Уголовно - правовая характеристика оскорбления представителя власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2014 в 17:49, курсовая работа

Описание работы

Объект и предмет исследования. Объектом исследования выступает совокупность общественных отношений, складывающихся в процессе уголовно-правового обеспечения управленческой деятельности, защиты чести и достоинства представителя власти.
Предметом исследования являются:
1. Теоретические положения науки уголовного права об элементах общественного отношения (субъект, предмет, объект), о механизме уголовно-правовой охраны.
2. Содержание и тенденции развития уголовного законодательства Рос- сии, регламентирующего уголовную ответственность за посягательства на личность представителя власти.
3. Институты действующего уголовного законодательства, касающиеся исследуемой проблематики.
4. Особенности криминологической характеристики рассматриваемых преступлений.

Файлы: 1 файл

готовый диплом.doc

— 247.00 Кб (Скачать файл)

В то же время в литературе критически оценивает официальные данные, приводя результаты проведенного анкетирования потерпевших из числа представителей власти. Установлено, что 43,5% из них подвергались оскорблению 1-3 раза, 10,9% – 3-5 раз, а 36,8% – более 5 раз. Лиц, которые ни разу не подвергались оскорблению как представители власти, в опрошенной группе всего 8,8%.11 С учетом полученных данных можно сделать заключение о высокой латентности изучаемого вида преступлений, поскольку сравнение общего числа преступлений, отражаемых в официальной статистике, изучение следственно-судебной практики прямо указывают на то, что большая доля оскорблений представителя власти не преследуется по закону. К уголовной ответственности привлекается минимальное количество виновных.

Отсутствие должной охраны лиц, призванных защищать интересы других, по нашему мнению, недопустимо. Представитель власти не может исполнять свои обязанности, будучи ущемленным в своих правах, не чувствуя гарантии собственной безопасности.

Для сравнения приведем пример уголовной ответственности за аналогичные правонарушения в уголовном праве Франции . Особую категорию уголовных преступлений составляют посягательства на судебную власть и деятельность суда. Так по старому уголовному закону, если одному или нескольким магистратам административного или судебного ведомства будет при исполнении ими их обязанностей или по поводу их исполнения нанесено оскорбление словами, имеющими целью задеть их честь и щепетильность то оскорбивший их таким образом карается тюремным заключением на срок от одного месяца до двух лет. Если же оскорбление имело место в заседании суда или трибунала, то тюремное заключение назначается на срок от двух до пяти лет. По новому УК оскорбление словами, жестами или угрозами, не преданными гласности текстами или изображениями любого характера или посылками с какими бы то ни было предметами, магистрата, присяжного или любого лица, заседающего в судебных подразделениях, при осуществлении или в связи с осуществлением его обязанностей, которое может привести к посягательству на его достоинство или на уважение, которое надлежит оказывать возложенной на него обязанности, наказывается тюремным заключением на срок один год и штрафом в 100 000 франков. Если оскорбление имеет место в заседании суда высшей или первой инстанции или какого-либо подразделения, осуществляющего функции правосудия, наказание увеличивается до двух лет тюремного заключения и штрафа в 200 000 франков12.

Исходя из вышеизложенного можно сделать следующие выводы.

Социальные процессы , проходящие в России в настоящее время , не ведут к улучшению положения (укреплению позиции) представителя власти. Если в советский период времени оскорбление представителя власти значительно чаще осуждалось обществом, особенно если принять во внимание формирование на государственном уровне положительного образа представителя власти, в частности работника милиции, в настоящее время, когда даже судебными и правоохранительными органами оскорбление представителя власти воспринимается как «производственная издержка», на отрицательную реакцию общества не приходится рассчитывать вовсе (реализация своеобразной политики невмешательства).

Криминализация оскорбления представителя власти является отражением происходящих в обществе процессов, которые определяют основания для защиты общественных отношений от преступных посягательств. Эти основания образуют определенную систему, они не просто связаны между собой, но и имеют единую сущностную основу.

В целом вышесказанное свидетельствует о необходимости углубленного теоретического анализа проблем юридической природы, квалификации и практики применения, а также выработки научно обоснованных рекомендаций по совершенствованию уголовно-правовой нормы, содержащейся в ст. 319 УК РФ.

 

 ГЛАВА II. УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОСКОРБЛЕНИЯ ПРЕДСТАВИТЕЛЯ ВЛАСТИ

§ 1 Объект и потерпевший оскорбления представителя власти. 
 

