Призумпция в семейном праве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2016 в 18:35, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – анализ состояния правового регулирования семейно-правовых презумпций, выявление недостатков и пробелов в этой сфере, разработка практических предложений по совершенствованию действующего семейного законодательства.
Для достижения данной цели были поставлены следующие основные задачи:
– рассмотреть понятие и определить значение презумпции в российском праве;
– раскрыть отличительные особенности семейно-правовых презумпций;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ ………………………………..………………..………….…
3

ГЛАВА 1. ПРЕЗУМПЦИЯ КАК ПРАВОВАЯ КАТЕГОРИЯ

1.1.
Понятие и значение презумпции в российском праве …...…......
7
1.2.
Отличительные особенности семейно-правовых презумпций …
15

ГЛАВА 2. КЛАССИФИКАЦИЯ СЕМЕЙНО-ПРАВОВЫХ ПРЕЗУМПЦИЙ И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА

2.1.
Общая характеристика видов презумпций в российском семейном праве ………………………………………………....…
21
2.2.
Презумпции в лично-правовых отношениях супругов …….…..
28
2.3.
Презумпции, действующие в области имущественных правоотношений супругов ………………………………....…....
46

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………….……….......
63

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ (БИБЛИОГРАФИЯ)..……………………………………………………….
67

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 129.04 Кб (Скачать файл)

Отсутствие у семейных правоотношений эквивалентности в ее традиционном гражданско-правовом понимании обусловлено не только затруднительностью меры и счета в семейных отношениях, но и значительным влиянием на правовую форму этих отношений господствующих в обществе моральных норм и принципов. В частности, общепризнанно, что роль родителей не сводится к тому, чтобы зачать и родить ребенка. Родители должны поставить ребенка на ноги в прямом и переносном смыслах, заботиться о его здоровье и материальном благополучии, дать ребенку образование и т.п. Все это требует больших материальных затрат, которые тяжким бременем ложатся в основном на плечи родителей. Ни о какой эквивалентности данных имущественных отношений говорить не приходится, что, однако, воспринимается подавляющим большинством людей как нормальное явление и естественный долг родителей по отношению к детям50.

Субъектами семейных правоотношений являются физические лица, наделенные семейными правами и обязанностями. К ним семейное законодательство относит супругов, родителей или лиц их заменяющих (усыновителей, опекунов, попечителей), детей (в том числе усыновленных или удочеренных), других членов семьи в случаях прямо предусмотренных семейным законодательством (дедушек, бабушек, внуков, родных братьев и сестер, отчимов, мачех, пасынков и падчериц).

В ряде семейных правоотношений к субъектам предъявляются дополнительные требования личного порядка, например, ключевую роль может иметь признак пола, поскольку субъектами брачных правоотношений могут быть только мужчина и женщина. Разница в возрасте (при усыновлении между усыновителем и усыновляемым она должна составлять не менее 16 лет), социальная характеристика лица (имеет важное, а иногда и решающее значение в спорах о детях, при усыновлении), так же придают специфичность семейным правоотношениям, поскольку присущи только им.

Подводя итог рассмотренным в данном параграфе и главе в целом вопросам можно сделать следующие основные выводы:

Существование семейно-правовых презумпций обусловлено, прежде всего спецификой семейно-правовых отношений, носящих личный, доверительный характер, что в некоторых случаях препятствует их упорядочению, и возможно только на основе предположений.

Предлагается следующее определение понятия презумпции в семейном праве: семейно-правовая презумпция – это прямо или косвенно закреплённое в семейном законодательстве и обусловленное спецификой семейно-правовых отношений предположение, о наличии или отсутствии одного юридического факта при наличии другого юридического факта.

 

 

ГЛАВА 2. КЛАССИФИКАЦИЯ СЕМЕЙНО-ПРАВОВЫХ ПРЕЗУМПЦИЙ И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА

2.1. Общая  характеристика видов презумпций 

в российском семейном праве

 

В юридической литературе наиболее часто рассматриваются классификация презумпций по следующим критериям:

по сфере действия, когда различаются общеправовые, отраслевые и межотраслевые презумпции;

по возможности опровержения, когда выделяются опровержимые и неопровержимые презумпции;

по факту правового закрепления, когда принято различать фактические и правовые презумпции;

по роли в правовом регулировании, когда возможно существование материально-правовых и процессуальных презумпций;

по способу изложения в тексте нормативного правового акта, что позволяет различать прямые и косвенные презумпции.

Кроме классических классификаций презумпций в работе приводятся иные (частные) виды классификации. Например, презумпции делятся на негативные и позитивные (З.М. Чериниловский), общие и частные (В.П. Воложанин), законные и договорные (Б.И. Пугинский), презумпции факта и презумпции права (Е.Б. Тарбагаева), презумпции установленные в пользу одной стороны и презумпции, установленные в интересах всех сторон (СВ. Курылев) и другие. В работе приводится также деление презумпций закрепленных в римском праве (Е.В. Салогубова), в английском праве (М.К. Треушников, А. Деннинг, И.В. Решетникова)51.

