Образ казачки в художественной литературе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 21:19, реферат

Описание работы

В стихотворении "Косарь", поэта Кольцова, молодой воронежский парень мечтал, как он поедет на Дон и добрая казачка хорошо заплатит ему за работу. И не только у Кольцова, во всех произведениях писателей и поэтов, тип казачки выведен весьма привлекательный. Какой прелестный облик терской казачки -"'Дарьянки в повести Л. Толстого "Казаки", а любящая мать-казачка в "Тарасе Бульбе" - Гоголя, Мария Кочубей в "Полтаве" Пушкина, а также в произведениях: Тараса Шевченко, Данилевского, Мордовцева, Короленко и других.

Содержание работы

Введение 2
1. Образ казачки 5
1.1. Внешняя красота 5
1.2 Традиционный костюм 6
2. Внутренняя красота казачки 10
3. Роль казачки 13
4. Образ казачки в художественной литературе 17
3.1 Казачка в романе М.А.Шолохова «Тихий Дон» 17
3.2 Образ казачки в стихотворениях 21
Заключение 23
Список литературы 25

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 71.77 Кб (Скачать файл)

"Роман М.Шолохова "Тихий Дон" повествует о  сложнейшем времени в жизни  России, принёсшем огромные социальные  и моральные потрясения. Рушились  привычные уклады жизни, коверкались  и ломались судьбы, обесценивалась  человеческая жизнь. Сам Шолохов  характеризовал своё произведение  как "роман-эпопея о всенародной  трагедии". Нет ни одного действующего  лица в романе, которого бы  не задели горе и ужасы войны.  Особая тяжесть этого времени  легла на плечи женщин-казачек.

 Я рассмотрю  образ казачки на примере монументальной  фигуры романа - Ильиничны, простой  пожилой женщины.

В молодости  она была красивой и статной, но раньше времени состарилась от тяжёлой работы и из-за крутого нрава своего мужа, Пантелея Прокофьевича, "в гневе доходившего до беспамятства". "Мудрая и мужественная старуха", как охарактеризовал её писатель на одной из страниц романа, в минуту откровения признаётся Наталье, что ей немало выпало от мужа (и бил он её чуть не до смерти, и изменял), но она сохранила верность долгу, семье, детям, не возроптала. Писатель показывает её силу и стойкость. "Норов у вас, молодых, велик, истинный бог! Чуть чего - вы и беситесь, говорит Ильинична Наталье. - Пожила бы так, как я смолоду жила, что бы ты тогда делала? идол мой хороший смолоду до смерти убивал, да ни за что ни про что, вины моей перед ним нисколько не было. Сам паскудничал, а зло срывал. Придёт бывало, на заре, закричу горькими слезами, попрекну его, ну он и даст кулакам волю…По месяцу вся синяя, как железо ходила, а ишь выжила же, и детей вскормила, из дому ни разу не сочинялась уходить". В этом монологе Ильинична описала всю свою горькую, беспросветную жизнь, но при этом она не жалуется, не жалеет себя, она лишь хочет пробудить в снохе такое же мужество и стойкость. Через авторскую речь Шолохов своё восхищение и поклонение перед этой матерью высказывает словами: "гордая и мужественная Ильинична". Михаил Никулин в своей книге "Раздумья над страницами "Тихого Дона" раскрывает "своеобразие красоты этой женщины": "Наши сердца были согреты её умением беззаветно трудиться на родных полях в зной и непогоду, её умением в скупых словах выразить безграничную любовь и ласку к ребёнку". 
Сильная, мудрая Ильинична постоянно хлопочет, волнуется и заботится обо всех домочадцах, пытается всячески оградить их от неприятностей, невзгод, от необдуманных поступков; встаёт между неудержимым в гневе мужем и самолюбивыми, темпераментными сыновьями, за что получает удары от мужа, который чувствуя преимущество жены во всём, таким образом утверждается. 
Ильинична любит и умеет красиво одеться, в отличие от своего мужа; она содержит дом в строгом порядке, экономна, расчетлива.

