Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 01:35, реферат
Воссоздания эпохи средневековья помогла осознать, что природа для крестьян была средой обитания и жизнеобеспечения, она определяла уклад ее жизни, занятия, под ее влиянием сложилась культура и традиции русского народа. В крестьянской среде зародился русский фольклор, сказки, загадки, пословицы, поговорки, песни, в которых нашли отражение различные стороны крестьянской жизни: работа, отдых, семья, традиции.
Введение
Основная часть
1 Образ жизни крестьян
2 Крестьянская община; община и семья; жизнь «на миру».
3 Крестьянский двор.
4 Питание крестьян.
Вывод
Крестьяне, призванные на фронт, также не оставались безучастными к происходящему в родном селе. Находясь вдали от дома, солдаты живо откликались на события, связанные с землеустройством. Они выражали беспокойство по поводу того, что в результате укрепления земли их односельчанами сами они могут оказаться без земли. 1 июля 1915 г. крестьянин Митрофан Иванов Попов, житель слободы Бычки Богучарского уезда Воронежской губернии получил из действующей армии анонимное письмо с казенной печатью 20-го запасного Могилевского полка. В письме от имени призванных солдат содер жалась угроза расправиться со всеми домохозяевами, переходящими к владению землей на началах личной собственности. Автор обещал посчитаться и с волостным старшиной и урядником, оберегаю щими законные интересы собственников290.
Выходцы из общины фактически бросали
вызов «миру», они добровольно
разрывали нити, свя зующие их с
общиной. В ходе укрепления они требовали
отвода им наиболее плодородных участков,
расположенные поблизости от усадьбы,
ломая традиционный принцип земельного
равенства. Ища за щиту своих интересов
у власти, они тем самым
Часто жертвами крестьянского недовольства становились землеустроители. В селе Моисеевой Алабушки Борисоглебского уезда Тамбовской губернии 19 октября 1911 г. толпа препятствовала проведе ния землемерных работ, уничтожила межевые знаки295. В селе Березовец Фатежского уезда Курской гу бернии 4 мая 1915 г. при пропашке меж для 37 отрубных хозяйств, прибывшие землемеры встретили сопротивление со стороны 800 крестьян, вооруженных кольями. Работа была сорвана. Были вызван урядник со стражей296. В селе Першин Нежнедевицкого уезда Воронежской губернии 27 июля 1915 г. во время проведения землеустроительных работ крестьяне Незнамов и другие в числе семи человек пре пятствовали землемеру ставить межевые столбы297.
Активную роль в противодействии
землеустроительным работам в годы
Первой мировой войны играли сельские
бабы. Страх, что их обманут в отсутствии
мужей и приберут к рукам лучшие
земли, толкал солдаток на «бабьи бунты».
Вся сила женского гнева падала на
технических специалистов землемеров.
При проведении межевых работ
для 25 домохозяев в селе Сергеевке
Борисоглебского уезда
С началом войны землеустройство фактически было свернуто. Не желая обострять социальную на пряженность в деревне, царское правительство в 1915 г. рекомендовало губернским властям в случаи отсутствия согласия в обществе откладывать землеустройство до окончания военных действий. Рефор ма была прекращена постановлением Временного правительства от 28 июня 1917 г. о ликвидации землеустроительных комиссий. В ходе «черного передела» община восстановила статус-кво, вернув обрат но вчерашних «беглецов».
Оценивать эффективность столыпинских преобразований следует не подсчетом общего количества домохозяев вышедших из общины, а выяснение того, сколько из числа укрепленцев смогли наладить в своих хозяйствах интенсивное производство. Землеустройство лишь создавало условия, но автоматиче ски не вело к интенсификации аграрного производства. Трехпольный севооборот применялся на полях 80 % хуторян, 66 % землеустроенных хозяйств имели менее десяти десятина двор, что не позволяло вести рациональное и прибыльное производство302. Обследования отрубных и хуторских хозяйств пока зали, что они лучше, чем общинники снабжены инвентарем, урожайность их полей незначительно, но была выше, чем общинных. В тоже время, несмотря на более высокую экономическую мощь хуторских хозяйств, признавалось, что «в них не найдено признаков интенсификации земледельческого промысла.
Те же приемы в земледельческой технике, то же господство трехпольного севооборота, что и на соседних общинных полях»303.
Успехи в земледелии начала ХХ века
К концу первого десятилетия ХХ в. в развитии агарного сектора страны наметился существенный прогресс. И он был достигнут за счет увеличения зернового производства в крестьянских хозяйствах. По свидетельству профессора Э.М. Щагина, в два предвоенных года валовые сборы зерновых в Евро пейской части страны достигли рекордных отметок, на 20 – 30 % превышающие среднегодовые показа тели двух предшествующих пятилетий. Среднегодовая урожайность за 1911 – 1915 гг. по разным культурам выросла на 13 – 25 %304. Содержание произошедших перемен верно отразил А.В. Чаянов. Он писал: «В конце первого десятилетия ХХ века наблюдалось значительное оживление русской сельскохо зяйственной жизни, крестьянское хозяйство, изжившее старые формы трехпольного земледелия, при ступает к созданию новых хозяйственных систем: быстро развивается травосеяние, промышленные яровые неуклонно увеличивают свою площадь, происходит повсеместная смена старого инвентаря на улучшенный, крепнут кооперативные формы маслоделия, и сотни других молекулярных процессов создают новое крестьянское земледелие»305.
Успехи в крестьянском земледелии
стали возможным, благодаря сочетанию
ряда причин. Свою роль сыграл правительственный
курс в области агарных отношений.
