Экзаменационные билеты по предмету "Русская литература".

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2009 в 16:43, Не определен

Описание работы

Экзаменационные билеты

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (2).doc

— 207.50 Кб (Скачать файл)

Автор дает и  положительный пример романтического героя, беззаветно преданного людям. Данко во имя любви к народу жертвует своей жизнью. «Что сделаю я для людей!? — сильнее грома крикнул Данко. И вдруг он разорвал руками себе грудь и вырвал из нее свое сердце и высоко поднял его над головой». «Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещенный этим факелом великой любви к людям, а тьма разлетелась от света его и там, глубоко в лесу, дрожащая, пала в гнилой зев болота. Люди же, изумленные, стали как камни».

йствительностью. Данко отдает свою жизнь во имя счастья людей, не нуждаясь в их благодарности и памяти. Это удел избранных, они горды и бескорыстны. Людская память не может окупить их гибель, и лишь легенда воспевает имя Данко, подобно былинному герою. Изергиль, рассказавшая эту легенду, сама погружается в романтичность. Она уверена, что оставила след в людских сердцах. Но автобиографический герой развенчивает и ее, показывая бессмысленность существования, эгоизм и себялюбие героини. Состарившись и вспоминая о былом, она не оживляется, глаза ее тусклы и безжизненны. Таким образом, Горький не только рисует разные типы романтических героев, но и оценивает их поступки, развенчивает ореол загадочности и притягательности — в этом особенность и новаторство его романтического наследия.

Ранние рассказы Алексея Максимовича явились яркой страницей в его творчестве и в классической русской литературе в целом. Красота и свежесть авторской речи завораживает, заставляет задуматься о смысле бытия А фраза Изергиль «В жизни, знаешь ли ты, всегда есть место подвигам» стала на долгие годы абсолютной истиной.

БИЛЕТ 11,1 ОТВЕТ:Образ  Луки в пьесе М.Горького «На дне».

 

 

 

    Лука  — самый сложный образ в  пьесе М. Горького «На дне». Именно с ним связан основной  философский вопрос произведения: «Что лучше: истина или сострадание? Нужно ли доводить сострадание до того, чтобы пользоваться ложью, как Лука?»

До появления  в ночлежке Луки отношения двух групп  персонажей складываются явно в пользу «бесчувственных» правдолюбцев: так, Барон  по-хамски ведет себя по отношению к Насте, заставляет ее провести уборку ночлежки вместо себя (в этом «общежитии» налажена система «дежурств»); малосимпатичный Бубнов грубо отмахивается от жалоб Анны и КЛеща («шум — смерти не помеха»). В целом, «мечтатели» мучаются, они зависимы, жаждут сострадательной доброты, но не находят сочувствия у сторонников «правды факта». Такое сочувствие они найдут у странника Луки.

Этот человек  прежде всего добр: он снисходителен  к слабостям, терпим к чужим грехам, отзывчив на просьбу о помощи. Еще  одна привлекательная черта Луки — его неподдельный интерес к жизни, к другим людям, у каждого из которых он способен разглядеть индивидуальную «изюминку» (кстати, странничество и интерес к «чудинке» — общие черты Луки и героя-повествователя ранних горьков-ских рассказов). Лука вовсе не навязывает другим своих взглядов, не горит желанием делиться жизненным опытом с первым встречным или демонстрировать свой незаурядный ум. Вот почему он не пытается «обратить в свою веру» Бубнова и Барона — им он попросту не нужен, а «навязываться» — не в его характере.

Нужен же он «страдальцам»: это им необходимо утешение и ободрение  — своеобразная анестезия от жизненных  бед и стимулятор интереса к жизни. Подобно опытному психоаналитику, Лука умеет внимательно слушать «пациента». Интересна тактика его духовного «врачевания»: чтобы утешить собеседника, он не придумывает никаких собственных рецептов, но лишь умело поддерживает сложившуюся у каждого из них мечту (повторим еще раз девиз Луки: «Во что веришь, то и есть»).

