Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 15:01, дипломная работа
Актуальность темы исследования. В рамках гражданского судопроизводства рассматривается и разрешается широкий круг дел, многие из которых обладают ярко выраженной спецификой. Концепция действующего ГПК РФ не предполагает детальную нормативную регламентацию порядка производства в судах общей юрисдикции по отдельным категориям гражданских дел. Однако отсутствие специальных процессуальных норм зачастую порождает неединообразие судебной практики, неверное применение норм материального права. Дела о недействительности завещания традиционно являются одной из наиболее сложных категорий гражданских дел. Стимулом и основанием для увеличения числа случаев изменения наследодателем нормативно установленного порядка преемства в его правах и обязанностях посредством совершения завещания являются следующие позитивные изменения в области нормативной регламентации наследственных отношений.
Введение………………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Правовая природа гражданских дел о недействительности завещания………………………………………………………………………...13
1.1. Понятие, сущность и характерные черты судебных споров по гражданским делам о недействительности завещания………………………..13
1.2. Понятие, элементы и классификация исков………………………………22
1.3. Иск о недействительности ничтожного и (или) оспоримого завещания..26
Глава 2. Основания признания завещания недействительным……………….38
2.1. Недействительность завещания с пороками субъектного состава………38
2.2. Недействительность завещания с пороками воли………………………...48
2.3. Недействительность завещания с пороками содержания………………..59
2.4. Недействительность завещания с пороками формы……………………...79
Глава 3. Порядок и последствия признания завещания недействительным..87
3.1. Порядок признания завещания недействительным………………………87
3.2. Последствия признания завещания недействительным……………….…92
Заключение……………………………………………………………………..100
Библиография…………………………………………………………………..105
Правовым эффектом завещания является безвозмездное возникновение права собственности на имущество наследодателя у лица, назначенного наследником в завещании. Оно возможно только на основании сложного юридического состава: собственно совершения завещания; завещателем и открытия наследства - события его смерти.
На основании выявленных признаков завещание квалифицировано как основная распорядительная односторонняя личная сделка, с отлагательным сроком действия, которой присущ элемент условности.
Недействительные завещания являются разновидностью недействительных сделок. При этом основания, порядок и последствия признания завещаний недействительными предусматриваются как общими нормами о недействительности сделок, закреплёнными в § 2 гл. 9 ГК РФ, так и специфическими (особыми) нормами наследственного права.
Специфические нормы подлежат первоочередному применению, по отношению к общим нормам.
Установлено, что основание, условия и последствия недействительности сделки представляют собой элементы цельного правового явления — состава недействительной сделки. Соответственно, при невозможности применения специальных последствий не может быть применено и соответствующее основание недействительности сделки. Общие нормы о недействительности сделок применимы к завещаниям только при возможности применения всего состава недействительной сделки к завещанию.
Систематизированы специальные основания недействительности завещания: несоблюдение письменной формы (абз. 2 п. I ст. 1124 ГК РФ) как исключение из общего правила о действительности сделки, совершенной с несоблюдением простой письменной формы (п. 2 ст. 162 ГК РФ); несоблюдение квалифицированной — нотариальной формы завещания (абз. 1 п. 1 ст. 1124 ГК РФ); несоблюдение требования о подписании завещания собственноручно завещателем или рукоприкладчиком (абз. 2 п. 1 ст. 1124 ГК РФ); отсутствие необходимых свидетелей или несоответствие их предъявляемым требованиям (п. 3 ст. 1124 ГК РФ); отсутствие собственноручного подписания завещателем закрытого завещания и завещания, совершенного в чрезвычайных обстоятельствах (п. 2 ст. 1126 ГК РФ); несоблюдение требования о собственноручном написании завещателем закрытого завещания (п. 2 ст. 1126 ГК РФ) или завещания, совершенного в чрезвычайных обстоятельствах (абз. 2 п. 1 ст. 1129 ГК РФ).
Установлено, что присутствие свидетелей обязательно исключительно при совершении специальных завещаний, но не общих. Сделан вывод, что отсутствие необходимых свидетелей влечёт ничтожность завещания; а несоответствие свидетеля установленным законом требованиям - оспоримость завещания, так как такие факты подлежат доказыванию.
При рассмотрении вопросов недействительности сделка должна рассматриваться исключительно как юридический факт. Поэтому критически оценена позиция авторов, предлагающих говорить лишь о недействительности «сделки - правоотношения». Сделан вывод, что завещание максимально наглядно показывает заблуждение данной теории, так как сделка должна быть оценена с точки зрения соответствия, условиям действительности именно на момент совершения, когда правоотношение ещё не возникло.
