Экзаменационные билеты по предмету "Русская литература".

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2009 в 16:43, Не определен

Описание работы

Экзаменационные билеты

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (2).doc

— 207.50 Кб (Скачать файл)

Так, постоянная спутница Катерины, главной героини  пьесы, Варвара, сестра мужа Катерины, Тихона Кабанова. Она - оппонент Катерины. Главное ее правило: "делай что  хочешь, только бы все шито да крыто  было". Варваре не откажешь в уме, хитрости и легкости, до замужества ей хочется везде успеть, все попробовать, потому что она знает, что "девки гуляют себе, как хотят, отцу с матерью и дела нет.

Только бабы взаперти сидят". Ложь для нее - норма  жизни. В разговоре с Катериной  она прямо говорит об этом: Катерина: - Обманывать-то я не умею; скрыть-то ничего не могу. Варвара: - Ну а без этого нельзя... У нас весь дом на этом держится. И я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало. Варвара приспособилась к темному царству, выучила его законы и правила. В ней чувствуется властность, сила, желание обманывать. Она, по сути, будущая Кабаниха, ведь яблоко от яблони недалеко падает. Дружок Варвары, Кудряш Иван, ей под стать. Он единственный в городе Калинове, кто может ответить Дикому. "Я грубиян считаюсь; за что же он меня держитСтало быть, я ему нужен. Ну, значит, я его и не боюсь, а пущай же он меня боится...", - говорит Кудряш. В разговоре он ведет себя развязно, бойко, смело, хвастает своей удалью, волокитством, знанием "купеческого заведения". Кудряш -второй Дикой, только он еще пока молод.

В конце концов Варвара и Кудряш покидают "темное царство", но означает ли этот побег, что они полностью освободились от старых традиций и законов и  станут источником новых законов  жизни и честных правилВряд ли. Теперь, очутившись на свободе, они скорее всего будут сами пытаться стать хозяевами жизни.

Давайте теперь обратимся к истинным жертвам "темного  царства". Так, муж Катерины Кабановой  Тихон - безвольное, бесхарактерное существо. Он во всем слушается свою мать и  подчиняется ей. Он не имеет четкой жизненной позиции, мужества, смелости. Его образ полностью соответствует данному ему имени - Тихон (тихий). Молодой Кабанов не только не уважает себя, но и позволяет своей маменьке беспардонно относиться к его жене. Особенно ярко это проявляется в сцене прощания перед отъездом на ярмарку. Тихон слово в слово повторяет все наставления и нравоучения матери. Кабанов ни в чем не мог противостоять своей матери, потихоньку спивался и тем самым становился еще более безвольным и тихим. Конечно, Катерина не может любить и уважать такого мужа, а душа ее жаждет любви. Она влюбляется в племянника Дикого, Бориса.

его желание  получить свою часть бабушкиного  наследства (а получит он ее только в том случае, если будет почтителен с дядюшкой) оказались сильнее, чем любовь.

В темном царстве  большим почтением и уважением  пользуется странница Феклуша. Рассказы Феклуши о землях, где живут  люди с песьими головами, воспринимаются как неопровержимые сведения о мире.

Но не все  так мрачно, встречаются в "темном царстве" и живые, сочувствующие души. Это механик-самоучка Кулигин, отыскивающий вечный двигатель. Он добр и деятелен, одержим постоянным желанием сделать что-то полезное для людей...

Но все его  благие намерения наталкиваются  на толстую стену непонимания, безразличия, невежества. Так, на попытку поставить на дома стальные громоотводы, он получает яростный отпор Дикого: "Гроза-то нам в наказание посылается, чтобы мы чувствовали, а ты хочешь шестами да рожнами какими-то, прости господи, обороняться".

Кулигин является в пьесе резонером, в его уста вложено осуждение "темного царства": "Жестокие, сударь, нравы в нашем городе, жестокие... У кого деньги, сударь, тот старается бедного закабалить, чтобы на его труды даровые еще больше денег нажить..." Но Кулигин, так же как и Тихон, Борис, Варвара, Кудряш, приспособился к "темному царству", смирился с такой жизнью, он всего лишь прижившееся тело в "темном царстве".

Второстепенные  персонажи, как уже было сказано, - это фон, на котором разворачивается  трагедия отчаявшейся женщины. Каждое лицо в пьесе, каждый образ был ступенькой в той лестнице, которая привела Катерину на берег Волги, к смерти. 

А это стихи:Ты страстно ждешь. Тебя зовут,—

Но голоса мне  не знакомы,

Очаг остыл,—  тебе приют —

Родная степь. Лишь в ней ты — дома.

