Шпаргалка по "Общая психология"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2016 в 20:31, шпаргалка

Описание работы

1.Мышление как феномен:
Мышление как феномен, обеспечивающий родовую особенность человека, в структуре психики человека относится к психическим познавательным процессам, которые обеспечивают первичное отражение и осознание людьми воздействий окружающей действительности.
Традиционные в психологической науке определения мышления обычно фиксируют два его существенных признака: обобщенность и опосредствованность.

Файлы: 1 файл

Otvety_po_OP (1).docx

— 255.72 Кб (Скачать файл)

 

13. Проблема языка  и сознания.

Проблема психологического строения языка, его роли в общении и формировании сознания является едва ли не самым важным разделом психологии.

Анализ того, как строится наглядное отражение действительности, как человек отражает реальный мир, в котором он живет, как он получает субъективный образ объективного мира, составляет значительную часть всего содержания психологии. Самое существенное заключается в том, что человек не ограничивается непосредственными впечатлениями об окружающем; он оказывается в состоянии выходить за пределы чувственного опыта, проникать глубже в сущность вещей, чем это дается в непосредственном восприятии. Он оказывается в состоянии абстрагировать отдельные признаки вещей, воспринимать глубокие связи и отношения, в которые вступают вещи. Каким образом это становится возможным, и составляет важнейший раздел психологической науки.

Одним из психических познавательных процессов, наряду с ощущением, восприятием, представлением, памятью, вниманием, мышлением, воображением, является речь.

В психологической науке речь понимается как система используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для передачи информации; процесс материализации мысли. Важно отличать речь от языка. Их основное различие заключается в следующем. Язык - это система условных символов, с помощью которых передаются сочетания звуков, имеющих для людей определенные значение и смысл. Если язык – объективная, исторически сложившаяся система кодов, предмет специальной науки – языкознания (лингвистики), то речь является психологическим процессом формирования и передачи мысли средствами языка. Как психологический процесс речь является предметом раздела психологии, называемым “психолингвистикой”.

Язык един для всех людей, пользующихся им, речь является индивидуально своеобразной. В речи выражается психология отдельно взятого человека или общности людей, для которых данные особенности речи характерны. Язык отражает в себе психологию народа, для которого он является родным, причем не только ныне живущих людей, но и всех других, которые жили раньше и говорили на данном языке.

Речь без усвоения языка невозможна, в то время как язык может существовать и развиваться относительно независимо от человека, по законам, не связанным ни с его психологией, ни с его поведением.

Речь также понимается как совокупность произносимых или воспринимаемых звуков, имеющих тот же смысл и то же звучание, что и соответствующая им система письменных знаков. Знак - символ или объект, служащий заменителем другого объекта. В этой связи, термин “вербальный” (от лат. vеrbalis - словесный, устный) в психологии служит для обозначения информации, выраженной знаковой, а именно словесной, языковой системой (в отличие от невербальной информации, например, образной), а вербализация сознания - процесс преобразования бессознательного психического, а также эмоционального, логически не оформленного содержания сознания в словесно-логические формы.

 

14. Слово и его  семантическое строение.

Каждое слово обозначает вещь, качество, действие или отношение.

Основной функцией слова является его обозначающая. Слово действительно обозначает предмет, действие, качество или отношение. В психологии эту функцию слова вслед за Л. С. Выготским (1934, 1956, 1960) принято обозначать как предметную отнесенность, как функцию представления, замещения предмета. Слово, как элемент языка человека, всегда обращено вовне, к определенному предмету и обозначает или предмет, или действие, или качество, свойство объекта, или отношение объектов. Это выражается в том, что слово, имеющее предметную отнесенность, может принимать форму или существительного, или глагола, или прилагательного, или связи — предлога, союза. Это решающий признак, который отличает язык человека от так называемого «языка» животных.

Огромный выигрыш человека, обладающего развитым языком, заключается в том, что его мир удваивается. Человек без слова имел дело только с теми вещами, которые он непосредственно видел, с которыми он мог манипулировать. С помощью языка, который обозначает предметы, он может иметь дело с предметами, которые непосредственно не воспринимались и которые ранее не входили в состав его собственного опыта. Слово удваивает мир и позволяет человеку мысленно оперировать с предметами даже в их отсутствие.

Животное имеет один мир — мир чувственно воспринимаемых предметов и ситуаций; человек имеет двойной мир, в который входит и мир непосредственно воспринимаемых предметов, и мир образов, объектов отношений и качеств, которые обозначаются словами. Таким образом, слово — это особая форма отражения действительности.

Далее, благодаря слову человек может оперировать вещами мысленно при их отсутствии, совершать умственные действия, умственные эксперименты над вещами. Человек может вообразить, что он поднимает килограммовую или пудовую гирю и чувствовать, что он легко может сделать первое, но лишь с трудом — второе, хотя в действительности гирь перед ним нет; человек может это сделать с помощью мобилизации всех тех признаков, которые таит в себе слово.

