Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2010 в 13:38, Не определен
реферат
Профессиональное сознание журналистского «цеха» получает материальное символически-знаковое воплощение и тем самым усиливает свою роль как средоточие профессиональных ценностей и норм, способных регулировать жизнь трудовой группы и ее взаимоотношения с обществом. Кодификация моральных норм, о которой мы уже говорили, и есть один из моментов этого процесса.
Тем не менее в одних лишь надличностных формах профессиональное сознание журналиста, как любое другое профессиональное сознание и как сознание общества в целом, существовать не может. Его функционирование основано на том, что носителем профессионального сознания является не только трудовая общность в целом, но и каждый отдельный член ее. Личностные формы профессионального сознания возникают в результате включения общих профессиональных представлений в индивидуальное сознание.
Как известно, индивидуальное сознание профессионала не сводится к профессиональному сознанию. В целом оно много богаче и сложнее, ибо в той или иной мере содержит в себе Результаты отражения всего комплекса связей человека и действительности, в том числе его личных, индивидуальных связей. Профессиональные представления образуют в индивидуальном сознании только один блок — тот, который формируется в трудовом опыте и ориентирован на руководство жизнедеятельностью человека в процессе решения им профессиональных задач. Этот блок в сознании индивида очень весом и для него лично, и для профессиональной общности, и для общества в целом. Во-первых, он определяет возможности полноценной реализации человека как социального существа, поскольку профессиональная роль — одна из базовых социальных ролей личности. Во-вторых, он является незаменимым звеном в механизмах осуществления социального назначения данной трудовой группы, так как регулирует профессиональные трудовые отношения. В-третьих, он оказывается условием бесперебойного воспроизводства ресурсов жизнеобеспечения общества в профессионально-трудовой сфере. Профессиональный блок индивидуального сознания — это то средство, благодаря которому неповторимая человеческая индивидуальность «вписывается» и в деятельность трудовой группы, и в отношения между ее членами, и в отношения ее с обществом.
В индивидуальном сознании журналиста профессиональный блок играет столь же значительную роль. Этот блок, естественно, не исчерпывает всего объема его индивидуального сознания, но, взаимодействуя с остальными его частями, испытывая их влияние и накладывая некоторый отпечаток на них, тем самым существенно влияет на развитие человека в определенном, профессионально выигрышном ключе.
Содержательно профессиональный блок индивидуального журналистского сознания характеризуется теми же тремя группами представлений, которые проявляются в сознании журналистской общности в целом. Это, напомним, представления о месте и роли журналистики в обществе и ее функциях, об инструментально-процессуальных особенностях деятельности, о желаемых и нежелательных проявлениях личности в ходе работы. Однако в индивидуальном сознании они присутствуют, естественно, в меньшем объеме, в разных соотношениях и обнаруживают себя в формах, соответствующих психологической структуре личности. При этом наблюдается весьма любопытное явление: подобно тому как белки, жиры и углеводы, соединяясь в разных пропорциях, образуют разные продукты, так и выработанные журналистским сообществом знания, нормы и ценности в структуре личности журналиста оформляются в психические образования, отмеченные различным сочетанием рациональных, эмоциональных и волевых процессов.
Первой, наиболее рационализированной и умозрительной формой профессиональных представлений в индивидуальном сознании можно считать взгляды. Это те осознаваемые, поддающиеся словесному выражению результаты освоения знаний, норм и ценностей, которые прошли личностный отбор в контексте предшествующего жизненного и профессионального опыта (в том числе косвенного). Как правило, они сознательно закладываются журналистом в основу его профессиональной позиции.
Второй формой личностного проявления профессионального сознания журналиста служат убеждения — рациональные воззрения, прошедшие проверку практикой, ставшие итогом вторичного личностного отбора, уже на основе собственного непосредственного опыта. Вследствие этого они получают отчетливую эмоциональную окраску. Убеждения придают цельность и устойчивость профессиональной позиции журналиста, стимулируя высокую степень волевой готовности к действиям для ее реализации.
Третья форма — это чувства, представляющие собой стойкое эмоциональное отношение к тем или иным сторонам журналистской деятельности. В отличие от эмоций, чувства соответствуют постсознательной стадии освоения профессиональных ценностей. На данной стадии профессиональная позиция становится органической частью жизненной позиции журналиста. Для ее осуществления от него уже не требуется сознательных волевых усилий, тем более что она опосредована высоким уровнем его профессиональных умений. Чувства в данном случае осуществляют функцию сигнала к автоматическому «запуску» комплекса психологических установок, ориентированных на решение возникающих профессиональных задач.
Профессионально-
Как и в сознании любого другого профессионала, в индивидуальном сознании журналиста профессионально-нравственные представления формируются по мере того, как он «вживается» в Профессию и осознает свою связь с трудовой группой и сферой деятельности, осваивает свое новое место в обществе. Фактически его профессионально-нравственное развитие является одной из сторон его профессионального становления. Как правило, такое становление начинается за порогом отрочества, когда в человеке уже отчетливо проявилась индивидуальность и определился уровень его моральности. Отсюда — возможные «нестыковки» моральной установки личности и постигаемых ею постулатов профессиональной морали. И дело не в том, что профессиональная мораль может противоречить общему нравственному закону, опровергая те или иные его моменты. Чаще всего основным источником «нестыковок» становятся изъяны моральной установки личности, ее неполное соответствие нравственному закону, т.е. недостаточно высокий уровень моральности претендента на освоение профессии, который выступает в качестве препятствия к постижению и выполнению требований профессиональной морали.
