Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2012 в 21:16, курсовая работа
Впервые понятия «информационная война» и «психологическая война» были введены в США, где в настоящее время наиболее изучены и активно применяются. В КНР, России и Индии стратегии относительно информационной и психологической безопасности только формируются. В Украине этот вопрос на официальном уровне не рассматривается достаточно серьезно, однако методы ведения информационной войны активно используются в политической борьбе. Следует отметить, что в данной контрольной работе понятия «информационная война» и «психологическая война» были объединены, так как в целом информационная война невозможна без применения психологического воздействия и наоборот.
1. Вступление 2
2. Определение войны 2
3. Теория войны 6
4. Выводы 12
5. Список литературы 13
Информационная цивилизация, к которой пришло человечество, меняет статус информации. Перед нами оказалось сильнодействующее средство, для которого нет пределов. Информацию покупают и продают. Обладание нужной информацией, дает превосходство в любой ситуации. Информация стала оружием, средством управления и формирования общественной мысли.
Французская школа public relations вписывает свой объект в такую парадигму: реклама строится на стратегии желания, а PR на стратегии доверия Можно продолжить этот ряд, сказав, что пропаганда строится на стратегии убеждения. Информационные войны, строятся на стратегии резонанса.
В данной
контрольной работе исследуются
такие явления как
Впервые понятия «информационная война» и «психологическая война» были введены в США, где в настоящее время наиболее изучены и активно применяются. В КНР, России и Индии стратегии относительно информационной и психологической безопасности только формируются. В Украине этот вопрос на официальном уровне не рассматривается достаточно серьезно, однако методы ведения информационной войны активно используются в политической борьбе. Следует отметить, что в данной контрольной работе понятия «информационная война» и «психологическая война» были объединены, так как в целом информационная война невозможна без применения психологического воздействия и наоборот. Если психологическая война использует методы воздействия на группу лиц, то информационная война использует средства распространения информации. Таким образом, эти типы войн тесно связаны друг с другом и могут быть объединены.
Первоначально некто Томас Рона использовал термин "информационная война" в отчете, подготовленным им в 1976 году для компании Boeing, и названный "Системы оружия и информационная война". Т. Рона указал, что информационная инфраструктура становится ключевым компонентом американской экономики. В то же самое время, она становится и уязвимой целью, как в военное, так и в мирное время. Этот отчет и можно считать первым упоминанием термина "информационная война".
В связи с появлением новых задач после окончания "холодной войны" термин "информационная война" был введен в документы Министерства обороны США. Он стало активно упоминаться в прессе после проведения операции "Буря в пустыне" в 1991 году, где новые информационные технологии впервые были использованы как средство ведения боевых действий. Официально же этот термин впервые введен в директиве министра обороны США DODD 3600 от 21 декабря 1992 года.
Спустя несколько лет, в феврале 1996 года, Министерство обороны США ввело в действие "Доктрину борьбы с системами контроля и управления". Эта публикация излагала принципы борьбы с системами контроля и управления как применение информационной войны в военных действиях. Публикация определяет борьбу с системами контроля и управления как: "объединенное использование приемов и методов безопасности, военного обмана, психологических операций, радиоэлектронной борьбы и физического разрушения объектов системы управления, поддержанных разведкой, для недопущения сбора информации, оказания влияния или уничтожения способностей противника по контролю и управлению над полем боя, при одновременной защите своих сил и сил союзников, а также препятствование противнику делать тоже самое". В этом документе была определена организационная структура, порядок планирования, обучения и управления ходом операции. Наиболее важным является то, что эта публикация определила понятие и доктрину войны с системами контроля и управления. Это было впервые, когда Министерство обороны США, определил возможности и доктрину информационной войны.
В конце 1996 г. Роберт Банкер, эксперт Пентагона, на одном из симпозиумов представил доклад, посвященный новой военной доктрине вооруженных сил США XXI столетия (концепции "Force XXI"). В ее основу было положено разделение всего театра военных действий на две составляющих - традиционное пространство и киберпространство, причем последнее имеет даже более важное значение. Р. Банкер предложил доктрину "киберманевра", которая должна явиться естественным дополнением традиционных военных концепций, преследующих цель нейтрализации или подавления вооруженных сил противника.
