Профессиональная мораль и бизнес в журналистике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2010 в 13:38, Не определен

Описание работы

реферат

Файлы: 1 файл

Профессиональная мораль и бизнес в журналистике.doc

— 79.00 Кб (Скачать файл)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Профессиональная мораль и бизнес в журналистике 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Содержание 

    Введение…………………………………………………………… 3 стр.

    Профессиональная мораль и бизнес в журналистике ……… 5 стр.

    Заключение……………………………………………………….. 16 стр.

    Список литературы……………………………………………… 18 стр. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение 

    Глобальные трансформации, переживаемые Россией, привели к кризисным явлениям в социально-экономической и духовной жизни общества. Девальвация нравственных ценностей, ослабление роли морали как духовного регулятора общества актуализируют проблему поиска источников, повышающих и стабилизирующих нравственные нормативы общественной жизни.

    Особое  место в системе социального воспроизводства принадлежит журналистике, являющейся социальным институтом, который занимается непрерывной выработкой общественного группового и индивидуального сознания и называется «духовным производством», включающим производство науки и искусства, идеологии и технологий, процессы воспитания и обучения, просвещения и образования, а также виды их распространения. По отношению к структуре духовного производства журналистика выступает как важнейший элемент социальной инфраструктуры, который на основе достижений и представлений цивилизации и культуры осуществляет в обществе информационно-вещательную деятельность.

    Деятельность  по сбору, обработке, компоновке, передаче информации

составляет  специфику журналистской деятельности во всех ее проявлениях,

и этой деятельности подчинены все организационные, технические, творческие и другие структуры журналистики. Высокая информативность журналистских произведений достигается не только увеличением количества сведений о фактах и качеством комментирования, что обусловлено характером взаимодействия с аудиторией.

    Журналистский текст несет в себе особый вид  информации – журналистскую информацию, которая характеризуется комплексом свойств, вызывающих определенные типы реакции на публикации: реакция вовлечения – действия (внешние или внутренние), в которых обнаруживает себя отношение получателя информации к описываемым реалиям; реакция исполнения – действия, которые представляют собой непосредственное осуществление рекомендаций или вариантов поведения, предлагаемых журналистским текстом; реакция социальной гарантии – действия (готовность к действиям), в которых проявляется ответственность определенных социальных сил за необходимые последствия публикаций. Данный комплекс объединяет в себе специфическое свойство журналистской информации с ключевыми свойствами индивидуальной и массовой информации. Так, журналистская информация характеризуется общим свойством действительности: будучи воплощением связи человека с окружающим миром, одновременно она есть объективно необходимый действительный инструмент воздействия на этот мир.

    Журналистской информации присуще общее свойство всей массовой информации – универсальность: эта информация действует далеко за пределами отдельной ситуации, вызывая ускорение или торможение социальных процессов.

    Журналистская информация характеризуется идеолого-этической направленностью, способностью поставить адресат информации перед выбором собственной линии поведения (отношения) в контексте соответствования идеолого-этическим ценностям, представлениям о добре и зле, благе, смысле жизни.

    Журналист, оценивая ситуацию, о которой пишет, опирается на свою систему ценностей, создает для адресата информации возможность сопоставить критерии оценок и тем самым упрочить, уточнить либо поменять те или иные из них. В журналистской информации опорной идеей выступает информация о системе ценностей, на которую опирается автор материала, побуждая адресата соотнести их с собственными ценностями и принять или не принять оценку ситуации и трактовку проблемы. В оценках журналиста проявляется уровень сформированности этических принципов, норм поведения.

    Профессиональная мораль и бизнес в журналистике 

    Как мы уже знаем, профессиональная мораль, в отличие от трудовой, возникает  не в виде компонента моральной установки  индивида, а в виде одной из сторон способа деятельности. Способ же деятельности складывается в трудовой практике профессиональной группы и постепенно «оседает» в групповом профессиональном сознании. Оттуда и черпает индивид профессионально-нравственные представления, «подключаясь» в пору своего профессионального становления к этой трудовой группе. Но что такое «профессиональное сознание»? До сих пор мы употребляли это понятие, не разъясняя его смысла, полагая, что многие интуитивно догадывается о его значении. Пришла пора четко показать, что стоит за ним, каковы его содержание и функции, как именно оно связано с профессиональной моралью.

