Федеральные государственные органы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2010 в 23:02, Не определен

Описание работы

1. Общая характеристика действующего Основного закона.
2. Правовое положение личности.
3. Социально-экономическая структура.
4. Избирательное право и избирательная система.
5. Конституционные основы политической системы.
6. Федеральные государственные органы.
А). Бундестаг и Бундесрат.
Б). Федеральный президент.
В). Федеральное правительство.
Г). Федеральный конституционный суд.
Д). Федеральная счетная палата (Bundesrechnungshof).
7. Правовое положение земель.
8. Местное самоуправление и управление.

Файлы: 1 файл

Конституция ФРГ.DOC

— 293.50 Кб (Скачать файл)

    В этой связи следует упомянуть и  ст. 17-а Основного закона, согласно которой законы о военной и альтернативной службе могут ограничивать на период несения этой службы такие основные права, как право свободно выражать и распространять свое мнение устно, письменно и посредством изображений (первая половина первого предложения ч. 1 ст. 5), свобода собраний (ст. 8) и право петиций (ст. 17), поскольку оно предусматривает право подавать просьбы или жалобы вместе с другими (иначе говоря, возможно запрещение групповых просьб и жалоб). Законы, служащие целям обороны, включая гражданскую оборону,могут ограничить основные права на свободное передвижение (ст.11) и неприкосновенность жилища (ст. 13). Это надо иметь в виду при ознакомлении далее с перечисленными основными правами.

Наконец, нельзя не сказать и о некоторых ограничениях, продиктованных состоянием обороны, на которых мы остановимся ниже при рассмотрении соответствующих прав и гарантий.

    3.Социально-экономическся  структура.

    В ч. 2 ст. 14 Основного закона воспроизведена ставшая классической формула Веймарской конституции: «Собственность обязывает. Ее использование должно одновременно служить всеобщему благу». Эта формула выражает социальную функцию собственности, о чем уже упоминалось в Общей части учебника (п. 2 § 2 гл. IV).

    Брак  и семья находятся под особой охраной государственного строя, — говорится в ст. 6 Основного закона. Государство, в частности, следит за тем, как родители заботятся о детях и воспитывают их.

    В Общей  части учебника (п. 9 § 5 гл. III) мы уже излагали ст. 7 Основного закона, регулирующую основные принципы организации образования в стране. Напомним, что ч. 1 этой статьи ставит все школьное дело под надзор государства. Согласно ч. 3, религиозное обучение включено в публичных школах (за исключением неконфессиональных школ) в число регулярных учебных предметов, и без ущерба для государственного надзора оно ведется в соответствии с принципами религиозных общин. Однако никакого учителя нельзя обязать вести преподавание религии против его воли.

    Как следует из приведенных в предыдущем параграфе положений данной статьи, наряду с публичными допускаются частные школы, причем при определенных условиях частные школы могут действовать вместо публичных. Часть 5 допускает частные народные школы (т. е. начальные) только в случаях, когда управление образования признает в этом особый педагогический интерес, или по просьбе лиц, управомоченных на воспитание детей, когда они создаются как общинные, конфессиональные или мировоззренческие (т. е. атеистические) школы, а публичной школы такого рода в общине нет.

    Согласно  ч. 6, остается в силе запрещение подготовительных школ.

    Продолжающая  действовать ст. 137 Веймарской конституции  устанавливает, что не существует никакой государственной церкви, гарантируется свобода объединения в религиозные общины (geligionsgesellschaften), а объединение религиозных общин в пределах имперской территории не подлежит никаким ограничениям. В рамках законов, действующих для всех, каждая религиозная община самостоятельно устраивает свои дела и управляет ими. Она назначает на свои должности без участия государства или гражданской общины.

    Религиозные общины приобретают правоспособность согласно общим предписаниям гражданского права. Они остаются корпорациями публичного права, если таковыми были доныне (т. е. до вступления Конституции в силу). Прочим религиозным общинам должны, по их ходатайствам, предоставляться равные права, если их устройство и число членов дают гарантию продолжительного существования. Если несколько подобных публично-правовых религиозных общин объединятся в союз, этот союз также станет публично-правовой корпорацией. Такие религиозные общины вправе в соответствии с положениями законодательства земель взимать налоги на основе гражданских налоговых списков.

