Федеральные государственные органы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2010 в 23:02, Не определен

Описание работы

1. Общая характеристика действующего Основного закона.
2. Правовое положение личности.
3. Социально-экономическая структура.
4. Избирательное право и избирательная система.
5. Конституционные основы политической системы.
6. Федеральные государственные органы.
А). Бундестаг и Бундесрат.
Б). Федеральный президент.
В). Федеральное правительство.
Г). Федеральный конституционный суд.
Д). Федеральная счетная палата (Bundesrechnungshof).
7. Правовое положение земель.
8. Местное самоуправление и управление.

Файлы: 1 файл

Конституция ФРГ.DOC

— 293.50 Кб (Скачать файл)

    План: 
 

    1. Общая характеристика действующего Основного закона. 

    2. Правовое положение личности. 

    3. Социально-экономическая структура. 

    4. Избирательное право и избирательная система.  

    5. Конституционные основы политической системы. 

    6. Федеральные государственные органы.

                А). Бундестаг и Бундесрат.

                Б). Федеральный президент.

                В). Федеральное правительство.

                Г). Федеральный конституционный суд.

                Д). Федеральная счетная палата (Bundesrechnungshof). 

    7. Правовое положение  земель. 

    8. Местное самоуправление  и управление. 
 
 
 
 
 
 
 

 

     1. Общая характеристика  действующего Основного  закона.

    Основной  закон состоит из краткой преамбулы  и 14 разделов, три  из  которых  (IV-a,  VIII-а и Х-а)  были  включены  в  неё дополнительно уже в период его действия.

    В нынешней редакции преамбулы говорится, что  немецкий народ в силу своей учредительной власти дал себе Основной закон, сознавая свою ответственность перед Богом и людьми и воодушевленный волей служить миру во всем мире в объединенной Европе в качестве равноправного члена. Немцы в землях, перечисленных в преамбуле, осуществили путем свободного самоопределения единство и свободу Германии, и тем самым Основной закон действует для всего немецкого народа.

    Раздел  I Основного закона посвящен основным правам. Это довольно примечательная его особенность. Ведь, как правило, конституции начинаются с общих характеристик государства, а в Основном законе такие характеристики содержатся лишь в разд. II «Федерация и земли», в котором регулируются не только отношения между Федерацией и ее субъектами, но также основы политического строя. Последующие разделы, кроме самого последнего, регулируют государственную организацию Федерации. Среди них следует отметить специальные разделы о законодательстве, исполнении федеральных законов и финансах, а также о задачах общественного характера (Gemeinschaft-saufgaben); в этих разделах, в частности, регулируются и федеративные отношения.

    По  форме правления Германия представляет собой парламентарную республику, учитывая весьма сильную позицию главы Федерального правительства — Федерального канцлера, некоторые немецкие исследователи характеризуют Федеративную Республику Германию как «канцлерскую республику» (очевидно, по аналогии с президентской республикой).

    Основной  закон создавался и принимался вскоре после.  Второй мировой войны, инициатором которой, как уже отмечалось, явилась гитлеровская Германия. Разработчики Основного закона стремились подчеркнуть миролюбивый характер нового германского государства, его приверженность международному праву и стремление к международному сотрудничеству. Так, ст. 25 установила, что общие правила международного права суть составная часть федерального права; они имеют приоритет перед законами и непосредственно порождают права и обязанности для жителей федеральной территории. Согласно ст. 24, Федерация может законом передавать суверенные права межгосударственным учреждениям, а земли в той мере, в какой они компетентны, осуществлять государственные полномочия и выполнять государственные задачи, могут с согласия Федерального правительства передавать суверенные права приграничным (grenznachbar-schaftliche) учреждениям, создаваемым совместно с территориальными единицами сопредельных государств (последнее положение  было  включено  в  Основной  закон  в   1992  г.).  В  целях сохранения мира Федерация может вступать в систему взаимной коллективной безопасности и соглашаться при этом на ограничения своих суверенных прав, ведущие к мирному и прочному порядку в Европе и между народами мира и обеспечивающие его. Для урегулирования межгосударственных споров Федерация вступит в соглашения о всеобщем, всеохватывающем обязательном международном арбитраже. И, наконец, необходимо указать в данной связи на ст. 26, согласно которой действия, способные и осуществленные с целью нарушить мирную совместную жизнь народов, в частности, подготовить ведение агрессивной войны, противоконституционны. Они подлежат наказанию. Оружие, предназначенное для ведения войны, может производиться, перевозиться и поступать в оборот только с разрешения Федерального правительства.

