Средства образности в лирике символизма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2011 в 07:55, дипломная работа

Описание работы

Цель данной работы – выявление и исследование функционирования стилистических средств образности, служащих для передачи символического характера содержания произведений.

Цель работы предопределяет её конкретные задачи:

1. Исследование исторических предпосылок появления символизма как направления в культуре, а также как литературного течения в Австрии и Германии на рубеже XIX-XX веков;

2. Исследование принципов символизма, трактовки и значимости символа для символистов, литературоведов, лингвистов;

3. Изучение жизненного пути представителя немецкого символизма Р.М.Рильке во взаимосвязи с его творчеством и выявление особенностей его лирики;

4. Выявление средств образности, применяемых в лирике символизма.

5. Определение основных отличий эпох неоромантизма и символизма в лирике Р.М.Рильке.

6. Интерпретация стихотворений поэтических циклов «Neue Gedichte», «Der Neuen Gedichte Anderer Teil», «Duineser Elegien», «Die Sonette an Orpheus» с точки зрения стилистической значимости средств образности.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава I. Символизм как направление в культуре…………………………........7

1.1. Исторические предпосылки возникновения литературных течений начала XX века…………………………………..…………………………….…………..7

1.2. Общее понятие символа в искусстве и лингвистике. Основные темы и принципы символистов………………….............................................................14

Глава II. Р.М. Рильке как представитель немецкого символизма…………………………………………………………….………....25

2.1. Личность и особенности творчества Р.М. Рильке………………………..25

2.2. Стилистические средства в лирике Р.М. Рильке периода символизма……………………………………………………………………….30

2.2.1. Метафора…………………………………...……………………………...32

2.2.2. Описание………………………………………………………………......43

2.2.3. Эпитет……………………………………………………………………...45

2.2.4. Повтор….……………………………………………………………….….51

2.2.5. Апозиопезис…………………………………………………………….....59

2.2.6. Ономатопия………………………………………………………...……...61

Заключение…………………………………………………………………….....65

Библиография………………………………………………………………….....68

Файлы: 1 файл

СРЕДСТВА ОБРАЗНОСТИ В ЛИРИКЕ СИМВОЛИЗМА .docx

— 187.29 Кб (Скачать файл)

     Предпосылки возникновения символизма, по мнению Е.С.Роговер, заключаются в кризисе, поразившем Европу во второй половине XIX в. Переоценка ценностей недавнего прошлого выразилась в бунте против узкого материализма и натурализма, в большой свободе религиозно-философских исканий. В конце XIXв. Европа достигла небывалого технического прогресса. Открытия в области рентгенографии, радиации и т.п. пошатнули материалистическую доктрину, поколебали веру в безусловность законов механики. Выявленные прежде «однозначные закономерности» были подвергнуты существенному пересмотру: мир оказывался не просто непознанным, но и непознаваемым. Сознание ошибочности, неполноты прежнего знания вело к поиску новых путей постижения действительности. Один из таких путей – путь творческого откровения – был предложен символистами, по мнению которых символ есть единство и, следовательно, обеспечивает целостное представление о реальности. Научное мировоззрение строилось на сумме погрешностей – творческое познание может придерживаться чистого источника сверхразумных озарений [Роговер 2004: 209].

     Появление символизма было реакцией и на кризис религии. «Бог умер», – провозгласил Ф.Ницше, выразив тем самым общее  для порубежной эпохи ощущение исчерпанности  традиционного вероучения. Интересно, что истоки возникновения символизма, по мнению Ю.И.Минералова, следует искать ещё в древнем «священном» языке жрецов и волхвов: только они знали другие имена для богов, вещей, которые были не знакомы обычным людям [Минералов 2004: 51-52]. Таким образом, получается, что язык символов возник благодаря появлению религии, а символизм, как течение в искусстве, литературе, возник благодаря кризису религии.