Различаются общеправовые, отраслевые и межотраслевые презумпции. Презумпции могут иметь применение в равной мере во всех отраслях права и тогда они относятся к категории общеправовых; они могут находить своё применение в какой-либо одной отрасли права и признаваться в силу этого отраслевыми. Возможно и распространение презумпций на несколько отраслей права и тогда они будут межотраслевыми52.

Опровержимые презумпции принимаются за истину до тех пор, пока не будет доказано обратное. Неопровержимые презумпции считаются истинными во всех случаях, когда наличествуют условия их применения и их опровержение не допускается.

Существуют обоснованные суждения авторов, которые отрицают существование неопровержимых презумпций53.

В нашей стране и в других странах с развитой правовой системой принято различать законные (правовые), то есть закрепленные в нормах права, и фактически сложившиеся презумпции54. Последние складываются в жизни и выявляются правоприменительными (контрольными) органами и наукой, создавая таким образом базу для дальнейшего обновления и совершенствования действующего законодательства.

Очень активна в этом направлении деятельность Конституционного Суда РФ. Так, в постановлении Конституционного Суда РФ от 8 июня 2010 г. № 13-П по делу о проверке конституционности пункта 4 статьи 292 ГК РФ в связи с жалобой гражданки В.В. Чадаевой Конституционный Суд в своей правовой позиции отмечает, что забота о детях, их воспитание как обязанность родителей по смыслу статьи 38 (ч. 2) Конституции РФ предполагает, что ущемление прав ребенка, создание ему немотивированного жизненного дискомфорта несовместимы с самой природой отношений, исторически сложившихся и обеспечивающих выживание и развитие человека как биологического вида. Данной конституционной обязанностью, которая сама по себе является отображением общепризнанной модели социального поведения, предопределяется и характер правоотношений между родителями и детьми, что позволяет федеральному законодателю, располагающему достаточно широкой свободой усмотрения в выборе конкретных мер юридической и социальной защиты жилищных прав несовершеннолетних, устанавливать систему гарантий этих прав исходя из презумпции добросовестности поведения родителей в отношении своих детей и определять – с учетом более высокой степени доверия к родителям, нежели к другим законным представителям несовершеннолетних, их правомочия и соответственно субсидиарный характер опеки и попечительства со стороны управомоченных государственных органов в случаях, когда попечение со стороны родителей не осуществляется55.

Вопрос о разграничении презумпций на материальные и процессуальные до сих пор не получил своего разрешения в теории права.

Большинство учёных признают правильным мнение В.А. Ойгензихта, который определяет материально-правовую презумпцию, как основание для установления предполагаемого факта, влекущего соответствующие материальные последствия, как следствие из вывода о высокой степени вероятности его существования при определённых обстоятельствах, а процессуальную презумпцию как основание, исключающее представление доказательств для вынесения судебного решения или указывающее субъекта процесса, на котором лежит бремя доказывания»56.

Различие между прямыми и косвенными презумпциями состоит в том, что первые из них прямо предусмотрены в правовой норме, а о наличии вторых можно лишь сделать вывод при толковании правовой нормы57.

На наш взгляд, важное теоретическое и практическое значение имеет классификация презумпций интересов ребёнка исходя из целей их установления и осуществляемого при этом правового регулирования, а также характера интересов, подлежащих защите.

Семейное законодательство включает в себя как частноправовые, так и публично-правовые нормы, баланс которых обеспечивает учёт интересов отдельных членов семьи, семьи в целом, общества и государства. Наличие в семейных правоотношениях частного и публичного элементов даёт основания для вывода о существовании двух видов презумпции интересов ребёнка:

1) частноправовых;

2) публично-правовых.

Закрепляя в норме презумпцию, законодатель всегда имеет в виду охрану определённых интересов. Частноправовые презумпции обеспечивают защиту частного интереса, публично-правовые – защиту неперсонифицированного интереса – интереса индивида, общества и государства в целом58. По мнению Е.И. Старовойтовой, действие частноправовых презумпций связано с инициативой и самостоятельностью субъектов, реализующих свои собственные интересы. Это находит отражение в специфике формулировок частноправовых презумпций в тексте нормативного правового акта. В публично-правовых презумпциях преобладают властно-организационные начала, связанные с осуществлением общественных и государственных интересов. Специфика публично-правовых презумпций в этой связи проявляется в том, что они в значительной части являются неопровержимыми59.