Дело в том, что общая моральность для журналиста — не просто желаемая черта личности. От уровня моральности зависит возможность качественно выполнять профессиональные обязанности. Ведь они предполагают оценки происходящего, в том числе моральные, а критерии, на основании которых эти оценки выносятся, восходят к моральной установке и отражаются в представлениях морального сознания, описываемых этикой в категориях блага, добра и зла, счастья и смысла жизни. Если содержание этих представлений у претендента на профессию журналиста расходится с нравственным законом, то профессионально-нравственные отношения с самого начала складываются для него конфликтно. Возникает либо внутриличностный, либо производственный конфликт, что нередко приводит к необходимости сменить профессию.
Однако и при достаточно высоком моральном уровне личности освоение профессиональной морали далеко не всегда проходит гладко. Причины этого известны: стандарты поведения, на которые ориентирует профессиональная мораль, могут быть трудно достижимы, скажем, из-за недостаточной коммуникабельности или мобильности человека, из-за неблагоприятной атмосферы в коллективе. Тогда-то и возникает проблема адаптации, приспособления индивидуальных свойств личности к тем или иным профессионально-нравственным условиям.
Словом, профессионально-нравственное становление журналиста — процесс не одномоментный, не простой, предполагающий тесное взаимодействие с профессиональной средой. Но это та необходимая часть пути к профессионализму,"- преодолев которую журналист и обретает способность слышать Внутренний Голос, управлять своим профессиональным поведением в достаточно сложных ситуациях, уверенно добиваясь качественных результатов деятельности. Никакая иная «управа» ему уже не нужна.
И все-таки от встречи с обстоятельствами, при которых трудно принять точное решение, сделать правильный моральный выбор, люди нашей профессии не могут быть застрахованы. Риск ошибиться сопутствует каждому хотя бы потому, что любой из нас может попасть в коллизию — ситуацию, представляющую собой столкновение противоположных концепций, разных «систем отсчета».
Так,
скажем, создает коллизию для журналиста
столкновение права человека «на неприкосновенность
частной жизни, личную и семейную тайну»
с правом «искать, получать и распространять
всякого рода информацию», к которому
восходит суть журналистской деятельности.
В подобных случаях профессиональная
мораль выступает в роли прожектора, высвечивающего
противоположности. Привлекая внимание
к ним, она способна стимулировать дальнейшее
развитие профессионально-нравственных
отношений журналистского содружества.
Заключение
Мораль регулирует поведение человека во всех без исключения сферах его общественной жизни, поэтому можно выделять собственную мораль профессии.
Профессиональная мораль не существует сама по себе, вне общей нравственности.
Она представляет один из ее срезов и потому копирует ее многослойную
структуру. Профессиональный момент присутствует как в своде требований,
которые общество предъявляет к журналистам, так и в индивидуальных
убеждениях сотрудников прессы, в системе их взглядов, относящихся
к работе. Помимо нравственного сознания (общественного и индивидуального) профессиональная мораль отражается в поведении человека при исполнении им трудовых обязанностей, в нравах профессиональной среды.
Профессиональную специфику морали изучает профессиональная этика,
вырабатывающая и определяющая нравственные нормативы применительно
к конкретным, специальным видам профессиональной деятельности с
позиции профессионально-этических требований к специалисту и включает:
моральные принципы, нормы, установки, идеалы во взаимоотношениях
людей в процессе деятельности; моральные кодексы, регламентирующие различные аспекты профессиональных отношений.
Отличие профессиональной этики от профессиональной морали состоит
в том, что мораль, включая в себя нормативы и требования, выработанные
этикой, добавляет к ним способы их реализации и оценку их практических
результатов. Этика занимается сферой должного, объективно необходимого,
мораль же рассматривает это должное в связи с сущим, реально-действительным.
Взаимодействуя
на основе норм и требований нравственного
поведения в профессиональной деятельности,
профессиональная этика и профессиональная
мораль устанавливают степень соответствия
между должным и сущим. Если должное и
сущее совпадают, то это определяет высокую
степень нравственности в деятельности
специалиста.
Список
литературы
1. Лазутина, Г.В. Профессиональная этика журналиста / Г.В. Лазутина. – М.:
Аспект
Пресс, 1999.
2. Основы журналистики: Учебник для вузов / С. Г. Корконосенко. -- М.:
Аспект
Пресс, 2004.— 287 с. 15ВН 5-7567-0158-3
3. Савкин, И.С. Социальная философия / И.С. Савкин. – Саранск: Изд-во
Мордовского
университета, 1997.
4. Пронин, Е.И.
Текстовые факторы
Пронин. – М.: Мысль, 1981.
Информация о работе Профессиональная мораль и бизнес в журналистике