     Л.Л.Кобылинский утверждает, что cимволизм раскрывается как новый тип богоискательства: религиозно-философские вопросы, вопрос о сверхчеловеке – т.е. о человеке, бросившем вызов своим ограниченным возможностям, вставшем вровень с Богом, – в центре произведений многих писателей-символистов всего мира (Г.Ибсена, Д.Мережковского и др.). Рубеж веков стал временем поисков абсолютных ценностей, глубочайшей религиозной впечатлительности. Символистское движение, исходя из этих переживаний, главенствующее значение придавало восстановлению связей с миром потусторонним, что выразилось в частом обращении символистов к «тайнам гроба», в возрастании роли воображаемого, фантастического, в увлечении мистикой, языческими культами, теософией, оккультизмом, магией. Символистская эстетика воплощалась в самых неожиданных формах, углубляясь в воображаемый, запредельный мир, в области, прежде не исследованные, – сон и смерть, эзотерические откровения, мир эроса и магии, измененных состояний сознания и порока. Особой притягательностью для символистов обладали мифы и сюжеты, отмеченные печатью неестественных страстей, гибельного очарования, предельной чувственности, безумия (Саломея О.Уайльда, Огненный ангел В.Брюсова, образ Офелии в стихах Блока), гибридные образы (кентавр, русалка, женщина-змея), указывавшие на возможность существования в двух мирах [Эллис 1998: 35].

     Символизм был тесно связан и с эсхатологическими  предчувствиями, овладевшими человеком  порубежной эпохи. Ожидание «конца света», «заката Европы», гибели цивилизации  обостряло метафизические настроения, заставляло дух торжествовать над  материей.

 

     Итак, символизм стал одним из течений, избегающих обращения к реальности и любой её интерпретации. Символизм характеризуется уходом от жестокой действительности, во всяком случае, попыткой ухода, и одновременно служит свидетельством полного отделения искусства от политики государства и процессов, происходивших в обществе.

   По  сути дела символизм возник в 1885 года в сознательном обособлении от натурализма (в поэзии) и от импрессионизма (в изобразительном искусстве), и частично как реакция на классические течения. Понятие “символизм” обладает достаточно определенными литературно-временными рамками. Своим происхождением он обязан Франции, где термин “символизм”, как наименование поэтического направления, впервые был использован Жаном Мореасом в 1886 году в его “Манифесте символизма” [Символизм http://www.krugosvet.ru/articles/38]. Именно ему принадлежит мысль, что предметы в своей внешней действительности воспринимаются нами не как предметы, а “являются только знаками,  символами, которые мы воспринимаем и которые должны подвести нас к первоначальным идеям” (“Манифест символизма”).

     К движению французских символистов  примкнули поэты и критики-эссеисты из других стран. Новая эстетика нашла  своё отражение в различных газетах  того времени. Так с 1886 года выходит  “Symboliste”, “L’Image”. В Германии с 1895 года выходит газета “Pan” с текстами С.Малларме, Г.фон Гофмансталя, картинами Ф.Кнопфа и М.Клингера, которые выказывают символику, напоминающую о Фрейде.

     После 1905 года символизм и новоромантический  стиль не всегда были четко различимы  между собой. Именно в этом промежутке работал Герхард Гауптман, знаменитый немецкий драматург и писатель (1862-1946), до своего обращения к натурализму. Символизм в Европе возрождался из мифов и старых сказаний, что обеспечило такую схожесть с романтическим и новоромантическим стилями.

     Произведения, противоречащие реальности, где были нарушены предметные, временные и  пространственные связи, превращались поэтами-символистами в сказочные  картины и метафоры. Реальные и  вымышленные смысловые впечатления  сменяют друг друга. В символизме просматривается достаточно определенная склонность к лишению вполне реальных предметов их вещественности. Предметы не только абстрагируются, но и, порой, совершенно не вызывают привычных ассоциаций.

     В.Брио считает, что литература дуалистической императорско-королевской монархии, каковой была Австро-Венгрия на рубеже XIX - XX вв., не представляла собой единого целого: она включала целый ряд литератур различных национальных общностей (украинской, польской, чешской, словацкой, румынской и др.). Эти литературы, с одной стороны, испытывали на себе влияние культуры Германии, с другой - имели отчетливо выраженные особенности, обусловленные своеобразием исторического развития, языковой принадлежностью и т.п. [Брио, Европейский символизм в XXв. http://www.utoronto.ca/tsq/05/brio05.shtml]. Однако уже к середине XIX в. австрийская монархия начинает распадаться. Этот процесс обострился к концу XIX в., что не могло не сказаться на литературном развитии страны. Четко дифференцируется собственно австрийская литература, создаваемая на немецком языке и, в отличие от литературы Германии второй половины XIX в., вступившая в полосу нового подъема.