К публично-правовым презумпциям интересов ребёнка относятся:

Согласно ст. 1 СК РФ семья, материнство, отцовство и детство в Российской Федерации находятся под защитой государства. Данная статья воспроизводит положения ст.ст. 7 и 38 Конституции РФ, что подчёркивает значимость внимания со стороны государства к вопросам охраны интересов семьи в целом и ребёнка, в частности. Кроме того, регулирование семейных отношений осуществляется в соответствии с такими принципами как приоритет семейного воспитания детей, заботы об их благосостоянии и развитии, обеспечения приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних членов семьи (ч. 3 ст. 1 СК РФ). Таким образом, презумпция приоритета интересов ребёнка закреплена среди других основных начал семейного законодательства, провозглашённых государством, что является выражением явно публичного интереса в регулировании семейных отношений с участием несовершеннолетних60.

Важное значение имеет презумпция интересов ребёнка в деятельности органов опеки и попечительства. Поскольку данные органы относятся по своей сути к органам власти, их деятельность имеет характер публичной, а принимаемые ими решения выражают публичный интерес61.

Особое значение презумпция интересов ребёнка приобретает при рассмотрении судом семейно-правовых споров. Поскольку почти в каждой семье есть ребёнок, справедливо будет полагать, что любой спор, возникший в семье и переданный на рассмотрение суду, в той или иной мере касается прав и интересов детей. Согласимся, что предусмотреть все возможные виды таких споров нельзя в силу специфики семейных отношений. Наиболее распространёнными делами могут считаться: расторжение брака, определение места жительства ребёнка, раздел общего имущества супругов, лишение родительских прав и др.

При этом законодатель по-разному выражает презумпцию интересов ребёнка:

– путём прямого указания, например, в ч. 1 ст.73 СК РФ отмечается: «суд может с учётом интересов ребёнка принять решение об отобрании ребёнка у родителей (одного из них) без лишения их родительских прав (ограничении родительских прав)».

– путём установления обязательного выяснения мнения ребёнка, достигшего возраста десяти лет, и получения его на то согласия или несогласия (ст. 57 СК РФ);

– путём установления специальных процессуальных правил разрешения отдельных семейно-правовых споров. Например, определяется перечень вопросов, затрагивающих интересы детей и подлежащих обязательному рассмотрению судом при расторжении брака (ч. 2 ст. 24 СК РФ)62.

По нашему мнению, презумпция интересов ребёнка при рассмотрении судами семейных дел должна применяется и в том случае, если она прямо не предусмотрена законом. Её также следует признать межотраслевой, а, поскольку нормы гражданского процессуального права традиционно характеризуются как публичные, то и презумпция интересов ребёнка при осуществлении правосудия по семейно-правовым спорам также является публичноправовой.

В семенном праве, как показывает анализ юридической литературы по данному вопросу отсутствует перечень презумпций. В значительной степени это связано с тем, что существование некоторых из них крайне неоднозначно оценивается учеными.

Для целей настоящего исследования считаем возможным выделить следующие семейно-правовые презумпции.

1. В области  имущественных семейных правоотношений:

– презумпция общности имущества супругов, нажитого в браке;

– презумпция согласия супругов по распоряжению общей совместной собственностью.

2. В области  личных правоотношений:

– презумпция действительности брака, презумпция согласия супругов в решении вопросов жизни семьи;

– презумпция преимущественного права родителей на воспитание своего ребёнка;

– презумпция единства интересов родителей и детей;

– презумпция интересов ребенка при оставлении его с матерью в случае раздельного проживания родителей;

– презумпция отцовства.

Подводя итог рассмотренным выше вопросам классификации презумпций считаем возможным утверждать, что презумпции могут быть:

– отраслевыми, присущими только семейному праву, и межотраслевыми. В частности презумпция интересов ребёнка имеет место в отдельных институтах гражданского, административного, муниципального, гражданско-процессуального и др. отраслей права;

– материально-правовыми и процессуально-правовыми. Например, презумпция отцовства может одновременно охарактеризована как имеющая материальный (основания для наступления определённых материальных последствий) и процессуальный (основание для распределения обязанностей по доказыванию) смысл;

– фактическими и правовыми: презумпция единства интересов родителей и детей, презумпция единства интересов ребёнка и семьи в целом и т.д.;

– прямыми и косвенными, например, презумпция отцовства и др.

На наш взгляд, классификация семейно-правовых презумпций по предложенным основаниям не выполняет, прежде всего, служебной роли рассматриваемых презумпций.

На наш взгляд, основным должно быть различение частноправовых и публично-правовых презумпций, все иные классификации являются производными.

В сфере семейных отношений очень важно установить область действия частного и публичного права, потребность защиты частных и публичных интересов, и соответственно – необходимость применения той или иной презумпции.

В то же время признаем, что любая частноправовая презумпция в той или иной мере обеспечивает защиту публичного интереса, также как публичноправовая – частного. Разумное сочетание частных и публичных интересов в семейных правоотношениях явится основой обеспечения семейных интересов при помощи частноправовых и публичноправовых презумпций.

Рассмотренная классификация семейно-правовых презумпций не может быть объявлена завершенной. Специфика отношений между супругами, родителями и детьми, между детьми и другими членами семьи, их правовая регламентация дают основания для выявления и иных презумпций.

 

Информация о работе Призумпция в семейном праве