Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2016 в 19:16, шпаргалка
История медицины как наука, её задачи.
История медицины как наука и предмет преподавания играет важную роль в системе подготовки врача, формировании прогрессивного научного мировоззрения, повышает уровень общей и профессиональной культуры, воспитывает чувство профессиональной врачебной этики.
ЭДВАРД ДЖЕННЕР (1749 - 1823) - основатель оспопрививания по методу вакцинации. В 1798 г. опубликовал статью "Исследования причин и действий коровьей оспы".
43. Вклад российских ученых в развитие (И.И. Мечников, Г.Н. Габричевский, Д.И.Ивановский).
ИЛЬЯ ИЛЬИЧ МЕЧНИКОВ (1845 - 1916) - основоположник иммунологии, создатель теории Фагоцитоза, основатель первой в России пастеровской станции (Одесса, 1886).
В научном творчестве выделяют три периода:
1 Работа
по общей биологии (зоологии) - изучение
беспозвоночных, сравнительная эмбриология,
изучение внутриклеточного
2.
Изучение реакции воспаления
с открытием явления
3.
Работы, связанные с микробиологией:
учение об иммунитете на
основе Фагоцитарной теории,
роль центральной нервной
Ученый изучал полиморфизм и антагонизм микробов, процессы старения организма. Разработал вопросы сравнительной патологии воспаления и невосприимчивости к инфекционным болезням.
ГРИГОРИИ НОРБЕРТОВИЧ ГАБРИЧЕВСКИЙ ( I860 - 1907) - выдающийся бактериолог конца XIX - начала XX вв. Основатель первого бактериологического института в России (1895). Показательны работы ученого по дифтерии ( разработка методики приготовления и организации производства противодифтерийной сыворотки в 1895 г. ), скарлатине ( прививки разводками стрептококка), малярии ("комариная" теория передачи инфекции), чуме, местному иммунитету, а также по изучению кишечной палочки.
ДМИТРИЙ ИОСИФОВИЧ ИВАНОВСКИЙ (1864 - 1920) - основоположник вирусологии. Научные работы связаны с изучением мозаичной болезни табака.
44.Развитие учения о сущности болезней в эпоху нового времени.
Первым строго научным учением о сущности болезни была теория целлюлярной патологии выдающегося немецкого патолога Рудольфа Вирхова (1821-1902) (рис. 1-1). В опубликованной им в 1858 г. книге «Целлюлярная патология» Р. Вирхов утверждал, что болезнь - это повреждение клеток, от которых «...зависит жизнь, здоровье, болезнь и смерть». Он полагал, что организм - это всего лишь
сообщество клеток («клеточная федерация»), в котором каждая отдельная клетка принципиально равнозначна организму, а болезнь - это местный процесс или сумма изменений клеточных территорий.
Таким образом, взгляды: Р. Вирхова на роль местного и общего в развитии болезни были сугубо механистическими, он недооценивал роль нарушения регуляторных механизмов и защитноприспособительных процессов в возникновении и развитии болезней.
Тем не менее учение Р. Вирхова совершило настоящий переворот в медицине, поскольку с этого времени она начала постепенно превращаться из искусства в науку. И не случайно, отдавая дань гениальности Р. Вирхова, во всем мире медицину делят на медицину «довирховского» и «послевирховского» периода.
В то же время некоторые современники Р. Вирхова (Ю. Конгейм и др.), рассуждая о сущности болезни, утверждали, что в каждом конкретном случае должна быть проведена четкая грань между последствиями повреждающего действия патогенного фактора и изменениями, обусловленными развертыванием приспособительных реакций организма в ответ на это повреждение. Наиболее четко эта мысль была сформулирована И.П. Павловым (1849-1936): «И в общей медицине бывают затруднения, когда вы должны в картине болезни отличить, что в ней есть результат повреждения и что есть результат противодействия организма данному повреждению. Эти две категории явлений очень спутываются. Дело науки и талантливого врача разделить их и понять, что есть истинная болезнь и что есть физиологическая мера против болезни». По И.П. Павлову, болезнь имеет две стороны:
1. Повреждение структур и связанные с этим функциональные нарушения («полом»), т.е. то, о чем, собственно, говорил Р. Вирхов.
2. «Физиологическая
мера против болезни» - развитие
защитноприспособительных
Академик
И.В. Давыдовский (1887-1968) и ряд его единомышленников
(В.П. Петленко, А.Д. Степанов) явно переоценивали
роль компенсаторно-
логично поставить вопрос: «А нужно ли вообще лечить больного, если его заболевание - всего лишь приспособление?»
45.Развитие терапии в эпоху нового времени
В начале XVIII в. в клиниках Европы не применялось ни одного диагностического прибора или инструментального метода обследования больного.
При постановки диагноза врач исходил из результатов опроса больного — анамнеза (лат. anantnesis — воспоминание), прощупывания пульса, осмотра больного и его выделений. Теплоту тела определяли эмпирически (приложением руки) вплоть до второй половины XIX в. (тогда как первый термометрический прибор уже был изобретен Г. Галилеем в конце XVI в., а затем модифицирован Санториов начале XVII в.).
