Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2012 в 14:30, курсовая работа
Хотя художественное образование как система и периоды, предшествующие XVIII веку, еще не сложилась, предпосылки для ее формирования вызревали на протяжении длительного периода. Безусловно, просвещение, формирование ценностного сознания людей, их культурной идентификации едва ли можно считать собственно образованием в его сегодняшнем понимании. Скорее это было воспитанием, социализацией, обеспечением интеграции людей в социокультурную среду, неориентированную на специальную профессиональную подготовку. Она осуществлялась не в специальных образовательных учреждениях, а через включение индивида на ту или иную профессиональную деятельность под руководством учителя, наставника, мастера.
Художественное образование в России до петровских времен…3
Развитие светского образования в России………………………..6
Обучение рисованию в XVIII в. В России………………………..9
Создание и развитие академии художеств в России…………….12
Культура русского Просвещения…………………………………17
Библиографический список………………………
Парадоксы культурно-исторического развития России в XVIII первой половине XIX в. получили концентрированное выражение в явлении, именовавшемся «демократией несвободы», т.е. противоречивой связи верхов и низов» . Речь идет в данном случае о том, что «и русское дворянство испытывало на себе пресс, бремя тех же самых тягчайших условий, в которые оно само, в силу исторической диалектики, поставило большинство населения и нашей страны в прошлом. Нельзя быть свободным, угнетая других, не может быть свободным народ, угнетающий другие народы. Но народ, который несвободен, стремится к свержению этой свободы. И поскольку он стремится к ее свержению, постольку интересы его освобождения совпадают с интересами всех угнетенных. И вот на известный период времени интересы освобождения дворянства несомненно совпали с интересами освобождения других слоев в России» .
М.А.Лифшиц приводил характерные примеры подобного совпадения дворянства и народности: литературные персонажи — старый князь Болконский в «Войне и мире» Л. Толстого, пушкинские герои — старик Гринев, старик Дубровский, «арап Петра великого»; «солдатские полководцы» Суворов и Кутузов, соединившие в себе деспотизм и чудачество (как форму выражения социального протеста), которые сами были солдатами, «слугами тяжелого, большого, давящего аппарата русской империи». Демократию несвободы очень характерно выражал И.А. Крылов: «Едва И есть что-либо более народное, чем произведения Крылова, его басни, изречения, сказки, хотя Крылов по идеологии своей был консервативен и никак не может быть отнесен к революционерам» . Подобным же образом можно оценить, например, творчество скульптора Шубина, портретистов Боровиковского и Левицкого . Если русское самодержавие во всех своих социокультурных проявлениях выступало как централизующая сила, то представители русской культуры XVIII в., выражавшие тенденции освобождения, обновления, динамичного развития, представляли силу децентрализующую. Таким образом, в ядре русской культуры XVIII в. обозначились два взаимоисключающих тяготения — центростремительное (ориентированное на сохранение национального своеобразия) и центробежное (направленное на размывание национальной специфики и выход за пределы подобной определенности), которым в дальнейшем предстоит играть в русской культуре главенствующую роль. Однако уже в рамках культуры Просвещения эти тенденции заявили о себе достаточно ярко и определенно.
Русское Просвещение сильно отличалось от западноевропейского уже тем, что классицизм, реализовавший идеологию абсолютизма, не предшествовал ему, как это было, например, во Франции, а сопутствовал, точнее — его осуществлял. Идеи социального равенства, внесословной ценности человека, созвучности его чувств природе, творческих способностей независимо от происхождения и т.п., развивавшиеся на Западе под влиянием буржуазно-демократических процессов, в России XVIII в. вступали в неразрешимое противоречие с крепостнической системой, неправовым государством, самодержавием как идеалом национально-государственного устройства, пренебрежением к личности (в том числе творческой), консерватизмом православия с его ориентацией на «предание» и мессианскими установками. Не случайно одновременное сосуществование в русской культуре XVIII и эстетической и художественной систем классицизма и сентиментализма, взаимоисключающих друг друга по своим принципам и исходным творческим установкам (государство — личность; разум чувства; нормативная дисциплина — непроизвольные влечения сердца; общественная польза — частное право; национальная гордость - космополитические общественные мотивы и т.п.) и в то же время исповедующих просветительские идеалы и лозунги .
