Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2015 в 21:14, курсовая работа
Для достижения поставленной в курсовой работе цели - выявить основные характеристики института праздного класса и демонстративного потребления, сформулированные Т. Веблена нами были сформулированы следующие задачи:
1) рассмотреть жизненный и творческий путь Торстена Веблена;
2) изучить особенности методологии Торстена Веблена;
3) рассмотреть понятие и основные характеристики праздного класса;
4) выявить специфику демонстративного потребления;
В октябре 1919 г. открылась «Новая школа социальных исследований», дававшая Веблену в начале ее существования самые многообещающие возможности для работы. Как декларировалось в проспекте школы, ее целью было «стремление к непредвзятому пониманию существующего порядка, а также тех обстоятельств, которые приводят к необходимости его пересмотра».
Веблен читал в школе свой знаменитый курс «Экономические факторы в цивилизации», а для избранных десяти человек - «Специальные исследования по экономическим факторам в цивилизации».
Летом 1920 г. Веблен работает над книгой «Абсентеистская собственность и деловое предпринимательство в недавнее время. Американский вариант». Как и предшествующие его книги, она включала ряд статей, предварительно опубликованных в журналах. В этих статьях усиливается критика финансистов и банкиров. Он считает, что кредит является «одним из обветшалых институтов, который путем преобразования должен выйти из употребления… Наверно, и банкир отживет свой век» [5].
В 1921 г. в свет вышла книга «Инженеры и система ценностей», включившая в себя статьи, напечатанные ранее в журнале «Дайэл». Это - вторая по значимости книга после «Теории праздного класса». В ней Веблен формулирует одну из своих центральных идей - идею грядущего господства в обществе технических специалистов, свой прогноз о будущем капиталистического общества.
В том же, 1922 г. в школе произошли резкие перемены. Источники финансирования иссякли, и школа лишилась материальной поддержки. Трое профессоров из «большой четверки» ушли в другие университеты. Веблен, чувствуя себя крайне уставшим, оставался на прежнем месте. Он мечтал о серьезном научном обосновании роли инженеров в обществе; по его подсчетам, нужно было примерно 40 тыс. долл. для проведения необходимой исследовательской работы. Но денег у него не было, а те, кто смог бы его финансировать, отнюдь не были заинтересованы в его работе.
В 1923 г. выходит в свет его последняя книга, «Абсентеистская собственность и деловое предпринимательство в новое время». В очередной раз Веблен читает свой курс «Экономические факторы в цивилизации» весной 1923 г., и на этом заканчивается его преподавательская деятельность. Последней прижизненной публикацией была статья «Экономическая наука в обозримом будущем» (1925). Физические силы Веблена иссякали, и новых работ он уже не писал. Однако он сохранил пристальный интерес к событиям в мире и особенно напряженно следил за ходом Всеобщей британской забастовки 1927 г. Веблен ожидал, что эта забастовка приведет к необратимым изменениям, и был крайне разочарован ее крахом. По его словам, он потерял веру в «возможность установления нового строя мирным путем».
В субботу 3 августа 1929 г. Веблена не стало. Как пишет Дж. Дорфман, за полгода до смерти Веблен сказал своей соседке миссис Р. Фишер: «Естественно, все время будет развиваться что-то новое, но пока я не вижу лучшего курса, чем тот, что предлагается коммунистами» [5].
В найденных
после смерти Веблена бумагах было высказано
пожелание: «…чтобы в случае моей смерти
мое тело было сожжено как можно более
дешевым и целесообразным способом без
обрядов и церемоний какого бы то ни было
рода; чтобы мой прах был брошен в море
или в какую-нибудь достаточно большую
реку, впадающую в море…». Прах Веблена
был развеян над Тихим океаном [4, с. 28].
1.2 Особенности методология Торстена Веблена
В начале ХХ века в США возник институционализм, виднейшими представителями которого выступили Торстейн Веблен, возглавивший социально-психологический (технократический) вариант институциональных исследований. Свое название это направление получило после того, как американский экономист У. Гамильтон в 1916 г. впервые применил термин «институционализм». Его распространение было связано с эволюцией экономической теории в США, где в 1920-х годах он занял лидирующее положение. У. Гамильтон дал следующее определение: «институт – это словесный символ для лучшего описания группы общественных обычаев, способ мышления, ставший привычкой для группы людей или обычаем для народа, институты устанавливают границы и формы человеческой деятельности. Мир обычаев и привычек, к которым мы приспосабливаем нашу жизнь, представляет собой сплетение и непрерывную ткань институтов» [6, с. 389].