Термометрия. Первый надежный спиртовой (1709 г.), а позднее и ртутный (1714 г.) термометр со шкалой от 0 до 600° предложил один из выдающихся ученых своего времени — Даниэль Габриэль Фаренгейт (1686―1736 гг.), работавший в Голландии. В качестве исходных он использовал точки отсчета. Первая — 0 F определяется в сосуде со смесью льда, воды, солей аммония и морской соли. Вторая — 32 F соответствует точке таяния льда. Третья — 96 F — нормальная температура полости рта. Температура кипения по Фаренгейту 212 F — на 180° выше точки таяния льда.
Г. Бурхааве был первым врачом, применившим собственную модификацию термометра Фаренгейта для определения темперами тела больного. Термометр Фаренгейта первым вошел в клиническую практику, но большие размеры значительно затрудняли его применение.
В 1730 г. французский естествоиспытатель Рене Антуан Фершо Реомюр (1683―1757 гг.) изобрел спиртовой термометр со шкалой от 0° до 80°.
Термометр Реомюра оказался весьма удобным, однако последнее слово в вопросе градуирования шкалы принадлежит шведскому астроному и физику Андерсу Цельсию (1701―1744). В 1742 г. он предложил стоградусную шкалу, в которой 0° С соответствовал температуре кипения воды, а 100° ― точке таяния льда. Впоследствии М. Штрёмер (Швейцария) перевернул шкалу Цельсия, сделав 0 точкой таяния льда и началом отсчета. В клиническую практику термометрия входила с трудом.
Перкуссия (лат. percussio; от percutere — постукивать), так хорошо известная сегодня и с таким трудом входившая в медицинскую практику.
Как метод обследования больного перкуссия в Европе не применялась до середины XVIII в., когда венский врач Леопольд Ауэнбруггер (1722―1809 гг.) впервые предложил этот метод физического обивания больного.
При какой бы болезни ни был обнаружен неестественный звук, получаемый при выстукивании груди, он всегда будет указывать на наличие большой опасности, считал Ауэнбруггер.
Василий ПарменовичОбраз¬цов (1851 — 1920 гг.) — выпускник МХА (1875), профессор (с 1902 г.).
В 1886 г. он разработал метод глубокой скользящей топографической (мето¬дической) пальпации органов брюшной полости, получивший ми-ровое признание.
По своему
значению для прижизненной диагностики
заболе¬ваний органов брюшной полости
она сравнима с методом перкуссии грудной
клетки, предложенным Л. Ауэнбруггером.
Ее высокая точность была подтверждена
после введения метода рентгенодиагностики
с применением контрастных веществ (1905
г.).
В.П.Образцов предложил также оригинальный метод непосредственной перкуссии органов грудной и брюшной полостей одним пальцем (1910), что позволило более точно определять границы органов.
Посредственная аускультация.
Непосредственная аускультация (лат. auscultatio — выслушивание; tnauscultare — внимательно слушать). Теофил Гиацинт Лаэннек (1782―1826 гг.) — будучи студентом Парижского университета, Лаэннек начал работу по изучению чахотки (греч. phthisis; от phthio — чахнуть, сохнуть). Патологоанатомические вскрытия умерших от этой болезни выявляли в различных органах специфические образования, которые Лаэннек назвал туберкулами (лат. tuberculum — бугорок, узелок). Они возникали и развивались без внешних признаков, а когда симптомы болезни проявлялись, спасти больного было уже не возможно. Выслушивание ухом не давало ощутимых результатов. Никаких средств прижизненной диагностики еще не было.
В 1816 он предложил метод посредственной аускультации с помощью стетоскопа.
Первые стетоскопы (лат. stethoscopium; от греч. stethos — грудь и skopeo — смотрю, исследую) были из бумаги, потом из древа разных пород.
В России первое описание перкуссии было сделано профессором Медико-хирургической академии Ф. Уденом (1754―1823 гг.). Заслуга внедрения перкуссии и аускультации в клиническую практику принадлежит П.А. Чаруковскому (1790―1842 гг.) в Петербурге и Г.И. Сокольскому (1807―1886 гг.) в Москве.
46.Развитие отечественной терапии в эпоху нового времени
Крупнейшим терапевтом России первой половины XIX в. был выпускник Московского университета (1800 г.) впоследствии его профессор патологии и терапии (1809 г.) и декан медицинского факультета Матвей Яковлевич Мудров (1776―1831гг.):
― основоположник клинического преподавания и клинической медицины в России;
― рассматривал болезнь, как результат воздействия на организм условий окружающей среды;
― развил учения о единстве и целостности организма;
― при обследовании больного (первым в России) применил аускультацию и перкуссию;
― разработал схему клинического обследования больного;
― ввел написание истории болезни;
― внес ценный вклад в учение о профилактике болезней;
Основным принципом его практики было лечить не болезнь, а больного.
