Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2015 в 17:04, курс лекций
1.Понятие и предмет криминологии.
Криминология – наука о преступности.
Криминология – это общетеоретическая, социолого-правовая наука о преступности, причинах её порождающих и условиях ей способствующих, о личности совершивших преступление, а так же о методах и средствах предупреждения преступности.
Могут быть предложены и другие варианты структуры личности преступника. В частности, известна следующая схема, включающая:
-социально-демографические и уголовно-правовые признаки;
-социальные проявления в различных сферах общественной жизни;
-нравственные свойства;
-психические особенности.
14.Соотношение социального и
Фундамент биологической теории преступности составляет так называемая уголовно-антропологическая теория. Сущность уголовно-антропологической теории, развитой ее основателем итальянским профессором судебной медицины Ломброзо, опубликовавшем свои работы в 70-х годах XIX века, будучи обобщенными в книгах «Преступный человек», «Преступление, его причины и средства лечения» сводилась к следующему: преступление, по его мнению, есть биологическое явление, подобное рождению, смерти и другим неизбежным явлениям и процессам. Такие подходы существуют и в современной зарубежной криминологии. В 70-е года значительный интерес среди советских криминологов вызывали публикации И.С. Ноя, который писал: «Независимо от среды человек может не стать ни преступником, ни героем, если родится с другой программой поведения».
По Ломброзо, человек, обладающий серией особых анатомо-физиологических и психических свойств, совокупность которых делает его «прирожденным преступником» – фатально обречен на совершение преступлений (homo gelinguente). Антропологи, поддерживающие его, по внешним признакам пытались выделить преступников из массы людей и активно искали в людях атавистические черты «человека-дикаря», качества характеризующие «нравственное помешательство» или эпилепсию. По Ломброзо, для убийцы характерен стеклянный, холодный взгляд, большой длинный нос, развитые скулы, большие выдающиеся челюсти. Для вора – маленький лоб, блуждающие глаза, сдвинутые брови, редкая борода, оттопыренные уши, кривой или курносый нос. Насильнику присущи блестящие глаза, изнеженные черты лица, вздутые губы, женственные движения, разбитый и сиплый голос, приросшие мочки ушей.
Позже русских криминолог В.П. Емельянов сделал вывод: «Только определённая совокупность экономических, идеологических, социальных, биологических составляющих даёт реакцию, названную преступлением… Причина преступности – это синтез разнообразных явлений социального и биологического характера». И.С. Ной и В.П. Емельянов имели поклонников среди известных генетиков: Б.Л. Астаурова, Д.Н. Беляева. Вместе с этим, генетик В.П. Дубинин считает: «Человек не получает от рождения готовой специальной программы, она формируется общественной практикой в ходе его индивидуального развития».
В 70-х годах нашего столетия американскими генетиками были выявлена лишняя 47-я хромосома (вместо 46 в норме) у отдельных людей. Возникло предположение о "хромосомной преступности", которое не было сколь значительно подтверждено в те годы.1
Другое направление биологических и биосоциальных воззрений на преступное поведение связывает его не с антропологической или физиологической, а психологической структурой личности. В основе этих концепций лежит психоанализ Фрейда. Согласно Фрейду, преступление есть внешнее проявление глубинных подсознательных психических процессов (инстинктов), данных человеку от рождения. Среди них инстинкты разрушения и насилия, сексуального влечения, страха смерти, жестокости и агрессивности.
Подсознательное стремление к удовлетворению указанных инстинктов и наклонностей сталкивается с правовыми, моральными, социальными ограничениями и запретами. Однако когда активность сознания ослабевает, эти "затаившиеся" инстинкты и влечения прорываются наружу и зачастую в виде преступлений. К фрейдизму примыкает и теория психопатологических причин преступности, сторонники которой утверждают, что преступник – либо психопатологическая личность, либо умственно отсталый человек. Существуют и другие научные факты, объясняющие поведение людей биологическими (в том числе и наследственными) факторами.
