неполноту и ограниченность со стороны видного американского политолога Хьюго Хекло. По его мнению, подобного рода взгляд исходит только из частного случая формирования сетей с весьма стабильным составом участников, объединявшихся для контроля за конкретными государственными программами и удовлетворения своих непосредственных экономических интересов. Х. Хекло посчитал, что в реальной политике куда чаще складываются альянсы иного типа, которые он обозначил термином «проблемные сети»15. С его точки зрения, «проблемные сети» выглядят как довольно аморфные и изменяющиеся

_____________________________________________________________________________________________

13 Griffifh Е. The Impasse of Democracy. N. Y., 1938. Р. 182.

14 Freeтaп J. The Political Process. N. Y., 1964.

15 Несlо Н. Issue Networks and Executive EstabIishment / / The New American Political System / Ed. Ьу А. King. Washington, 1978. Р. 87-124

образования, создающиеся для решения одной  определенной проблемы. Проблемные сети включают в себя постоянно меняющуюся по составу совокупность участников, которые на разных фазах существования  сети то «входят» в нее, то из нее «выходят». Чаще всего такие сети состоят из чиновников и депутатов, партийных активистов и представителей групп интересов, а также экспертов аналитических и академических организаций. При этом в различных сегментах сети интенсивность деятельности ее участников может время от времени повышаться, сама же их активность может быть обусловлена вовсе не только чисто материальными интересами, а также идеями и представлениями акторов о более эффективном варианте проведения той или иной государственной политики.

    В 1970-80-е годы складывается целый ряд  приложений сетевого подхода к анализу государственной политики: концепции политико-управленческих «сетей» Д. Ноука, «сообществ» Дж. Ричардсона, «потоков» Дж. Кингдона, «подсистем» П. Сабатьер и др. Все перечисленные концепции исходят из общей идеи повышения уровня сложности и комплексности государственного регулирования и управления общественными процессами. Известный социолог Мануэль Кастельс в своей нашумевшей книге «Подъем сетевого общества» (1996) доказывает, что в условиях развития информационного общества и новых коммуникативных технологий сетевая форма социальной организации становится доминирующей, образуя новую общественную морфологию и постепенно подводя к тому, что «власть структуры оказывается сильнее структуры власти». «Принадлежность к той или иной сети или отсутствие таковой наряду с динамикой одних сетей по отношению к другим выступают в качестве важнейших источников власти и перемен в нашем обществе», - утверждает М. Кастельс, далее делая вывод о том, что «таким образом, мы вправе охарактеризовать его как общество сетевых структур, характерным признаком которого является доминирование социальной морфологии над

социальным  действием»16. Отсюда следует, что современные сетевые структуры создают новую комбинацию формальных и неформальных агентов власти, обеспечивающей управление и манипулирование людьми и образующей новую конфигурацию политических коммуникаций.

    Особенности политико-управленческих сетей среди прочих типов сетевых структур в обществе:

  1. Политико-управленческие структуры связывают воедино государственных и негосударственных акторов. «Внутриорганизованные сети дают нам возможность описать и проанализировать всех сколько-нибудь существенных политико-управленческих акторов - от представленных в парламенте партий и правительственных ведомств до бизнес-ассоциаций, профсоюзов, ассоциаций специалистов в различных областях и прочих общественных объединений»17, - отмечает один из основателей сетевого подхода Дэвид Ноук.
  2. В политической сети действуют официальные нормы и неформальные правила игры.
  3. В структуре сети между ее участниками идет интенсивный обмен властными, экономическими, информационными и прочими ресурсами, причем в основе подобного обмена лежат совместные интересы, устойчивые коммуникации, социальные взаимозависимости и заключаемые между акторами конвенции. Л. В. Сморгунов, проанализировав целый ряд определений и характеристик категории «политическая (а точнее, политико-управленческая) сеть», дает следующее ее определение. «В целом такая сеть, - подытоживает он, - есть система государственных и негосударственных образований в определенной сфере политики, которые взаимодействуют между собой на базе ресурсной зависимости в целях достижения согласия по интересующему всех политическому вопросу, используя при этом

________________________________________________________________________________________________

16 Кастельс М. Становление общества сетевых структур / / Новая индустриальная волна на Западе / Под ред. В. Л. Иноземцева. М., 1999. С.494.

17 Knoke О. et al. Comparing Policy Networks: Labour Politics in the US, Germany and Japan. Cambridge, 1996. Р. З.  

    формальные  и неформальные нормы»18. К этой формулировке можно было бы добавить, что важное место в сетях занимает определение формулы интересов, типов взаимодействий и совместных действий, а также внутрисетевые статусы, ранги и функции составляющих сети акторов.

    Внутренняя структура и основные типы политико-управленческих сетей тесно связаны между собой, поскольку определение типа сети во многом зависит от внутренней конфигурации входящих в нее компонентов и взаимосвязей между ними. Одними из первых о внутренней структуре социальных сетей заговорили Дэвид Ноук и Джеймс Куклинский в работе «Сетевой анализ» (1982), где ими выделяются сетевые акторы и отношения между ними внутри сетей. Акторы подразделяются на «центры», образующие главные полюса сетей в целом, и «клики», которые характеризуются более интенсивным внутренним обменом. Кроме того, между акторами существуют отношения, которые задаются и конституируются сетью в целом. Отношениям между акторами присущи такие свойства, как «интенсивность», операциализируемая посредством оценки объема передаваемого ресурса и частоты трансакций, а также «направленность», характеризующая вектор перемещений ресурсов между центром и периферией сети19.

    Далее Д. Ноук продолжает свой анализ компонентов политических сетей в различных сферах государственного управления (здравоохранения, энергетики, рудовых отношений), называя их «политико-управленческими доменами». С его точки зрения, в каждой области государственного управления складывается собственная сетевая структура, или «домен».

    «На самом абстрактном концептуальном уровне внутреннюю структуру 

____________________________________________________________________________________________

18 Сморгунов Л. В. Сетевой подход к политике и управлению / / Полис. 2001 . NЗ. С. 108.

19 Kпoke О., Kukliпski J. Network Analysis. Beverly HiIIs, 1982. Р. 9.  
 

политико-управленческого домена можно сконструировать из четырех основных компонентов:

    - политико-управленческих акторов,

    - политических интересов,

    - властных взаимоотношений

    - совместно-коллективных действий»20.

    В число политико-управленческих акторов включаются только организованные группировки (а не индивиды или неоформившиеся группы), к которым принадлежат групповые объединения граждан или чиновников, их зонтиковые ассоциации и конечно же собственно государственные организации.

    Политические интересы проявляются в таких областях, как отраслевые объекты регулирования в целом (образование, рыночное регулирование и т. д.), отдельные управленческие проблемы (повышение зарплаты, условия для малого бизнеса и т. д.) и «события», заключающиеся в оформлении той или иной совокупности интересов в рамках политического решения.

    Под властными взаимоотношениями понимаются два базовых способа обмена ресурсами: информационный (идеи, факты и т. д.) и материальный (деньги, услуги и т. д.).

      Совместно-коллективные действия - в известном плане результирует соединение всех предыдущих частей модели. Коллективные действия некой совокупности акторов могут быть выражены в формах совместной мобилизации (строительство коалиций или массовых движений), рекламной кампании (через СМИ и другие каналы), а также посредством скоординированного прямого лоббирования и продвижения их представителями общественных интересов в соответствующих государственных органах.

Информация о работе Концептуальные модели в интерпретации политических решений