Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2012 в 14:30, курсовая работа
Хотя художественное образование как система и периоды, предшествующие XVIII веку, еще не сложилась, предпосылки для ее формирования вызревали на протяжении длительного периода. Безусловно, просвещение, формирование ценностного сознания людей, их культурной идентификации едва ли можно считать собственно образованием в его сегодняшнем понимании. Скорее это было воспитанием, социализацией, обеспечением интеграции людей в социокультурную среду, неориентированную на специальную профессиональную подготовку. Она осуществлялась не в специальных образовательных учреждениях, а через включение индивида на ту или иную профессиональную деятельность под руководством учителя, наставника, мастера.
Художественное образование в России до петровских времен…3
Развитие светского образования в России………………………..6
Обучение рисованию в XVIII в. В России………………………..9
Создание и развитие академии художеств в России…………….12
Культура русского Просвещения…………………………………17
Библиографический список………………………
Какой бы объект для рисования И.Д. Прейслер ни предлагал, он прежде всего старается помочь ученику справиться с трудностями анализа формы предмета и построении его на плоскости.
В каждой таблице, идет ли разговор о рисовании частей человеческого лица или всей головы, наглядно показано, как следует методически правильно строить изображение.
Этапы построения изображения натуры, указывает И.Д. Прейслер, должны подчиняться строгой последовательности. "Вначале наносятся основные ориентиры - взаимно пересекающиеся (вертикальная и горизонтальная) прямые линии, которые должны помочь ученику правильно определить положение в пространстве, как всей фигуры, так и каждой ее части. "Параллельные и перпендикулярные линии служат для проверки отношений... намечая общий характер формы, надо "ухватить" движение фигуры и определить "средние" (осевые) линии, как всей фигуры, так и каждой ее части: "Сии линии членов суть средние линии всякой части, что бы она ни изображала - руку ли, ногу ли или тело"2.
Чтобы быстро и хорошо улавливать движение человеческой фигуры, И.Д. Прейслер предлагает ученику запомнить основные схемы движения.
Когда характер формы и движения найдены, нужно установить, для чего следует основательно ознакомиться с законами антропометрии. И.Д. Прейслер предлагает основательно изучить те таблицы, где законы пропорций наглядно показаны. Однако, говорит художник-педагог, измерение и проверка пропорциональных отношений, должны проходить не с помощью линейки и циркуля, а на глаз: "Рисовальщик должен иметь циркуль в глазу, а резчик - в руках"3.
Когда общее построение изображения намечено верно, фигуру надо четко прорисовать, причем линия в рисунке должна помогать зрителю "читать" объем и характер формы тела. Там, где линия показывает уходящую в глубину форму и свет на ней, она должна быть тонкой и легкой, сходящей на нет; там же, где линия должна подчеркнуть объем формы и дать намек на тень, ее следует усилить нажимом карандаша на бумагу.
Умению владеть линейным рисунком И.Д. Прейслер придает очень большое значение. В красивой выразительной линии, утверждает художник, заключена эстетическая ценность рисунка: "Наибольшая красота состоит, вне всякого сомнения, в хорошем и чистом обрисовании"4.
Но это "обрисование" должно быть основано не на простом наблюдении, а на знании строения формы человеческого тела. Для этого И.Д. Прейслер предлагает ученику заучить основные схемы строения частей человеческого тела, кроме того, пластическую анатомию. В дополнение к этому пособию И.Д. Прейслер издал книгу "Ясное показание и основательное представление об анатомии живописцев".
Одна из частей "Ясного
показания..." посвящена способам
выявления формы предметов
Выявляя форму предмета светотенью, надо внимательно следить за его поверхностями и подчеркивать штрихами их направление - "тень у квадрата прямая, а у шара круглая"5.
Модулируя форму светотенью, не следует все особенно оттушевывать. Это, считает, художник может нанести ущерб выразительности рисунка.
Руководство И.Д. Прейслера очень высоко оценивалось современниками, оно несколько раз переиздавалось как за границей, так и в России. Более обстоятельной и четкой методической разработки по учебному рисунку в то время не было, поэтому его труд в России использовался как в общеобразовательной так и в специальных художественных школах. Большую методическую помощь книга И.Д. Прейслера оказала в дальнейшем и воспитанникам Академии художеств.
Следует отметить, что первые наши учителя-иностранцы стали использовать пособие Прейслера не как методическое руководство, а как книгу образцов для копирования.
Видимо, учителям-иностранцам было сложно объясняться по-русски с учениками, и они просто заставляли своих воспитанников перерисовывать иллюстрации из книги И.Д. Прейслера.
Это дало повод в дальнейшем исследователям назвать метод И.Д. Прейслера "копировальным", "догматическим", "вредным", "приводившим искусство рисунка к тупику".
Такая оценка метода И.Д. Прейслера не может считаться правильной с исторической точки зрения.
И.Д. Прейслер нигде не пишет, что его книга предназначается для срисовывания. Наоборот, в главах "О прочих фигурах" он пишет, что иллюстрации он дает не для копирования, а для того, чтобы ученик мог наглядно увидеть принципы и методы изображения.
Следует отметить, что среди учителей-иностранцев были и такие (например, Б. Тарсиа, И. Гриммель, И. Жилле), которые правильно применяли метод Прейслера, т.е. обучали рисунку с натуры.
В первой половине XVIII в. русские люди получали специальное образование в основном в частных мастерских или за границей.