Младшую сноху, Наталью, Ильинична принимает словно родную дочь, жалеет её, пытаясь часть  забот взять на себя или переложить на ленивую Дарью, так как помнит "свою горбатую в работе жизнь". Ей больно, что Григорий изменяет жене и доводит Наталью до попытки  самоубийства; Ильинична чувствует  свою вину и ответственность за это. Смерть горячо любимой, родной "Натальюшки" потрясла старую женщину. Ильиничну  и Наталью объединяет мудрое спокойствие хранительниц семейного очага, продолжательниц рода, глубоко запрятанная способность к напряжённой духовной жизни. 
Внуков Ильинична любит всем своим большим и добрым сердцем, видя в них своих кровинок. Всю жизнь она, не щадя своего здоровья, работала, наживая по крупицам добро
. И когда ситуация заставляет её всё бросить и оставить хутор, она заявляет: "Нехай лучше у порога убьют, - всё легче, чем под чужим плетнём сдыхать!" Это не жадность, а страх потерять своё гнездо, корни, без которых человек теряет смысл бытия. Это она понимает женским, материнским чутьём, и переубедить её невозможно. 
Красных она не приняла, называла их антихристами и чувствовала, что они несут разрушение, угрозу устоявшемуся быту, конец размеренной казачьей жизни. Однако она критически относится и к казакам, замечая перегибы с обеих сторон. Ильинична не разбирается в событиях революции и гражданской войны, но она оказывается намного человечнее, умнее, прозорливее Григория и Пантелея Прокофьевича. Чувство материнской любви заставляет её осудить насилие и жестокость. Так, например, она упрекает младшего сына, порубившего в бою матросов. "Ты Бога-то… Бога, сынок, не забывай! - напутствует мать сына. - Слухом пользовались мы, что ты каких-то матросов порубил…Господи! Да ты, Гришенька, опамятуйся! У тебя ить вон, гля, какие дети растут, и у энтих, загубленных тобой, тоже небось детки поостались…Ты ить тоже не заговорённый, и на твою шею шашка лихого человека найдётся". Сурово осуждает Ильинична за убийство Дарью. Когда Дарья застрелила пленного Котлярова, Ильинична, по словам Дуняши, "забоялась ночевать с ней в одной хате, ушла к соседям". По этой причине отказывает от дома супостату-убийце Митьке Коршунову. "Этак и нас с тобой и Мишатку с Полюшкой за Гришу могли порубить, а ишь не порубили же, поимели милость", говорит возмущенная Ильинична Наталье.  
Во всех этих поступках проявляется человечность, нравственность этой героини. Ненависть настолько чужда Ильиничне, что она единственный раз разгневалась на невестку именно за то, что та призвала небесные кары на голову мужа-изменника. И не просто разгневалась, но и заставила Наталью покаяться. 
Ильинична ценит в людях честность, порядочность, чистоту; боится, что окружающая их жестокость отразится на душе и сознании внука Мишатки. Она смирилась с мыслью, что убийца её сына Петра стал членом их семьи, женившись на Дуняшке; старая мать не хочет идти против чувств дочери, да и мужская сила нужна в хозяйстве. Ильинична примиряется, видя, как Дуняша тянется к этому человеку, как теплеет нервный, жёсткий взгляд Кошевого при виде внука её, Мишатки. Она благословляет их, казалось бы противоестественный союз, зная, что жизнь, какую она знала до сих пор, не вернуть, и она не в силах её исправить. В этом проявляется мудрость Ильиничны. Сердце казачки-матери столь отходчиво, что Ильинична, ненавидя убийцу своего старшего сына Мишку Кошевого, порой испытывает и к нему материнскую жалость, то посылая ему дерюжку, чтобы не мёрз, то штопая одежду. Однако с приходом Кошевого в мелеховский дом ей выпадают душевные мучения, она в своём доме остается одна, никому ненужная. М.Никулин в книге "Раздумья над страницами "Тихого Дона" пишет, что "Ильинична, превозмогая тоску и боль своих потерь, сделала решительный шаг к тому новому, что будет после неё, чему будут свидетели другие, а с ними и её внук Мишатка. И как мало нужно было Кошевому проявить нежности, вовсе не к ней, а к её внуку Мишатке, чтобы она сделала этот рывок, воссоединяющий в нашем сознании в единый величавый образ Ильиничну - и молодую, и пожилую, и Ильиничну последних дней её жизни…Вот, собственно, кульминация душевного движения Ильиничны к тому новому, что будет после неё. Она теперь твёрдо знала, что "душегуб" не мог так нежно улыбаться Мишатке - Гришиному сыну, её внуку… На этом Ильинична и завершила свою высокую миссию женщины-труженицы, женщины-матери". Твёрдая старуха" Ильинична "слезинки не выронила", узнав о смерти мужа, а лишь замкнулась в себе. Похоронив в течение года старшего сына, мужа, снох, Ильинична больше всего боялась гибели Григория. Только о Григории думает Ильинична. Только им жила она последние дни. "Старая я стала…И сердце у меня болит о Грише…Так болит, что ничего мне не мило и глазам глядеть больно", говорит она Дуняше. В тоске по сыну, который всё не возвращается, Ильинична достаёт его старую поддёвку и фуражку, вешает их на кухне "Войдёшь с базу, глянешь, и как-то легче делается…Будто он уже с нами…", - виновато и жалко улыбаясь, говорит она Дуняшке". 
Короткое письмо от Григория с обещанием осенью прийти на побывку доставляет Ильиничне большую радость. Она с гордостью говорит: "Маленький-то вспомнил про матерю. Как он пишет-то! По отчеству, Ильиничной, повеличал… Низко кланяюсь, пишет дорогой мамаше и ещё дорогим деткам…". Он был последней нитью, державший её на этом свете; она даже к внукам стала холодна. Заболев, она слегла и больше не вставала; вспоминая прожитые годы, Ильинична удивлялась, "как коротка и бедна оказалась эта жизнь и как много в ней было тяжёлого и горестного, о чём не хотелось вспоминать". Война, смерть, тревога за любимого человека помирили Ильиничну с Аксиньей, и глазами Аксиньи мы видим горе безутешной матери, которая понимает, что больше не увидеть ей сына. "Ильинична стояла, придерживаясь руками за изгородь, смотрела в степь, туда, где, словно недоступная далёкая звёздочка, мерцал разложенный косарями костёр. 
Если раньше Ильинична была сдержана в своих чувствах, то сейчас всё изменилось, она словно вся состоит из материнской любви. 
В последних частях "Тихого Дона" раскрывается богатый внутренний мир Ильиничны. Шолохов раскрывает трагедию матери, потерявшей мужа, сына, многих родных и близких. "Она жила, надломленная страданием, постаревшая, жалкая. Много пришлось испытать горя, пожалуй даже слишком много…". Трагична жизнь Ильиничны, потому что нет больнее горя матери, теряющей своих детей, и нет ничего сильнее её надежды, нет мужества большего, чем мужество матери. 
Безответная Ильинична возвышается Шолоховым до высоты народной подвижницы, всю жизнь свято соблюдавшей заповеди православной морали, заповеди доброты, любви к ближнему.