 

Там — вечереющая даль,

Туманы, призраки, виденья,

Мне — беспокойство и печаль,

Тебе — покой  и примиренье.

 

О, жалок я  перед тобой!

Всё обнимаю, всем владею,

Хочу владеть  тобой одной,

Но не могу и  не умею!

 

Второй вопрос: Роман “Обломов” был написан И. А. Гончаровым в 1859 году и тотчас же привлек внимание критиков поставленными в нем проблемами. Русская революционная демократия в лице Н. А. Добролюбова оценила роман Гончарова как нечто “более, нежели просто удачное создание сильного таланта”. Она увидела в нем “произведение русской жизни, знамение времени”.

Так была определена исключительная злободневность гончаровского  романа. И в те же годы весьма авторитетными  современниками были высказаны суждения, оценивавшие “Обломова” как произведение, которому предстоит долгая жизнь. Сегодняшнее напряженное внимание и пристальный интерес к нему театра и кинематографа, читателей и исследователей, включение романа в сферу споров о недавней истории и проблемах будущего — прямое подтверждение пророческих предвидений тех лет. 

В чем же секрет этого романа? Видимо, в том, что  Гончаров как гениальный художник сумел  раскрыть типично национальное, близкое  всем нам явление. Явление, которое  стало символом, именем нарицательным. Это явление — обломовщина.

Кто же он — Илья Ильич Обломов? Жизнь, похожая на сон, и сон, похожий на смерть, — вот судьба главного героя романа и многих других персонажей. А за пределами произведения читатель видел еще великое множество обломовых. Трагизм романа Гончарова именно в обычности происходящих событий. Добрый, неглупый человек, Обломов лежит на диване в удобном домашнем халате, а жизнь уходит безвозвратно. Чудесная девушка Ольга Ильинская, полюбившая Обломова и тщетно пытавшаяся спасти его, спрашивает: “Что сгубило тебя? Нет имени этому злу...” “Есть... "Обломовщина"”, — отвечает наш герой.

Царство крепостной России — вот истоки обломовской  апатии, бездеятельности, страха перед  жизнью. Привычка получать все даром, не прикладывая к этому труда, — основа всех поступков и образа действий Обломова. Да и не только его одного.

Теперь попробуем  на минуту представить себе, от чего отказался Обломов и в каком  направлении могла бы пойти его  жизнь.

Вообразим себе иной ход сюжета романа. Ведь многие современники Обломова, выросшие в  таких же условиях, преодолевают их пагубное влияние и поднимаются до служения народу, Родине. Представим себе: Ольге Ильинской удается спасти Обломова. Любовь их соединяется в браке. Любовь и семейная жизнь преображают нашего героя. Он становится вдруг деятельным и энергичным. Понимая, что крепостной труд не принесет ему больших выгод, он освобождает своих крестьян. Обломов выписывает из-за границы новейшую сельхозтехнику, нанимает сезонных рабочих и начинает вести свое хозяйство по-новому, по-капиталистически. За короткий срок Обломову удается разбогатеть.

К тому же умная  жена помогает ему в предпринимательской  деятельности.

Представим себе другой вариант. Обломов “пробуждается” от сна сам. Видит свое гнусное  прозябание, бедность своих крестьян и “уходит в революцию”. Быть может, он станет видным революционером. Его революцион ная организация поручит ему очень опасное задание, и он его успешно выполнит. Об Обломове напишут в газетах, и имя его узнает вся Россия.

Но это все  фантазии... Изменить роман Гончарова  нельзя. Он написан очевидцем тех событий, отразившим время, в котором жил. А это было время накануне отмены крепостного права. Время ожидания перемен. В России готовилась реформа, которая должна была круто изменить ход событий. А пока тысячи помещиков эксплуатировали крестьян, полагая, что крепостное право будет существовать вечно.

До настоящего времени роман Гончарова “Обломов”  сохранил свою привлекательность как  произведение высокого нравственного  пафоса, беспощадной авторской откровенности, подлинного гуманизма

Поэма А. Блока "Двенадцать" была написана в 1918 году. Это было страшное время: позади четыре года войны, ощущение свободы в дни Февральской  революции, Октябрьский переворот  и приход к власти большевиков, наконец, разгон Учредительного собрания, первого российского парламента. Интеллигентами того круга, к которому относился А. Блок, все эти события воспринимались как национальная трагедия, как погибель русской земли.

спринимались  как национальная трагедия, как погибель русской земли. На этом фоне явным  контрастом прозвучала блоковская поэма, она многим его современникам показалась не только неожиданной, но даже кощунственной. Как мог певец Прекрасной Дамы создать стихи о толстомордой Кате? Как мог поэт, посвятивший такие проникновенные лирические стихи России, написать в страшные для нее дни слова: "Пальнем-ка пулей в Святую Русь?". Вопросы эти были поставлены после первой публикации поэмы "Двенадцать" в газете "Знамя труда".

