Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 21:05, курсовая работа
Цель исследования состоит в том, чтобы на основе анализа уголовно-правовых вопросов насилия как способа совершения корыстных преступлений против собственности разработать обоснованные рекомендации по совершенствованию уголовного законодательства и повышению эффективности правоприменительной деятельности по борьбе с корыстно-насильственными преступлениями.
Введение ………………………………………………………………………. 3
1. Насилие, как способ совершения корыстно-насильственных преступлений против собственности ……………………………………….. 6
1.1 Понятие насилия как уголовно-правовой категории…………………… 6
1.2 Общая уголовно-правовая характеристика корыстно - насильственных преступлений против собственности ……………………………………… 12
2. Уголовно-правовая характеристика отдельных видов корыстно-насильственных преступлений против собственности …………………… 21
2.1 Открытое хищение чужого имущества, совершенное с применением насилия, не опасного для жизни или здоровья, либо с угрозой применения такого насилия ………………………………………………………………. 21
2.2 Нападение в целях хищения чужого имущества, совершенное с применением насилия, опасного для жизни или здоровья, либо с угрозой применения такого насилия ………………………………………………… 31
2.3 Требование передачи чужого имущества или права на имущество или совершения других действий имущественного характера под угрозой применения насилия или с применением насилия ……………………… 46
3. Проблемы отграничения корыстно-насильственных преступлений друг от друга и от смежных составов преступлений в судебной практике …. 60
3.1 Основные критерии разграничения корыстно-насильственных преступлений между собой ……………………………………………….. 60
3.2 Проблемы квалификации отдельных видов корыстно- насильственных преступлений и отграничения от смежных составов преступлений ……67
Заключение ………………………………………………………………… 79
Список использованных источников ……………………………………. 84
Таким образом, суд I инстанции сделал вывод, что подсудимый не имел умысла на применение физического насилия к потерпевшей, а похитил сумку путем быстрого выхватывания из руки потерпевшей, и наступившие последствия в виде вреда здоровью средней тяжести потерпевшей возникли в результате неосторожных действий со стороны осужденного в процессе изъятия имущества у М..
Кроме того, заключением эксперта не исключается получение потерпевшей травмы в виде вывиха левой плечевой кости при падении с высоты собственного роста.
Анализ поведения
П. не свидетельствует о его
По мнению судебной коллегии, суд всесторонне, полно и объективно исследовав имеющиеся доказательства по делу и оценив их, пришел к правильному выводу о доказанности вины П. в грабеже. Достоверность исследованных доказательств у судебной коллегии сомнений не вызывает50.
Специфичным для
грабежа квалифицирующим
Завладение чужим имуществом с помощью насилия свидетельствует о повышенной опасности как деяния, так и личности виновного и характеризуется большей дерзостью и циничностью по сравнению с тайным и ненасильственным открытым хищением. В таких ситуациях преступник сознательно рискует быть задержанным и зачастую внутренне готов к применению насилия для достижения своей корыстной цели. Эта своеобразная «демонстрация» преступления проявляется как в случаях хищения чужого имущества в присутствии потерпевших, лиц, в ведении или под охраной которых находится имущество, так и в случаях, когда хищение происходит на глазах у посторонних людей.
При характеристике
насильственного грабежа
По своему характеру
физическое насилие при грабеже
выступает способом изъятия чужого
имущества или его удержания
и выражается в нанесении ударов,
побоев, причинении физической боли, удержании,
связывании человека, а равно в
любом ином насильственном ограничении
или лишении свободы
Как грабеж с применением насилия, не опасного для жизни или здоровья, были квалифицированы действия Апсова Т.Р., 1987 года рождения, который 27 сентября 2010 г. примерно в 14 часов 30 минут, находясь возле дома №, реализуя свой преступный умысел, направленный на открытое хищение чужого имущества, осознавая общественную опасность, и противоправный характер своих действий, из корыстных побуждений, подошел к П., и быстрым движением руки сорвав с ее шеи, открыто похитил принадлежащую ей золотую цепочку, стоимостью 20 000 рублей, после чего с похищенным скрылся с места совершения преступления, чем причинил последней материальный ущерб на указанную сумму. Впоследствии Апсов Т.Р. похищенным имуществом распорядился по своему усмотрению51.
При определении степени насилия при побоях имеют в виду, что побои не являются особым видом повреждений. Они проявляются действиями в виде многократного нанесения ударов. В некоторых случаях побои не влекут за собой никаких объективно выявляемых повреждений. Если в результате многократного нанесения ударов возникает вред здоровью (тяжкий, средней тяжести или легкий), то такие действия не рассматриваются как побои, а квалифицируются как причинение вреда здоровью соответствующей тяжести.
Таким образом, насильственные
действия, повлекшие за собой легкий
вред здоровью, предусмотренный ст.
115 УК РФ, или создавшие реальную
опасность для жизни или
Насилием, не опасным
для жизни или здоровья, будет
являться также лишение или ограничение
свободы потерпевшего, если эти действия
направлены к тому, чтобы лишить
его возможности оказать
Обратимся к уголовно-правовой
оценке изъятия чужого имущества
путем «рывка». Хищение чужого имущества
с помощью «рывка» является частным
случаем грабежа и
Очевидно, что, похищая
имущество посредством «рывка»,
виновный совершает резкое, порывистое
движение и затрачивает определенную
физическую силу. Однако физическое напряжение
виновного при изъятии
Судебная практика свидетельствует о том, что применение насилия при «рывке» может осуществляться различными способами:
1) Простой «рывок» - квалифицируется как грабеж без насилия (срывание шапок, вырывание сумок у потерпевших и т.д.)
