Шпаргалка по "Экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 23:34, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Экономика".

Файлы: 1 файл

институционалка.docx

— 104.53 Кб (Скачать файл)

Понятие трансакционных издержек было введено Р. Коузом в 30–е  годы в его статье «Природа фирмы». Оно было использовано для объяснения существования таких противоположных рынку иерархических структур, как фирмы. Р. Коуз связывал образование этих «островков сознательности» с их относительными преимуществами в плане экономии на трансакционных издержках. Специфику функционирования фирмы он усматривал в подавлении ценового механизма и замене его системой внутреннего административного контроля.

Согласно Коузу, трансакционные издержки трактуются как «издержки сбора и обработки информации, издержки проведения переговоров и принятия решения, издержки контроля и юридической защиты выполнения контракта»[4].В рамках современной экономической теории трансакционные издержки получили множество трактовок, иногда диаметрально противоположных.

Так, К. Эрроу определяет трансакционные издержки как издержки эксплуатации экономической системы[5].

Многими экономистами при объяснении феномена трансакционных издержек проводится аналогия с трением. У Коуза есть ссылка на слова Стиглера: Стиглер сказал о «теореме Коуза»: «Мир с нулевыми трансакционными издержками оказывается столь же странным, как физический мир без сил трения. Монополистам можно выплачивать компенсацию за то, чтобы они вели себя конкурентно, а страховые компании просто не существовали бы»[6].

На основании подобных предположений  делаются выводы о том, что чем  ближе экономика к модели общего равновесия Вальраса, тем ниже в  ней уровень трансакционных издержек, и наоборот.

В трактовке Д. Норта трансакционные издержки «состоят из издержек оценки полезных свойств объекта обмена и издержек обеспечения прав и принуждения к их соблюдению»[7]. Эти издержки служат источником социальных, политических и экономических институтов.

Г. Демсец понимает данную категорию издержек «как издержки любой деятельности, связанной с использованием ценового механизма. Аналогично, издержки управления он определяет как «затраты, связанные с осознанным управлением использованием ресурсов»[8] и предлагает использовать следующие аббревиатуры: PSC (price system costs) и MSC (management system costs) – соответственно издержки использования ценового механизма и механизма управления.

Также в Новой институциональной  экономической теории (НИЭТ) распространён  следующий взгляд на природу трансакционных издержек: «Фундаментальная идея трансакционных издержек – в том, что они состоят из издержек составления и заключения контракта ex ante, а также издержек надзора за соблюдением контракта и обеспечения его выполнения ex post в противоположность производственным издержкам, которые суть издержки собственно выполнения контракта. В значительной мере трансакционные издержки – это отношения между людьми, а издержки производства – это издержки отношения между людьми и предметами, но это следствие скорее их природы, чем определения»[9].

В теориях некоторых экономистов  трансакционные издержки существуют не только в рыночной экономике (Коуз, Эрроу, Норт), но и в альтернативных способах экономической организации и, в частности, в плановой экономике (С. Чанг, А. Алчиан). Так, согласно Чангу, максимальные трансакционные издержки наблюдаются в плановой экономике, что, в конечном счёте, определяет её неэффективность.

 

 

 

 

9.Классификации трансакционных издержек

О.Уильямсон различает два типа трансакционных издержек: ex ante  и  ex post. К издержкам типа  ex ante относятся затраты на составление проекта соглашения и проведения переговоров по нему. Издержки типа ex post включают в себя организационные  и эксплуатационные затраты, связанные с использованием структуры управления; затраты, возникающие по причине плохой адаптации;  расходы на тяжбы, возникающие в ходе приспособления контрактных отношений к непредвиденным обстоятельствам; затраты, связанные с выполнением контрактных обязательств.К. Менар разделяет трансакционные издержки на 4 группы:-издержки вычленения;- издержки масштаба;

-информационные издержки;-издержки поведения.

В функционировании любой организации  существует, прежде всего, проблема  неотделимости, и совокупные издержки вычленения именно поэтому и возникают.

