Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2014 в 17:49, курсовая работа
Объект и предмет исследования. Объектом исследования выступает совокупность общественных отношений, складывающихся в процессе уголовно-правового обеспечения управленческой деятельности, защиты чести и достоинства представителя власти.
Предметом исследования являются:
1. Теоретические положения науки уголовного права об элементах общественного отношения (субъект, предмет, объект), о механизме уголовно-правовой охраны.
2. Содержание и тенденции развития уголовного законодательства Рос- сии, регламентирующего уголовную ответственность за посягательства на личность представителя власти.
3. Институты действующего уголовного законодательства, касающиеся исследуемой проблематики.
4. Особенности криминологической характеристики рассматриваемых преступлений.
Круг потерпевших очерчен точно и определенно: должностные лица правоохранительных или контролирующих органов. Правовое положение указанных лиц определяется соответствующими нормативными актами, регламентирующими деятельность вышеуказанных государственных структур.
В законодательстве не раскрывается
понятие "правоохранительные органы" и не дается их перечень, поэтому
в каждом конкретном случае данный вопрос
должен решаться правоохранительными
органами. Определенным ориентиром может
служить ст. 2 Федерального закона от 20
апреля 1995 г. N 45-ФЗ "О государственной
защите судей, должностных лиц правоохранительных
и контролирующих органов" с последующими
изменениями и дополнениями.
Согласно этой статье к защищаемым лицам
относятся:
К контролирующим органам, согласно ст. 2 Федерального закона от 20 апреля 1995 г. N 45-ФЗ "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов" с последующими изменениями и дополнениями, относятся работники контрольных органов Президента РФ, главы администраций субъектов Федерации, осуществляющие контроль за исполнением законов и иных нормативных правовых актов, выявление и пресечение правонарушений, работники таможенных органов, органов государственной налоговой службы, органов надзора за соблюдением правил охоты на территории государственного охотничьего фонда, органов рыбоохраны, органов государственной лесной охраны, органов санитарно-эпидемиологического надзора, контрольно-ревизионных подразделений Министерства финансов РФ и финансовых органов субъектов Федерации, органов государственного контроля в сфере торговли, качества товаров (услуг) и защиты прав потребителей, осуществляющие контроль за исполнением соответствующих законов и иных нормативных правовых актов, выявление и пресечение правонарушений и т.д.
К сожалению, определение представителя власти нельзя признать идеальным. Проблема заключается в том, что оно раскрывается через другое понятие - должностное лицо.
Немалый интерес и споры теоретиков и практиков-юристов вызывают понятия должностного лица и круга лиц, которые могут быть отнесены к должностным как специальным субъектам уголовного права. Следует отметить, что еще в 16 статьях других глав Особенной части УК РФ (без учета, в силу специфики, статей главы "О воинских преступлениях") прямо указывается на специальный субъект - должностное лицо. В качестве такового должностное лицо может нести уголовную ответственность и за другие общеуголовные деяния, совершенные по формуле: "с использованием служебного положения", установленные более чем в 20 статьях УК РФ.
Первый вопрос, который в связи с этим возникает и требует ответа: почему понятие должностного лица в соответствии с примечанием 1 к ст. 285 УК РФ распространено законодателем только на статьи главы 30? По существу, в этой части повторена редакция примечания к ст. 170 главы "Должностные преступления", когда понятие должностного лица было также дано только для ст. 170-175 главы о должностных преступлениях, а фактически распространяло свое действие и на другие статьи УК РСФСР. Означает ли упорство законодателя необходимость выработки иного понятия должностного лица для более чем 36 статей других глав УК РФ, упоминавшихся ранее?
Известно, что понятия, содержащиеся в Особенной части УК РФ, в том числе понятие должностного лица, достаточно "автономны" и не всегда поэтому совпадают с аналогичными понятиями других отраслей российского права.
Должность выводится из слов "долг,
должное, обязанность" - "служебное место или звание с обязанностями
его; определенные и возложенные на кого
занятия с каким-либо званием". "Должностной
человек - служащий, кто на государевой
или частной службе, обязанный должностью".
Федеральный закон "Об основах государственной
службы"18 дает понятие государственной должности
- должности в органах государственной
власти всех уровней с установленным кругом
обязанностей по исполнению и обеспечению
полномочий данного государственного
органа, денежным содержанием и ответственностью
за исполнение этих обязанностей. Отсюда:
должностным лицом будет гражданин РФ,
занимающий такую должность.
По действующему законодательству должностными
лицами могут быть не только граждане,
занимающие государственные должности,
но и лица, занимающие должности в органах местного
самоуправления.
Таким образом, как и раньше, в настоящее
время в других отраслях права единое
понятие должностного лица отсутствует.
Следует признать, что после советского периода, когда к должностным лицам относили чересчур широкий круг работников государственных и общественных организаций, российские законодатели вновь оказались впереди планеты всей.