В противовес антропологическим взглядам в криминологии всегда перевешивал подход, который принципиально запрещал биологизацию преступного поведения. Сторонники социологической школы указывали, что нельзя объяснять переменное социальное явление – преступление постоянными особенностями природы человека, в том числе «преступного человека». По мнению О.О. Герцензона, криминологу нет потребности погружаться в глубинную сущность личности, ища биологические источники поведения. В коллективной монографии «Генетика, поведение, ответственность» известны советские криминологи В.М. Кудрявцев, И.И. Карпец и генетик Дубинин В.П. доказывали только социальную обусловленность преступного поведения.
Ныне проблема социального и биологического в личности преступника тоже развязывается по-разному. Так, Ю.М. Антонян делает акцент на психо-физиологической характеристике преступников. В труде «Жестокость в нашей жизни» он указывает, что жестокость человека – это вечная категория. Очевидно, что и биологические, и социальные факторы принимают участие в детерминации преступников. Не случайно в уголовном процессе проводятся судебно-психологические, судебно-медицинские, судебно-психиатрические и другие виды экспертиз.
А Аванесов Г.А. выделяет следующие биологические предпосылки, играющие отрицательную роль в поведении человека: - патология биологических потребностей, нередко становящаяся причиной сексуальных извращений и половых преступлений; - нервно-психические заболевания (психопатии, неврастении, пограничные состояния), которые повышают возбудимость нервной системы, обусловливают неадекватную реакцию и затрудняют социальный контроль за действиями; - наследственные заболевания, особенно отягощенные алкоголизмом, которыми страдают 40% умственно отсталых детей; - психофизиологические нагрузки, конфликтные ситуации, изменение химического состава окружающей среды, использование новых видов энергии, которые приводят к различным психосоматическим, аллергическим, токсическим заболеваниям и служат дополнительным криминальным фактором.2
Однако позиция большинства современных отечественных криминологов основывается на том, что в общем преступное поведение в любом обществе имеет социальный характер и социальную обусловленность. Пояснение её только преимущественно ли биологическими особенностями личности противоречит всей истории преступности, да и борьба с ней ведётся социально-экономическими, правовыми и другими средствами, а не биологическими. Говорить о биологических средствах влияния на современном уровне развития генетики не приходится ещё и потому, что эта наука не вооружила нас твёрдой возможностью корректировать поведение человека. Но расшифровка её генетического кода вселяет определённые надежды.
Биологическая природа человека сложилась задолго до возникновения самого понятия преступления и на протяжении всего исторического периода не претерпела исторических изменений, тогда как в социальном плане человек укрепляется значительно быстрее в зависимости от трансформации общественной жизни. Вместе с тем, от биологических особенностей человека тоже зависит, что он усвоит от среды, в которой пребывает и развивается. По этому биологическое выступает как бы основой в формировании личности и её взаимных в системе общественных отношений.3
Субъект преступления - это лицо, совершившее общественно опасное деяние и способное в соответствии с законом понести за него уголовную ответственность.
Субъектом преступления могут быть только люди, обладающие способностью осознавать фактический характер своих действий (бездействия) и руководить ими, то есть только вменяемые лица. Вина, как в форме умысла, так и в форме неосторожности исключается во всех случаях, когда лицо в момент совершения общественно опасного деяния в силу своего психического состояния не осознавало характера своих действий (бездействия) или не могло ими осмысленно руководить.
Способность осознавать свои действия и руководить ими возникает у психически здоровых людей не с момента рождения, а по достижении определённого возраста, оптимальной величиной которого является 16 лет. К этому возрасту у человека накапливается определенный жизненный опыт, определяются критерии восприятия окружающего мира, появляется способность осознавать характер своего поведения с точки зрения полезности для окружающих.
Таким образом, к основным признакам субъекта преступления относятся: физическое лицо, вменяемость и достижение определённого возраста (ст. 19 УК РФ). Эти наиболее существенные признаки всех субъектов преступлений составляют научное понятие общего субъекта преступления. Факультативными признаками субъекта преступления являются признаки специального субъекта.