Я восхищаюсь мастерством  М.А. Шолохова. Он, сохраняя широту изображения, многосторонность охвата явлений действительности, раскрывает внутренний мир казачки. Их судьба не может не волновать: невольно заражаешься их юмором, смеёшься над  их колоритными шутками, радуешься  их счастью, грустишь вместе с ними, плачешь, когда так нелепо и бессмысленно обрывается их жизнь, в которой, к  сожаленью, было больше трудностей, горестей, потерь, чем радости и счастья. На женских образах, изображённых в  романе, по моему мнению, могут учиться  многие поколения читателей.

4.2. Образ казачки  в стихотворениях

Дамскому  Комитету Казачьего  Союза 
"Казачка, казачка" - желанное слово,  
В нем музыка, радость, волненье и свет.  
Пусть доля казачья бывает суровой,  
Но слава не меркнет в мелькании лет.  
Великая слава сияла в Азове,  
Где жены-казачки дрались на стенах.  
Любимые лица лишь были суровей,  
В крови и огне незаметен был страх. 
Тяжелые годы войны и лишений 
Казачки несли на усталых плечах. 
Их мысли летели стадами оленей 
О них, ненаглядных своих казаках, 
Сквозь черные дымы станиц разоренных 
Походным порядком с мужьями ушли, 
В сердцах, с малолетства любовью  
зажженных, 
Святую любовь, как алмаз, пронесли, 
Они в зарубежье все те же и те же.  
Наследье далеких прабабкиных лет  
Их души ласкает, волнует и нежит,  
Дает им в сомненьях достойный ответ.  
Спасибо Вам, Нины, Евгении, Веры,  
Храните с молитвой отеческий дом.  
Спасибо за все и за то, дорогие,  
Что муж остается на век казаком. 
 
 
О призвании и роли казачки написала Б. Ленивова (ФРГ)  
Казачки
 
Заветы старины в семье казачьей  
Хранились свято испокон веков.  
Обычай хлебосольства куреней богатых  
Прославил Край родных отцов. 
 