2) «Рывок» после
предварительного применения
3) «Рывок» с
причинением боли или вреда
здоровью потерпевшего по
4) При «рывке»
потерпевший пытается
Применение насилия, не опасного для жизни или здоровья, при «рывке» осознается виновным, и он желает применить такое насилие. Такие действия образуют состав насильственного грабежа.
Так, Зарембо Д.А., имея умысел на совершение открытого хищения чужого имущества, 08 января 2011 года примерно в 02 часа 00 минут, находясь по адресу: <адрес>, во исполнение своего преступного умысла, из корыстных побуждений, с целью наживы, подошел к ранее ему - Зарембо Д.А. неизвестной А. и толкнул ее, отчего А. упала на снег, таким образом, применил насилие не опасное для жизни и здоровья, после чего схватился двумя руками за сумку, находившуюся в левой руке А. и попытался вырвать ее. Однако, поняв, что А. сумку, тем самым оказывая ему сопротивление, он - Зарембо Д.А., продолжая свои преступные действия, нанес один удар рукой в левую руку А., после чего вырвал у нее из рук сумку и скрылся с места совершения преступления.
Судом Зарембо Д.А. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ст.161 ч.2 п. «г» УК РФ - как совершивший грабеж, то есть открытое хищение чужого имущества, с применением насилия, не опасного для жизни и здоровья54.
Анализ судебной практики позволил установить, что при квалификации грабежа, совершенного путем вырывания имущества, учитывается направленность, интенсивность и цель физических усилий, прилагаемых виновным.
Квалифицирующим же признаком грабежа является совершение его с применением насилия, не опасным для жизни или здоровья потерпевшего. Оценивая законодательную характеристику насильственного грабежа в ч. 2 ст. 161 УК РФ считаем формулировку «с применением насилия, не опасного для жизни или здоровья» неудачной по следующим причинам. Союз «или» является разделительным и при буквальном его толковании означает, что насилием, характерным для грабежа, является насилие, или не опасное для жизни, или не опасное для здоровья. Между тем оценка насилия как не опасного для жизни вовсе не означает, что содеянное всегда образует признаки грабежа. Совершенно ясно, что насилие должно быть одновременно как не опасным для жизни, так и не опасным для здоровья. Другими словами, если насилие опасно только для здоровья и не опасно для жизни, то такое насилие не подпадает под буквальное толкование формулировки статьи и не соответствует теоретическому и практическому толкованию насилия при грабеже. Насилие, не опасное для жизни, но опасное для здоровья, охватывалось формулировкой, имевшейся в УК РСФСР55, что соответствовало толкованию и в судебной практике, и в работах ученых. Таким образом, считаем, что законодатель безосновательно при характеристике насилия, не опасного для жизни и здоровья, заменил союз «и» присутствовавший в ч. 2 ст.145 УК РСФСР на союз «или» в ч.2 ст. 161 УК РФ, т.к. новая формулировка является менее удачной с семантической (смысловой) точки зрения.
Под психическим насилием при грабеже понимают применение виновным в отношении потерпевшего угроз причинить физическую боль, нанести удары, побить, лишить свободы или ограничить свободу насильственным способом и т.д.
Так, 21 декабря 2011 года, обратив внимание на женщину, заходившую без провожатых в подъезд дома по улице Тополиной, Шаповалов проследовал за ней. А Булычев остался на улице наблюдать за обстановкой. Забежав за жертвой в лифт, налетчик, угрожая расправой, вырвал у женщины сумку с небольшой суммой денег, ключами от квартиры, банковской карточкой и убежал56.
Угроза может быть вербальной и невербальной (жесты, мимика и т.д.) формы.
К насильственному грабежу Г.A. Кригер относит угрозу неопределенным физическим воздействием, когда виновный четко не формулирует свои намерения о характере возможного насилия, заявляя, например, что в случае, если потерпевший не передаст виновному имущество, то потерпевшему «будет плохо» или «будет хуже» и т.п. При отсутствии объективных данных о намерении применить насилие, опасное для жизни или здоровья, неопределенная угроза не может быть основанием для утверждения, что виновный желал применить к потерпевшему насилие, опасное для его жизни или здоровья57.
Считаем обоснованным указание в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 27.12.2002 N 29 о том, что в тех случаях, когда завладение имуществом соединено с угрозой применения насилия, носившей неопределенный характер, вопрос о признании в действиях лица грабежа или разбоя необходимо решать с учетом всех обстоятельств дела: места и времени совершения преступления, числа нападавших, характера предметов, которыми они угрожали потерпевшему, субъективного восприятия угрозы, совершения каких-либо конкретных демонстративных действий, свидетельствовавших о намерении нападавших применить физическое насилие, и т.п.
Угроза применением
физического насилия при
Грабеж, независимо от того, совершен он с насилием или без такового, считается оконченным, если имущество изъято и виновный имеет реальную возможность распоряжаться этим имуществом по своему усмотрению или пользоваться им. Таким образом, преступным результатом грабежа является реальный имущественный вред для собственника, владельца или иного обладателя имущества.