При признании завещания недействительным необходимо учитывать, что большинство общих норм о недействительности сделок, как установлено в ходе исследования, разрабатывалось для применения к договорам. При этом зачастую не учитывался особый характер односторонних сделок.
Критически оценено отождествление совершенно отличных друг от друга негационного иска с иском о применении последствий её недействительности.
Для применения последствий ничтожной сделки без признания её недействительной стороны сделки должны признавать такой факт. Завещание является односторонней сделкой, постановка вопроса о его недействительности правомерна не ранее смерти завещателя. Признание факта ничтожности в таком случае объективно невозможно; ничтожность завещания всегда отрицательно отразится на положении назначенного в завещании наследника или наследников. Ничтожность завещания в максимальной степени выявляет правовой конфликт признания ничтожного завещания недействительным, являющийся спором о праве гражданском, всегда подлежащим разрешению в суде в порядке искового производства.
Состав истцов по требованиям, связанным с ничтожными сделками, законодательством определён абстрактным указанием на критерий заинтересованности лица (абзац 2 п. 2 ст. 166 ГК РФ). Сделан вывод, что такая заинтересованность должна наблюдаться по отношению к соответствующему правовому результату, на достижение которого направлено завещание.
Как оспоримое, так и ничтожное завещания, могут быть признаны недействительными лишь с момента их совершения. Исключение, предусмотренное для оспоримых сделок пунктом 3 ст. 167 ГК РФ, к завещаниям не может быть применено.
Из общих оснований недействительности сделок с пороками субъектного состава, к завещанию применимы лишь два: ничтожны завещания, во-первых, совершённое гражданином, признанным недееспособными вследствие психического расстройства (п. 1 ст. 171 FK РФ); во-вторых, совершённое малолетним гражданином (п. 1 ст. 172 ГК РФ).
По общему правилу такие сделки могут быть исцелены. К завещаниям правила о конвалидации, предусмотренные п. 2 ст. 171 и п. 2 ст. 172 ГК РФ не могут быть применены.
Иные общие составы недействительности сделок с пороками субъектного состава к завещаниям не применяются, а при наличии соответствующих оснований завещания являются ничтожными на основании: ст. 168 ГК РФ в силу противоречия императивному требованию пункта 2 ст. 1118- ГК РФ. Таковы завещания частично дееспособных несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет, не обретших полной дееспособности, а также граждан, ограниченных судом в дееспособности.
Ничтожны на основании ст. 168 ГК РФ завещания двух или более граждан; завещания, совершённые представителем, так как нарушены запреты пунктов 4 и 3 ст. 1118 ГК РФ; закрытые завещания, не написанные собственноручно завещателем или не подписанные им (п. 2 ст. 1126 ГК РФ).
Современное отечественное гражданское право придаёт юридическое значение только активной завещательной способности завещателя, проверка которой должна проводиться именно на момент совершения завещания. Известная из римского права пассивная способность субъекта быть назначенным в завещании наследником в настоящее время юридического значения для определения действительности завещания не имеет.
Сделан вывод о ничтожности ст. 168 ГК РФ завещания, в котором не назначается наследник, так как это противоречит пункту 1 ст. 1121 ГК РФ.
Поддержано актуальное и в настоящее время предложение С.А. Муромцева о необходимости различных подходов к толкованию завещаний и «сделок при жизни».
Анализ общих составов недействительных сделок с пороками воли позволил сделать вывод, что к завещанию применим лишь предусмотренный пунктом 1 ст. 177 ГК РФ.
Завещание не может быть мнимой сделкой и, по общему правилу, не может быть сделкой притворной. Особенности последствий совершения притворных сделок вряд ли могут служить интересам кого - либо из наследников, которые могли бы оспорить завещание, если только прикрытая завещанием сделка не будет недействительной или несовершённой. Лишь, в последнем случае считаем возможным оспаривание завещания по основанию притворности.
Прямым ограничением свободы завещания служат правила об обязательной доле в наследстве (ст. 1149 ГК РФ). Последствия, несоблюдения данного ограничения состоят в признании завещания недействительным в части нарушения правил об обязательной доле в наследстве, но лишь если завещатель прямо лишил наследства лицо, имеющее право на обязательную долю. В то же время, абсолютно действительными будут условия завещания, в которых завещатель умолчал о лицах, имеющих право на обязательную долю. Лишь последующая реализация завещания будет осуществляться с выделением такой доли, независимо от содержания завещания.