    Понятием  «профессиональное сознание» обозначается та часть общественного сознания, которая возникает в его структуре  как проекция специализации трудового  опыта конкретных профессиональных групп — результат общественного  разделения труда. Естественно, что оно является специализированным и существует как некоторое множество существенно отличающихся друг от друга «пластов». Однако они объединены в силу двух причин:

    во-первых, у них общая функция — отражать и программировать жизнедеятельность определенной трудовой группы;

    во-вторых, у них общая природа, поскольку  они образуются в результате переработки  информации и о разных сторонах жизнедеятельности  трудовой группы, и о разных сторонах ее взаимодействия с обществом. Каждый «пласт» представляет собой постоянно развивающуюся совокупность знаний, норм и ценностей, предназначенных для обслуживания потребностей этой трудовой группы — совокупного субъекта данного вида деятельности.

    Профессиональное  сознание трудовой общности журналистов  — один из таких «пластов». Соответственно и складывается оно таким же образом. История журналистской деятельности, растянувшаяся на века, есть одновременно история формирования и развития профессионального журналистского сознания. По словам Л. Г. Свитич, профессия журналиста и организационные формы кооперирования журналистов эволюционировали от единичных корреспондентов, сообщающих новости своим хозяевам, через корпорации сотрудников, занимающихся продажей новостей своим абонентам, до современного корпуса журналистов, работников средств массовой информации.

    Профессиональное  журналистское сознание тоже эволюционировало — от представлений одиночек, отозвавшихся на общественную потребность в специфическом  информационном продукте, до своего современного состояния, когда оно превратилось в развернутую и достаточно системную совокупность знаний, норм и ценностей, отражающих и направляющих профессиональную деятельность журналистского корпуса. Эволюция шла через отбор, обобществление и обогащение первоначальных представлений в трудовой практике возникающих объединений нувеллистов, «кэдди» и т.д.

    Исходные  «клеточки» профессионального журналистского сознания — это представления  о продукте, в котором нуждается  общество, и о том, как данный продукт  может быть произведен. С формирования таких представлений и начинается осознание обязанностей, т.е. функций трудовой группы. Интересно, что даже на первых этапах развития профессиональной журналистики, вошедших в историю под названием «эпоха персонального журнализма», разброс таких представлений, судя по продукции, был не особенно широк: несмотря на автономность возникновения, изданиям в разных странах свойственна общность ключевых характеристик. А в случаях, когда различия все-таки обнаруживаются, заметна тенденция к стиранию их, к взаимообогащению. Примечателен, например, такой исторический факт:

    Петр I, после знакомства с европейской  прессой, преобразовал «Ведомости Московского  государства» из сборника дипломатических  сообщений в агитационно-пропагандистское средство.

    Тем самым Петр предпринял попытку «выравнивания» функциональной специфики журналистики в России и в Европе, продемонстрировав восприимчивость к чужому положительному опыту.

    Данные  проведенных в нашей стране и  за рубежом социологических исследований, а также теоретические положения, полученные на их основе, позволяют сделать вывод, что для развитого профессионального журналистского сознания определяющими являются три комплекса представлений.

    Первый  комплекс отражает место профессии  в обществе, функции и принципы журналистики, ее роль и связи с другими социальными институтами, т.е. имеет методологический характер. Он определяет самоощущение профессионалов, их самосознание, диктует им соответствующие роли и подходы к деятельности. Преимущественным (но не единственным) элементом этой группы представлений являются знания как продукт науки, усвоенный (интериоризованный) членами трудовой группы.

    Второй  комплекс — своего рода «копилка»  опыта решений профессиональных задач. Он отражает особенности процесса работы, ее методы, ее инструментарий в виде определенных алгоритмов и прецедентов, которым целесообразно или не целесообразно следовать. Соответственно здесь преимущественный элемент (но опять-таки не единственный) — правила, нормы деятельности.

