Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2010 в 23:02, Не определен
1. Общая характеристика действующего Основного закона.
2. Правовое положение личности.
3. Социально-экономическая структура.
4. Избирательное право и избирательная система.
5. Конституционные основы политической системы.
6. Федеральные государственные органы.
А). Бундестаг и Бундесрат.
Б). Федеральный президент.
В). Федеральное правительство.
Г). Федеральный конституционный суд.
Д). Федеральная счетная палата (Bundesrechnungshof).
7. Правовое положение земель.
8. Местное самоуправление и управление.
Согласно ст. 87, в состав собственной федеральной администрации с ее нижестоящими административными подразделениями входят Иностранная служба, Федеральное финансовое управление, Федеральная почта, Управление федеральных водных путей и судоходства и др. Непосредственно федеральными корпорациями публичного права являются те учреждения социального страхования, компетенция которых выходит за пределы более трех земель. Для решения задач Федерации, вытекающих из законодательства, федеральным законом могут образовываться самостоятельные федеральные высшие органы, непосредственно федеральные корпорации и учреждения публичного права. В случае необходимости с согласия Бундесрата и большинства членов Бундестага могут образовываться федеральные органы среднего и низового уровней. В настоящее время действуют 16 федеральных министерств.
Г). Федеральный конституционный суд.
Как
будет показано ниже, этот орган
представляет собой часть судебной
системы. Размещен он в Карлсруэ; считается,
что территориальная
о толковании Основного закона в связи со спорами об объеме прав и обязанностей верховного федерального органа и других участников, наделенных Основным законом или регламентом верховного федерального органа собственными правами;
о формальной и содержательной конституционности федерального права или права земель либо о совместимости права земель с федеральным правом по запросу Федерального правительства, правительства земли или 1/3 членов Бундестага;
о соответствии закона требованиям ч. 2 ст. 72 Основного закона, где речь идет об условиях, при которых Федерация может законодательствовать в сфере конкурирующего законодательства;
о расхождениях относительно прав и обязанностей Федерации и земель, особенно при исполнении федерального права землями и осуществлении федерального надзора;
о прочих публично-правовых спорах между Федерацией и землями, между различными землями или внутри земли, если нет иного юридического пути; о конституционных жалобах частных лиц на нарушение публичной властью какого-либо из основных прав или какого-либо их права, которое содержится в ч. 4 ст. 20 (право на сопротивление попыткам свержения строя), ст. 33 (равенство прав во всех землях, равный доступ к публичным должностям), ст. 38 (избирательные права по выборам в Бундестаг), ст. 101 (подсудность законному судье), ст. 103 (право быть выслушанным судом), запрещение обратной силы включения деяния в число наказуемых и повторной ответственности, ст. 104 (права в случае ограничения свободы и задержания); о конституционных жалобах общин и общинных союзов на нарушение законом права на самоуправление (закон земли может быть оспорен только в случае), если с жалобой нельзя обратиться в (конституционный суд земли);
о прочих делах, предусмотренных Основным законом.
Согласно ч. 1 и 2 ст. 100, если какой-либо суд сочтет имеющий значение для решения дела закон неконституционным, он должен приостановить производство по делу и, в зависимости от того, какая конституция имеется в виду, обратиться с соответствующим запросом в Федеральный конституционный суд или в суд земли, компетентный в вопросах конституционности. Он должен сделать то же, если речь идет о нарушении Основного закона правом земли или о несоответствии закона земли федеральному закону, если в юридическом споре возникают сомнения в том, является ли норма международного права составной частью федерального права и порождает ли непосредственно для индивида права и обязанности.
Компетенция Федерального конституционного суда может быть расширена федеральным законом.
В ч. 1 ст. 94 установлено, что Федеральный конституционный суд состоит из федеральных судей и остальных членов. Одна половина его членов избирается Бундестагом, а другая — Бундесратом. Они не должны входить в состав Бундестага, Бундесрата, Федерального правительства и соответствующих органов земель.