    К религиозным  общинам приравниваются объединения, ставящие своей задачей совместное развитие какого-либо мировоззрения (например, атеистического).

    В ч. 2 ст. 138 Веймарской конституции религиозным общинам и союзам гарантируются право собственности и другие права на заведения, фонды и прочее имущество, предназначенное для целей культа, обучения и благотворительности. Комментатор Основного закона Дитер Хессельбергер отмечает, что из данного положения Конституции следует признание службы в церкви публичной службой86. В этой связи уместно также отметить, что, согласно действующей ст. 139 Веймарской конституции, воскресенье и признанные государством праздники остаются охраняемыми законом как дни, предназначенные для отдыха от труда и для возвышения души.

    И наконец, действующая ст. 141 Веймарской конституции  предусмотрела, что в случае, если потребность в богослужении и попечении о душе возникает в армии, больницах, уголовно-исполнительных учреждениях или прочих публичных учреждениях, необходимо допускать религиозные общины к совершению религиозных обрядов, исключая при этом всякое принуждение. 
 

    4.Избирательное  право и избирательная  система.

    4.1. Избирательные права.

    В общем  виде они Основным законом не определяются. Однако в нем установлены принципы субъективного избирательного права применительно к выборам в Бундестаг, а конституции земель содержат примерно те же принципы, относящиеся к выборам органов власти земель и местного самоуправления. Конкретизируются эти принципы текущим законодательством.

    Согласно  ч. 1 (предложению первому) ст. 38 Основного  закона депутаты Бундестага избираются посредством   всеобщих, непосредственных, свободных, равных и тайных выборов. Часть 2 устанавливает, что избирателем является тот, кто достиг 18 лет, а избираться может тот, кто достиг возраста, с которым наступает   совершеннолетие.   Остальное   регулируется   федеральным законом. Совершеннолетие наступает по достижении 18 лет, а 1970 г. совершеннолетними считались лица не моложе 21 год. Хотя прямо в Основном законе этого не сказано, не будет ошибкой предположить, что субъектами избирательных прав считались только немцы в изложенном выше смысле.

    Так, согласно Федеральному избирательному закону 1975 который действует ныне в редакции 1993 г. с изменениями 1994 г избирателями являются все немцы в смысле ч. 1 ст. 116 Основного закона, которые на день выборов достигли 18 лет, не менее трех месяцев имеют жилище в ФРГ или иным образом обычно пребывают в стране и не лишены законом избирательного права. Закон считает лишенными избирательного права тех, в отношении кого это постановлено судебным приговором, тех, кто находится под постоянной опекой, и тех, кто в соответствии с Уголовным кодексом помещен в психиатрическую больницу.

    Избирателями  являются также те немцы, которые  в качестве чиновников, солдат, служащих и рабочих публичной службы по приказу своих начальников находятся  за пределами ФРГ, и члены их семей, равно как те, кто проживает на территориях прочих государств — членов Совета Европы, если они после 23 мая 1949 г. (вспомните, что это за дата) до выезда непрерывно в течение трех месяцев имели в ФРГ жилище или иным образом обычно там пребывали. К последней группе приравниваются выполнившие это условие немцы, проживающие в иных местах за границей, если после их выезда прошло не более 10 лет. То же относится к морякам, плавающим на судах под чужим флагом, и членам их семей. Если указанные выше лица возвращаются в ФРГ, то трехмесячный ценз оседлости на них не распространяется. Территория бывшей ГДР приравнивается при этом к территории ФРГ.

    Согласно  ч. 1 ст. 137, пассивное избирательное право чиновников, служащих публичной службы, профессиональных солдат, солдат по временному контракту (freiwillige Soldaten auf Zeit) и судей в Федерации, землях и общинах может быть законом ограничено.

    В 1992 г. ч. 1 ст. 28 Основного закона была дополнена  положением о том, что на выборах  в уездах и общинах в соответствии

    с правом Европейского сообщества лица, обладающие гражданством государства — члена Европейского сообщества, могут избирать и избираться.

    Кандидатам, баллотирующимся на выборах в  Бундестаг, ст. 48 разрешает претендовать на отпуск, необходимый для подготовки я выборам. Запрещается препятствовать в получении и осуществлении депутатского мандата. Не допускается ни расторжение договора, ни увольнение на этом основании.

