Информационные войны в политической сфере

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2011 в 14:09, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является изучение природы и технологии информационной войны.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить научную и учебную литературу, посвященную общетеоретическим проблемам информационных войн и на основе анализа теории уточнить понятия «информационная война», «психологическая война», «пропагандистское противостояние»;
- рассмотреть феномен информационной войны как медийного воздействия в политической сфере (Южно-Осетинский конфликт с Грузией, события в Ираке);
- проанализировать медийные материалы, посвященные военным конфликтам в Цхинвали и в Ираке.

Содержание работы

Введение………………………………………………………...…………………4
Глава 1. Теоретические аспекты ведения информационной войны средствами PR……………………………………………………………………………..……7
1.1. Теоретические подходы к определению понятия «информационная война»………………..……………………………………………………...……..7
1.2. Особенности информационных войн в политической сфере…………………………………………………………………………...…13
1.3. PR-средства ведения информационных войн в масс-медиа…………………………………………………………………………...…20
Глава 2. Исследование информационных войн в современном мире…………………………………………………………………………….....27
2.1. Анализ воздействия информационных войн на мировую общественность (на примере информационной войны против России летом 2008г)…………………………………………………………………………..…27
2.2. Характеристика ведения информационных войн (на примере военной операции в Ираке)…………………………………………………..…43
2.3. Оценка потенциала некоторых государств в области ведения информационной войны………….………………………………………….….56
Заключение……………………………………………………………………….61
Список использованной литературы……………………………………….…..63

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ-инфВойны в политЖизни.doc

— 273.50 Кб (Скачать файл)

     2.3. Оценка потенциала  ряда стран в области ведения информационной войны

     Исследование  сосредотачивалось на оценке значения научно-технического и организационного потенциала в области информационных технологий, способного привести к  созданию приемов и способов информационного  вторжения в критические компьютерные системы США, а также на изучении мотивов подобных действий со стороны суверенных государств.

     Подобные  работы проводятся американскими экспертами достаточно регулярно. Особенностью отмеченного  исследования является то, что основной объект изучения – государства. В последние годы для американских экспертов было более характерным изучение аналогичного потенциала экстремистских и террористических групп, хакеров и их сообществ, но не суверенных государств. Кроме того, необычен перечень стран, чей потенциал оценивался в ходе исследований. Так, в перечень стран, представляющих угрозу безопасности США в информационном пространстве, были включены: Китай, Индия, Иран, КНДР, Пакистан, Россия. Следует полагать, что подобное перечисление стран учитывает уровень исходящей от них угрозы. В качестве стран, представляющих потенциальную угрозу для США, указаны Израиль, Сирия и республики бывшей Югославии.

     Одним из выводов исследования является утверждение  о том, что процессы обработки информации  являются важнейшей целью в современной войне.

     Характерным является также оцениваемая степень  воздействия на информационную инфраструктуру США. По мнению экспертов, реализация сегодня  наиболее пессимистичного сценария, в котором агрессор малыми силами групп хакеров способен полностью вывести из строя сети связи и коммуникаций в США маловероятна. Скорее следует ожидать действий, способных скомпрометировать отдельные узлы внутренних корпоративных и государственных информационных сетей, ухудшить показатели качества связи, нарушить торгово-финансовые операции, спровоцировать сбои в критических системах (на транспорте, в здравоохранении и др.), т.е. таких действий, которые в прямую не могут быть квалифицированы как агрессия, но оказывают существенное влияние на экономику страны, на управляемость государства и общества в целом и могут проводиться как в мирное, так и в военное время. Анализируя способности стран проводить подобные действия, авторы исследования отмечают следующее.

     На  сегодняшний день Китай в рамках программы трансформации своих вооруженных сил сформулировал официальное видение доктрины информационной войны, провел эксперименты по применению информационного оружия, а также ряд военных учений по отработке принятой доктрины. Ведется подготовка специалистов в области информационных войн, включая подготовку офицерского состава. Разведывательные службы Пекина продолжают сбор научно-технической информации в интересах выполнения национального плана развития страны, в том числе и с активным использованием глобальных информационных сетей. Вооруженные силы Китая продолжают развивать связи с российскими военными и научными кругами, в том числе и по вопросам ведения информационных войн. Вместе с тем американские эксперты отмечают стремление Китая развить его собственную уникальную модель ведения информационной войны, отражающую «китайскую специфику».