Таким образом, в число сфер ведения боевых действий, помимо земли, моря, воздуха и космоса теперь включается и инфосфера. Как подчеркивают военные эксперты, основными объектами поражения в новых войнах будут информационная инфраструктура и психика противника (появился даже термин "human network").
В октябре 1998 года, Министерство обороны США вводит в действие "Объединенную доктрину информационных операций". Первоначально эта публикация называлась "Объединенная доктрина информационной войны". Позже она была переименована в "Объединенную доктрину информационных операций". Причина изменения состояла в том, чтобы разъяснить отношения понятий информационных операций и информационной войны. Они были определены, следующим образом.
Информационная операция: действия, предпринимаемые с целью затруднить сбор, обработку передачу и хранение информации информационными системами противника при защите собственной информации и информационных систем.
Информационная война: комплексное воздействие (совокупность информационных и операций) на систему государственного и военного управления противостоящей стороны, на ее военно-политическое руководство, которое уже в мирное время приводило бы к принятию благоприятных для стороны-инициатора информационного воздействия решений, а в ходе конфликта полностью парализовало бы функционирование инфраструктуры управления противника.
Как указывают американские военные эксперты, информационная война состоит из действий, предпринимаемых с целью достижения информационного превосходства в обеспечении национальной военной стратегии путем воздействия на информацию и информационные системы противника с одновременным укреплением и защитой собственной информации и информационных систем и инфраструктуры.
Информационное превосходство определяется как способность собирать, обрабатывать и распределять непрерывный поток информации о ситуации, препятствуя противнику делать то же самое. Оно может быть также определено и как способность назначить и поддерживать такой темп проведения операции, который превосходит любой возможный темп противника, позволяя доминировать во все время ее проведения, оставаясь непредсказуемым, и действовать, опережая противника в его ответных акциях.
Деструктивное воздействие на системы управления и принятия решений достигается путем проведения психологических операций (Psychological Operations, PSYOP), направленных против персонала и лиц, принимающих решения и оказывающих влияние на их моральную устойчивость, эмоции и мотивы принятия решений; выполнения мероприятий по оперативной и стратегической маскировке (OPSEC), дезинформации и физическому разрушению объектов инфраструктуры.
Также следует отметить, что воздействие — чисто информационное, то есть, в информационной войне не задействуются психотропные препараты, прямой шантаж и запугивание (это характерно для терроризма), подкуп, физическое воздействие и т. п. Хотя указанные воздействия могут применяться параллельно с информационной войной, они не являются обязательным элементом.
Объектом является массовое сознание, а не индивидуальное. То есть, могут учитываться особенности каких-то больших групп, но никак не индивидуальные особенности. Можно сказать, что методы информационной войны воздействуют на массовое сознание аналогично тому, как методы психотерапии воздействуют на сознание индивидуальное.
Ярким примером информационной войны является холодная война. Информационное воздействие может осуществляется как на фоне информационного шума, так и в условиях информационного вакуума.
Средствами ведения информационной войны являются любые средства передачи информации — от СМИ до почты и сплетен. Всё дело в целях, с которыми формируется и подаётся информация.
В то
же время определение
1.Психологическая война - деятельность специальных органов одного государства, оказывающих психологическое воздействие на гражданское население и (или) на военнослужащих другого государства ради достижения своих политических, а также чисто военных целей.
2.Психологическая война - это совокупность различных форм, методов и средств воздействия на людей с целью изменения в желаемом направлении их психологических характеристик (взглядов, мнений, ценностных ориентаций, настроений, мотивов, установок, стереотипов поведения), а также групповых норм, массовых настроений, общественного сознания
Методы
информационно –
Начало современным информационным войнам было положено во время 2-й Мировой войны. Именно во время 2-й мировой массово применялась пропаганда. Использовались такие средства распространения информации, как радиовещание, листовки, газеты и т.д.