Заботливо хозяйка домом управляла,  
Растила по старинке своих детей.  
Работы все в полях справляла,  
Кормила, холила коней... 
 
Казачек все любили, уважали,  
Как спутниц храбрых в жизни и в бою. 
Им почести повсюду воздавали 
Так было на Кубани, Тереке, Дону! 
 
До наших дней дошли сказанья 
О славных прародительницах наших, 
Отважно дом свой от набегов 
Врагов коварных защищавших. 
 
Прелестный образ казачки молодой 
Воспет не раз поэтами в стихах . 
С ее чарующей восточной красотой 
Оставил след в восторженных сердцах! 
1960 г. 
 
стихотворение К. К. Полякова (Чехословакия)
"Матери - казачке"  
Посвящается матери - казачке 
Кончаешь жизнь свою в святом углу  
Пред старой, темною иконой,  
Не покоряясь лжи и злу,  
Кладешь ты мерные поклоны. 
 
Глаза твои, бесцветные от слез,  
Последний раз хотят увидеть сына,  
И бьет по сердцу старому вопрос:  
Вернется? Иль навек погинул? 
 
Я не забыл старуху мать свою, 
И песни те, что пела мне над зыбкой, 
Наученный тобой, теперь тебе пою 
То с болью грусти, то с улыбкой… 
 
Я знаю, ты отдала бы все,  
Чтоб только видеть синь полков казачьих,  
Всю мощь в руках детей, взведенное ружье  
И лавы вольные в победном скаче. 
 
Ну, потерпи, взойдет свободы солнце – 
В историю мы впишем дивный сказ,  
Рукою бледною откроешь ты оконце,  
Увидишь синий стяг, алеющий лампас.
 
 
 

Заключение

Много написано о русских женщинах, об их трудной  и часто героической судьбе, и  среди этих описаний определенное место  отводится и той, которая была поставлена жизнью и историей в особые условия и всегда с гордостью  носила звание казачки.

Много страданий  пришлось на долю матерей и жен  из казачьего рода-племени. Святые их слезы воспеты в древнем сказе: «Это случилось в те времена, когда  казакам часто приходилось биться и гибнуть в степях и на синем  море, когда причитания по павшим воинам неслись из каждого хутора, как  шум воды на порогах горных рек. Однажды  спустилась на землю Пречистая Дева Мария вместе со святым угодником  Николаем. В лучшей своей жемчужной  короне тихо она скользнула вдоль  обширного казачьего края, внимая горькому плачу своих детей. Когда  наступил знойный день, пересохли  от жажды уста Её, тогда подошли  они к широкой реке. И только наклонилась к ней Пречистая  Дева Мати, как упала с её головы и скрылась под водой корона Царицы Небесной. 
- Ах, сказала Она, - пропали мои прекрасные жемчуга!  
Но когда Божья Матерь и Святитель Николай возвратились в свой небесный дом, то увидели на Её троне такие же сияющие зерна драгоценных камней. 
- Как они попали сюда? Наверное, их нашли и передали для меня казаки. 
- Нет, матушка, - сказал ей Сын, - это не жемчуг, а слезы казачьих матерей. Ангелы собрали их и принесли к твоему престолу. 
На протяжении почти всей многовековой истории тяжело складывалась жизнь казачки, но сумела она взрастить новое, крепкое поколение своих сынов. Казачья семья всегда поклоняется Матери всех матерей - Пречистой Деве Марии, опирается на веру христианскую, потому то и крепка своими богатыми традициями, которые, пройдя через испытания временем, сохранились до сегодняшнего дня. И казачки по праву ими гордятся.

В заключении моей работы хочется процитировать одну замечательную пословицу, которая  в полной мере отражает роль казачки: «Были бы казачки – казаки будут»

 
 
 
 

Список  литературы

1. «Кубанские  станицы». - Москва, 1967

2. М.А.Шолохов  «Тихий Дон»

3. Торнау Ф.Ф. Воспоминания кавказского офицера. - М., 2000

4. Вишневецкий Н.И. Исторические воспоминания. - Краснодар, 1995.

5. Сайты:

   5.1 www.passion-don.org

   5.2 www.ussur-kazak.ru

   5.3 www.images.yandex.ru

   5.4 www.b-news.ru 
 
 
 

Информация о работе Образ казачки в художественной литературе