Институционализм – это альтернатива неоклассическому направлению экономической теории. Институционалисты считают также духовные, моральные, правовые и другие факторы, рассматриваемые в совершенствовании хозяйственного рыночного механизма и саморегулируемости экономики. Другими словами, институционализм в качестве предмета своего анализа выдвигает как экономические, так и неэкономические проблемы социально-экономического развития. При этом объекты исследования, институты, не подразделяются на первичные или вторичные и не противопоставляются друг другу.
Как основоположник институционализма Т. Веблен выводит ряд экономических явлений из общественной психологии, в основе его взглядов лежит своеобразное понимание человека как биосоциального существа, руководимого врожденными инстинктами.
Как основоположник институционализма Т. Веблен выводит ряд экономических явлений из общественной психологии, в основе его взглядов лежит своеобразное понимание человека как социального существа, руководимого врожденными инстинктами. Согласно Т. Веблену, человек руководствуется тремя главными инстинктами:
1) наследственные склонности, идущие от родителей, членов семейного круга;
2) инстинкт «хорошей работы»;
3) инстинкт любознательности, стремление познать окружающий мир.
К числу врожденных инстинктов Т. Веблен относил инстинкт самосохранения и сохранения рода, инстинкт мастерства (склонность к эффективным действиям), склонность к соперничеству, подражанию, праздному любопытству.
Свою убежденность в эволюционном преобразовании общества Т. Веблен основывал на своеобразном преломлении теории эволюции природы Ч. Дарвина. Отталкиваясь от ее постулатов, он пытался объяснить положение об актуальности в человеческом обществе борьбы за существование.
При этом им используется историческая оценка развития институтов общества, в которой отрицаются положения о классовой эксплуатации и исторической миссии рабочего класса. На его взгляд, экономическими мотивами людей движут, прежде всего, родительское чувство, инстинктивное стремление к знаниям и высокому качеству исполняемой работы. Т. Веблен переносил дарвиновское учение о естественном отборе на область социальных явлений. Он не учитывал при этом, что эволюция социальной структуры – это социальный процесс, закономерности которого не могут быть сведены к биологическим закономерностям.
Частная собственность представляется в трудах Т. Веблена как следствие человеческой склонности к конкуренции: она изображается наиболее заметным доказательством успеха в соревновании и «традиционной основой уважения». Более сложная психологическая подоплека свойственна категории «завистливое сравнение», играющей в системе Веблена чеpезвычайно важную роль. Пpи помощи этой категории Т. Веблен интерпретирует такие экономические явления, как приверженность людей к престижному потреблению, а также к накоплению капитала: собственник меньшего по размеру состояния испытывает зависть к более крупному капиталисту и стремится догнать его; при достижении желаемого уровня проявляется стремление перегнать других и тем самым превзойти конкурентов [7, с. 89].
Одним из важнейших положений Веблена было требование исторического подхода в экономической науке. По его мнению, необходимо было осуществить изучение различных экономических и общественных институтов в их развитии, от момента их возникновения и до современности. Он много занимался историей человеческого общества, анализировал возникновение частной собственности, классов, государства, стремился обнаружить в прошлом истоки тех противоречий, которые, по его мнению, демонстрировал современный ему капитализм.
Движущую силу развития Т. Веблен видел в противоречиях между институтами и внешней средой. По его словам: «Институты – это результат процессов, происходивших в прошлом, они приспособлены к обстоятельствам прошлого и, следовательно, не находившийся в полном «согласии с требованиями настоящего времени» [7, с. 102].
По мысли Веблена, несоответствие между уже сложившимися институтами и изменившимися условиями, и делает необходимым изменение существующих институтов, смену устаревших институтов новыми. При этом изменение институтов происходит в соответствии с законом естественного отбора.
Т. Веблен писал: «Жизнь человека в обществе точно так же, как жизнь других видов, – это борьба за существование, а это процесс отбора и приспособления, эволюция общественного устройства явилась процессом естественного отбора социальных институтов. Продолжающееся развитие институтов человеческого общества и природы человека, прогресс, можно в общих чертах свести к естественному отбору наиболее приспособленного образа мысли и процессу вынужденного приспособления изменяющемуся с развитием общества и социальных институтов, в условиях которых протекает человеческая жизнь» [5]. Таким образом, в трактовке Т. Веблена общественно-экономическое развитие («эволюция социального устройства») предстаёт как реализация процесса «естественного отбора» разнообразных институтов.