     Индия. В последнее время индийское руководство стало уделять повышенное внимание вопросам ведения информационной войны, прежде всего в аспекте обеспечения собственных интересов в информационной сфере и обеспечением национальной безопасности. Стимулом повышения внимания к вопросам информационной безопасности явились массированные атаки на индийские информационные системы, предпринятые группами пакистанских хакеров сразу после успешного испытания индийской атомной бомбы. Индийские власти объявили о внесении изменений в военную доктрину 1998 года, включив в нее вопросы радиоэлектронной борьбы и информационные операции. В среднесрочных планах развития страны особое внимание уделяется вопросам развития высокотехнологичных отраслей промышленности и информационных технологий. С целью поддержания высокого статуса индийских разработчиков информационных технологий на мировом рынке, планируется развитие сотрудничества правительственных структур и частного бизнеса. Кроме того, было создано разведывательное управление Минобороны. Согласно имеющимся данным, в рамках разведывательного управления планируется создать агентство информационной войны с функционалом в области противодействия компьютерным нападениям, психологическим операциям, электромагнитному и инфразвуковому оружию.

     Иран. Авторами исследования отмечается, что в последние месяцы все большее число американских экспертов в области национальной безопасности включают Иран в число стран, активизировавших деятельность в области подготовки к проведению информационных операций. Отмечается, что за последние годы Тегеран упорно стремиться как можно выше поднять технологический уровень вооруженных сил не только созданием ядерного оружия, но и внедрением информатизированных образцов вооружения. В последнее время в стране создан целый ряд научно-исследовательских центров в сфере информационных технологий, кроме того, Иран пытается приобретать на мировом рынке передовые разработки в области информационных технологий. За последние годы укрепились связи Ирана с Россией и Индией, в их рамках осуществляется, в том числе, и подготовка специалистов в области информационной войны. В целом, эксперты отмечают, что Иран усиливает его способности в секторе информационных технологий как «фактор повышения боевой эффективности» с целью получить большее влияние в Центральной Азии.

     Северная  Корея. В отношении этой страны авторы исследования подчеркивают, что хотя эксперты в области национальной безопасности и включают Северную Корею в список стран, которые могут развить способность к ведению информационной войны как силами министерства обороны, так и силами специальных служб, доступные данные не содержит какой-либо информации о работах в КНДР в этом направлении. В ряде сообщений со стороны южнокорейских экспертов говорится о некоторых разведывательных операциях и взломах государственных информационных сетей в РК, предпринятых Пхеньяном, но подобные свидетельства, скорее всего, по мнению авторов исследования, носят дезинформационный характер. Вместе с тем, авторы полагают, что сегодня КНДР все же проводит эксперименты с некоторыми приемами ведения информационной войны.

     Пакистан. За последние годы было достаточно официальных свидетельств активной деятельности групп пакистанских хакеров. Прежде всего, это отразилось на масштабной кампании по взлому индийских информационных сетей после испытания Индией ядерного оружия. Эксперты склонны говорить о достаточно тесных связях пакистанских хакеров с государственными специальными службами. Это позволяет считать, что Пакистан имеет достаточно разработанную доктрину информационной войны, особенно в плане проведения наступательных операций.

     Экспертами  отмечается, что напряженные отношения  Пакистана и Индии, наличие высококвалифицированного персонала в области информационных технологий и покровительство со стороны правительственных структур, создают благоприятную почву  для интенсивного развития способностей в области наступательных приемов и методов информационной войны.

     Россия. Эксперты отмечают, что Россия сегодня имеет достаточно эффективную доктрину информационной войны. Вооруженные силы России активно сотрудничают с экспертами в области информационных технологий и академическими кругами с целью совершенствования ее приемов и методов. Кроме того, Москва сегодня имеет опыт в проведении информационных операций против чеченских информационных сайтов. Эксперты также отмечают, что Россия продолжает проводить разведывательно-поисковые операции в государственных и частных информационных сетях Соединенных Штатов. Вместе с тем, эксперты склонны считать, что специальные службы РФ или ее вооруженные силы в сегодняшних условиях не имеют мотивации к проведению скрытых дестабилизирующих действий в американских информационных системах и сетях.

     В целом эксперты подчеркивают, что  за последнее время существенно  возрос потенциал проведения информационных операций в отношении критических  информационных систем в США. Развиваются не только системы защиты информации, но и средства нападения, что приводит к существенному росту общего числа инцидентов в области компьютерной безопасности. В качестве основного вывода исследования, авторами рекомендуется руководству Министерства внутренней безопасности США предпринять дополнительные меры по усилению безопасности информационного пространства, прежде всего в массовом частном секторе и бизнес-секторе. 
 