В настоящее время в информационном противостоянии очень широко используют мифы и слухи. Что является эффективным, учитывая кризис доверия к власти. Однако существует ряд других приемов, которые обязательно следует знать.
Мифологизация
Миф
- это такая информация, которая объясняет
происхождение и дальнейшее преобразование
тех или иных явлений исключительно на
основе вымышленных событий. Осмысление
человеком окружающей действительности
посредством мифов базируется не на научных
знаниях, а на вере и убеждениях представителей
конкретной культуры, этноса, социальной
группы.
Воспитание на примерах действий мифических
персонажей формирует в сознании людей
систему морально-этических ценностей,
присущих данной общности (этносу, клану,
сословию, профессиональной группе и т.д.),
чувство сопричастности к ее истории.
Подобная практика способствовала появлению
специального способа воздействия на
общественное сознание, принятого на вооружение
специалистами информационно-психологической.
Обычно они используют социальные мифы,
являющиеся искаженными представлениями
о действительности, сознательно внедряемыми
в сознание людей с целью формирования
нужных социальных реакций. Самое любопытное
в социальных мифах то, что большая часть
общества воспринимает их не как вымысел,
а как естественное положение вещей. Под
воздействием социальных мифов история
возникновения и развития государств
и этносов, как правило, искажается настолько,
что ее объективный анализ можно осуществлять
только путем критического сопоставления
различных источников. Однако так в теории.
На практике во многих случаях подобный
анализ серьезно затруднен из-за пристрастной
субъективности авторов или заказного
(т.е. изначально лживого) характера большинства
источников информации. По сути дела, вся
письменная мировая история с самого начала
является объектом постоянных манипуляций.
Специалисты информационно-психологической пришли к выводу, что возможности для возникновения и распространения массовых социальных мифов, а также для злоупотребления ими с помощью СМИ в современном обществе не уменьшились, а во многом увеличились. Это, с одной стороны, играет на руку политикам, а с другой - может вредить людям, которых эти политики толкают на конкретные действия. Так, миф о непобедимости Америки, о способности американских солдат решать в бою любые сложные проблемы, был серьезно подорван войной во Вьетнаме. Миф о способности России регулировать межнациональные отношения на Кавказе оказался сильно подпорчен военным конфликтом в Чечне. Специалисты считают, что мифы способны:
* оказывать
воздействие одновременно на
интеллектуальную и
* делать гиперболическое описание частного случая идеальной моделью желаемого поведения. Благодаря этой особенности содержание мифов влияет на поведение людей;
* опираться на конкретную традицию, существующую в обществе.
Невозможно внедрить в массовое сознание такие ценности, которые противостоят традиционным. Новые мифы всегда вырастают из старых корней.
Содержание информационно-пропагандистских материалов, созданных в соответствии с существующей в конкретной социальной общности мифологической системой, действуют на людей не извне, а как бы изнутри их мировоззрения, что облегчает процесс восприятия этого содержания. Но при этом следует учитывать то, что мифы, несмотря на широкие возможности для импровизации, действуют все же в ограниченных рамках, так как имеют определенные характеристики. Мифы обычно делят на явные, скрытые и сословные.
Явный миф (фольклорные истории и персонажи, популярные сюжеты и герои произведений литературы и кино) всегда широко применялся в психологической войне. Например, такие мифы использовали американцы для воздействия на китайских солдат, воевавших против них в Корее. Однако успех применения явного мифа определяется правильной интерпретацией событий, описанных в нем. Для этого нужно очень хорошо знать историю и культуру конкретной страны или этноса, четко понимать, в каких условиях данный миф применим, а в каких его упоминание принесет лишь вред.
Скрытый миф - это специфическая часть системы субъективных представлений общества об окружающем мире и других общностях. Например, чеченцы считают, что русские всегда были жестоки по отношению к ним.