Закон о Федеральном конституционном суде 1951 г. (с последующими изменениями) установил, что Федеральный конституционный суд состоит из двух сенатов, каждый из которых включает восемь судей. Три судьи каждого сената избираются из числа судей высших судебных органов Федерации, имеющих не менее чем трехлетний стаж работы в таких судебных органах. Судья должен быть не моложе 40 и не старше 68 лет. Он должен иметь право на занятие судейской должности, т. е. иметь законченное университетское юридическое образование, включающее профессиональную стажировку. Без каких-либо дополнительных требований судьей может стать штатный профессор права университета, находящегося на территории Германии. С учетом возрастной границы конституционные судьи избираются на 12 лет без возможности переизбрания.
Бундестаг избирает конституционных судей непрямыми выборами. Из своего состава он избирает 12 выборщиков из числа
предложенных фракциями. Выборы проводятся по методу д'Ондта. Старейший выборщик созывает всю коллегию и руководит ею, пока не будут избраны все судьи. Для избрания необходимо не менее восьми голосов.
Бундесрат избирает судей 2/3 общего числа голосов.
Бундестаг и Бундесрат поочередно избирают один президента, а другой — вице-президента Суда, которые должны находиться в разных сенатах.
Полномочия члена Федерального конституционного суда, истекшие во время состояния обороны, завершаются через шесть месяцев после его окончания (ч. 1 ст. 115-з Основного закона).
Компетенция сенатов разграничена, однако в случае перегруженности одного из них она может быть перераспределена пленумом Суда.
Следует
подчеркнуть, что Федеральный
Конституционное положение Федерального конституционного суда и выполнение им конституционных задач не должны, согласно ст. 115-ж, затрагиваться состоянием обороны. Совместный комитет может изменять Закон о Федеральном конституционном суде лишь в той мере, в какой это, по мнению самого Федерального конституционного суда, необходимо для его способности функционировать. До издания такого закона Федеральный конституционный суд может сам принять необходимые меры. Решения в связи с этим принимаются большинством присутствующих судей.
Закон
земли может предусмотреть
Д). Федеральная счетная палата (Bundesrechnungshof).
Согласно ч. 2 ст. 114 Основного закона, в задачу этого органа входит проверка отчета Федерального правительства об исполнении бюджета и об имуществе и долгах на следующий финансовый год, а также проверка экономности и правильности ведения экономического и бюджетного хозяйства. Независимо от Федерального правительства Федеральная счетная палата должна ежегодно представлять свои отчеты Бундестагу и Бундесрату.
На основе обобщения проводимых ею проверок Палата может консультировать Бундестаг, Бундесрат, Федеральное правительство и отдельных федеральных министров. Президент Палаты является также федеральным уполномоченным по вопросам экономичности в администрации.
Члены Федеральной счетной палаты пользуются судейской независимостью.
Этот орган был создан в соответствии с Законом об учреждении и задачах Федеральной счетной палаты 1950 г., а ныне его статус регулируется Законом о Федеральной счетной палате 1985 г., а также Федеральным бюджетным устройством 1969 г. (с последующими изменениями). Палата представляет собой высший федеральный орган, независимый от Федерального правительства и подчиненный только закону. Она действует в сенатах. Местопребывание Палаты — Франкфурт-на-Майне.
7. Правовое положение земель
Конституции земель.
В ч. 1 ст. 28 Основного закона установлено, что конституционный строй в землях должен отвечатьпринципам республиканского, демократического и социального правового государства, и это гарантируется Федерацией. В частности, предусмотрено наличие демократически избираемого народного представительства и местного самоуправления. Такие требования подлежат обязательному соблюдению землями, прежде всего при создании ими своих конституций. Гарантия соответствия конституционного строя земель основным правам и изложенным выше принципам возлагается ч. 3 указанной статьи на Федерацию.
В некоторых землях пропаганде конституций уделяют большое внимание. Например, в Баварии каждый ученик обязательной школы получает к ее окончанию экземпляр Конституции этой земли.