 

     Заключение

     Мы  живем в эпоху стремительных  перемен. Их ускорение формирует информационное общество, для которого характерен дефицит информации, нужной для принятия решений. «Это лишает человека самостоятельного мышления, превращая его в послушного ученика экспертов, которые часто оказываются агентами влияния заинтересованных лиц. Возникают невиданные ранее возможности овладения капиталом и властью путем информационных операций и войн»10. Традиционное обществознание оказалось не готово к этому и не смогло обеспечить членов общества знаниями об управлении информационной борьбой. «Те же, кто овладел этими знаниями, приобретают кажущуюся извне магической способность использовать любые изменения в свою пользу, овладевая капиталом и властью»11.

     Информационное  превосходство - способность собирать, обрабатывать и распределять непрерывный  поток информации о ситуации, препятствуя противнику делать то же самое. Информационное противоборство осуществляется путем проведения мероприятий направленных против систем управления и принятия решений, а также против компьютерных и информационных сетей и систем. В общем смысле, информационная война - это любое действие по защите наших собственных информационных функций, независимо от применяемых средств.

     Подобное  наблюдалось во многих международных конфликтах. Например, во время конфликта на Ближнем Востоке или в бывшей Югославии. Летом 2008 года во время столкновения с Грузией наша страна столкнулась с мощной идеологической атакой Запада. Анализ статей из российских и зарубежных газет показал, что западные журналисты были обмануты грузинской пропагандой, уверявшей, что российские военнослужащие напали первыми. К сожалению, наши военные 3 дня не пускали в город журналистов, что и дало основание слухам. Но как только ситуация прояснилась, многие корреспонденты опровергли тезис о российской агрессии.

     Информационная война вокруг Цхинвали продолжалась до конца 2008 года, причем удачей наших военных стали кадры, показывающие, как Президент Грузии жует свой галстук или убегает от якобы появившихся российских самолетов.

     Информационная  война в Ираке была проиграна  западными СМИ. Мир отказался верить в необходимость кровопролития. После удачных информационных атак на С. Хуссейна наступил период споров. А в конце 2008 г. Б. Обама сделал политику Буша в Ираке основной мишенью своей предвыборной критики. Арабские СМИ давно сообщали о нарушениях прав человека в Ираке, о ложной агитации американцев, якобы несущих идеал демократии. Особенно велика роль в разоблачении западной пропаганды телеканала «Аль-Джазира».

     Огромную  роль сыграло развитие СМИ, и в  особенности, Интернета и телевидения. Телевидение стало оружием ужасной силы в руках тех, кто имеет к нему доступ, поскольку вобрало в себя такие важные факторы «всемогущего» коммуникационного канала как моментальность, оперативность информации и визуальную стимуляцию. С его помощью можно наиболее эффективно вершить судьбы людей, поскольку мало кто не поверит глазам своим.

     В данной дипломной работе был рассмотрен феномен информационных войн. Мы изучили историю возникновения понятия «информационная война», рассмотрели механизмы воздействия «информационных атак», рассмотрели методы ведения информационных войн, привели современные примеры техники ведения информационных войн. Считаем, что цель дипломной работы достигнута, гипотеза подтверждена. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы 