Наконец последнее: удваивая мир, слово дает возможность передавать опыт от индивида к индивиду и обеспечивает возможность усвоения опыта поколений.

Следовательно, с появлением языка как системы кодов, обозначающих предметы, действия, качества, отношения, человек получает как бы новое измерение сознания, у него создаются доступные для управления субъективные образы объективного мира, иначе говоря, представления, которыми он может манипулировать даже в отсутствие наглядных восприятий. И это есть решающий выигрыш, который получает человек с помощью языка.

 

15.Значение и  категориальная структура сознания (Петренко В.Ф.). Развитие значения  слов в онтогенезе.

Вторая часть вопрос №19

Значение- обобщённая идеальная модель объекта в сознании человека (субъекта), в котором фиксируются существенные свойства объекта, выделенные в общественной деятельности.

 

Человек воспринимает не значения, а образы.

Сознание не просто дублирует реальность, а выделяет в ней значимые для субъекта признаки и свойства.

ОСОЗНАВАТЬ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ= расчленять её на элементы и устанавливать  с ними (между ними) связи и отношения.

Человек абстрагирует признаки (абстракция ..понимаете ли), группирует признаки в новые структуры.  Эти способности помогают нам строить идеальные модели действительности, выраженные в значении слова. (если сильно напрячься, то можно понять)

А оперирование значениями позволяет получать новое знание (дедуктивно).

Чем больше взаимосвязанных элементов в объекте или ситуации- тем выше уровень осознанности действительности.

 

 

16. Психосемантический  подход к анализу речи.

Психосемантика объединяет психологические исследования значения, понимаемого в психологии как важнейшая единица психического отражения.

Согласно одной из отечественных традиций, значение - это единство представленности объекта, возможных действий (практических или умственных) относительно этого объекта и отношения к нему субъекта.

Виды значения:

  • Референтное значение
  • Категориальное значение
  • Коннотативное значение

Классы объектов, объединенные на основе общих признаков или атрибутов, принято называть категориями. Устойчивые структуры обобщенных признаков или «типичные примеры» из категориальных множеств называют прототипами.

Разделяют вербальные и невербальные формы значений. Вербальные формы — представление значения в словах, цифрах, математических знаках и других символах подобного рода. Невербальные формы существования значения включают различного рода образные представления и символические действия.

Первое направление исследований проблема означения или категоризации. Она связана с выявлением значения, стоящего за теми или иными перцептивными признаками. Категоризация — процесс отнесения к той или иной категории, выделения существенных для этого признаков. Проблема состоит в том, чтобы раскрыть механизмы категоризации или выявления смысла. Проблема категоризации в более широком смысле выступает как проблема понимания. Исследование процессов понимания традиционно связывалось с феноменом контекста — буква быстрее воспринимается в слове, значение слова легче вычленяется в предложении, смысл которого заключен в тексте. Если появляется стимул, противоречащий контексту, возникает ситуация семантического рассогласования. Феномен контекста — один из наиболее устойчивых феноменов в области исследований семантических процессов. Это свидетельствует о том, что в данном случае затрагиваются фундаментальные характеристики психических процессов, таких, как информационное предвосхищение и цикличность когнитивной обработки.

Второе важное направление исследований — выявление структуры множества значений и способов их организации. Характер категориальных структур определяет возможности поиска и выбора нужного значения из многих вероятностей. Это является ключевым моментом для процессов распознавания (идентификации) образов, понимания слов и разнообразных символов, а также для анализа и синтеза информации.

Третье важное направление исследований связано с понятием коннотативного значения. Оно часто описывается как влияние мотивов и эмоций на семантическую организацию значений. Влияние мотивационных и личностных факторов на формирование системы значений представляет столь же большой интерес.

17. Развитие понятий  и методы их исследования.

Если мы будем в состоянии объективно установить, какая система связей реально стоит за словом у каждого человека, у ребенка разных возрастов или при различных формах патологии, мы сможем применить научные методы к диагностике развития или патологии, т. е. решим важнейший вопрос для всей современной психологии нормального и аномального детства и вместе с этим — для психологического анализа патологических состояний. Если мы найдем адекватные методы решения этого вопроса, психологическая практика приобретает точные методы анализа внутренних особенностей познавательной деятельности взрослого человека и оценки уровня умственного развития ребенка.

В психосемантике применяется широкий спектр методов исследования.

Ассоциативный эксперимент — наиболее разработанная техника семантического анализа. Испытуемому предъявляется слово-стимул и требуется назвать первые пришедшие на ум ассоциации. Применяют:

  • свободный ассоциативный эксперимент (испытуемый не ограничен в выборе возможных ассоциаций) и
  • направленный ассоциативный эксперимент (ассоциативный поток испытуемого ограничивается рамками некоторого грамматического класса).