    Прогрессивное развитие западноевропейской интеграции привело к дальнейшему расширению изложенных конституционных положений. После заключения в феврале 1992 г. Маастрихтского договора о создании Европейского союза в Основной закон были внесены изменения, создавшие конституционную базу для участия Германии в этом Союзе, без учета которого нельзя ныне толковать и применять целый ряд положений Основного закона.

    Прежде  всего в данной связи следует упомянуть ст. 23 Основного закона81, включенную в 1992 г., согласно ч. 1 которой для претворения в жизнь объединенной Европы Германия участвует в развитии Европейского союза, обязанного принципам демократии, правовой государственности, социальности и федерализма, а также принципу дополнительности (субсидиарности) и обеспечивающего защиту основных прав, сравнимую по сути с гарантируемой Основным законом. Для этого Федерация может законом, требующим согласия Бундесрата, передавать суверенные права. Для учреждения Европейского союза, как и для изменения его договорных основ и сравнимого регулирования, если по смыслу их содержания ими изменяется или дополняется Основной закон либо становится возможным его изменение или дополнение, необходима излагаемая ниже процедура, предусмотренная в ч. 2 ст. 79 Основного закона, с ограничением, указанным в ч. 3 этой статьи.

    Важное  значение имеет разд. XI, в котором содержатся заключительные и переходные положения. Ряд таких положений включен в Основной закон уже в период его действия, в том

    числе в связи с воссоединением страны. Здесь особо следует отметить ст. 140, согласно которой положения ст. 136, 137, 138,139 и 141 Веймарской конституции являются составными частями Основного закона; в этих статьях регулируются отношения между государством, с одной стороны, и религиозными общинами и церковью — с другой.

        Следует отметить также ст. 139, согласно которой правовые нормативные  акты (Rechtsvorschriften), изданные для «освобождения немецкого народа от национал-социализма и милитаризма», Основным законом не затрагиваются. Это означает, что наряду с ним продолжают действовать акты Контрольного совета и иные акты оккупационных властей, изданные с указанной целью. Из заслуживающих внимания особенностей Основного закона стоит упомянуть подробное регулирование финансовых отношений (разд. X), а также мер на случай состояния обороны (разд. Х-а). Порядок изменения  Основного  закона,  хотя  и  усложнен  по I сравнению с порядком принятия закона обычного, тем не менее, I нельзя назвать очень жестким. Согласно ст. 79, Основной закон  может быть изменен только законом, который выраженным образом изменяет или дополняет его текст. В отношении международных договоров, имеющих своим предметом мирное урегулирование, подготовку мирного урегулирования, упразднение оккупационно-правового режима или предназначенных служить обороне Федеративной Республики, для разъяснения того, что положения  Основного закона не противоречат заключению этих договоров и вступлению их в силу, достаточно включить в текст Основного закона дополнение, ограничивающееся таким разъяснением. Закон об изменении Основного закона нуждается в одобрении 2/3 членов Бундестага и 2/3 голосов Бундесрата. Недопустимо изменение Основного закона, затрагивающее разделение Федерации на земли, принципиальное участие земель в законодательстве или принципы, заложенные в ст. 1 и 20. В ст. 1 говорится об обязанности государства уважать и защищать достоинство человека, о приверженности немецкого народа нерушимым и неотчуждаемым правам человека и о том, что конституционные основные права связывают все три ветви власти в качестве непосредственно действующего права. Согласно же ст. 20, которую иногда называют «конституцией вкратце», ФРГ характеризуется как демократическое, правовое и социальное государство. Содержание обеих статей излагается ниже — (см. § 2 и 3). 

    2.Правовое  положение личности.

    Как уже отмечалось, Основной закон непосредственно  начинается с определения основных прав. Раздел I насчитывает ныне 22 статьи, состоящих каждая из нескольких частей. Три статьи были в него включены уже в период действия Основного закона.

    Однако  в данном разделе не все положения  сформулированы как субъективные основные права. Отдельные из этих положений обязывают публичную власть, но не содержат норм, прямо управомочивающих лицо на заявление каких-либо претензий, подлежащих безусловному удовлетворению. В этом смысле Основной закон не отличается от многих других конституций.