Преступления против порядка управления - это общественно опасные деяния, ответственность за которые предусмотрена в ст. 317-330 УК РФ, посягающие на официальный порядок функционирования институтов государственной власти и местного самоуправления (органов, их учреждений и символов), на официальный порядок документооборота в организациях, а также на официальный порядок удостоверения и реализации прав и законных интересов граждан.

Уголовный кодекс Российской Федерации 1996 г. в значительной степени изменил систему преступлений против порядка управления. Эти изменения коснулись посягательств, связанных с физическим и психическим воздействием на представителей власти, путем унифицирования статей о наказуемости сопротивления, угроз и насилия в отношении должностных лиц различных органов власти, выполняющих служебные функции или обязанности по охране общественного порядка. Все виды насилия в отношении представителей власти и их близких аккумулированы в одной статье.

Родовой объект рассматриваемой группы преступлений - общественные отношения, обеспечивающие установленный законами РФ и основанными на них иными нормативными актами порядок: функционирования органов государственной власти и местного самоуправления, их учреждений; документооборота в организациях; использования символов государственной власти; удостоверения и реализации прав и законных интересов граждан, статуса и охраняемых законов интересов организаций.

В науке уголовного права возникали и возникают большие споры относительно определения видового объекта, обозначенного в наименовании главы 32 УК РФ, - порядка управления и, особенно, при разграничении его с объектами иных групп преступлений. В юридической литературе отмечается, что видовой объект служит основным, решающим критерием при построении Особенной части13 . Г.Ф. Поленов отмечал, что вопрос об «объекте преступлений против порядка управления приобретает принципиальное значение, поскольку он непосредственно связан с установлением сущности, специфики этой категории преступлений, с их отграничением от иных групп преступлений»14 .

Мы склонны согласиться с точкой зрения А.Ю. Кизилова, который утверждал, что «видовой объект преступлений против порядка управления можно определить как отношения социального подчинения, обеспечивающие нормальную деятельность органов государственной власти и местного самоуправления в процессе организации общественной жизни»15 . В действительности, указанное определение видового объекта позволяет отразить три основных момента:

    1. Данные преступления совершаются в сфере публичного (внеслужебного) управления ;
    2. При этом именно частным лицом, подвластным субъектом, нарушаются те или иные правила организации общественной жизни, изданные властвующим субъектом и адресованные этому самому подвластному субъекту;
    3. Нарушение этих правил влечет за собой нарушение в той или иной форме нормальной деятельности органов публичной власти16.

При анализе объекта преступления особое внимание уделяется внимание структуре непосредственного объекта оскорбления представителя власти, рассмотренного как общественное отношение.

Субъекты этих отношений, по мнению диссертанта, могут быть индивидуальными и коллективными. Когда речь идет о коллективном субъекте, имеется в виду административно-правовая правосубъектность. Должностное лицо, осуществляя свои полномочия, действует не как индивид, а как орган, представитель организации, его действия влекут юридические последствия для организации, они должны быть признаны действиями организации. Субъектом правоотношений выступает организация, а должностное лицо действует от ее имени.

Вышеуказанное вполне применимо к структуре охраняемого от оскорбления представителя власти отношения, хотя бы потому, что изначально между виновным и потерпевшим возникают именно административно-правовые отношения, в дальнейшем получающие уголовно-правовое регулирование. При оскорблении представителя власти в число субъектов общественных отношений входят лицо, совершающее оскорбление представителя власти, и представитель власти, действующий от лица административных органов. Представитель власти как обычное частное лицо (личность) быть субъектом отношений, охраняемых от оскорбления представителя власти, не может. Он может быть субъектом отношений, возникающих в случае непосредственного посягательства на честь и достоинство личности, если виновный оскорбит представителя власти как личность, не наделенную в установленном законом порядке особыми полномочиями в отношении широкого круга лиц и не в связи с исполнением им должностных обязанностей. В этом случае речь о них может идти как о субъектах общественных отношений, но возникших по поводу оскорбления конкретной личности, а не представителя власти. Такие общественные отношения складываются в связи с предметом, находящимся под охраной закона. При оскорблении представителя власти предметом выступают: деятельность органов государственной власти и их представителей; управленческая деятельность, нарушаемая при воздействии на честь и личное достоинство представителя власти.

Одинаковое по форме поведение может порождать и не порождать взаимодействие между субъектами. Так, если субъект нецензурно выражается, не адресуя свою речь к конкретному лицу, он не создает условия, при которых возникает необходимость вмешательства и регулирования уголовно-правовыми средствами. Однако если лицо прямо обращается к представителю власти, используя те же слова и выражения, уже имея умысел на унижение, возникает необходимость в преследовании такого рода поведения в уголовно-правовом порядке.