    Третий  комплекс представлений отражает желаемые и нежелательные для журналистского сообщества варианты личностных проявлений в типовых ситуациях профессиональной деятельности, ориентируя на те из них, которые получили одобрение, поскольку оказались благоприятными для деятельности, для выполнения журналистикой ее социальной роли. Подобные проявления личности, как правило, представляют собой результат выбора ею такого варианта поведения, в котором могут реализоваться и побуждения моральной установки, и адекватные реакции на конкретные условия деятельности. Следовательно, третья группа представлений в профессиональном сознании создается сменяющими друг друга поколениями журналистов на основе их профессионально-нравственного выбора вариантов поведения. Поэтому она с полным правом может рассматриваться как стихийно-интуитивное обобщение профессионально-нравственного опыта журналистской деятельности, которое и образует фундамент профессиональной морали журналиста. Преимущественный элемент в данной группе — профессионально-нравственные ценности и образцы поведения, в которых они воплощаются. Именно это звено профессионального сознания и составляет предмет нашего непосредственного интереса. Однако не будем пока сосредоточивать на нем внимание: прежде нам важно понять, какие формы принимает профессиональное сознание.

    Уже по эпизоду с Петром I видно, что  даже на стадии, когда журналистика как род деятельности в своих  определяющих чертах в основном сложилась, но массовой профессией еще не стала, профессиональное сознание журналистской  общности существовало как взаимодействие двух его проявлений — личностного и надличностного. Так обстоит дело и сегодня. Нетрудно заметить, что возникновение представлений профессионального сознания связано с трудовой практикой отдельных членов группы и, следовательно, с индивидуальным сознанием.

    Однако  свою функциональную специфику: формировать, хранить, распространять (в том числе  воспроизводить в новых поколениях) профессиональные ценности, — оно  отчетливо обнаруживает в формах надличностных, социально-групповых, т.е. в таких, бытие которых так или иначе объективировано в жизни общности.

    Поначалу  надличностных форм было две. Одна из них — объективация в журналистской  продукции общепринятых представлений  о ее характерных чертах, выступающая  в некотором роде в качестве образца. (Потому Петр I и смог расширить функциональный ряд «Ведомостей», сориентировав их на опыт европейской прессы, что имел возможность «вычислить» эти характерные черты на основе публикаций западных газет.)

    Вторая  форма — объективация во внутригрупповом профессиональном общении, через которое реализуют себя горизонтальные и вертикальные связи журналистского «цеха», тех предпочтений, что определяются в опыте деятельности. Такое общение предстает в виде циркуляции мнений, коллективных решений, совместных акций, символически-знакового выражения отношения к тем или иным профессиональным шагам. Через это общение осуществляется отбор и сохранение наиболее эффективных рабочих приемов, наиболее выигрышных для любого конкретного вида деятельности моделей поведения, наиболее точных критериев оценок. А в результате возникают обычаи и традиции, в которых закрепляются «находки», передающиеся затем от страны к стране, от поколения к поколению в качестве позитивного опыта деятельности, неких ее образцов.

    Исходные формы надличностного существования профессионального сознания остаются доминирующими и тогда, когда профессия становится массовой. Однако на базе растущего самопознания журналистики круг основных профессиональных представлений существенно расширяется, усиливая тенденцию к их документальному закреплению. Утверждается третья форма надличностного существования профессионального сознания — документированность. Вместе с нею утверждаются и определенные типы профессиональных документов отражающих методологию деятельности, ее правила, принципы отношений, словом, разные уровни и грани объективируемого профессионального сознания. Теперь опыт журналистской трудовой группы аккумулируется не только в традициях и обычаях. Его несут в себе книги журналистов о своей работе и научные труды по профессиональным проблемам, уставы общественных журналистских организаций и должностные инструкции конкретных редакционных коллективов, программы и планы деятельности, постановления редакционных советов, всякого рода соглашения — начиная от договоров с издателями и кончая контрактами, которые заключаются между работодателями и журналистами.

Информация о работе Профессиональная мораль и бизнес в журналистике