Возможна недействительность завещания в целом, отдельного завещательного распоряжения и его части - условия, без включения которого само завещательное распоряжение может существовать и рассматриваться как вполне действительное. В таком случае невозможно применение пункта 4 ст. 1131 ГК РФ (ограничивающей сферу действия завещанием в целом или отдельными завещательными распоряжениями), а должна применяться общая норма, закреплённая в ст. 180 ГК РФ, в соответствии с которой недействительность части сделки не влечет недействительности прочих её частей, если можно предположить, что сделка была бы совершена и без включения недействительной ее части. Указанная в общей норме часть сделки не обязательно будет цельным завещательным распоряжением. Соответственно, именно - на основании ст. 180 ГК РФ подобные условия (например, ограничивающие правоспособность наследника) завещательных распоряжений должны признаваться ничтожными, а сами такие распоряжения действительными.
Преимущественное право на предметы домашней обстановки и обихода, закреплённое в ст. 1169 ГК РФ, не оказывает ограничительного влияния на свободу завещания и, соответственно, на его действительность.
Любые условия завещаний, выходящие за пределы, свободы завещания ничтожны на основании ст. 168 ГК РФ.
Не порочит действительности завещания с точки зрения его содержания указание в нём имущества, не принадлежащего завещателю на момент составления завещания, либо не зарегистрированное за завещателем на момент составления завещания или открытия наследства.
Завещание, нотариальная форма которого не соблюдена, является ничтожным, но не в силу пункта 1 ст. 165 ГК РФ, а на основании абзаца второго п. 1 ст. 1124 ГК РФ. При этом исцеление сделки путём применения пункта 2 ст. 165 ГК РФ невозможно.
Истцами по спорам о признании недействительными оспоримых завещаний и применению последствий недействительности оспоримого завещания вправе выступать исключительно лица, названные законодателем в Гражданском кодексе РФ в конкретном составе оспоримой сделки (абз. 1 п. 2 ст. 166ГКРФ).
На основании абзаца второго п. 2 ст. 166 ГК РФ требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки может быть предъявлено любым, заинтересованным лицом: п. 2 ст. 1131 ГК РФ конкретизирует абстрактное указание на заинтересованность лица: истцом выступает лицо, права, и законные интересы которого нарушены завещанием. Установлено, что последнее правило применимо и к оспоримым завещаниям, предусмотренным нормами наследственного права, для которых не сформулирован перечень лиц, имеющих право оспаривания.
Сделаны выводы, что из числа наследников по закону безусловным правом оспаривания завещаний обладают те, чья очередь подлежала бы призванию к наследству при отсутствии завещания. Наследникам последующих очередей при наличии наследников предшествующих очередей в иске должно быть отказано.
Установлено, что ответчиками по делам, связанным с недействительностью завещания, должен выступать наследник, в пользу которого составлено завещание, а также иные лица, имеющие материально-правовой интерес в сохранении завещания действительным.
Обращено внимание на актуальное и в настоящее время предостережение В.И. Серебровского о возможности предъявления иска к наследнику лишь указанному завещателем в завещании, но не изъявившего волю на принятие наследства, так как на него при удовлетворении исковых требований будет возложено всё бремя возмещения истцу судебных издержек (в настоящее время на основании ч. 1 ст. 103 ГПК РФ).
Общеправовые принципы добросовестности, разумности и справедливости требуют пересмотра положений о возможности оспаривания завещания. Пожалуй, правильнее было бы допустить оспаривание завещания с момента изъявления воли наследника по завещанию принять наследство. Тем более, сроки исковой давности существенно продолжительнее срока на принятие наследства (ст. 181 ГК РФ).
На основании анализа правоприменительной практики сделан вывод, что такие дела рассматриваются исключительно при наличии подлинного экземпляра завещания. В случае, когда на основании признанного недействительным завещания нотариусом уже было выдано свидетельство о праве на наследство, оно также должно признаваться недействительным.
Срок исковой давности по требованию о применении последствий ничтожности завещания начинает течь со дня открытия наследства, распространяясь также на требование о признании ничтожного завещания недействительным.
Ничтожное завещание может быть признано недействительным только в судебном порядке, вне зависимости от такого решения подобный вывод недопустим.
Сделан вывод, что п. 3 ст. 167 ГК РФ к завещанию не может быть применён, т.е. суд не может прекратить его действие лишь на будущее время, как оспоримое, так и ничтожное завещание может быть признано недействительным лишь с момента его совершения.
По требованиям о признании оспоримого завещания недействительным и о применении последствий его недействительности исковая давность составляет один год (п. 2 ст. 181 ГК РФ). Течение срока исковой давности по указанным требованиям начинается для завещаний во всех случаях (без исключений) со дня, когда истец узнал или должен был узнать об обстоятельствах, являющихся основанием для признания завещания недействительным.