Сущность и экономическое содержание собственности, ее исторические формы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2011 в 13:46, курсовая работа

Описание работы

эволюция форм собственности в процессе развития человеческого общества, трактовка понятия собственность различными экономическими школами, полиморфизм собственности в рыночной экономике, проблемы частной собственности

Файлы: 1 файл

Введение.doc

— 297.00 Кб (Скачать файл)

     В настоящее время роль рэкетиров взяли на себя государственные чиновники, ведь без их власти и административного ресурса отнять чужой бизнес или собственность практически невозможно.

     Составляющие  рейдерства практически всегда остаются постоянными и включают в себя: коррумпированного чиновника, объект отъема и собственно агрессора, в роли которого зачастую выступает сам чиновник.

     Система захвата собственности в Казахстане основана на так называемом телефонном праве, в котором слово чиновника  значит больше чем закон. Иногда достаточно одного телефонного звонка, чтобы завладеть чужой собственностью. Метод поглощения собственности путем покупки определенной доли акций, позволяющий блокировать принятие решений руководством компании, так называемый гринмэил, в связи с неразвитостью фондового рынка еще не получил широкого распространения.

     Как считает г-н Резван, президент  Союза защиты предпринимателей и  собственников, сопредседатель фонда  «Антирейдер», член межведомственной рабочей группы при правительстве  РК по вопросам борьбы с рейдерством, нужно в кратчайший срок в законодательство республики ввести само понятие «рейдерство», так как сейчас его просто не существует. Получается, что де-факто явление получило широкое распространение, а де-юре оно до сих пор не прописано. Хотя существование проблемы признано на самом высоком уровне. 
Главные причины возникновения рейдерства в Казахстане, по мнению юриста, заключаются в несовершенстве отдельных законов и возможности их трактовки в «свою пользу». Кроме того, чиновники и бизнесмены зачастую не соблюдают этику и пренебрегают деловой репутацией. Существование бюрократических барьеров серьезно мешает бизнесменам работать и является, по сути, инструментом в руках рейдера.

     И вот реальный пример. Один предприниматель  открыл на первом этаже здания магазин. К нему пришел участковый и сказал, что по закону он должен поставить  на окна решетки, так как в помещении  хранятся материальные ценности - владелец магазина поставил. Но через некоторое время приходит пожарный инспектор и говорит, что по правилам пожарной безопасности решетки на окнах стоять не должны, так как они могут стать помехой при эвакуации во время пожара. Теперь предприниматель в недоумении пытается найти выход из сложившегося положения.

     Сейчас  схемы «наезда» на предпринимателей и отъема имущества уже не такие  примитивные, как 10-15 лет назад и  отличаются многообразием форм. Но ведь кроме нарушения законных прав собственности рейдерство наносит  непоправимый экономический ущерб. Как сказал Канат Берентаев, один из ведущих экономистов Казахстана: «Экономика под угрозой, когда люди перестают работать, а начинают защищать свою собственность, бизнес. Прямой ущерб от рейдерства – это закрытие предприятий, потеря людьми рабочих мест, как следствие - уменьшение поступлений в бюджет, в конце концов, торможение развития самых различных секторов экономики. А еще есть и другие последствия, в частности, из-за рисков подвергнуться рейдерству могут уменьшиться инвестиции в перспективные проекты, в целом меняется отношение к самому бизнесу и его конъюнктура. В то время как рентабельность самого рейдерства достигает 500%, а иногда даже больше».

     Довольно  распространенную схему по отъему не бизнеса, но жилой недвижимости (суть одна, меняются только некоторые чисто технические моменты), описал Василий Резван: «Деятельность рейдера начинается, прежде всего, со сбора информации, и можно быть уверенным, что любой бизнес и собственность, независимо от размеров, попадают под внимание рейдера. Вот самый простой реальный пример из моей собственной практики. Некий Иванов (условно) покупает квартиру у гражданина N и оформляет все документы. Но потом оказывается, что данная недвижимость перепродавалась уже несколько раз. И сделка между одними из предыдущих владельцев является недействительной, так как у Петрова (условно), продавшего квартиру до этого, имеется совладелец сын, который также владеет правом собственности на данную жилую недвижимость и только что вышел на свободу после отбытия срока в колонии строгого режима. По освобождению сын, узнал, что его подпись на договоре купли-продажи была подделана, и, естественно, предъявляет свои права на жилье. Оказывается, что гражданин Петров не имел право продавать всю квартиру, так как она находилось в совместной собственности с сыном, а документы о купле-продаже якобы его квартиры – поддельные. И тут страдает последний собственник в данной цепочке, добросовестно заплативший за квартиру, - гражданин Иванов, у которого квартиру отнимают.

     Сбор  информации идет практически повсюду, даже в местах заключения  человек может проговориться о том, что родственники продали его имущество. А потом по цепочке: работник тюрьмы сообщает нужным людям на воле, те с помощью «своего» нотариуса делают договор на владение собственностью и уже в сговоре реализуют недвижимость. Затем, по выходу заключенного, принимаются за отъем».