     В Австрии символизм получил достаточно широкое распространение в творчестве таких писателей, как: Гуго фон Гофмансталь, Герман Бар, Петер Альтенберг, Райнер Мария Рильке и др. Представители  этого направления пытались найти  новое выражение своих духовных и эстетических потребностей посредством  символа.

 

     Геро  фон Вильперт считает, что cимволизм как литературно-художественное направление оформилось в связи с общим кризисом буржуазной гуманитарной культуры, а также в связи с компрометацией реалистических художественных принципов, художественного образа у натуралистов и реалистов в беллетристике и поэзии второй половины XIX века [Wilpert 1989: 630].

     По  мнению Е.С.Роговер, философской основой для нового течения в искусстве и литературе послужило учение И.Канта о мире явлений и мире непознаваемых, сокровенных сущностей, в определённой степени труды А.Шопенгауэра и Ф.Ницше, воззрения В.Соловьёва, признанного духовного отца этого художественного направления в России [Роговер 2004: 45-46].

     Символизм ставит свои акценты в литературе, пытается ответить на некоторые вопросы  в теории литературы, её понимании  и трактовке, одновременно выдвигают  другие вопросы. Нельзя, тем не менее, забывать, что символизм является лишь одним из литературных течений, существовавших в то время.

     В.Брио считает, что основы эстетики символизма сложились в период конца 60-70 годов XIXв. и в творчестве французских поэтов. К первооткрывателям символизма, как в поэзии, так и изобразительном искусстве, относятся англичане Блейк и Розетти. У Вильяма Блейка акцент ставился на противостоянии природных стихий, которое изображалось им как притча о борьбе между Богом и Люцифером, при этом извивающаяся змея была для него не только символом зла, но и символом разума, порождаемого злом. Другим первооткрывателем был Данте Габриэль Розетти (1828 -1882 гг.), который позаимствовал свои темы и образы из античности, из библии и у Данте. Женская красота была для него величайшим символом. Этот символ в своем творчестве он вкладывал в многочисленные женские образы (Венера, Мария, Беатрис). Французский символизм возвращается своими истоками и к имени Шарля Бодлера, который в 1857 году опубликовал первый манифест и документ символизма. Параллельно с ним в то же самое время французский художник Густав Морей (1826 - 1898 гг.) рисовал слишком фантастические картины, в которых он оформлял мифологические и религиозные представления того времени и в которых он стремился к новому художественному символизму. Для другого художника, швейцарца Арнольда Бёклина (1827 - 1901 гг.) образы античной мифологии стали символами действующих в природе стихий. Для него особую символическую ценность имели и цвета (краски). Так в разговоре с одним из художников он упоминал, что в портрете девочки (любой девочки) цвета непременно должны отражать её весеннюю свежесть [Брио, Европейский символизм в XXв. http://www.utoronto.ca/tsq/05/ brio05.shtml].

     Помимо  преемственной связи с романтизмом, теоретические корни символизма восходят к идеалистической философии  А.Шопенгауэра и Э.Гартмана, к  музыкальному творчеству Р.Вагнера  и “философии жизни”, поэтому идейная  основа символистского течения была идеалистической.

     Следует подчеркнуть, что очень большое влияние на возникновение символизма имела политическая обстановка в Европе в целом, и в Австрии в частности. Бесконечные войны и вражда между странами наложила свой отпечаток и на культурную жизнь общества. Именно поэтому, такое литературное течение, как символизм, характеризуется уходом от жестокой действительности и одновременно служит свидетельством полного отделения искусства от политики государства и процессов, происходивших в обществе.

