Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 14:26, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Международное отношение".
Мегатренд – 1) глобальная, универсальная тенденця, затрагивающая как Запад, так и незападные страны; 2) характеристика более мягкого (без разрушения основ) перехода к модифицированной современности (постсовременности), соединяющей черты традиционных и современных обществ.
Мегатренды (по Дж. Нейсбиту) — это «основные направления движения, которые определяют облик и суть» изменяющегося общества.
Популяризатором термина «мегатренд» был Джон Нейсбит, опубликовавший в 1982 году книгу, которая так и называлась: «Мегатренды». По его мнению, «самый надежный способ предугадать будущее — понять настоящее».
Джон Нейсбит проанализировал 10 мегатрендов, которые должны были, по его мнению, определить облик и суть «нового общества».
10 мегатрендов, определивших облик и суть «нового общества»:
Экономические;
Политические; Геополитические;
Технические.
6. Типы глобальных проблем:
1.интерсоциальные (безопасность, гонка вооружений, отсталость развивающихся стран, предотвращение ядерной войны, борьба с терроризмом, соблюдение прав человека и проч.);
2.социально-демографическая
(рост населения, бедность и
отсталость развивающихся
3.социально-экологические
(загрязнение окружающей среды,
7.
Ключевые характеристики
- понятие противоречивое,
- незавершенное,
- это глобальная
цивилизационная тенденция,
- является феноменом постмодернизации.
8.
Сущность и направления
Универсальность состоит в глобальной тенденции, затрагивающую как Запад, так и не-Запад, если рассматривать в узком понимании – это феномен постмодернизации, мягкое (без нарушения основ) трансформирование или переход стран к модифицирующей современности.
Задевается общечеловеческая цивилизация, общие связи человечества. Глобальные проблемы – проблема мирового лидерства, спор цивилизаций (христианство, ислам). Глобальный терроризм, разоружение и т.д. (народ, что смогла нарыть…)
9.
Сущность и направления
Глобальный финансовый кризис стал - благодаря своим уже вполне очевидным социально-политическим составляющим - серьезным интеллектуальным вызовом политической науке. Одна из возможных гипотез, предложенных для обсуждения: человечество столкнулось отнюдь не с очередным финансовым кризисом, а с первым кризисом глобализации как таковой, быть может, со всеобщим кризисом мироустройства.
Второй мегатренд - демократизация - во многом был порожден процессами экономического развития и глобализации, хотя они и не были единственной причиной. Демократизация сделала мировое хозяйство подлинно глобальным: Китай, оставаясь недемократическим, уже в 1980-е годы активно интегрировался в мировое разделение труда, но участие в нем «советского лагеря» реализовывалось лишь в ограниченной степени. Демократизация не сделала демократию the only game in town, но существенно сузила площадку для всех остальных «игр», а потому также способствовала победному шествию глобализационных трендов.
Организационно-политическая инфраструктура мирового сообщества формируется c конца XV столетия. В ее центре - управленческая деятельность государств-лидеров, инновационных наций, которые в условиях международной конкуренции, проходя отбор в крупных военных конфликтах, создают и развивают основы современной миросистемы: технологическую (от каравелл до систем глобального позиционирования), финансовую (от нидерландских банков до электронных бирж), информационную (от меркаторовских карт до геоинформационных систем) и политическую (от договоров в Тордесильясе и Вестфалии до Объединенных Наций, ЕС и НАТО). С конца XIX столетия, с появлением и интенсивным развитием мгновенной коммуникации, названные подсистемы качественно усложняются, однако организационно-управленческая инфраструктура остается принципиально неизменной: система конкуренции ведущих государств и жесткого отбора лидера в первой половине XX столетия приобретает форму мировых войн.
Этот конкурентный
отбор успешно прошли США, которым
удалось стать лидером в
На протяжении прошлого века родились три мироуправленческих проекта, в которых инициативы США были определяющими, но роль в осуществлении - противоречивой: Лига Наций, ООН и Новый мировой порядок (первая постбиполярная мироуправленческая инициатива Дж. Буша-ст.). В последних двух случаях существовала принципиальная возможность качественного изменения организационно-управленческой инфраструктуры миросистемы, создания условий регулирования глобализационных процессов на многосторонней основе, однако возобладала конкурентно-конфронтационная мирополитическая логика.