     Вообще  отъем коммерческой и жилой недвижимости и земли в Казахстане сейчас становится наиболее актуальным. Подобных фактов по всей республике сотни, если не тысячи, и такому рейдерству может подвергнуться каждый гражданин.

     Поднимая  проблему рейдерства, прикрывающегося  «государственными нуждами», нельзя не упомянуть деятельность ГКП «Алматыжер».  Со слов Василия Резвана: «Камнем преткновения при отъеме земли у физических лиц и предприятий в Алматы, проводящемся в соответствии со стратегией развития города, является цена за участки, которую устанавливает «Алматыжер». Дело в том, что в Казахстане нет единой методики оценки земли и оценщик, по сути дела, исходя из субъективных соображений, может назначить за участок любую цену. Палата оценщиков такую методику, соответствующую внутренним и международным стандартам, разработала, кстати, по заказу именно «Алматыжер», но она до сих пор не принята. И сейчас оценщик стал тоже оружием рейдера. У меня есть документы, в которых сотка земли по улице Аль-Фараби оценена в  3 тысячи долларов. Другой оценщик оценил этот же участок в 100 тысяч долларов. Но суд мною был выигран, и цена поднята до 64 тысяч долларов. И что самое главное, непорядочные оценщики за свою, скажем так, некомпетентную работу не несут никакой юридической ответственности».

     Другой  пример. У некого состоятельного предпринимателя  несколько лет назад  отняли участок земли в Алматы. Сейчас предприниматель обеспокоен судьбой своей земли вблизи города Капшагая, так как именно здесь будет построен центр туризма и игорного бизнеса, город Жана Или. Участок земли площадью в тысячу гектаров, принадлежащей ТОО «Канат», директором которого является предприниматель, согласно будущему плану застройки, попадает под строительство крупнейшего в регионе развлекательного центра на берегу живописного водохранилища.

     Бизнесмен выкупил землю бывшего хозяйства  «Утеген» три года назад, тогда, по его  словам, он предвидел, что в недалекой перспективе этот участок значительно повысится в цене. До этого 15 лет земля находилась у него в аренде.

     С 2005 года предпринимателя активно  атакуют риэлторы с просьбой продать  участок.

     Причем, без ведома самого хозяина земля уже неоднократно фиктивно продавалась.

     К настоящему времени, когда презентация  проекта строительства Жана Или  уже официально проведена, найдены  инвесторы, даже обозначена предварительная  стоимость проекта в размере  более 30 миллиардов долларов, к владельцу  земли, где будет воздвигнут уникальный город, к предпринимателю никто не обращался с целью ее выкупа, не было даже попытки провести предварительные переговоры.

     И вновь нонсенс – проект презентован, деньги найдены, а мнения настоящего хозяина собственности даже не спрашивают. То есть в сумму проекта уже заложена стоимость, по которой владельцы должны будут продать свою землю?  Или у них отнимут ее просто за бесценок на «государственные нужды»?

     Говоря  о государственной организации, хочется выразить мнение по поводу методов работы финансовой полиции, призванной, как известно, бороться с экономическими преступлениями и искоренять в стране коррупцию. По утверждению Василия Резвана, сейчас этот орган стал самым опасным государственным учреждением страны и непосредственно причастен ко многим случаям рейдерства. У финансовой полиции, по словам юриста, имеется хорошо организованная система со своими заинтересованными свидетелями, понятыми (из серии: «Я свидетель! А что случилось?»), доносчиками, аудиторами, нотариусами, сотрудниками других структур, которая способна сделать с предпринимателем все, что угодно, заставить подписать любую бумагу.

     Но  почему данная проблема рассматривается однобоко? Ведь многие предприниматели, мягко говоря, нечистоплотно ведут свой бизнес. Ежегодно в государственный бюджет из-за различных нарушений закона, сокрытия налогов не поступают десятки миллионов тенге. И потом, у коррупции есть две стороны: одна –  подстрекает, дает  взятки, другая – их берет. Нужно принимать радикальные меры для искоренения коррупции, против использования чиновниками своего служебного положения в корыстных целях, но проблему необходимо решать в комплексе, с четким соблюдением всех юридических норм. Нельзя обвинять только госслужащих, необходимо создать условия, чтобы предприниматель и государство работали в рамках закона.

     Следует также акцентировать внимание и  на такой проблеме, как недостойная  заработная плата госслужащих, особенно молодых, у которых нет стажа  и самая низкая категория. Представьте, сейчас рядовой специалист с госорганах получает 20 – 25 тысяч тенге. Молодежь не хочет работать в государственных учреждениях, если, конечно, не имеет «побочного» дохода. Вот и получается, что госслужащим приходится искать дополнительный источник заработка, который они видят, прежде всего, в предпринимателях.