Чтобы убедиться в этом, достаточно обратиться к уголовному законодательству нами почитаемых правовых государств. Уголовный кодекс ФРГ в параграфах 331-334 раздела 29 "Должностные преступные деяния" устанавливает уголовную ответственность должностных лиц и лиц, специально уполномоченных на выполнение публичных обязанностей, за получение выгоды, взяточничество, предоставление выгоды и подкуп. Согласно понятиям лиц и вещей в параграфе 11, его общей части, должностное лицо определяется через государственно-правовые отношения по должности или через выполнение задач государственного управления в органе власти или ином учреждении либо по их поручению. Специально уполномоченным на выполнение публичных обязанностей считается тот, кто, не будучи должностным лицом, в обществе или ином объединении, предприятии или фирме, которые выполняют задачи государственного управления за орган власти или иное учреждение,- занят или для них действует и на основе закона формально обязан добросовестно выполнять свои обязанности. Всё это относимо не только к частному нотариусу, но и работникам нотариальных палат, призванным контролировать исполнение профессиональных обязанностей ее членов, выполняя тем самым публичные обязанности за государственные органы.
При сопоставлении определения представителя власти с определением должностного лица обнаруживается очевидная тавтологичность: представителем власти является должностное лицо, а должностное лицо - это лицо, осуществляющее функции представителя власти, то есть функции должностного лица.
Некую ясность в разрешение этой проблемы вносит Пленум Верховного Суда РФ в п. 2 постановления № 6 от 10 февраля 2000 г. «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе». В нем дается более развернутое определение представителя власти: «к представителям власти следует относить лиц, осуществляющих законодательную, исполнительную или судебную власть, а также работников государственных, надзорных или контролирующих органов, наделенных в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от них в служебной зависимости, либо правом принимать решения, обязательные для исполнения гражданами, а также организациями независимо от их ведомственной подчиненности». При этом следует отметить, что Пленум не относит к представителям власти только должностных лиц, критерием выделения является принадлежность лица к органу государственной власти и наличие у него властно-распорядительных полномочий.
Анализ судебной практики показывает, что в основном потерпевшими по указанной категории дел являются сотрудники милиции - около 90%. Это обусловлено тем, что данная категория представителей власти находится на переднем плане борьбы с преступностью. Такие категории, как военнослужащие, выполняющие обязанности по охране общественного порядка, работники прокуратуры и главы администраций различных органов государственной власти, составляют 0,6% от общего числа потерпевших каждая. В число прочих потерпевших, составивших около 3,1% от общей численности, вошли судьи, судебные приставы, налоговые и таможенные инспекторы, сотрудники Федеральной пограничной службы и другие категории.
На основе проведенного исследования можно сделать вывод: представителями власти, применительно к статье 318 УК являются лица, обладающие следующими особыми признаками:
1. Это должностное лицо
2. Выступает от имени органа государственной власти.
3. Осуществляет распорядительные полномочия общего, публичного характера, то есть по отношению ко всем гражданам, организационно не подчиненным им по службе.
4. Осуществляет служебные
5. Может не иметь подчиненных по службе лиц.
Рассмотрев данный вопрос, можно прийти к следующему выводу : Совершение виновным одновременного посягательства на два равнозначных объекта преступления, ценность каждого из которых неоспорима, что влечет двойной вред, размер которого складывается из общей суммы причиненного каждому из них.
Изучая понятие представителя власти, можно отметить его неоднозначность, вызывающую у правоприменителя определенные сложности при квалификации. Предлагается внести дополнительное разъяснение и толкование как со стороны законодателя, так и со стороны Верховного Суда РФ.
Для раскрытия объективной стороны данного преступления необходимо провести разграничение лингвистического и юридического подходов к толкованию термина «оскорбление» и констатируется некоторая ограничительная лингвистическая интерпретация, поскольку в юридической науке данное понятие включает в себя и действия, не связанные с использованием языковых средств (жесты, физическое воздействие на тело потерпевшего и т.п.).
Отмечено, что интерпретация понятия оскорбления следственно-судебными органами не выходит за рамки законодательного определения, однако имеет свои особенности. Так, давая юридическую оценку совершенного в отношении представителя власти оскорбления словом, суд в большинстве случаев не приводит конкретных примеров слов и выражений, которыми оно было нанесено, используя такие неконкретные формулировки, как «фразы непристойного содержания», «грубая неприличная форма», «нецензурная брань», «неприличная форма в виде нецензурной брани», «высказывания в неприличной форме», «непристойные выражения» и т.п., являющиеся производными от законодательного оборота «выраженное в неприличной форме» (ст. 130 УК РФ). Указанные дефиниции не имеют четких признаков и определений в уголовном праве, поэтому рассматриваются правоприменителем в каждом конкретном случае по-разному – в зависимости от ситуации и уровня его подготовленности, не говоря уже об их восприятии потерпевшим и виновным, что не совсем верно.
Оскорбление в широком смысле не может толковаться как неоказание определенного уважения или оказание уважения в меньшем, чем ожидалось, объеме. Критика деятельности представителя власти, независимо от своей формы (устной, письменной и т.д.), также не является унижающей его честь и достоинство.
Особенностью данного состава является то, что оскорбление должно носить публичный характер. Под публичностью понимается либо публичное совершение оскорбительных действий, либо доведение до сведения публики результатов определенных действий оскорбительного характера. Публичное совершение действий - это совершение их в общественных местах, с использованием средств массовой информации либо в присутствии хотя бы одного постороннего человека. Публичным является также написание оскорбительных надписей или текстов в общественных местах. При отсутствии признака публичности ответственность наступает по ст. 130 УК. Опрошенные практические работники (16,3% от общего числа респондентов) указали, что установление публичности, а в особенности определение публичности, представляет собой существенное затруднение при квалификации оскорбления представителя власти19.
Информация о работе Уголовно - правовая характеристика оскорбления представителя власти