Ставка была сделана на проект транснационального либерализма, предусматривающего распространение дерегулированной глобализации на основе политической инфраструктуры "демократического мира" и "расширения пространства свободы". Последним концептам было придано наступательное значение: соответствующие силовые стратегии были реализованы в 2000-2008 гг. неоконсервативной администрацией Дж. Буша-мл. В результате к середине первой декады XXI в. уровень расходов на вооружения вновь приблизился к значениям конца 1980-х годов, США оказались втянутыми в затратные военные операции. При этом мировая финансово-экономическая система сохраняла тесную зависимость от США, что во многом и явилось финансово-экономической подоплекой сегодняшнего критического положения.
Современный кризис связан с противоречиями нескольких разнонаправленных политических мегатрендов : интеграция и управляемость vs поляризация и либерализация. Объективная необходимость создания многомерных структур глобального управления противостоит практике построения альтернативных коалиций в мировой политике по аналогии с союзами, начавшими Первую мировую войну. Ближайшие десятилетия, вероятно, станут периодом конструирования коалиций, возможные формы которых - от широких интеграционных объединений-форумов (с негосударственным участием) до классических реалистских силовых блоков. Возможности этих структур будут, несомненно, оцениваться с точки зрения экономического потенциала государств и иных образований, которые в них войдут. Главной проблемой предстоящего периода в сфере мироуправления станет поиск оптимальных моделей глобальной организации или нескольких метарегиональных организаций, которые в дальнейшем смогут создать качественно новую организационно-управленческую инфраструктуру миросистемы. Основные возможные форматы-сценарии - реформированная ООН, расширенный ЕС, иные метарегиональные интегрумы, Лига демократий.
В условиях мироуправленческого кризиса для России потенциально остаются открытыми все обозначенные форматы-сценарии. Безусловно, ее возможная роль в посткризисной мировой политике связана с инновационной деятельностью - не только в сфере экономики, но и в интеллектуально-политической сфере.
10.
Сущность и направления
Для начала посмотрим, каким образом описывают мегатренды четыре мировых нефтехимических гиганта: Dow Chemical, DuPont, Lanxess и Solvay. Первые три из этих компаний выделяют по четыре основных масштабных тенденции. Для Dow Chemical – это здоровье и питание, транспорт и инфраструктура, консьюмеризм, энергия. Для DuPont – рост производительности, снижение зависимости от ископаемых топлив, защита людей и окружающей среды, рост на развивающихся рынках. Для Lanxess важнейшими являются резкое повышение мобильности, глобальные проблемы с водообеспечением и надежное обеспечение продовольствием. Компания Solvay видит три мегатренда: рост численности и старение населения, использование на пределе природных ресурсов, изменение климата.
Если сравнить представления о мегатрендах этих четырех гигантов, можно выявить много общего: по сути, все говорят об одном и том же – планета маленькая, население быстро растет, богатеет, стареет и его в большей степени заботит качество жизни и окружающей среды. И еще то, что ресурсы планеты – энергия, вода, продукты питания – имеют свойство заканчиваться.
Другая тенденция,
которую можно выделить внутри мегатренда
на преодоление ресурсных
11.
Сущность и направления
История развития геополитики подробно изложена и проанализирована. С критических позиций рассмотрены корни геополитики. Не подлежит сомнению генеральное разделение истории современной геополитики на два главных этапа: классический (конец XIX в. – 1960-е годы) и новый период, начавшийся уже в 1970-х годах. Новый период можно условно назвать «новой волной», поскольку его начало было связано с развитием и расширением, прежде всего, философских и методологических оснований геополитики. При этом следует учитывать, что геополитика в ходе своего развития воспользовалась как классической методологией естественных и общественных наук XIX в. (классический позитивизм), так и философией и методологией эпохи Просвещения (классический рационализм). Здесь, однако, преследуется несколько иная задача, а именно – проследить и исследовать мегатренды содержательного развития в истории геополитики. Эта задача ставится на методологическом уровне, что позволяет осуществить максимальную концентрацию содержания искомых мегатрендов. Главные содержательные изменения происходят по преимуществу на метауровне. Под мегатрендами содержательного развития какого-либо явления, предмета, объекта или субъекта понимаются особенности и закономерности их содержательной эволюции, взятые в их широком или расширительном аспекте. Иначе говоря, крайне важно оценить подобные особенности и закономерности в их значении для пограничных (смежных) субъектов, объектов, областей и полей деятельности. Теперь нужно попытаться выделить, осмыслить и каким-либо образом маркировать мегатренды содержательного развития в истории геополитики.