  1. Байгузин  Р. Информационная война. - М.: Харвест, 2000. – 285 с.
  2. Брусницин Н.А. Информационная война и безопасность. - М.: Вита-Пресс, 2001. – 195 с.
  3. Вершинин М.С. Политическая коммуникация в информационном обществе. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2001. – 252 с.
  4. Грачев Г.В. Информационно-психологические операции во внутриполитической борьбе в России в современных условиях. М.: Харвест, 1999. – 276 с. 
  5. Гриняев С.Н. Информационная война: история, день сегодняшний и перспектив. – М.: Харвест, 2004. – 156 с.
  6. Гриняев С.Н. Поле битвы – киберпространство: теория вопроса. – М.: Харвест, 2004. – 79 с.
  7. Завадский И.И. Информационная война - что это такое? – СПб.: Петрополис, 1996. – 347 с.
  8. Зиновьев А. Глобальное сверхобщество и Россия. – М.: Харвест, 2000. – 125 с.
  9. Кара-Мурза С. Г. Манипуляция сознанием. - М.: Алгоритм, 2000. — 735 с.
  10. Комов С.А. Информационная борьба в современной войне: вопросы теории. – СПб.: Петрополис, 1996. – 73 с.
  11. Костин Н.А. Общие основы теории информационной борьбы. – СПб.: Питер, 1997. – 131 с.
  12. Крысько В. Г. Социальная психология: словарь-справочник. — М.: АСТ, 2001. — 688 с.
  13. Лебедева М.М. Политическое урегулирование конфликтов: подходы, решения, технологии. – М.: Аспект – пресс, 1999. – 271 с.
  14. Лисичкин В.А. Война после войны: Информационная оккупация продолжается. – М.: Эксмо, 2005. – 248 с.
  15. Лисичкин В.А., Шелепин Л.А. Третья мировая информационно-психологическая война. - М.: Эксмо, 2000. -287 с.
  16. Манойло А.В. Государственная информационная политика в особых условиях. — М.: Изд-во МИФИ, 2003. - 388 с.
  17. Манойло А.В., Петренко А.И., Фролов Д.Б. Государственная информационная политика в условиях информационно-психологической войны. – М.: Горячая линия – Телеком, 2003. – 541 с.
  18. Манойло А.В., Фролов Д.Б. Информационно-психологические операции как организационная форма реализации концепции информационно-психологической войны. - СПб.: Компьютерные системы, 2003. – 122 с.
  19. Манойло А.В., Петренко А.И. Информационно-психологическая безопасность современного информационного общества. - М.: Стратегическая стабильность, 2003.
  20. Манойло А.В., Вепринцев В.Б. Операции информационно-психологической войны. Методы, средства, технологии: Краткий энциклопедический словарь - справочник. - М.: Горячая линия - Телеком, 2004. – 495 с.
  21. Мелюхин И.С. Информационное общество: истоки, проблемы, тенденции развития. - М.: Вита-пресс, 1999. -178 с.
  22. Падовер С.К. Психологическая война и внешняя политика: теория и практика международных отношений./ Пер. с англ. – СПб.: «Питер», 1960.  – 238 с.
  23. Панарин И.Н. Технология информационной войны. - М.: КСП+, 2003. - 320 с.
  24. Панарин И.Н. Готова ли Россия к информационным войнам 21 века?//ВЛАСТЬ. - 2000, №2.
  25. Панарин И.Н. Информационная война и геополитика. - М.: «Рефл-Бук», 1999. – 139 с.
  26. Панарин И.Н. Информационная война, PR и мировая политика. – М.: Горячая линия – Телеком, 2006. – 352 с.
  27. Паппэ Я.Ш. «Олигархи»: Экономическая хроника, 1992 - 2000. – М.: ГУ ВШЭ, 2000. – 232 с.
  28. Пирумов В.С., Родионов М.А. Некоторые аспекты информационной борьбы в военных конфликтах. – М.: Аспект-Пресс, 1997. – 365 с.
  29. Попов В.Д. Информациология и информационная политика. – М.: Горячая линия – Телеком, 2006. – 352 с.
  30. Попов В.Д. Государственная информационная политика: состояние и проблемы формирования. М.: Изд-во РАГС, 2002. -103 с.
  31. Почепцов Г.Г. Информационные войны. - М.: «Рефл-Бук», 2000. – 245 с.
  32. Прокофьев В.Ф. Тайное оружие информационной войны. - М.: ЭКСМО, 1999. – 291 с.
  33. Расторгуев С.П. Информационная война. - М: Радио и связь, 1999. - 416 с.
  34. Расторгуев С.П. Выборы во власть как форма информационной экспансии. – М.: Новый век, 1999. – 354 с.
  35. Стрельцов А.А. Обеспечение информационной безопасности России. - М.: МЦНМО, 2002. – 158 с.
  36. Толстобров А.В. Информационная война США и Великобритании в ходе военной операции против Ирака. – СПб.: Петрополис, 1999. – 176 с.
  37. Трахименок С.А. Безопасность государства. Методолого - правовые аспекты. – М.: «Хата», 1997. – 192 с.
  38. Удовик С.Л. Глобализация: семиотические подходы. – М.: «Рефл-бук», 2002. – 480 с.
  39. Уткин А.И. Глобализация: процесс осмысления. - М.: «Логос», 2001. – 254 с.
  40. Федотова Л.Н. PR и общественное мнение. - СПб: Питер, 2003. - 352 с.
  41. Цыганов В.В. Информационный менеджмент и национальная система информационного управления и противоборства. – М.: Изд-во ПСТМ, 2008. - 28 с.
  42. Черешкин Д., Смолян Г., Цыгичко В. Реалии информационной войны. – М.: ИСА РАН, 1997. – 114 с.
  43. Чернов А.А. Становление глобального информационного общества: проблемы и перспективы. - М.: «Дашков и К», 2003. - 232 c.
  44. Шафрански Р. Теория информационного оружия. - СПб: Полигон, 2003. – 324 с.
  45. Шевяков Т., Жаров М. Хроники информационной войны. – М.: « Ваклер», 2001. – 211 с.

Информация о работе Информационные войны в политической сфере