    Хотя  о ст. 1 Основного закона уже упоминалось, ее стоит изложить подробно, ибо она представляет собой как бы фундамент конституционного института основных прав.

    Человеческое  достоинство  неприкосновенно, — гласит ч. 1 этой статьи и устанавливает далее, что уважение и защита его составляют обязанность всей государственной власти. Согласно ч.2, немецкий народ привержен, поэтому нерушимым и неотчуждаемым правам человека как основе любого сообщества людей, мира и справедливости в мире. Наконец, весьма важно положение ч. 3, в соответствии с которым нижеследующие основные права связывают законодательство, исполнительную власть и правосудие как непосредственно действующее право. Последнее означает, что любое лицо, будучи носителем основного права, может требовать его реализации в силу самого Основного закона, независимо от наличия или отсутствия конкретизирующих законов или, тем более, подзаконных актов. Знатоки отечественной Конституции не могут не отметить, что и в ней отражена такая же идея.

    В ст. 3 Основного закона изложены нормы, обеспечивающие принцип равноправия как один из основополагающих для всего института основных прав. Все люди равны перед законом, — говорится в ч. 1 этой статьи. В ч. 2 этот принцип конкретизируется применительно к правовому равенству полов: мужчины и женщины равноправны, — гласит эта часть. Государство содействует фактическому осуществлению равноправия женщин и мужчин и стремится устранить существующие невыгоды. Никто, согласно ч. 3, не может нести ущерб или получать преимущества вследствие своего пола, происхождения, расы, языка, родины и места рождения, вероисповедания, религиозных или политических взглядов. Никто не может нести ущерб вследствие своей инвалидности. Последнее положение, включенное в Основной закон в 1994 г., заслуживает особого внимания в силу его актуальности для нашей страны.

    Проблема  равноправия применительно к  гражданам урегулирована в ч. 1 — 3 ст. 33. Здесь сказано, что каждый немец в любой земле имеет как гражданин равные права и обязанности. В зависимости от своей пригодности, способностей и профессиональных заслуг он имеет равный доступ к любой публичной Должности. Пользование гражданскими правами (der GenuB burgerlicher und staatsburgerlicher Rechte), доступ к публичным Должностям, а также приобретенные на публичной службе права не зависят от религиозного вероисповедания. Никто не должен нести ущерб от принадлежности или непринадлежности к какому-либо вероисповеданию или мировоззрению.

    Последняя норма по существу воспроизводит  в несколько уточнённой форме  положения продолжающей действовать  ст. 136 Веймарской конституции (ч. 1 и 2), где также указано, что гражданские (burgerlichen und staatsburgerlichen) права и обязанности не должны ни обусловливаться, ни ограничиваться осуществлением свободы религии. Пользование этими правам, равно как и доступ к публичным должностям, не зависят от религиозного вероисповедания.

    Некоторые более специальные нормы, гарантирующие  равноправие, содержатся в других статьях Основного закона. Так согласно ч. 5 ст. 6, внебрачным детям законодательство должно обеспечивать такие же условия для их физического и духовного развития и их положения в обществе, как и детям, рожденным в браке.

    Ниже  мы рассмотрим конкретные основные права, записанные в Основном законе. Необходимо, однако, отметить сразу же, что отдельные из них, как мы увидим, могут быть по Основному закону в той или иной мере ограничены. Более того, согласно ст. 18 Основного закона, если лицо в целях борьбы против свободного демократического строя злоупотребляет такими основными правами, как свобода мнений, в особенности свобода печати (ч. 1 ст. 5), свобода преподавания (ч. 3 ст. 5), свобода собраний (ст. 8), свобода объединения (ст. 9), тайна переписки, почтовой и телесвязи (ст. 10), собственность (ст. 14) или право убежища (ст. 16-а), оно лишается этих основных прав. Лишение и его объем определяются Федеральным конституционным судом.

    В Общей  части учебника (п. 8 § 1 гл. III) цитировались ч. 1 и 2 ст. 19 Основного закона, установившие правила для введения ограничений основных прав. Здесь же представляется уместным процитировать ч. 3 этой статьи, содержащую прямое регулирование положения, относительно которого в нашей стране юристы все еще спорят. Эта часть гласит: «Основные права распространяются также на отечественные юридические лица, поскольку применимы к ним по своему существу». Такой подход представляется наиболее целесообразным.

Информация о работе Федеральные государственные органы