В этом отношении особенно интересны его рекомендации Актеру. Актер — герой веры, а не правды факта, и утрата способности верить окажется для него смертельной (это случится после ухода Луки из ночлежки).

Впрочем, до вынужденного ухода Луки самочувствие ночлежников  заметно улучшается: у большинства из них крепнет вера в возможность жить лучше, кое-кто уже делает первые шаги на пути к обретению человеческого достоинства. Лука сумел вдохнуть в них веру и надежду, согрел их души своим сочувствием. Обезоруживающее действие не просветленной добром «правды» Бубнова и Барона на время нейтрализовано. Несколько смягчается по отношению к товарищам по несчастью даже сам Бубнов (в последнем действии он пригласит «сожителей» разделить с ним немудреную трапезу); лишь Барон, пожалуй, остается неисправимым циником и мизантропом.

Именно Барон  — наименее симпатичный из ночлежников  — пытается разоблачить Луку как  «шарлатана» и обманщика в  последнем действии пьесы. Здесь  важно заметить, что с момента  исчезновения Луки до времени последнего действия проходит немало времени (судя по «метеорологическим» ремаркам, около полугода).

Выясняется, что  пробужденные в душах ночлежников  надежды оказались непрочными и  уже почти угасли. Возвращение  к прозаической реальности тяжело переживается вчерашними «мечтателями» (особенноболезненно реагирует на новую ситуацию Актер). Виновником своего тяжелого отрезвления некоторые ночлежники склонны считать Луку.

Казалось бы, Барона должен был поддержать в его  обличениях вчерашний противник  Луки Сатин. Но происходит неожиданное: Сатин вступается за Луку и произносит гневную отповедь Барону: «Молчать! Вы все скоты! ...молчать о старике! (Спокойнее.) Ты, Барон, всех хуже!.. Ты — ничего не понимаешь... и— врешь! Старик— не шарлатан! Что такое — правда? Человек — вот правда! Он это понимал... вы — нет!» Внешне мотивированный «защитой» Луки и спором с Бароном, монолог Сатина перерастает свои функциональные рамки. Он становится компактно изложенной декларацией — декларацией иной, чем у Луки (но и резко отличной от бубновской) жизненной позиции.

В финале пьесы  ночлежники пытаются «судить» Луку, но автор устами Сатина отказывает им в этом праве. Горький создает  сложный, противоречивый, чрезвычайно  неоднозначный образ. С одной  стороны, именно Лука — наиболее интересная среди персонажей пьесы личность, именно он «будоражит» ночлежников и дает импульс пробуждающемуся сознанию Сатина. С другой стороны, его сильные стороны (доброта, снисходительность, субъективное желание помочь другим) оборачиваются роковыми последствиями для «слабых духом». Правда, вина за это в большей мере падает на самих ночлежников. Горькому удалось вскрыть одну из самых опасных и болезненных черт «босяцкого» сознания и психологии социальных низов в России: неудовлетворенность реальностью, анархический критицизм по отношению к ней — и вместе с тем зависимость от внешней помощи, слабость к посулам «чудесного» спасения, полную неготовность к самостоятельному жизненному творчеству.

БИЛЕТ 12,1 ОТВЕТ:  В герое купринских произведений мы видим человека, способного на поступок, на акт возмущения против унижения его человеческого достоинства, способного

 

сделать самостоятельный  нравственный выбор, даже вовсе отказаться от

 

уготованной ему  судьбы с ее несвободой, несправедливостью  или невозможностью

 

любви (героиня  рассказа Олеся из одноименной повести, Ромашов из "Поединка",

 

 

Сашка-музыкант из "Гамбринуса", герой "Анафемы", Желтков из "Гранатового 

 

браслета" и  др.). Однако подобный выбор в изображении  Куприна часто 

 

оказывается трагическим, сопряженным с жизненной катастрофой героя, особенно

 

в творчестве писателя после революционной эпохи 1905-1907 годов.

