Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 01:35, реферат
Воссоздания эпохи средневековья помогла осознать, что природа для крестьян была средой обитания и жизнеобеспечения, она определяла уклад ее жизни, занятия, под ее влиянием сложилась культура и традиции русского народа. В крестьянской среде зародился русский фольклор, сказки, загадки, пословицы, поговорки, песни, в которых нашли отражение различные стороны крестьянской жизни: работа, отдых, семья, традиции.
Введение
Основная часть
1 Образ жизни крестьян
2 Крестьянская община; община и семья; жизнь «на миру».
3 Крестьянский двор.
4 Питание крестьян.
Вывод
Сильно страдали крестьянские хозяйства от многополосицы. По данным обследования, 12 уездов Европейской России, проведенного по инициативе ГУЗиЗ в 1913 г., дворы с 21 и более полосами со ставляли в общей сложности 28,6 %. Дворов с 1-3 полосами было всего 9,8 %205. Проблема многополо сицы в полной мере была характерна для крестьянских хозяйств центрально-черноземной деревни. В начале ХХ в. в Воронежском уезде из 289 общин только 4 имели по одной полосе, а 169 общин имели свыше 10 полос206. Многополосица увеличивала затраты рабочего времени и снижала эффективность обработки крестьянских полей.
Проблемы дальноземья и
Проблема аграрного
По мере роста крестьянского
населения неизбежно
Земли крестьянам катастрофически
не хватало. Переселения конца XIX –
начала XX в. были незна чительны и
проблему аграрного перенаселения
не решали. Крестьяне с все большим
вожделением взирали на соседние
экономии помещиков. Существующий надел
не гарантировал условия физиче ского
выживания сельской семьи. Сносное
существование крестьянского
Проблема имела и другую сторону.
Крестьянское малоземелье выступало
мощным побудительным мотивом для
интенсификации сельскохозяйственного
производства. Не случайно, что в
Тамбовской гу бернии бывшие помещичьи
крестьяне имели более высокую
культуру земледелия, чем бывшие госу
дарственные. Так в Козловском уезде
удобряли свои поля малонадельные общины
бывших владельче ских крестьян. Хотя
удобрение в Воронежской
Аренда земли
Дефицит земли по причине значительного прироста сельского населения вызывал настоятельную потребность в расширении посевных площадей. Традиционным решением этой проблемы в деревне яв лялась аренда. По данным земской подворной переписи 1880 – 1884 гг. тамбовское крестьянство арен довало у помещиков 441 539 дес. земли. В число этих арендаторов входило 107 950 крестьянских хозяйств или 34,1 % всех крестьянских дворов213. В Орловской губернии размер арендованной крестьянами земли составлял 179 122 дес. или 10% к общему числу надельной земли. Из них в краткосрочной аренде находилось 117 800 дес., долгосроч ной – 61 322 дес214.
Аренда носила преимущественно краткосрочный характер. Одной из главных причин развития вне надельческой аренды, в особенности краткосрочной, является постоянная нужда крестьян в продоволь ствии. По Орловской губернии аренда на один год имела место в 2076 обществах или в 50,2 % всех об следованных обществ, а на несколько лет в 604 обществах, т.е. 12,2 %215.
Крестьяне вынуждены были прибегать к аренде в виду отдаленности их пашенных участков. В пер вую очередь это касалось крестьян, живущих в разных селениях, но имеющих один общий надел. В со держании отчета сенатора С. Мордвинова о ревизии Воронежской губернии приводился пример такой хозяйственной ситуации. Крестьяне сел Гвазды и Клеповки Павловского уезда были вынуждены сда вать часть своих земли крестьянам соседних сел по 2 р. 50 коп. за десятину, а сами снимали ближе на ходящиеся земли по 6 р.216 В данном случае община шла на дополнительные расходы, связанные с арендой, с целью снижения производственных затрат своих членов.