Главное преимущество ассоциативного эксперимента — простота и удобство применения.

Недостаток — его чувствительность к фонологическому и синтаксическому сходству. Например, как в норме, так и при патологиях встречаются реакции-рифмы, реакции сходного буквенного состава, а также речевые штампы и клише.

Метод классификации. Основан на допущении, что формы классификации материала соответствуют внутренним семантическим связям и структура последних может быть выражена в процедуре классификации. Испытуемым предлагается классифицировать предъявленное множество объектов (стимулов), разбить их на группы (в большинстве случаев число групп и объектов в группе не оговаривается). В процессе семантического анализа результаты классификации испытуемых суммируются в матрице; мерой семантического сходства является количество отнесений в один класс.

В.Ф. Петренко использовал метод «сортировки Миллера» для изучения семантической структуры изображений, стимульным материалом служили эскизы для эмблемы общества охраны животных. Эксперты должны были разделить рисунки на группы так, чтобы группа объединяла стимулы, сходные по содержанию. Количество групп и рисунков в группах могло быть различным. На основании результатов строилась матрица сходства, далее проводилась обработка методом кластерного анализа, которая позволила строить «дерево классификации», фиксирующее уровни объединения изображений. Более частными дифференцирующими признаками явились свойства, связанные с функционально-композиционным соотношением элементов (например стимулы разделялись по количеству функциональных элементов).

 Методики шкалирования 
1. Метод прямого шкалирования. Перед испытуемым ставится задача оценить сходство значений стимулов с помощью градуальной шкалы. Ценность прямого метода шкалирования состоит в простоте интерпретации. Однако при этом обычно теряется все многообразие  темы значений. Кроме того, он значительно трудоемок; чтобы выявить сходство стимулов, необходимо сделать 4550 сравнений. 
2. Метод семантического дифференциала. Процедура семантического дифференциала сводится к оценке стимулов (в качестве которых могут выступать понятия, фразы, действия, ситуации и другие объекты) по биполярным шкалам. Шкалы задаются антонимичными терминами, например прилагательными, описывающими противоположные качества объектов: теплый/холодный, сытый/голодный. Шкалы обычно градуированы (например, от -3 до +3), пространство шкалы между противоположными полюсами воспринимается испытуемыми как непрерывный континуум признаков.

Дистрибутивные методы 
1. Методика подстановки основана на определении семантического сходства стимулов в зависимости от числа контекстов, в которых эти слова взаимозаменяемы. Испытуемый в этом методе выступает в роли эксперта, который сначала строит предложение, включающее исследуемые слова, а затем делает заключение о возможности замены слов в некотором контексте.  
2. Методика продуцирования является сочетанием методики подстановки и методики принятия категориальных решений. Испытуемые должны дополнить предложения типа «Все/некоторые  являются ...» либо правильными, либо ошибочными вариантами. Это позволяет сформировать матрицу как семантического сходства, так и семантических различий.

Методы косвенного исследования семантики 
1. Сравнение порогов ощущения или субъективной длительности стимулов с различной семантической нагрузкой. В самых простых психофизических экспериментах часто проявляются семантические эффекты. Так, например, чем выше частотность (встречаемость в языке) слова, тем ниже порог его восприятия. Было также показано, что пороги ощущения меняются для слов различной эмоциональной значимости. К этой же группе можно отнести все эксперименты, в которых хронометрируется время опознания или называния стимулов в зависимости от семантического контекста или преднастройки. 
2. Анализ группировки стимулов при полном воспроизведении списка слов является достаточно популярной методикой в семантических исследованиях. Испытуемому показывают список на вид бессвязных слов, а затем он воспроизводит их в любом порядке. Следуя такой инструкции, испытуемый обычно воспроизводит слова, группируя их по семантическим признакам. На основании протоколов воспроизведения с помощью ряда математических процедур «реконструируют» структуру соответствующего участка семантической памяти. 
3. Сравнение успешности извлечения из памяти в зависимости от семантической обработки или преднастройки. Суть методики состоит в том, что часть тестовых стимулов включаются в решение предварительной задачи, такой, как дополнение слов, или воспроизведение категорий (испытуемых просят назвать примеры таких категорий, как «мебель» или «птицы») или воспроизведение базовых знаний (испытуемых просят ответить на ряд вопросов, например, «Что быстрее: заяц или Земля?»). Через определенный интервал времени неожиданно для испытуемых дается тест на воспроизведение или узнавание. Обычно семантическая обработка стимулов улучшает их запоминание и последующее извлечение из памяти. Цель исследователей — сравнение позитивного влияния различных семантических задач.

Информация о работе Шпаргалка по "Общая психология"