    Согласно  избирательному законодательству, голосование  в принципе осуществляется лично избирателем. К голосованию допускаются лица, внесенные в список избирателей или имеющие удостоверение на право голосования. Избиратели, которые в день голосования будут отсутствовать по месту, где они занесены в список избирателей, могут заранее получить удостоверение на право голосования, избирательные бюллетени и избирательные конверты и проголосовать по почте. Производится голосование посредством бюллетеней или машин.

    В землях избирательные права могут отличаться некоторыми особенностями. Так, согласно ч. 1, 3, 7 ст. 26 Конституции земли Баден-Вюртемберг от 11 ноября 1953 г., избирать и избираться может каждый немец, который проживает или обычно пребывает на территории земли, и на день голосования достиг 18 лет. Впрочем, получение права голоса может быть обусловлено цензом оседлости, а при наличии у избирателя нескольких жилищ основное должно находиться на территории земли. При этом установлено, что осуществление избирательного права и права голоса есть гражданский долг. Баллотироваться в ландтаг (парламент земли) может любой избиратель, однако допустимо установление ценза оседлости и ценза гражданства; кандидаты имеют право на отпуск для подготовки к выборам (ч. 2 ст. 28, ч. 1 ст. 29).

    4.2. Система выборов Бундестага.

    Она урегулирована упомянутым федеральным законом и Федеральным положением о выборах, которое было издано одновременно с законом и ныне действует в редакции 1994 г. Эта система — смешанная: половина Депутатов избирается в одномандатных избирательных округах по мажоритарной системе относительного большинства, а другая половина — в многомандатных избирательных округах, которыми являются земли, по пропорциональной системе. Соответственно каждый избиратель получает два избирательных бюллетеня, в одном из которых указаны кандидаты, балотирующиеся в одномандатном округе (первый голос), а в

    другом  — списки кандидатов, баллотирующиеся в соответствующей земле (второй голос).

    Руководство процессом выборов осуществляют Федеральный земельные и окружные (избирательных округов)   руководители выборов и Федеральный, земельные и окружные избирательные комитеты, а также избирательные начальники и избирательные правления на избирательных участках. Особые избирательные начальники и избирательные правления учреждаются для подсчета голосов, поданных по почте. Федеральный руководитель выборов и его заместитель назначаются федеральным министерством внутренних дел, прочие единоличные руководителе, и их заместители — земельными правительствами или определенными ими органами. Они, в свою очередь, назначают в состав комиссий и правлений избирателей в качестве заседателей (Belsize), причем в избирательных участках это должно делаться с учетом действующих там партий.

    Дата  выборов в Бундестаг назначается Федеральным президентом на воскресенье или установленный законом праздничный день. Списки избирателей, которые ведутся общинными властями, выставляются для обозрения с 20-го до 16-го дня до выборов

    Требования, предъявляемые законом к одномандатным  избирательным округам, изложены в  Общей части учебника (п. 3 § гл. VII). Для выдвижения кандидатов требуется не менее 200 подписей избирателей данного избирательного округа, однако партии, которые после последних выборов непрерывно имеют в Бундестаге или ландтаге не менее пяти выдвинутых ими депутатов, могут выдвигать кандидата как таковые. Партии национальных меньшинств могут сами выдвигать кандидатов без каких-либо условий. В случае равного числа голосов, полученных в этих округах двумя или более кандидатами, судьбу депутатского мандата решает жребий.

    В изложенном выше порядке выдвигаются и земельные  списки кандидатов. Право их выдвижения предоставлено только партиям. Партии, не отвечающее вышеуказанному условию, могут не позднее 90 дней до дня выборов ходатайствовать о признании за ними их качества, прилагая к ходатайству тексты своего устава и программы, а также доказательства формирования правления в соответствии с уставом. Отказ в признании может обжаловаться в Федеральный избирательный комитет, который может подтвердить отказ 2/3 своего состава. В законе прописана процедура определения кандидатов партиями, причем требуется, чтобы очередность кандидатов в списке определялась на соответствующем собрании тайным голосованием. Допускаете

    блокирование  списков, причем выход из блока разрешается не позднее 34 дней до дня выборов. В бюллетене списки указываются в порядке, определяемом числом голосов, полученных партиями на прошлых выборах, а для новых партий применяется алфавитный порядок.

Информация о работе Федеральные государственные органы