 

Идея социально  активной и нравственно ответственной  личности нашла свое яркое художественное претворение в рассказе "Гамбринус". Эта идея воплощена не просто в образе "маленького человека", но в образе человека предельно

 

бесправного в  николаевской России.

Протест героя  в кульминации рассказа против

 

насилия и насильников - сыщиков-погромщиков, его отважный отказ сыграть гимн

 

"в честь  обожаемого монарха" (4, 180), его властные и гневные слова обличения

 

предателя народа, производят на нас тем более сильное  впечатление, что они 

 

принадлежать  беззащитному еврею, "кроткому, веселому", безотказному

 

музыканту Сашке.

 Картина всколыхнувшегося  времени, с наступившей

 

"ускоренной  жизнью", создается прежде всего  образами разнообразных 

 

музыкальных мелодий, то печальных - "страстно-тоскливых, рыдающих и 

 

проклинающих  звуков", то веселых, как джига, то торжественных и 

 

героических, как "Бурский марш" и "Марсельеза", то "страдальных", как песня

 

балаклавских  рыбаков про войну на Дальнем  Востоке.

Дух революционного

 

времени и героическая  его красота великолепно воспроизведены здесь в образе

 

человеческой "спайки", "крепкой связи, которая спаивает людей, долго

 

разделявших труд, опасность и ежедневную близость к смерти" (4, 172), той связи,

 

которая своей  поэзией возвышает простой люд  Гамбринуса. Примечателен здесь,

 

например, образ "здоровенного рабочего", который "вдруг вызвался идти на войну

 

вместо Сашки".

На той же почве в рассказе утверждается еще  одна высокая духовная, этическая  ценность, всегда дорогой Куприну  идеал "всечеловечества", солидарности

 

народов мира. Без  причастности к этом идеалу Куприн не мыслил себе личности

 

настоящего человека. Художественное обаяние "Гамбринуса" в огромной мере и связано с тем, что в образах этого рассказа очень непосредственно и сильно светятся живые искры этого духа "всеединства" простого, трудового люда разных наций.

 Он дан  в образе "громадного порта", где "развевались сотни флагов со всех концов земного шара", с "итальянскими шкунами", "анатолийскими кочермами и трапезундскими фелюгами", со снующими грузчиками - "русскими босяками", "смуглыми турками", "мускулистыми персами", образ "международного города" с греческими и турецкими кофейнями и кабачками. И в центре - образ кабачка Гамбринуса, куда "большими артелями" приходят здешние рыбак, малоазиатские греки, "гурьбой, держась рука об руку" являются английские матросы, где скрипач еврей Сашка играет "итальянские народные куплеты, и хохлацкие думки, и еврейские свадебные танцы" и песни африканских негров.

БИЛЕТ13,1 ОТВЕТ:В  прекрасном и яростном мире (Машинист Мальцев)  

 

Читать книгу:

В прекрасном и  яростном мире (Машинист Мальцев)

Андрей Платонов был подлинным сыном революции, принял ее сразу и без малейшего сомнения. Он тогда занимал всем сразу: мелиорацией, электротехникой, партийной работой. И писал, смущаясь – потому что страсть к слову не умерла с приходом революции, – он ведь не был уверен, что искусство должно исчезнуть, его обязан сменить «сущий энтузиазм жизни». Он монашески ограничивал себя, стыдясь любви к слову, как греха. И от этого его слово становилось особенно цельным, плотным, вещественным, фраза казалась тяжелой и неповоротливой, как будто мысль еще только рождается, «примеривается» к действительности. Произведения Андрея Платонова не были оценены по достоинству при жизни писателя: они повергались идеологической критике, большая часть была издана только после его смерти.

ОТВЕТ 13,2:"Анна Снегина"

Л.П. Егорова, П.К. Чекалов 

 

Поэма "Анна Снегина" справедливо считается одним  из наиболее крупных по значению и  масштабу творений Есенина, произведением  итоговым, в котором личная судьба поэта осмыслена в связи с  народной судьбой.

Информация о работе Экзаменационные билеты по предмету "Русская литература".