     В то же время, некоторые в качестве основной причины развития рейдерства указывают именно на слабость руководства компаний и неумелый менеджмент. И недружественное поглощение считают некой «движущей силой», в связи с тем, что предприятия, подвергающиеся рейдерству, работают неэффективно.  
Так неумелое руководство одной из компаний по производству кирпича в Кызылординской области стало формальной причиной по объявлению его банкротом.

     По  мнению Василия Резвана, в Казахстане уже сформировался свой особый вид рейдерства, основанный на чиновничьем, так называемом, «беспределе», когда богатые люди или сами власть имущие просто могут указать пальцем на понравившиеся им фирму, участок земли, недвижимость и с помощью коррумпированных чиновников ими завладеть. Рыночное поглощение компаний с помощью скупки акций или изменения в структуре управления предприятий происходит не так часто.

     Классический  пример «местного» рейдерства - это история с рынком автозапчастей «Баян Аул» – лакомым куском в виде наработанного бизнеса и земельного участка в 6 гектаров в городской черте.

     «Наезды»  на рынок, начались еще в 1997 году, задолго  до последней истории, со стороны  бывшего акима этого района, а в 1997 г. 1-го заместителя акима города, К. Букенова. Тогда 1-ый замакима г. Алматы объявил тендер на участок земли, на котором расположен рынок и который к тому времени уже имел частных владельцев.  В результате тендера без решения суда хозяином рынка стало новое юридическое лицо. Но прежние владельцы обратились в прокуратуру и в суд и выиграли дело, и даже встречный иск этого чиновника высшего руководства города.

     Формально владельцев обвиняли в несоблюдении санитарных норм, а у нас в стране, если захотеть, можно закрыть любое  предприятие по этому пункту. Но суть дела заключалась совсем в другом.

     Раньше  у ТОО «Талес», владеющего рынком «Баян Аул», было четыре совладельца, но некоторое время спустя один из них отошел от совместного бизнеса и построил рядом с рынком небезызвестный комплекс «Car city». Однако, торговля в дорогом комплексе не шла, так как стоимость аренды мест, а соответственно и цены на товар были гораздо выше, чем на расположенном рядом «Баян Ауле».

     Начались  заказные атаки на рынок. Городская  СЭС выявила множество нарушений, и согласно решению Санэпидуправления  (СЭС), владельцы «Талес» заплатили штраф и устранили все нарушения. Но, несмотря на это, а как известно, по закону наказание за правонарушение предусмотрено только одно, СЭС подала в суд иск о приостановлении деятельности. Суд выносит решение не в пользу владельцев. Затем следует та же история, по тем же основаниям, уже со стороны акимата г. Алматы.

     Как удалось отстоять права на рынок? Была организована грамотная многоуровневая юридическая защита предпринимателей от рейдерства и найдена основа, которая бы и решила судьбу хозяев торговых площадей и полутора тысяч человек, занятых там. Юристы поступили в полном соответствии с законом, а именно, следующим образом. Так как ТОО «Талес» лишили права пользования собственностью, но право владения и распоряжения за хозяевами осталось, владельцы рынка сдали его в аренду. И когда чиновники поспешили закрыть рынок в соответствии с выявленными нарушениями в ТОО «Талес», новое ТОО предъявило все документы на права пользования рынком. Обратились предприниматели за защитой и к президенту страны. Результаты налицо. Атаки прекратились. Малый бизнес на авторынке «Баян Аул» - работает. Владельцы рынка получили возможность уладить все спорные вопросы. Их обидчик уволен из акимата г. Алматы.

     Что же нужно сделать для того, чтобы  рейдерство не приживалось в обществе со стремительной скоростью и не стало настоящей эпидемией для экономики всей страны? 
Ответ на этот сложный вопрос, по мнению экспертов и самих предпринимателей, один – нужен действенный закон, который будет работать.

     В России, где законодательная база в отношении борьбы с рейдерством считается более прогрессивной, многие бизнесмены кроме защиты со стороны государства также прибегают к услугам частных сыскных и детективных агентств. Последние помогают вычислять информаторов, добывают сведения о партнерах, вырабатывают механизмы противодействия, если компания уже подверглась нападению. [11] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

     О сущности собственности Н. Бердяев  говорил, что собственность не лишена мистериозности. Этот вывод о загадочности собственности, венчающий двухтысячелетние споры о ее природе, не может не обескураживать. По мнению блаженного Августина, частная собственность дана человеку, изгнанному на Землю после грехопадения, и потому несет печать проклятия. Если учесть, что в возведенном людьми «граде земном», справедливости, как к ней ни стремиться, все равно не удастся достигнуть (так считал и Августин), то собственность оказывается радикально противопоставленной ей. Эта оппозиция, без сомнения, имеющая древнее происхождение, вошла в плоть раннего христианства и воспринята всеми вариациями коммунизма.

Информация о работе Сущность и экономическое содержание собственности, ее исторические формы