Рассматривается механизм причинения вреда общественным отношениям, заключающийся в посягательстве на социальную связь. Представитель власти распространяет на субъект воздействия управленческую деятельность с целью получения от него необходимого поведения, а он в свою очередь демонстрирует исполнительскую дисциплину. Посягательство на социальную связь происходит тогда, когда субъект отношений в силу любых причин допускает возникновение угрозы причинения вреда и последующую за тем его реализацию в отношении деятельности органов государственной власти и в первую очередь себя как ее представителя; авторитет государственной власти подвергается негативным изменениям при воздействии на честь и личное достоинство представителя власти. Тем самым происходит исключение представителя власти из отношений безопасности. Такое посягательство на социальную связь происходит «извне» и обусловливает оскорбление представителя власти. Одновременно происходит разрушение социальной связи, представленной диссертантом как исполнительская дисциплина субъекта отношений, не являющегося представителем власти. В конечном итоге внешне посягательство всегда представлено в виде одной из форм оскорбления (непосредственное, посредственное и др.). Таким образом, происходит одновременный процесс разрушения направленной в отношении личности управленческой деятельности, инициируемой представителем власти, и исполнительской дисциплины, которая должна исходить от субъекта подчинения17.

Соглашаясь с тем, что оскорбление представителя власти относится к числу формальных составов преступлений, необходимо отметить, что оно может повлечь наступление общественно опасных последствий – морального вреда, проявляющегося в возникновении у потерпевшего дискомфортного состояния, сочетающегося с такими отрицательными эмоциями, как переживания, чувство незащищенности, обида, страх, возмущение, горе, чувство утраты. Вред, причиняемый управленческой деятельности представителя власти, также может проявляться в различных формах: снижении эффективности деятельности представителей власти, утрате доверия к ним со стороны населения и т.п.

Оскорбление оказывает самое негативное влияние на представителя власти, его честь и достоинство, воздействует не только на его самооценку, но и оценку его окружающими. Если умысел виновного лица направлен на унижение лица исключительно из-за занимаемой им должности или принадлежности к определенной группе людей, нельзя утверждать о непосредственном причинении вреда индивидуально определенной личности, к которому виновный испытывает личную неприязнь. Осознавая, что представитель власти – это личность, наделенная властными полномочиями в отношении неопределенного круга лиц, виновный негативно оценивает его профессиональную деятельность.

В общественных отношениях в сфере управления, регулируемых уголовным законом, представитель власти – инициативная сторона. Вместе с тем именно активность выполняемой представителем власти социальной роли предопределяет его виктимность. Изучение объективного содержания и субъективного значения ситуации, складывающейся по поводу оскорбления представителя власти, немаловажно. В этом случае четкий анализ факторов, препятствовавших совершению преступления и способствовавших ему, позволит прийти к выводу о справедливости юридической оценки деяния и назначенного судом наказания, поскольку преступление – не просто некий обособленный акт человека, посягающего на конкретные общественные отношения, это еще и определенная деятельность потерпевшего и виновного до причинения вреда. В случае с оскорблением представителя власти этот момент играет ключевую роль, поскольку большинство оскорблений индивидуально направлены, т.е. совершены непосредственно в отношении конкретного представителя власти.

При совершении насильственных преступлений потерпевший всегда является носителем интересов сохранения жизни, здоровья, телесной неприкосновенности или свободы. Когда же такое преступление посягает на два объекта, он характеризуется еще и как носитель иных интересов. Эти интересы имеют внешнее проявление в виде определенных специальных признаков, характеризующих данное лицо. Так, представитель власти обладает специальными признаками, обусловленными его трудовой деятельностью, а его близкие - социальным положением. В качестве потерпевших закон называет близких представителя власти, которые хотя и не несут службу в органах государственного управления, но фактом своего благополучия и безопасности способны влиять на деятельность последних.

Рассмотрим теперь статус потерпевшего. Уголовный кодекс Российской Федерации, введенный в действие с 1 января 1997 года, впервые дает легальное определение представителя власти. В соответствии с примечанием к ст. 318 УК  представитель   власти   - это должностное лицо правоохранительного или контролирующего органа, а также иное должностное лицо, во-первых, наделенное распорядительными полномочиями и, во-вторых, полномочия которого адресуются лицам, не находящимся в его прямом подчинении. Распорядительные полномочия реализуются в праве должностного лица отдавать в пределах своей компетенции указания, обязательные к исполнению, другими должностными лицами и гражданами.

Информация о работе Уголовно - правовая характеристика оскорбления представителя власти