(Соотношение)Субъект
В совокупности эти признаки дают социально-политическую характеристику субъекта преступления, показывают его моральный облик, его общественную опасность. Оба рассматриваемые понятия взаимосвязаны. «Личность преступника, включает в себя в числе прочих те признаки, которые согласно закону характеризуют субъект преступления: физическую сущность лица как человеческого индивида, его возраст и вменяемость, а также некоторые особые признаки, в силу которых лицо может рассматриваться как специальный субъект». Кроме того, личность преступника включает многие другие признаки индивида, не связанные с его правовой характеристикой как субъекта преступления. Уголовное право всегда исходило из того, что «субъект преступления» и «личность преступника» не тождественные понятия. Субъект преступления - это минимальная совокупность признаков, характеризующих личность преступника, без которых нет состава преступления. Личность преступника - это совокупность всех социально-политических и психологических свойств и черт, которые образуют индивидуальный облик человека, совершившего преступление. Установление их имеет большое значение для выяснения причин и условий совершения преступлений, для индивидуализации уголовной ответственности и наказания. Понятия «субъект преступления» и «личность преступника», - выполняют в уголовном праве различные функции: первое - функцию одного из условий уголовной, ответственности, входящих в ее основание, второе - функцию ее индивидуализации.
Криминологическая типология позволяет выделить из всего многообразия преступных проявлений и лиц, совершающих преступления, наиболее характерные типы и образы их действий. Поскольку речь идет о социальном типе, то оценивается не только конкретное лицо во всем многообразии его характеристик, но вся совокупность существенных относительно стойких свойств, качеств личности.
Криминологическая типология должна давать представление о степени развития криминогенных свойств личности, их стойкости или возможности изменения в положительную сторону.
Наиболее характерной нравственно-психологической чертой личности преступника первого из указанных типов (совершающих агрессивно-насильственные действия) служит крайний эгоцентризм, при котором все его поведение подчиняется примитивным желаниям и влечениям, в том числе и импульсивным. В системе ценностных представлений «Я» стоит у него на первом месте. У такой личности ярко проявляется пренебрежение к интересам окружающих, жестокость, отсутствует чувство сострадания. Лица с указанной нравственно-психологической ориентацией совершают хулиганства, телесные повреждения, убийства, изнасилования и т. д.
Личность с корыстной направленностью характеризуется такими чертами, как стремление к стяжательству, склонность к разгульному образу жизни, эгоизм. Подобного рода ориентации способствуют совершению краж, мошенничеств, взяточничества и других корыстных преступлений. Криминологические исследования показывают, что многим совершающим такие преступления лицам присущи жадность, вера во всесилие денег и пренебрежительное отношение к добросовестным труженикам.
Для лиц, относящихся к третьей типологической группе, характерно уклонение от выполнения своих гражданских, семейных, общественных и должностных обязанностей. Лица, входящие в эту группу, уклоняются от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей, злоупотребляют служебным положением, совершают ряд преступлений против порядка управления, правосудия, воинские преступления и т. п.
Лицам четвертой типологической группы присуще совершение различных неосторожных преступлений.
По глубине, стойкости и интенсивности проявления антисоциальной направленности в криминологии принято выделять следующие типы преступников: случайный, ситуационный, неустойчивый, злостный и особо злостный.
К случайным относятся лица, впервые совершившие преступления небольшой тяжести, противоречащие общей социально-положительной направленности их прежнего поведения.
Лиц, впервые совершивших тяжкие преступления под воздействием неблагоприятного стечения обстоятельств и характеризуемых помимо этого деяния в основных сферах жизнедеятельности положительно, принято относить к ситуационному типу преступников.
Неустойчивый тип преступников составляют лица, совершившие преступления впервые, но допускавшие и ранее правонарушения и аморальные поступки.
Злостный тип преступника включает лиц, неоднократно совершавших преступления, в том числе и ранее судимых.