Отмена с 1 января 1907 г. выкуп ных
платежей за надельную землю существенно
облегчило экономическое
Изменения коснулись технической
оснащенности крестьянских дворов. Крестьяне
лично и в склад чину стремились
приобрести более совершенные
В рамках традиционной трехпольной системы медленно, но неуклонно повышалась урожайность крестьянских полей. Урожайность главного сельскохозяйственного продукта – ржи на крестьянских землях в 1896 – 1910 гг. составляла в среднем 55,5 пуда с десятины, в 1912 г. – 62 пуда, 1913 г. – 34,8 пуда, 1914 г. – 50 пудов, в 1915 г. – 62,3 и в 1916 г. – 62,8 пуда311. В Воронежской губернии в 1915 г. сбор хлебов превысил 2 млн. т, что было вдвое выше уровня 1908 г. Почти 85 % объема производства зерновых дали крестьянские хозяйства312. Росту товарности крестьянских хозяйств благоприятствовала рыночная конъюнктура. Цена на рожь и пшеницу в период с 1895 по 1913 гг. выросли в 2 раза. На крестьянских полях распространялись культуры востребованные рынком и тре бующие больших знаний и качественного труда. Так, под посевы пшеницы в 1913 г. воронежские кре стьяне отвели 71 тыс. дес., в 1914 г. – 81 тыс. дес., в 1915 г. – 141 тыс. дес.313 Наряду с хозяйственными потребностями семьи, крестьянство в своей производственной деятельности вынуждено было все в большей мере учитывать и запросы рынка.
Под влиянием крестьянского движения
1905 – 1907 гг. арендная плата за землю
понизилась, а опла ты труда поденных
рабочих существенно
Развитие товарно-денежных отношений в деревне шло медленно, но традиционные представления крестьянства постепенно менялись. Еще в 1870-х гг. для крестьян были чужды идеи денежного займа под проценты, прибыли на капитал, но в начале ХХ в. положение изменилось, чему свидетельствовал многократный рост участия крестьянства в различных кредитных учреждениях. Число ссудо сберегательных и кредитных товариществ выросло в стране с 1680 в 1905 г. до 7978 к 1 января 1912 г. Только в Курской губернии число кредитных товариществ в увеличилось с 39 в 1905 г. до 198 в 1913 г.315 В начале ХХ в. страна переживала буквально бум кредитной кооперации. Число кре дитных товариществ, которые пользовались популярностью у жителей села, увеличилось с 782 в 1905 г. до 12 114 в 1917 г. Ссудный капитал играл в развитии аграрного сектора страны все более заметную роль.
В 1914 г. из общего числа выданных ссуд 65 % шла на сельскохозяйственные нужды. Только на покуп ку земли в этом году было выдано кредитов 35 млн. р., тогда как в 1906 г. эта сумма составляла 313 тыс. р., т.е. за 7 лет увеличилась более, чем в 100 раз!316 С 1909 по 1917 гг. ссуды на аренду земли составили около 50 млн. р., что покрывало 1/6 - 1/8 часть арендных платежей, достигавших в России 300 – 400 млн. р.317 Курский губернатор в отчете за
1912 г. докладывал императору о размере выданных ссуд: на аренду земли – 1 897 000 р., на покупку земли в собственность – 883 000 р., на приобретение семян и удобрений - 225 000 р., на покупку земледельческих орудий – 164 000 р.318 Мелкий кредит являлся в селе приемле мой и удобной для крестьян формой, которая позволяла им аккумулировать денежные средства для осуществления необходимых для хозяйства приобретений. Однако следует заметить, что главный кон тингент кредитных товариществ составлял среднее и зажиточное крестьянство.
Мобилизация земли посредством ее покупки крестьянами (обществом, товариществами, индивидуально) выступала мощным двигателем агрикультурного прогресса. По данным А.А. Ахиезера усилилась покупка земли общинами. С 1901 – 1903 по 1905 – 1906 гг. она увеличилась в 3 раза, тогда как покупка отдельными домохозяевами снизилась. «Вместе с переходом 10 – 12 млн. десятин от помещиков к кре стьянам в промежуток 1905 – 1914 гг. происходил заметный даже для неспециалистов прогресс кресть янского полеводства, скотоводства и интенсивных культур. Во время войны крестьянское хозяйство, во всяком случае, серьезно не упало, а помещичье быстро сокращалось, и в 1916 г. в руках крестьян оказа лось 90 % посева и 94 – 95 % скота», – констатировал в своем исследовании экономист А.В. Чаянов319.
Подъем сельскохозяйственного производства в предвоенные года свидетельствовал о способности общины, приспособится к новым условиям и в определенной мере обеспечить хозяйственный и агри культурный прогресс. Немецкий профессор Аухаген, посетивший в 1911 – 1913 гг. ряд российских гу берний, в целях выяснения хода реформ, отмечал, что «община не является врагом прогресса, что она вовсе не противится употреблению усовершенствованных орудий и машин, лучших семян, введению рациональных способов обработки полей и т.д. К тому же в общинах к улучшению своего хозяйства приступают не отдельные, особенно развитые и предприимчивые крестьяне, а целиком вся община»320.
Следует согласиться с мнением американского историка С.Л. Хока, что слишком большое внимание уделялось недостаткам крестьянской общины и очень мало – потенциальным возможностям увеличения эффективности производства, которые возникли после освобождения крестьян, благодаря новым ры ночным отношениям в землепользовании321.