Сегодня, спустя более трети века, все эти вопросы  встали перед нами с новой силой, поэма "Двенадцать" вызвала пристальный интерес, мы вглядываемся в нее, вглядываемся в прошлое, пытаясь понять настоящее и предугадать будущее, понять позицию поэта, продиктовавшую ему строки этого стихотворения. "Эпиграф столетия" - так называют блоковскую поэму исследователи современности, предлагая различные варианты ее прочтения. В последние, девяностые годы толкователи порой пытаются прочесть стихотворение "от противного", доказать, что Блок в нем дал сатиру на революцию, а его Христос на самом деле Антихрист. Однако так ли это?

Прежде всего, А. Блок предупреждал, что не следует  переоценивать значение политических мотивов в поэме "Двенадцать". Она имеет более широкий смысл.

В центре произведения - стихия, вернее, пересечение четырех  стихий: природы музыки, и стихии социальной, само действие поэмы происходит не только в Петрограде 1918 года, сколько, как пишет поэт, "на всем божьем свете". Идет разгул стихийных сил природы, а для поэта-романтика, поэта-символиста, которым был А. Блок, это символ, противостоящий самому страшному - обывательскому покою и уюту. Еще в цикле "Ямбы" (1907-1914) он писал: "Нет! Лучше сгинуть в стуже лютой! Уюта нет. Покоя нет."

Поэтому и стихия природы так созвучна его душе, она передана в "Двенадцати" множеством образов: ветер, снег, вьюга и пурга. В этом разгуле стихий, сквозь вой ветра и пурги А. Блок услышал музыку революции - в своей статье "Интеллигенция и Революция" он призывал: "Всем телом, всем сердцем, всем сознанием - слушайте Революцию". Главное, что услышал поэт в этой музыке, - это ее многоголосие.

Оно отразилось в ритмике поэмы - она вся построена  на смене музыкальных мелодий. Среди  них и боевой марш, и бытовой  разговор, и старинный романс, и  частушка (известно, что А. Блок начал  писать свою поэму со строчек "Уж я ножичком полосну-полосну", услышанных им и поразивших его своей звукописью). И за всем этим многоголосием, дисгармонией поэту слышится мощный музыкальный напор, четкий ритм движения, которым заканчивается поэма. Стихийна в ней и любовь. Это темная страсть с черными хмельными ночками, с роковой изменой и нелепой гибелью Катьки, которую убивают, целясь в Ваньку, и никто не раскаивается в этом убийстве. Даже Петруха, пристыженный своими товарищами, ощущает неуместность своих страданий: "Он головку вскидывает.

Он опять повеселел". А. Блок очень точно ощутил то страшное, что вошло в жизнь: полное обесценивание  человеческой жизни, которую не охраняет больше никакой закон никому даже не приходит в голову, что за убийство Катьки придется отвечать. Не удерживает от убийства и нравственное чувство - нравственные понятия предельно обесценились. Недаром после гибели героини начинается разгул, теперь все дозволено: 

"Запирайте  этажи, 

 

Нынче будут  грабежи!

 

Отмыкайте погреба -

 

Гуляет нынче  голытьба!"

Не в состоянии  удержать от тёмных, страшных проявлений человеческой души и вера в Бога. Она тоже потеряна, и, Двенадцать, которые пошли "в красной гвардии служить", сами это понимают.

й иконостас?" и добавляют: "Али руки не в  крови Из-за Катькиной любви?" Но убийство творится не только из-за любви - в нем появилась и иная стихия, стихия социальная. В разгуле, в разбое - бунт "голытьбы". Эти люди не просто бушуют, они пришли к власти, они обвиняют Ваньку в том, что он "буржуй", они стремятся уничтожить старый мир: "Мы на горе всем буржуям/ Мировой пожар раздуем..." И вот тут возникает самый сложный вопрос, который мучит читателей блоковской поэмы и, сейчас, как мучил три четверти века назад: как мог А. Блок прославить этот разбой и разгул, это уничтожение, в том числе и уничтожение культуры, в которой он был воспитан и носителем которой был он сам? Многое в позиции А. Блока может прояснить то, что поэт, будучи всегда далеким от политики, был воспитан в традициях русской интеллигентской культуры XIX века с присущими ей идеями "народопоклонства" и ощущением вины интеллигенции перед народом.

Информация о работе Экзаменационные билеты по предмету "Русская литература".