Увеличения посевных площадей крестьяне региона традиционно достигали за счет аренды земель местных помещиков. Условия аренды были самые разнообразные. Сельский учитель Н. Бунаков в конце 80-х гг. XIX в. по этому поводу писал: «По причине малоземелья крестьяне арендуют («снимают») зем лю у местных землевладельцев: «исполу», «по-третьям», за отработки, за деньги, из расчета 15 – 16 р. за дес. Арендованная за деньги десятина дает 5 четвертей ржи, что по ценам последних лет, за вычетом семян дает не более 15 – 16 р. дохода»217. В ряде мест аренда помещичьих земель носила отработочный характер. В Тамбовской губернии за 1 дес. арендованной земли крестьяне обрабатывали 1,5 дес. поме щичьей земли. Помимо отработок вносили часть арендной платы деньгами от 1,5 до 13 р. (Кирсанов ский уезд) и от 1 до 8 р. (Моршанский уезд). При денежной аренде размер платы зависел от качества почв и срока аренды земельного участка. Средняя цена при краткосрочной аренде в Тамбовском уезде в 1880-х гг. составляла 15 р. 28 коп., а при долгосрочной аренде – 6 р. 34 коп. Наиболее высокие цены при краткосрочной аренде были отмечены: в Тамбовском уезде – 21 р., Липецком – 22 р., Кирсановском - 24 р. за десятину218. Арендная плата в уездах Орловской губернии с глубоким черноземом составляла 25 - 40 р. за десятину озимого посева и 25 р. за десятину ярового.
Нередко крестьяне не получали от аренды земли ожидаемого хозяйственного эффекта. Например, средняя цена арендованной десятины под озимый посев в Малоархангельском уезде Орловской губер нии составляла 20 р. 80 коп. Чтобы получить эти деньги и возвратить семена, необходимо было собрать с десятины не менее 50 пудов зерна (9 пудов на семена и 41 пуд по 50 коп. для продажи), но средняя урожайность на крестьянской земле в губернии составляла 45 – 50 пудов, следовательно, посев на арендованной земле мог дать выгоду только в годы урожаев выше среднего219. Таким образом, аренда земли с экономической точки зрения, была для крестьянина маловыгодной, а порой и убыточной. Большее денежное вознаграждение крестьянину сулил найм. Однако он предпочитал арендовать землю, пусть и на невыгодных для себя условиях, ради существования в качестве независимого хозяина. По авторитетному свидетельству В.Н. Воронцова:
«Крестьянин готов на материальные потери лишь бы сохранить нравственные выгоды, связанные с положением самостоятельного хозяина».
С точки зрения рыночной экономики, такое положение необъяс нимо. Но крестьянин в своей хозяйственной деятельности руководствовался иными побудительными мотивами. Работа не на рынок, а для собственных нужд, не извлечение прибыли, а удовлетворение по требностей крестьянской семьи и двора был доминантой существования жителей деревни220. И опять мы видим, что хозяйственной деятельности русского земледельца был чужд голый экономический рас чет. Нравственный принцип был основополагающим в «моральной экономике» крестьянства.
Природа хозяйственного консерватизма
В обретении агрономического
В большинстве своем маломощные
крестьянские хозяйства объективно
не имели возможности со блюдать
все требования агротехники. Русские
пахари прекрасно знали о
Что же лежало в основе хозяйственного консерватизма крестьян? Для изучаемого региона одной из причин этого феномена являлись природно-климатические условия. Тучные черноземы, особенно в на чале их эксплуатации, давали богатый урожай. Это сослужило крестьянам дурную службу. Исследова тели деревни начала ХХ века причину отсутствия успехов в земледелии крестьян усматривали «в старании выбрать из почвы, как можно больше хлебных продуктов без соответствующей возделки и доста точного удобрения»225. «Русский крестьянин в делах улучшения полевого хозяйства вообще очень кон сервативен, – констатировал в своем исследовании (1908 г.) С.А. Шпилев. – В губерниях, наиболее пло дородных, возлагает больше надежду на силу земли, чем на качество обработки»226.
Другую причину консерватизма
сторонние наблюдатели
Анализируя природу