Далее, К. Менар выделяет издержки масштаба. Чем больше масштабы рынка, тем более обезличены в нем акты обмена, и тем более необходимо развивать институциональные механизмы, определяющие природу контракта, правила его применения, санкции за несоблюдение обязательств и т.д.

Отдельную категорию представляют информационные издержки.  Трансакция связана с информационной системой, роль которой в современной экономике играет система цен. В данную категорию входят издержки, охватывающие все аспекты функционирования системы информации: издержки кодирования, стоимость передачи сигналов, издержки по обучению пользованию системой и т.д. Последнюю группу составляют издержки поведения. Они связаны с  «эгоистическим поведением агентов»; аналогичное понятие, принятое и используемое сейчас – «оппортунистическое поведение».

Самой известной отечественной  типологией трансакционных издержек является классификация, предложенная Р. Капелюшниковым:

1. Издержки поиска информации. Перед  тем, как будет совершена сделка  или заключён контракт, нужно  располагать информацией о том,  где можно найти потенциальных  покупателей и продавцов соответствующих  товаров и факторов производства, каковы сложившиеся на данный  момент цены.

2. Издержки ведения переговоров.  Рынок требует отвлечения значительных  средств на проведение переговоров  об условиях обмена, на заключение и оформление контрактов.

3. Издержки измерения. Любой  продукт или услуга – это  комплекс характеристик. В акте  обмена неизбежно учитываются  лишь некоторые из них, причём  точность их оценки (измерения)  бывает чрезвычайно приблизительной. 

4. Издержки спецификации и защиты  прав собственности. В эту категорию  входят расходы на содержание  судов, арбитража, государственных  органов, затраты времени и  ресурсов, необходимых для восстановления  нарушенных прав, а также потери  от плохой их спецификации  и ненадежной защиты.

5. Издержки оппортунистического  поведения. Это самый скрытый  и, с точки зрения экономической  теории, самый интересный элемент  трансакционных издержек.

Различают две основных формы оппортунистического  поведения. Первая носит название морального риска. Моральный риск возникает  тогда, когда в договоре одна сторона  полагается на другую, а получение  действительной информации о её поведении требует больших издержек или вообще невозможно. Самая распространенная разновидность оппортунистического поведения такого рода – отлынивание, когда агент работает с меньшей отдачей, чем от него требуется по договору.Вторая форма оппортунистического поведения– вымогательство.  Возможности для него появляются тогда, когда несколько производственных факторов длительное время работают в тесной кооперации и настолько притираются друг к другу, что каждый становится незаменимым, уникальным для остальных членов группы.В рыночной экономике издержки фирмы можно разделить на три группы:1)трансформационные,2) организационные,3)трансакционные.Трансформационные издержки – издержки по трансформации физических свойств продукции в процессе использования факторов производства.Организационные издержки – издержки по обеспечению контроля и распределению ресурсов внутри организации, а также издержки по минимизации оппортунистического поведения внутри организации. Трансакционные и организационные издержки являются взаимосвязанными понятиями, увеличение одних ведет к уменьшению других и наоборот.

 

10. Трансакционные издержки и институты

Роль институтов в рыночной экономике  заключается в снижении трансакционных издержек. Минимизация трансакционных издержек ведет к повышению степени конкурентности рыночной структуры и, следовательно, в большинстве случаев к росту эффективности функционирования рыночного механизма.

Как показали Д. Норт и Дж. Уоллис, развитие рыночных отношений в переходной экономике обусловливает возникновение и развитие трансакционного сектора. К нему относятся отрасли, основная функция которых заключается в обеспечении перераспределения ресурсов и продукции с наименьшими средними трансакционными издержками.В развитых странах наблюдается тенденция снижения удельных трансакционных издержек, что детерминирует увеличение количества сделок, и поэтому объём совокупных издержек в экономике может расти. Однако в России вследствие существования неэффективных институтов, административных барьеров и ограничений средние трансакционные издержки остаются на недопустимо высоком уровне, что ограничивает объём и количество сделок, приводит к увеличению предельных издержек предприятий, подвергающихся их воздействию.Таким образом, воздействие растущих трансакционных издержек на рыночное равновесие осуществляется по механизму введения дополнительных налогов.              