Следует подчеркнуть, что именно конституции земель, принятые после освобождения страны от гитлеризма, стали теми документами национального германского права, которые положили начало становлению в Германии конституционного строя, получившего целостное правовое регулирование в Основном законе. На востоке страны, правда, этот процесс в послевоенный период не получил развития, а демократические конституции земель, как отмечалось, вскоре утратили силу. Эстафету от них приняли новые конституции восточногерманских земель, созданные в ходе подготовки к воссоединению страны и действующие в настоящее время.
Органы законодательной и исполнительной власти земель.
Организация власти в землях Основным законом не регулируется. Определена она в конституциях земель, между которыми в этом вопросе наблюдается довольно значительное сходство, хотя есть, разумеется, и более или менее существенные различия.
Законодательную власть в землях осуществляют представительные органы, именуемые в большинстве земель ландтагами (земельными съездами). В землях-городах они носят иные названия — гражданское собрание (Burgerschaft) в Бремене и Гамбурге, палата депутатов в Берлине. Везде, кроме Баварии, они имеют однопалатную структуру и избираются на четыре года или на пять лет. Баварский сенат (верхняя палата) формируется на основе представительства социальных, хозяйственных, культурных и общинных корпораций; сенаторы избираются на шесть лет, и каждые два года сенат обновляется на 1/3. В случае состояния обороны истекшие сроки полномочий народных представительств земель продлеваются до шести месяцев по окончании указанного состояния (ч. 1 ст. 115-3 Основного закона). В отличие от Бундестага большинство народных представительств земель могут досрочно самораспускаться либо распускаться по решению избирателей, принятому на петиционном референдуме.
Функции и полномочия, внутренняя организация и процедура народных представительств земель в основных своих чертах сходны с теми, которые присущи Бундестагу. В городах-землях эти органы выполняют также функции и осуществляют полномочия местного городского самоуправления.
Правительство земли именуется нередко кабинетом или государственным правительством, в Берлине, Гамбурге — сенатом. Оно состоит из министра-президента (в Берлине, Бремене, Гамбурге — правящего или первого бургомистра), который избирается представительным органом и выполняет также полномочия главы земли, во многом аналогичные полномочиям Федерального
президента, и из министров, назначаемых по предложению министра-президента также соответствующим народным представительством. Статус правительства и его главы, их отношения с представительным органом в основных чертах аналогичны статусу Федерального правительства и Федерального канцлера и их отношениям с Бундестагом.
Встречаются, правда, и специфические особенности. Например, сенат Гамбурга избирает из своего состава первого и второго бургомистров сроком на один год. Нетрудно усмотреть здесь параллель со швейцарским Федеральным советом.
В землях имеются также конституционные суды, которые носят различные наименования (например, государственная судебная палата — Staatsgerichtshof — в Баден-Вюртемберге, конституционная судебная палата в Саксонии).
Политико-территориальная организация земель.
Основной единицей политико-территориальной организации земель служат общины (Gemeinden). Согласно ч. 2 ст. 28 Основного закона, общинам должно быть гарантировано право регулировать дела местного сообщества в рамках закона и под собственную ответственность. Общинные союзы в рамках установленной законом сферы своих задач также имеют право самоуправления (напомним, что общинные союзы создаются самими общинами для лучшего осуществления своей компетенции, осуществляют только те полномочия, которыми их наделили участвующие в союзе общины, и расходуют только переданные общинами средства). Гарантия самоуправления охватывает также основы собственной финансовой ответственности. Часть 3 указанной статьи возлагает на Федерацию обязанность обеспечить соответствие конституционного строя земель указанным принципам.
Из этих положений можно сделать вывод, что политико-территориальное устройство земель основывается на автономии общин, включающей их финансовую автономию, и что общины в пределах своей компетенции могут создавать общинные союзы. В остальном эта проблематика регулируется конституциями и законами земель.