Несмотря на все противоречия русского Просвещения, и XVIII в. широкое распространение в России получили идеи Вольтера и Руссо, деизма и масонства, характеризующиеся неприятием официальной церкви и просвещенного абсолютизма; в то же время характерно, что в отличие от Запада среди русских просветителей XVIII в. в целом были непопулярны материалистические и атеистические идеи (при всем интересе русского общества к натурфилософии и свободомыслию). Здесь сказалась не последовательность и противоречивость секуляризационных процессов, происходивших в русской культуре XVIII в. Гораздо больше занимали умы русского просвещенного дворянства нравственно-религиозные, эстетические и социально-политические проблемы: красота и разнообразие природы как «храмины естества», правомерность элитарного положения дворянства в обществе, пути нравственного совершенствования общества и исправления нравов, значительность человеческого существования и человеческой личности, возможности ее самосовершенствования и духовного роста, творческой деятельности. В этом отношении совпадали взгляды таких разных мыслителей, как А. Кантемир и М. Щербатов, Г. Конисский и С.Десницкий, Н. Новиков и П. Радищев, И. Лопухин и И. Елагин, Д.Фонвизин и Н. Карамзин. Показательно и то, что во второй половине XVIII в. широкое распространение получили сатирические жанры поэзии и театра, сатирические журналы как художественные и публицистические средства реализации просветительских идеалов в обществе, практически неизменном в социально-политическом и Идеологическом отношении .
Русская культура XVIII в. развивалась на протяжении большей части столетия в атмосфере нестабильности — сменяющих друг друга дворцовых переворотов, реформ и контрреформ, борьбы за власть и влияние в бюрократических структурах, интриг, фаворитизма и т. п. С началом царствования Екатерины II («век Екатерины») наступил период консолидации социальных и культурных сил просвещенного дворянства: складывается альянс правящей и духовной элиты страны, возникают предпосылки для либерально - правового преобразования государства в форме конституционной монархии (екатерининский «Наказ» Комиссии уложения), Россия вступает на путь поступательно-эволюционного развития. Личность Екатерины II с ее культурной и социально-политической программой выступает все более явно как медиативный фактор российской социокультурной истории . Однако разверзшаяся Крестьянская война (восстание под руководством Е. Пугачева) положила конец официальному развитию либерализма и привела к ужесточению консервативно-охранительных тенденций в культурной политике Екатерины: началась борьба с инакомыслием в лице А. Радищева и Н. Новикова, был законсервирован конституционный и в значительной мере антикрепостнический проект Н. Панина и Д. Фонвизина, запрещены масонские организации, введена цензура. Независимая от власти духовная культура подозревалась в антиправительственных намерениях и политической оппозиционности. Характерна легендарная фраза Екатерины, вырвавшаяся у нее в связи с выходом в свет книги Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву» (1790), где содержались выпады против самодержавия, крепостничества, социального неравенства и других нарушений «человеческого естества»: «бунтовщик хуже Пугачева». Представитель идейной оппозиции квалифицировался как политический враг, причем даже худший, нежели самозванец, бунтовщик, развязавший в стране гражданскую войну и поставивший власть на грань национальной катастрофы. Так, только сложившаяся во второй половине XVIII в. как единое целое дворянская культура к концу века раскололась на два конфронтирующих между собой крыла — консервативно-охранительное и либерально –реформистское, что предопределило драматические процессы и движущие противоречия классической русской культуры XIX в.
Библиографический список
Приложение. Тестовые задания для самоконтроля.
(………) начинает широко внедряться в общеобразовательные учебные заведения. Так, (……….) было включено в число учебных предметов Морской академии (1715), хирургической школы при Санкт-Петербургском военном госпитале (1716), в Карповской школе Феофана Прокоповича (1721), в Кадетском корпусе (1732), в гимназии при Академии наук (1747), в воспитательном училище при Воскресном (Смольном) монастыре (1764). В 1724 г. в Российской академии наук наряду с прочими науками предусматривалось преподавание и "знатнейших художеств”, и студенты, "буде охота есть", могли заниматься (……….).