Среди частных мастерских того времени мировой известностью пользовались мастерские живописцев И. Аргунова, П. Ротари, скульптора JI. Роллана, где обучение рисунку было поставлено на высоком уровне. Будучи хорошим рисовальщиком и прекрасно зная технику живописи, И. Аргунов своим ученикам давал отличную профессиональную подготовку. Из его мастерской вышли такие замечательные художники, как А.П. Лосенко, И.С. Саблуков, А.Ю. Головачевский, которые в 1759 г. были приняты из мастерской сразу в качестве ассистентов в Академию художеств. Однако в некоторых частных мастерских обучение молодых художников было поставлено крайне плохо. У многих еще не была выработана система и методика обучения рисунку, живописи, композиции. Такие частные мастерские не могли предоставить своим ученикам условия для нормальной учебной работы, да и их назначение было иным: они выполняли мелкие частные заказы.
IV. Создание и развитие академии художеств в России.
[ В. Г. Лисовский. Академия художеств.-2е издание,переработ и доп.,-Л.: Лениздат, 1982 г.-224стр. с ил., стр.16 ].
В 1755 году граф Шувалов на свой вторичный запрос о создании Академии Художеств получает от Елизаветы положительный ответ. В 1756 году Шувалов едет за границу, где при посредстве Дидро и Вольтера знакомится с постановкой художественного образования в Европе. Таким образом Академия художеств была учреждена решением Сената 6 ноября 1757 года в царствование императрицы Елизаветы Петровны в Петербурге по инициативе великого русского ученого М.В. Ломоносова и известного просветителя того времени И.И. Шувалова.
[ История Русского искусства. Под редакцией М.М.Раковой,3-е издание, исправленное и дополненное, М,: «Изобразительное искусство»,1991. 508 стр. Стр.149 ].
Именно Шувалов пригласил из-за границы педагогов, набрал первых учеников и в 1758 году подарил Академии свою прекрасную художественную коллекцию, положив этим начало библиотеке и будущему музею. В 1764 году Екатерина II, утвердив Устав и штаты, даровала Императорской Академии художеств Привилегию. В том же году по проекту архитектора Ж.Б.Валлен-Деламота и А.Ф.Кокоринова началось строительство каменного здания Академии на берегу Невы, которое закончилось в 1788 году.
[В. Г. Лисовский. Академия художеств.-2е издание,переработ и доп.,-Л.: Лениздат, 1982 г.-224стр. с ил., стр.21-23 ].
Курировал Академию, как и университет, сам Шувалов. Для обучения в ней из числа учеников гимназии при университете набрали 16 талантливых юношей. При отборе учеников Шувалов обращал внимание в первую очередь на способности кандидатов, а не на их происхождение, так, например, часть учеников были набраны "из солдатских детей". И уже в первом наборе были те, кто впоследствии прославил русское искусство - скульптор Федот Шубин, художники Федор Рокотов и Антон Лосенко, архитекторы Василий Баженов и Иван Старов.
Преподавали в академии в первые годы в основном иностранные педагоги: рисованию и живописи обучали Л.-Ж. Лоррен, Ж.-Л. Девельи, Л.-Ж.-Ф. Лагрене, скульптуре – Н.-Ф. Жилле, искусству гравюры – Г.Ф. Шмидт. Но через несколько лет академиками стали и русские мастера. Среди них был и М.В. Ломоносов, удостоенный звания почетного академика как мозаичист, а также академиками стали Е. Чемесов (сменивший Г.Ф. Шмидта) и М. Пучинов.
[Молева Н.М., Белютин Э.М. Педагогическая система Академии художеств XVIII века. М., 1956.c. 26-28 ].
Первый выпуск Академии состоялся в 1762 году. Шувалов добился, чтобы окончившие Академию с золотой медалью могли за казенный счет на три года поехать за границу, чтобы познакомиться с шедеврами мирового искусства. Академия художеств крепла, приобретала свое, характерное лицо.
Академия художеств была
одним из самых прогрессивных
учреждений того времени. Художники
и архитекторы первого
Для развития художественного вкуса учащихся Академии художеств окружали предметы искусства. Шувалов жертвует свое собрание картин и рисунков, а также личную библиотеку. Академия снабжала учеников всем необходимым. По инициативе скульптора Жиле в 1760 году при Академии художеств был организован класс, где изучали пластическую анатомию.
В 1762 году на престол взошла императрица Екатерина II, и государственная политика по отношению к Академии изменилась. Весь шуваловский период деятельности Академии был объявлен «партикулярным». Шувалова отстранили от руководства Академией, отправили за границу, а его должность занял известный деятель екатерининского времени И.И. Бецкой. Он начал реформирование Академии в соответствии с модными тогда в Европе идеями французских просветителей.
По мысли Бецкого, Академия должна была не только готовить мастеров, но и воспитывать учеников, полностью изолировав их от внешнего мира, дабы «во все время их пребывания в Академии никогда не давать им видеть и слышать ничего дурного, могущего их чувства упоить ядом развратности». Поэтому для обучения стали набирать мальчиков 5-6 лет, которым вначале следовало пройти курс общеобразовательных дисциплин в Воспитательном училище, а затем учиться в специальных классах Академии.
[ Вопросы художественного образования. Материалы по истории русской и советской художественной школы. Тематические сборники научных трудов Института им. И.Е. Репина, вып. VI-X. Л., 1973-1974. с. 64-72 ].
Официальной датой учреждения Императорской Академии художеств стало 4 ноября 1764 года, когда Екатерина II утвердила Устав и "Привилегии" Академии, тем самым подчеркивалось, что теперь Академия существует самостоятельно, а не как часть Московского университета. Органом управления стал Совет, состоявший из президента (им стал И.И. Бецкой), четырех профессоров и конференц-секретаря.