Использование трансакционных издержек как инструмента экономического анализа даёт возможности для интерпретации институционального равновесия и его модификации в переходной экономике.

 

Спрос на институты предъявляют  индивиды, группы или общество в  целом, так как общественные или  групповые затраты по созданию и  существованию института должны быть меньше затрат, возникающих при  его отсутствии. Величина трансакционных издержек становится не только количественным показателем степени несовершенства рынков, но и количественным выражением издержек отсутствия института.Поэтому, чем выше величина трансакционных издержек, тем выше спрос на институциональное регулирование, которое дополняет и даже заменяет рыночное.Согласно современной институциональной теории, эффективность функционирования того или иного института определяется величиной экономии на трансакционных издержках.Государству выгодно осуществлять своеобразную ценовую дискриминацию на институциональном рынке, т.е. ограничивать доступ к определенным правам и институционализированным формам экономической деятельности в зависимости от групповой принадлежности. В свою очередь, это детерминирует как способы получения дохода, так и их величину, в зависимости от уплаченной “цены” в виде преодоления барьеров, выраженных в высоких трансакционных издержках использования институтов.

Таким образом, корректировка модели конкурентного рынка институтов в условиях переходной экономики  состоит в учёте монопольной  власти государства, предлагающего  на институциональном рынке формальные институты, что оказывает существенное влияние на асимметричность распределения  доходов. Существование монополии на институты проявляется в дифференциации доступа к возможностям экономической деятельности в зависимости от критериев, значимых при том или ином государственном устройстве. Это, в свою очередь, детерминирует распределение доходов, создавая определенным группам преимущества для их получения, но в то же время блокируя их для всего остального населения.

 

11. Возникновение и основные проблемы теории прав собственности

Конструктивные методологические принципы теории прав собственности  просты: не организация сама по себе является отныне объектом анализа, а  индивидуальный агент, который стремится  максимизировать свою функцию полезности в рамках организационной структуры. Если известно воздействие различных  структур прав собственности на систему  стимулов агента, то тогда всесторонний анализ взаимодействий между агентами в рамках альтернативных социально-экономических  установлений воплотится в сложной  системе обратных связей. Сила теории прав собственности, которая проявляет  строгую приверженность методологическому  индивидуализму, раскрывается не только в сопоставлении с конкурирующими подходами, придерживающимися методологии  коллективизма, будь то функциональная социология или современный неомарксизм.

Сопоставление с иными подходами  помогает вскрыть методологическую специфику теории прав собственности, очертить границы её предметного  наполнения.

1. За счет того, что стандартная  неоклассическая модель обмена  и производства обогащается рассмотрением  взаимодействия прав собственности  с системой стимулов и экономическим  поведением, отношение теории прав  собственности к неоклассической  ортодоксии оказывается двойственным. С одной стороны, общепринятая  техника микроэкономического анализа  полностью сохраняется. С другой  стороны, максимально учитываются  особенности конкретной институциональной  среды, от которых традиционный  маржинализм абстрагировался

Теория прав собственности и  родственные ей концепции вводят в анализ, причём в явной, эксплицитной форме, еще один класс ограничений, обусловленный институциональной  структурой общества. В этом смысле характеристика трансакционной экономики как «обобщенной неоклассической теории» вполне закономерна.

2. Подобный подход позволяет  объяснять не только различия  в экономическом поведении в  рамках альтернативных правовых  структур (статический аспект), но  и механизмы развития самих  структур (динамический аспект), а  также формулировать принципы  рационального, с точки зрения  общества, выбора между ними (нормативный  аспект).

3. «Методологический индивидуализм»  теории прав собственности проявляется  в том, что организационным  структурам типа фирмы или  корпорации не придаётся никакого  самостоятельного поведенческого  значения. Они расцениваются как  юридические фикции.

Информация о работе Шпаргалка по "Экономике"