 
 

     1.2. Общее понятие символа в искусстве и его значение для символистов. Основные темы и принципы символизма

 

     Говоря  о символизме, нельзя не упомянуть  о его центральном понятии  – «символ», поскольку именно от него произошло название этого течения в искусстве. Необходимо сказать и о том, что символизм - явление сложное. Его сложность и противоречивость обусловлена в первую очередь тем, что в понятие символ у разных поэтов и писателей вкладывалось разное содержание.

     Само  слово «символ» произошло от греческого слова symbolon, которое переводится как «знак, опознавательная примета». Г. фон Вильперт считает, что изначально этим словом древние греки называли опознавательный знак, который представлял собой две половинки одного предмета. Хозяева и гости, муж и жена, друзья перед долгой разлукой брали каждый такую половинку, чтобы потом, при встрече, снова составив их в единое целое, узнать друг друга [Wilpert, 1989: 632].

     С точки зрения философии, символ, существуя в коллективном бессознательном, выражается в виде образов, знаков и имеет особый глубинный смысл, имеющий отношение только к нему и не обязательно связанный с его сущностью. Сущностными характеристиками символа, на взгляд Д.Ницке, являются: предметность, многозначность, универсальность, содержательность, бессознательность, целостность, неуловимость, неисчерпаемость, глубинность и т. д. [Ницке, http://www.nietzsche.ru/look/ DNitske].

     Подтверждением  этому служит пример М.А. Холодной, который  она приводит в своей книге «Психология интеллекта: парадоксы исследования». Автор проводит эксперимент, предлагая два слова из незнакомого языка, обозначающие некоторые объекты: одно из них – «мамлына», другое – «жакарэг». Ниже были даны следующие изображения:

 
 

     

      Далее необходимо выбрать, какое из этих изображений «мамлына», а какое  – «жакарэг», а затем выписать из списка прилагательных те, которые характерны для «мамлыны» и те, которые характерные для «жакарэга»: жесткий, спокойный, тяжелый, тревожный, мягкий, медленный, сильный, теплый, безобидный, влажный, упругий, твердый, гладкий, быстрый, легкий, страшный, тихий, холодный, блестящий, громкий, слабый, колючий, тусклый, сухой. Автор подчеркивает, что характерным было практическое совпадение подбора изображений и списков у респондентов. Это своеобразный пример способа кодирования информации с трехуровневым механизмом: уровень знаково-звукового устройства слова, уровень визуально-пространственных представлений и уровень чувственно-сенсорных впечатлений. В совокупности взаимообмен информацией всех трех уровней и дал соответствующий результат. Однако самым интересным в данном эксперименте, на наш взгляд, является сама информация, которая представлена набором символов (т.е. некоторых абстрактных категорий): своеобразными кодами и ключами к ним. Следовательно, символ может задавать код информации (т.е. самому себе) и способен взламывать его. Именно этим можно объяснить практическое совпадение мнений людей, участвующих в эксперименте. Переходя на язык символизма, в данном случае мы имеем дело с тремя конкретными проявлениями символа: знаком (уровень знаково-звукового устройства слова), образом (уровень визуально-пространственных представлений) и метафорой (уровень чувственно-сенсорных впечатлений) [Холодная 2002: 115].

     Метафора, по мнению Д.Ницке, наиболее приближена к символу по своему внутреннему строению и механизмам распознавания. Знак и образ сходны между собой. Образ даже можно назвать сложным знаком или совокупностью знаков [Ницке, http://www.nietzsche.ru/look/DNitske]. Подробнее о метафоре, как о важном для символистов средстве стилистической образности, речь пойдёт во второй главе «Средства образности в лирике Р.М.Рильке периода символизма».

     Для средств образности, применяемых  в лирике символизма, очень важна  такая характеристика, как символичность. Символичность есть сопоставление  выражений двух рядов явлений: зримого  – незримого, единство которых нельзя выявить из прямой последовательности слов. Символичность порождает осмысление непредметных состояний через предметно-пластические.

     Следует рассмотреть различные трактовки понятия «символ» самих символистов (в литературе и искусстве), а также с точки зрения современной лингвистики.

Информация о работе Средства образности в лирике символизма