Т. Веблен механически переносил дарвинистское учение о естественном отборе на область социальных явлений. Он не учитывал при этом, что «эволюция социальной структуры» - это социальный процесс, закономерности которого не могут быть сведены к биологическим закономерностям.
Книги Веблена столкновение с мыслями экономистов неоклассического направления. Всем своим творчеством он давал понять, что экономическая наука не должна быть только наукой о ценах и рынках. Веблен писал, что предметом политической экономии является человеческая деятельность во всех ее проявлениях, общественные науки призваны заниматься отношениями людей друг к другу [8, с. 215].
Hеоклассики нередко представляли человека в виде идеальной счетной установки, мгновенно оценивающей полезность того или иного блага, с целью максимизировать общий эффект от использования наличного запаса ресурсов. Однако, согласно Веблену, экономическое поведение людей носит более сложный часто иррациональный характер, потому что человек – не «машина для исчисления ощущений наслаждения и страдания» [8, с. 236].
На поведении людей сказываются, например, мотивы потребления, завистливого сравнения, инстинкт подражания, закон социального статуса, и прочие врожденные и благоприобретенные склонности. Поведение человека не может сводиться к экономическим моделям, основанным на принципах утилитаризма и гедонизма. Данные рассуждения Т. Веблен использовал, в частности, в полемике против одного из столпов неоклассики – Дж. Клаpка.
Согласно Веблену, институты определяют непосредственные цели, подчиняющие поведение людей. Но благоприятные условия экономического pазвития существуют лишь в том случае, когда система институтов находится в гармонии с конечными целями, вытекающими из инстинктов [1, с. 402].
В результате реформ Веблен предвидел установление «нового порядка», при котором руководство промышленным производством страны будет передано специальному «совету техников», и «индустриальная система перестанет служить интересам монополистов, поскольку мотивом технократии и индустриалов явится не денежная выгода», а служение интересам всего общества [7, c. 108].
Другим важнейшим фактором, лежащим в основе изменения институтов, Т. Веблен считал технику, технологию. Согласно его учению, эту доминирующую роль техника выполняет не всегда, а лишь на стадии машинного производства.
Таким образом, в методологии Веблена, присутствуют элементы историзма, хотя во многом технократического свойства: институты изменяются потому, что на них воздействует человеческая психология, с одной стороны, и сплошной поток технических факторов – с другой. Эта двойственная психолого-технократическая концепция заложила основы современных теорий стадийности экономического роста и индустриальной цивилизации.
2 Социальный институт праздного класса
2.1 Праздный класс Т. Веблена: понятие, основные характеристики
Исходя из прочитанного мною первоисточника, Т. Веблен дает следующую трактовку демонстративной праздности и праздного класса: прежде всего это «гарантируется вздёржкой от труда, традиционным признаком превосходства в денежных успехах и общепризнанным показателем степени заслуженного почета. И наоборот, так как прилежание в производительном труде есть признак бедности и подчинения, оно становится несовместимым с престижным положением в обществе».
Праздная жизнь у Веблена, как и «другие свидетельства богатства», относиться к процессам развития цивилизации, в которой труд может рассматриваться с двух сторон: позитивной и отрицательной. С позитивной стороны, работа на производстве дает субъекту денежные блага, с другой стороны, сама работа принижает социальный статус человека (его престижность), социальный статус при этом дифференцируется в зависимости, от обладания частной собственностью. В современном, переходном обществе, институт праздного класса не является жизненно необходимым, поскольку занятие, приносящие некую долю полезности отодвигаются на второй план либо исчезают и перед ним встает цель: «демонстративное освобождение от всяких полезных занятий», сохраняя за собой социальный статус.
Когда плотность общества возрастает, ресурсы для выживания необходимо добывать в результате непосредственного труда, для праздного класса становится практически невозможно накапливать богатство простым захватом и путем производственной деятельности людям неимущим, но гордым. Перед ними открывается другая возможность «жизнь в нужде или нищете». Появляется критерий демонстративной праздности, это целый слой населения, крайне бедный, но не переходящий в систему прибыльных занятий, в силу своей гордыни.
Информация о работе Теория праздного класса Торстена Веблена