Труд: «Слово о способе учить и учиться Медицине Практической, или деятельному Врачебному Искусству при постелях больных» (1820 г.).
Григорий Антонович Захарьин (1829―1897 гг.) — выдающийся терапевт, профессор, директор факультетской терапевтической клиники Московского университета. Окончил медицинский факультет Московского университета (1852). Профессор Московского университета с 1862 г. :
― разработал оригинальный метод анамнеза — расспроса больного (греч. anamnesis — воспоминание);
― описал зоны расстройства чувствительности при заболеваниях внутренних органов, которые получили название «зоны Захарьина–Геда»;
― содействовал выделению в самостоятельные медицинские дисциплины педиатрии, оториноларингологии, невропатологии и др.
― старонник индивидуализации в лечении больных;
― развил гигиеническое направление в терапии;
― описал сифилис внутренних органов;
― дал классификацию туберкулезных поражений.
Сергей Петрович Боткин (1832―1889 гг.) создал крупнейшую в России научную терапевтическую школу и положил начало функциональному клинико-экспериментальному направлению в отечественной медицине.
В 1855 году С.П. Боткин окончил медицинский факультет Московского университета. Защитил докторскую диссертацию «О всасывании жира в кишках» (1860).
Создал первую в России лабораторию экспериментальной медицины, которую в течение 10 лет (с 1878 г.) возглавлял И.П. Павлов; впервые выявил инфекционную природу так называемый катаральной желтухи (болезнь Боткина, 1866 г.); ему принадлежат приоритетные идеи в области физиологии и патологии сердца и сосудов, кроветворения.
Его «Курс клиники внутренних болезней» (1867―1875 гг.) и «Клинические лекции» (1887 г.) служили руководством для многих поколений отечественных врачей.
С.П. Боткин был первым русским врачом, назначенным лейб-медиком императорского двора. Он был председателем Общества русских врачей в Петербурге (с 1878 г.); участвовал в организации больниц и школьного санитарного надзора; под его руководством была организована бесплатная помощь неимущим петербуржцам.
Из 106 учеников С.П. Боткина 40 стали докторами медицины.
Алексей Александрович Остроумов (1844-1908) в 1970 году окончил медицинский факультет Московского университета. Продолжатель традиций клинических методов Захарьина (придавал большое значение тщательному расспросу больного); развивал традиции Боткина в разработке экспериментальной физиологии и патологии; большое внимание уделял роли нервной системы в организме.
Русские клиницисты своим направлением, основанным на непосредственном наблюдении больного, на тщательном описании болезни, внимательном собирании анамнестических данных, уже начиная с М. Я. Мудрова и в особенности благодаря трудам Г. А. Захарьина разрабатывали передовые течения клинической медицины.
47.Развитие
хирургии в эпоху нового
В эпоху нового времени в области хирургии были сделаны следующие открытия:
- впервые применили наркоз, устраняющий шок и боль при операциях:
- заложили основы асептики и антисептики:
- открыли группы крови.
В 1846 г. бостонский зубной врач УИЛЬЯМ МОРТОН (1819 -1868) по совету врача и хирурга ЧАРЛЬЗА ДЖЕКСОНА (1805 – 1880) и после опыта, проведенного на себе, удалил у больного зуб под эфирным наркозом. В этом же году главный врач, хирург Массачусетского госпиталя ДЖОН УОРРЕН (1778 – 1856) публично произвел удачную операцию по удалению опухоли шеи под эфирным наркозом. Хлороформ начали применять с 1847 г. (ДЖЕЙМС СИМПСОН).
В 1845 г. РИНД изобрел полую иглу, а в 1853 г. А. ВУД и X.ПРАВАЦ (1791 – 1833) предложили использовать шприц: его стали применять для местной анестезии после того, как в 1860 г. был выделен алкалоид кокаин.
В 1899 г. немецкий хирург АВГУСТ ВИР (1861 – 1949) впрыснул кокаин в подпаутинное пространство спинного мозга при помощи предложенной ранее Г.КВИНКЕ поясничной пункции, и, таким образом, открыл спиномозговую анестезию.
В 90-х годах XIX в. получил распространение метод обезболивания струей хлорэтила.
К вопросам асептики и антисептики наиболее близко подошли венгерский акушер И. Земмельвейс и английский хирург Дж. Листер
ИГНАИИ ЗЕММЕЛЬВЕЙС (1818 – 1865) установил причину родильной горячки и предложил метод обработки рук раствором хлорной извести.
ДЖОЗЕФ ЛИСТЕР (1827 – 1912) впервые разработал и теоретически обосновал мероприятия по борьбе с нагноением ран. Его система базируется на применении 2-5%-го раствора карболовой кислоты в качестве антисептика для обработки ран и асептики ( для обработки рук хирурга), перевязочного материала, , соприкасающихся с раной